Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность политической культуры




С момента своего возникновения, политика как главная сфера пуб­личной жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором вы­ражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все сформировавшиеся политиче­ские системы отражали определенный исторический уровень человече­ских стремлений и возможностей. В свою очередь, установившиеся политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия вла­сти и общества имеют смысл и необходимую устойчивость лишь в кон­тексте существующей политической культуры.

Без глубокого изучения политической культуры общества нельзя в полной мере понять и правильно оценить его политическую систему, динамику и харак­тер политической жизни. В конечном счете, смысл изу­чения политической культуры состоит в выявлении социально-политических механизмов укрепления ста­бильности общественного организма и его развития.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обуслов­лено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако существующие у них интересы реализуются не пря­мо, а опосредуются теми значениями и смыслами, в которых выра­жено отношение субъектов политики к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Сами же смыслы и значения пред­писываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения.

Политическая культура — явление конкретно-ис­торическое. На различных этапах развития человечес­кого общества она обогащалась тем содержанием, ко­торое соответствовало потребностям времени. Это не означает, по мнению К.А. Воробьева, что политическая культура — явление конъ­юнктурное. Просто по сравнению с другими социаль­но-политическими явлениями она более динамична, ибо связана с политической деятельностью людей, политическим освоением действительности. А полити­ческие процессы динамичны, изменчивы, часто меняют свою направленность [38].

Политическая культура — один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их полити­ческое поведение, оказывает большое влияние на формирова­ние и функционирование политических и государственных институтов, придает значимость политическим процессам, оп­ределяет характер взаимосвязи государства и гражданского об­щества. Политическую культуру, как считает А.Г. Грязнова, можно понять лишь как посто­янно изменяющееся явление, реагирующее на изменения окружающего мира [107].

Особенно изменчива политическая сторона жизни общества в периоды революционных потрясений и преобразований. Тогда острее встает вопрос о полити­ческой культуре народных масс, ибо они в большин­стве своем в такие периоды и втягиваются в политику. А от того, с каким уровнем политической культуры массы вступают в политическую деятельность, зависят и результаты их деятельности — будет ли она конструктивна и созидательна или деструктивна и разру­шительна

Политическую культуру представляет собой символическую сис­тему, охватывающую политические традиции, политические нормы и ценности, политические идеалы и проекты будущего. Политическая культура сводит воедино три времени:

· прошлое, зафикси­рованное в политических традициях;

· настоящее, отражаемое в установ­ках и нормах поведения людей, адаптирующихся к современной полити­ческой реальности;

· будущее, совмещающее вероятное, желаемое и должное.

 

Как подчеркивал А.С. Панарин, современные полити­ческие культуры, в отличие от политических культур прошлого, харак­теризуются приматом будущего над прошлым, проекта - над традицией [170, с.327]. Реальную мотивацию людей, сегодня уча­ствующих в политическом процессе, характеризует не столько верность прошлому, с его традициями и ценностями, сколько открытие желаемого будущего. Даже те, кто свое участие в политике объясняет стремлением защи­тить завещанные отцами ценности, на самом деле адаптирует свое бытие и свои ценности, к вызовам будущего. В этом смысле нет несовременных политических культур - таких, кото­рые бы всецело жили прошлым и не соотносили свои установки с реалиями и перспективами настоящего и будущего.

На самом деле, сегодня нет оазисов неизменной политической ситуации. В любом участке земного шара среда меняется крайне быстро, что приводит к возрастающему обесценению опыта прошлых поколений; вместо того чтобы просто вос­производить его, людям приходится мобилизовать поисковые способно­сти и приспосабливать свое поведение к условиям, в которых до них еще никто не жил. В условиях изменчивой среды будущее действует на наше поведение сильнее, чем прошлое и даже чем настоящее. В культу­ре решается не столько проблема преемственности, сколько, с одной стороны, проблема адаптации к настоящему, с другой - проблема определения стратегий будущего. Если завтра нам заведомо предстоит жить в условиях, значительно отличающихся от сложившихся, выработка правильной стратегии становится более выгодной для выживания, чем со­блюдение самых высокочтимых ритуалов. В ны­нешнем взаимосвязанном мире от вызовов будущего некуда спрятаться, все народы являются современниками, а все культуры - современны­ми. Жизнь становится процедурой открытия заранее никому неизвестно­го; и никто не знает, какой именно опыт будет затребован завтра и по­лучит освящение в качестве «современного», а какой будет забыт.

Проблематизированными оказываются все виды культурного опыта; нельзя найти культуру, которая имела бы монопольное право воплощать современность или считать, что в будущем она пребывает "у себя дома" и никакие сюрпризы ее не ждут. Ненаучно сегодняшние тенденции экстраполировать в будущее - это грозит тупиками тотального эко­логического, экономического, политического и духовного кризисов. Следовательно, вместо того чтобы спрашивать, когда другими культура­ми будет, наконец, вполне освоен опыт передового Запада, пора спро­сить, в каком направлении всем культурам, включая западную, предстоит качественно измениться, «реконструироваться», дабы избежать стратеги­ческого поражения в великой игре с неотвратимым и непредсказуемым будущим [170, с.328].

Политическая культура фиксирует способность индивида понимать специ­фику своих интересов, отстаивать их в строгом соответствии с правилами поли­тической игры. Политическая культура проявляется и в политических симпати­ях индивида, в формах его политической деятельности (так, гражданин может либо участвовать в выборах, либо проявить политическую пассивность), в целе­сообразности и жизнеспособности политических институтов[259, с.124]

Соответственно, политическая культура — один из важнейших элементов по­литической системы общества. Она прямо, либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на их вос­приятие внутренней и международной политики, оценку поли­тических систем и режимов, правящих групп и отдельных поли­тических лидеров, определение человеком своего места и роли в политической сфере общественной жизни. В силу этого знание политической культуры открывает достаточно широкие перспек­тивы для политического прогнозирования.

Политическая культура представляет собой целостное взаимозависмое явление, поэтому стремление по­строить политическую демократию, создавая лишь формальный набор демократических институтов и правил, обречено на провал, если они не опираются на соответствующую им политическую культуру [192, с.185]. Отсюда вытекает огромная роль и значимость политической культуры в осмыс­лении политических процессов.

Таким образом, сущность политической культуры определяют такие элементы:

· безвременность (когда прошлое, настоящее и будущее сливаются воедино);

· современность (всегда вплетена и обусловлена политической реальностью, конкретно-исторична);

· индивидуальность (человек воспринимает политическую культуру только индивидуально);

· социальность (существует только как феномен массового сознания);

· ценностность (основывается на совокупности представлений о явлениях, представляющих ценность для данного индивида и его страны);

· национальность (у каждой страны своя политическая культура).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...