Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назначение и основные характеристики политической культуры




Политическая культура, являясь сложным и глубоко проникнутым во все поры социума явлением, оказывает мощное влияние на политические процессы и институты.

Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентации в сознании человека та­кая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних об­стоятельств и характера правящего режима. Поэтому и в периоды про­водимых государством реформ целые слои населения могут поддер­живать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям. Такая способность политической культуры, по мнению А.И. Соловьева, хорошо объяс­няет то, что большинство революций нередко заканчивается либо определенным возвратом к прежним порядкам (означающим невоз­можность населения внутренне освоить новые для себя цели и цен­ности), либо террором (только и способным принудить людей к реа­лизации новых для них принципов политического развития) [213, с.260].

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни.

В-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспек­тивного политического устройства.

Воплощая целостно-смысловую зависимость активности человека в сфере власти, политическая культу­ра характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески пере­страивая приемы и способы деятельности при изменении потребно­стей и внешних обстоятельств. Политическая культура, сочетая ценностную мотивацию с чув­ственными и рациональными побуждениями человеческих действий, не просто содержит в себе элементы, позво­ляющие человеку одновременно выглядеть «логичным», «нелогич­ным» и «внелогичным» (В. Парето), но и проявляется в самых разно­образных формах [172, с.61].

В частности, она может существовать в виде духов­ных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях. Поскольку не все ценно­сти одновременно воплощаются практически и уж тем более инсти­туционально, постольку между названными формами проявления по­литической культуры всегда имеются определенные противоречия [213, с.259].

Политическая культура общества зависит от многих факторов:

· от общей культуры и менталитета народа;

· от степени рациональ­ности его представителей;

· от престижа политики в государстве;

· от прав и обязанностей граждан.

 

Политическая культура, базируется на цен­ностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Жизненный опыт личности, характеризуется неразрывной связью практических действий человека, с длительным и подчас мучительным поиском им своих политических идеалов. Поэтому политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные стремительным изменениям под воздей­ствием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого полити­ческая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро[254], П. Шаран [255].

Стиль политической деятельности человека, характеризуя самые устойчивые представления и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, демонстрирует, насколько им воспри­няты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и стереотипизированные приемы реализации им своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывается между освоенными и неосвоенными человеком нормами политической игры, стандартами гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития политической культуры [199].

От уровня политиче­ской культуры зависит политическое сознание отдельных людей. По мнению А.Л. Горелова, о таком уровне политической культуры, какой был в Древней Греции в период существования городов-государств, можно лишь мечтать. Там был высочайший уровень культуры в целом, в том числе рациональных разделов культуры, а занятие политикой — высшей честью и обязанностью граждан. Почему уровень политической культуры со временем не поднимается, а, наоборот, падает? Это связано с одним, на первый взгляд, пара­доксальным обстоятельством. С целью политики, заключающейся в управлении населением. В кибернетике сформулирован закон необходимого разнообразия, в соответствии с которым эффективное управление возможно в том случае, если разнообразие управляю­щей подсистемы выше разнообразия управляемой подсистемы. Чтобы сделать управление более эффективным, правящая элита стремится (чаще неосознанно) к уменьшению разнообразия под­данных, т.е. действует в сторону усреднения, унификации челове­ческих характеристик. Правящая элита стремится не только уменьшить самостоятельное политическое участие, но и интеллек­туальный уровень людей, а стало быть, их способность разбираться в политических событиях, формировать собственную точку зре­ния на политику [52].

Каждый член общества в процессе социализации и взросления формируется как социо-культурное существо и в этом качестве интегрирует основополагающие характеристики господствующей в обществе социо-культурной системы. Вместе с тем каждый индивид является носителем политической культуры в той мере, в какой он социализируется в условиях данной конкретной социальной общности, и с этой точки зрения политическая культура составляет интегральную часть социокультурной системы. Усваивая и интегрируя господствующую в данном обществе политическую культуру, отдельный человек включается в многогранный и динамичный процесс властных отношений, совершает акт самовоспроизводства себя как политико-культурного существа.

К.С. Гаджиев, характеризуя политическую культуру, пишет, что это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в ряде сменяющих друг друга поколений [40, с.336].

Политическая культура включает в себя элементы и феномены общественного сознания и в более широком плане - духовной культуры той или иной страны. Они связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в частности. Политическая культура составляет в некотором роде дух, который одушевляет формальные политические институты. Г. Алмонд и С. Верба обоснованно заявляли: «Мы говорим о политической культуре точно так же, как мы можем говорить об экономической культуре или религиозной культуре» [2].

Подобно тому, как бытовая культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере. Политическая культура дает человеку руководящие принципы политического поведения, а социуму - системную структуру ценностей и рациональных доводов. Она, придавая ценность и интегрированность политической сфере, формулирует руководящие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие институтов и организаций, подобно тому как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом.

Основополагающие ценности политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения преемственности любой общественно-политической системы, поскольку их задача состоит в формировании у граждан приверженности данной системе, а нормы служат цели интегрирования социальных систем. Они включают в себя не только ценностные компоненты, но и особые формы ориентации людей в определенных функциональных и ситуационных условиях.

При характеристике политической культуры возникает естественный вопрос о ее соотношении с другими компонентами политического, прежде всего с политической системой. В 1968 г. Л. Пай предпринял попытку определить взаимосвязь между политической культурой и политической структурой. Он, в частности, писал: «Если нужно эффективно использовать концепцию политической культуры, то ее необходимо дополнить структурным анализом, но трудность состоит в том, что политические структуры можно рассматривать, с одной стороны, как продукты отражения политической культуры, а с другой стороны, они составляют «данные», формирующие политическую культуру» [168].

При поисках адекватного ответа на этот вопрос необходимо исходить из того, что политические институты, будучи творениями культуры того или иного народа, в свою очередь, оказывают значительное влияние на содержание и проявление культуры. Поэтому естественно, что между политическим поведением и политической культурой существует тесная взаимосвязь. Политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы политического, они взаимно влияют друг на друга, взаимопереплетаются друг с другом и не могут существовать друг без друга. Например, в либерально-демократической системе партийному плюрализму, порожденному, в свою очередь, плюрализмом интересов в обществе, соответствуют плюрализм идейно-политических ориентации и установок, терпимость в отношениях между приверженцами различных партий в вопросе соблюдения «правил политической игры», в системе разделения властей - приверженность принципам компромисса, диалога, прагматизма. А в монопартийной системе - идеологический монизм, моноидеология или метаидеология; а во власти – монополизм и верховенство идеологии над конкретными прагматическими соображениями.

Одной из важнейших характеристик политической культуры является легитимность существующей системы и действующего в каждый данный период политического режима. Более того, в системе ценностей, ориентации, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, центральное место занимают элементы, способствующие формированию и сохранению политической системы. Количество разделяемых всеми членами общества «позитивных» ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность.

По мнению Гаджиев К.С., неправомерно рассматривать политическую культуру как систему только широко, разделяемых в обществе ценностей, убеждений и символов, ограничивать ее лишь «позитивными» установками в отношении существующей политической системы, как это делают ряд политологов [40, с.340]. Концентрирование внимания исключительно на разделяемых всеми убеждениях, установках и ценностях чревато игнорированием политических убеждений, установок и ценностей, присущих тем или иным социальным группам, выступающим за изменение существующего положения вещей. Зачастую сам факт, что они не разделяются большинством членов общества, может служить важным показателем сущности и тенденций развития той или иной политической культуры и политической системы в целом. Важное значение имеет также выделение расхождений в политических убеждениях различных групп в рамках каждой политической системы. В противном случае совершенно невозможно было бы объяснить такие важнейшие явления в истории капиталистических стран, как левый и правый варианты радикализма, продолжающие выступать за изменение существующего там положения.

Человеческая деятельность, требующая совместных коллективных усилий, предполагает соответствующую организацию и координацию усилий людей. Как показали Г. Алмонд и С. Верба, межличностное доверие является необходимым условием формирования вторичных ассоциаций, которые, в свою очередь, имеют важное значение для эффективного политического участия в любой демократической системе. Чувство доверия необходимо и для функционирования демократических правил игры. Например, важно оценивать оппозицию как лояльную, которая в случае прихода к власти не будет преследовать своих противников и способна управлять страной, оставаясь в рамках закона [2].

Устойчивость и жизнеспособность любой политической системы зависят от степени соотношения и соответствия ее ценностей ценностям политической культуры. Количество разделяемых всеми членами общества «позитивных» ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность. Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры и принятия ею основных элементов большинством населения является принятие им идеи легитимности существующей системы и действующего в каждый данный период политического режима. Лорд Брайс говорил, что даже Римская империя основывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй воле ее подданных [40, с.341]. В правовом государстве жизнеспособность правовой системы и подчинение ей подавляющего большинства населения зависят в большей степени от уважения к закону, нежели от страха применения санкций. Раз такое уважение потеряно, презумпции справедливости закона брошен вызов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...