Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции политической культуры




Политическая культура инициирует политические решения и одновременно про­тивостоит им. Это среда, где принимаются политические решения. Политической культуре свойственны определенные функции в по­литической жизни. Они вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Они бывают основ­ные и вспомогательные, общие и конкретные, характеризуют по­литическую деятельность индивидов и общественных образова­ний. К важнейшим из них исследователи относят следующие:

· идентификации, раскрывающая потребность че­ловека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

· ориентации, характеризующая стремление человека к смы­словому отображению политических явлений, пониманию собст­венных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

· предписания (программирования), выражающая приоритетность ориентации, норм и представлений, задающих и обус­ловливающих определенную направленность и границы конструиро­вания поведения человека;

· адаптации, выражающая потребность человека в приспособле­нии к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий [213, с.260];

· социализации, характеризующая значение политической культуры как мощ­ного арсенала средств, способных помочь отдельной личности выработать умение ориентироваться в политическом пространстве, выживать в конфликтных (экстремальных) политических ситуа­циях и при соответствующих условиях активно участвовать в политической жизни, выполнять определенные властные полно­мочия и функции;

· интеграции (дезинтеграции), направленная как на сплочение определенной социальной общности (класса, социальной группы, этнических и религиозных общностей), предоставляющая различным груп­пам возможность сосуществования в рамках определенной полити­ческой системы, сохранения целостности государства и его взаимо­отношений с обществом в целом;

· коммуникации, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терми­нов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения, способствующая сохранению знаний, их накоплению и аккумуляции в обществе. Позволяет устанавливать связь между участниками по­литического процесса в соответствии с иерархией полити­ческой системы, обеспечивает передачу накопленного опыта, определенных политических ценностей, принципов, норм политической жизни от одного поколения к другому — «по вертикали» и между субъектами — «по горизонтали»;

· образования, отражающая гуманистическую направлен­ность и заложенная в самой природе по­литической культуры, охватывающая всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями полити­ческой культуры. В ее рамках осуществляются трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поко­лений), обучающая (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан). Человек, овладевая прошлым политическим опытом, совре­менными знаниями в процессе мышления и практической деятель­ности, вырабатывает умения и навыки их рационального исполь­зования, которые постоянно совершенствует в общении с другими людьми. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает влияние на воспитание других. Воспитательное значе­ние политической культуры проявляется в унификационной и пре­образовательной функциях. Первая отражает общие, в какой-то мере одинаковые политические параметры, стандарты, необходи­мые человеку для равного с другими участия в политической жиз­ни. А вторая характеризует творческий, изменчивый потенциал политических явлений и среды в целом, который, с одной стороны, обусловливает необходимость самосовершенствования участников политической деятельности, а с другой — нацеливает их на пре­образовательную деятельность для улучшения условий осуществ­ления своих политических прав, амбиций;

· аксиологическая (ценностная), отражающая все то, что можно считать непреходящим в мире политическом. Разумеется, здесь нужно иметь в виду, что в разные исторические периоды, у различных индивидов, соци­альных групп могут складываться свои представления о поли­тических ценностях. В границах данного направления можно выделить ориентационную функцию, характеризующую стремле­ние человека выбрать соответствующие ценности в качестве иде­ала и реальных средств при осуществлении своих прав и обя­занностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личнос­ти [193, с.194];

· нормативно-регулятивная, форми­рующая и закрепляющая в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, цели, мотивы и нормы поведения. Как правило, они воплощаются в нормативных поли­тических решениях государства и позволяют эффективнее регули­ровать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского обще­ства [107, с.253];

· проектная, отвечающая на вызовы будущего и обусловленная представлениями о лучшем обществе, о перспективах собствен­ной нации и всего человечества» [52, с.304].

 

Функции политической культуры носят объективный харак­тер, они выкристаллизовываются в ходе исторического развития общественных систем. Однако сами функции, их набор в конк­ретной политической системе могут изменяться: при различных исторических обстоятельствах одни функции могут исчезать, дру­гие — появляться.В частно­сти, может весьма значительно снижаться коммуникативная способ­ность политических норм и традиций государственной жизни, в ре­зультате чего неизбежно обостряется полемика между различными общественными группами, и особенно теми из них, которые придер­живаются противоположных позиций относительно правительствен­ного курса. Вместе с тем в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правле­ния, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

 

16.1.4. Разработки концепции политической культуры

Феномен политической культуры был осознан научной общественностью лишь в ХХ в., хотя известен с античности. Интерес к его научному осмыслению закономерен и обусловлен развитием мирового политического процесса, а поэтому наблюдается среди представителей всех ведущих политологических школ мира.

 

16.1.4.1. Предшественники основоположников концепции

Политическая культура в ее взаимосвязи с другими явлениями политической жизни общества всегда привлекала внимание политических мыслителей. Многое из того, что в настоящее вре­мя относится к политической куль­туре, содержалось еще в Священном Писании[24], анализировалось и описывалось мыслителями древности Конфуцием[101],Платоном[181],Аристотелем [5].

Разные стороны этого важного понятия политической науки рассматривали в свое время Н. Макиавелли[126],Ф. Бэкон[32],Ш. Монтескье[150],Ж.-Ж. Руссо [204],А. де Токвиль[225].

Понятие «политическая культура» возникло в рамках западной политической традиции. Впервые словосочетание «политическая культура» встречается в труде немецкого философа-просветителя И.Г. Гердера (1744-1803) «Идеи к философии истории че­ловечества» [45]. Однако употребление И.Г. Гердером данного словосоче­тания не было введением его в научный оборот.

В российской политической литературе понятие «политической культуры» встречается у историка В.И. Герье(1870) [47].

В дальнейшем эта категория активно использовалась в политико-социологических и культурологических иссле­дованиях западных (К. Маркс [130],М. Вебер[34],О. Шпенглер [263] и др.) и отечественных (Н.Я. Данилев­ский[60],В.О. Ключевский[97],Г.В. Плеханов[182], П.А. Сорокин[215],Н.А. Бердяев[14] и др.) авторов. Ряд высказываний по это­му вопросу принадлежит В.И. Ленину[115].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...