Функции политической культуры
Политическая культура инициирует политические решения и одновременно противостоит им. Это среда, где принимаются политические решения. Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. Они вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Они бывают основные и вспомогательные, общие и конкретные, характеризуют политическую деятельность индивидов и общественных образований. К важнейшим из них исследователи относят следующие: · идентификации, раскрывающая потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; · ориентации, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; · предписания (программирования), выражающая приоритетность ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека; · адаптации, выражающая потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий [213, с.260]; · социализации, характеризующая значение политической культуры как мощного арсенала средств, способных помочь отдельной личности выработать умение ориентироваться в политическом пространстве, выживать в конфликтных (экстремальных) политических ситуациях и при соответствующих условиях активно участвовать в политической жизни, выполнять определенные властные полномочия и функции;
· интеграции (дезинтеграции), направленная как на сплочение определенной социальной общности (класса, социальной группы, этнических и религиозных общностей), предоставляющая различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом; · коммуникации, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения, способствующая сохранению знаний, их накоплению и аккумуляции в обществе. Позволяет устанавливать связь между участниками политического процесса в соответствии с иерархией политической системы, обеспечивает передачу накопленного опыта, определенных политических ценностей, принципов, норм политической жизни от одного поколения к другому — «по вертикали» и между субъектами — «по горизонтали»; · образования, отражающая гуманистическую направленность и заложенная в самой природе политической культуры, охватывающая всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями политической культуры. В ее рамках осуществляются трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поколений), обучающая (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан). Человек, овладевая прошлым политическим опытом, современными знаниями в процессе мышления и практической деятельности, вырабатывает умения и навыки их рационального использования, которые постоянно совершенствует в общении с другими людьми. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает влияние на воспитание других. Воспитательное значение политической культуры проявляется в унификационной и преобразовательной функциях. Первая отражает общие, в какой-то мере одинаковые политические параметры, стандарты, необходимые человеку для равного с другими участия в политической жизни. А вторая характеризует творческий, изменчивый потенциал политических явлений и среды в целом, который, с одной стороны, обусловливает необходимость самосовершенствования участников политической деятельности, а с другой — нацеливает их на преобразовательную деятельность для улучшения условий осуществления своих политических прав, амбиций;
· аксиологическая (ценностная), отражающая все то, что можно считать непреходящим в мире политическом. Разумеется, здесь нужно иметь в виду, что в разные исторические периоды, у различных индивидов, социальных групп могут складываться свои представления о политических ценностях. В границах данного направления можно выделить ориентационную функцию, характеризующую стремление человека выбрать соответствующие ценности в качестве идеала и реальных средств при осуществлении своих прав и обязанностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личности [193, с.194]; · нормативно-регулятивная, формирующая и закрепляющая в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, цели, мотивы и нормы поведения. Как правило, они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества [107, с.253]; · проектная, отвечающая на вызовы будущего и обусловленная представлениями о лучшем обществе, о перспективах собственной нации и всего человечества» [52, с.304].
Функции политической культуры носят объективный характер, они выкристаллизовываются в ходе исторического развития общественных систем. Однако сами функции, их набор в конкретной политической системе могут изменяться: при различных исторических обстоятельствах одни функции могут исчезать, другие — появляться.В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего неизбежно обостряется полемика между различными общественными группами, и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. Вместе с тем в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.
16.1.4. Разработки концепции политической культуры Феномен политической культуры был осознан научной общественностью лишь в ХХ в., хотя известен с античности. Интерес к его научному осмыслению закономерен и обусловлен развитием мирового политического процесса, а поэтому наблюдается среди представителей всех ведущих политологических школ мира.
16.1.4.1. Предшественники основоположников концепции Политическая культура в ее взаимосвязи с другими явлениями политической жизни общества всегда привлекала внимание политических мыслителей. Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, содержалось еще в Священном Писании[24], анализировалось и описывалось мыслителями древности Конфуцием[101],Платоном[181],Аристотелем [5]. Разные стороны этого важного понятия политической науки рассматривали в свое время Н. Макиавелли[126],Ф. Бэкон[32],Ш. Монтескье[150],Ж.-Ж. Руссо [204],А. де Токвиль[225]. Понятие «политическая культура» возникло в рамках западной политической традиции. Впервые словосочетание «политическая культура» встречается в труде немецкого философа-просветителя И.Г. Гердера (1744-1803) «Идеи к философии истории человечества» [45]. Однако употребление И.Г. Гердером данного словосочетания не было введением его в научный оборот. В российской политической литературе понятие «политической культуры» встречается у историка В.И. Герье(1870) [47]. В дальнейшем эта категория активно использовалась в политико-социологических и культурологических исследованиях западных (К. Маркс [130],М. Вебер[34],О. Шпенглер [263] и др.) и отечественных (Н.Я. Данилевский[60],В.О. Ключевский[97],Г.В. Плеханов[182], П.А. Сорокин[215],Н.А. Бердяев[14] и др.) авторов. Ряд высказываний по этому вопросу принадлежит В.И. Ленину[115].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|