Основные структурные элементы политической культуры
Политическая культура — составная часть общенациональной культуры. Но и она, в свою очередь, имеет сложную многоуровневую и многоэлементную структуру. Это, прежде всего, политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, он оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и, в конечном счете, выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных понятия — «политический опыт», «политическое сознание» и «политическое поведение» — являются основными структурными элементами политической культуры. Политический исторический опыт человечества, наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: · в исторических, литературных, научных памятниках; · в политических традициях и обычаях; · в политической идеологии; · в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями и т.д. [107, с.249]
Этот опыт усваивается людьми в процессе их политической социализации. На основе исторического познания формируются политическое сознание людей, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения. Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции. Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политических традиций — одно из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития. Законы и нормы, регулирующие общественные отношения, принятые в соответствии с национальными политическими традициями, воспринимаются гражданами не как средство принуждения, а как необходимое явление политической жизни, направленное на достижение всеобщего блага.
На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание — еще один элемент структуры политической культуры. Политическое сознание — это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в ней. В политическом сознании можно выделить два компонента: идеологический и эмоционально-психологический [107, с.250]. Первый включает в себя: · политические знания — это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Граждане должны иметь такой уровень осведомленности о политической жизни и деятельности правящих структур, который соизмерим с их правами как участников политического процесса; · политические ценности — это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность, и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др.;
· политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политический идеал личности. Другими словами, это представления людей о том, какой должна быть политическая система. Для одних это демократия — прямая или представительная, основанная на принципе частной собственности; для других — социалистическая демократия; для третьих — тоталитарные системы, основанные, скажем, на идее национального превосходства, и т.д. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями.
Любой гражданин соотносит свои политические знания, ценности и убеждения с существующими политическими организационными и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия, лидеры и т.д.). Происходит своего рода анализ этих институтов и политической системы в целом, изучение и оценка ее с точки зрения способности удовлетворять политические потребности. В этом смысле организационные и процедурные институты политической системы можно рассматривать как инструментальный аспект политической культуры. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые в совокупности составляют второй компонент политического сознания — эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки направлены на политическую систему и формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан на: · политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт); · нормативную систему (например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему); · политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решений); · отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности или рациональности и т.п.).
Сюда также входят отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к самому себе как участнику политического процесса, определение своего места в политической системе. В результате своего представления о политической системе человек формирует ориентации на определенные образцы политического поведения.
Политическое поведение — это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но быть безучастным в политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть [107, с.251]. Это не единственный вариант понимания проблемы. А.П. Плешаков считает, что в состав политической культуры, являющейся частью общественно-исторической почвы, входят традиция, национальное наследие, геополитический фактор, исторически сформированная социальная и этническая структура, вероисповедание [183, с.275]. Он выделяет в политической культуре в качестве основных структурных элементов познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы. Познавательные элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами: · политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; · конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; · сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; · сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций;
· основных политических норм и процедур; · форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; · ведущих политических процессов международной жизни.
Ценностные элементы политической культуры воплощают: · общекультурные ориентации, отношения к власти; · отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики; · политическую самооценку.
Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан: · в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; · в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; · в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах); · в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности; · членство в политических партиях и общественно-политических организациях.
В реальной жизни эти элементы политической культуры неразрывно взаимосвязаны, действуют в единстве, последовательно и системно. Они настолько переплетены, что не существуют друг без друга [183. с.264]. Коллектив исследователей под руководством В.И. Власова в структуре политической культуры выделяет следующие элементы: · когнитивный (познавательный); · нормативно-оценочный; · эмоционально-психологический; · установочно-поведенческий.
Когнитивный элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или распространенные среди членов определенной социальной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни: · представления о политической системе, ее отдельных институтах; · о политическом режиме, механизме власти и управления; · о принятии решений и их реализации; · о носителях властных полномочий; · о собственном месте в политической жизни; · эффективности и компетентности участия в политической деятельности [188, с.148].
Нормативно-оценочный элемент политической культуры представлен политическими ценностями, ценностными ориентациями, нормами, идеалами, целями, характерными для носителя политической культуры. Политические ценности — это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость, независимость и др. Наряду с положительными существуют и такие, которые препятствуют осуществлению политики социального прогресса. Это — политическая пассивность, фатализм, преклонение перед авторитетом государства, правительства. На основе ценностей и знаний формируются политические убеждения как совокупность представлений, характеризующих политический идеал (к примеру, представления людей, каким должен быть политический режим).
Нормативно-оценочный элемент политической культуры является эталоном, по которому социальный субъект оценивает существующие политические отношения, ход политического процесса. В этом — один из факторов стабильности политической жизни и одновременно показатель развитости политической культуры [188, с.145]. В нашей стране в настоящее время весьма сильна приверженность граждан к групповым, коллективистским нормам и ценностям, составляющим нормативно-оценочный элемент политической культуры. Для определенных слоев населения коллективизм остается основным принципом взаимоотношений, предполагающим товарищескую взаимопомощь и поддержку, ощущение причастности к судьбам страны, меру личной ответственности за общее дело. Важную роль в структуре политической культуры играют нормы. Среди политических норм выделяют спонтанно возникающие нормы-обычаи (неписаные правила отношений между чиновниками, некоторые нормы дипломатического этикета), а также санкционированные нормы-предписания, специально разработанные для регулирования определенного вида политических отношений (уставы политических организаций, программы партий, международные договоры и т.п.). Нормы предписывают характер действий субъектов, регулируют довольно сложные системы отношений и социальных действий. Ведущая роль принадлежит нормам-предписаниям [188, с.148].
Цементирующим элементом политической культуры автор считает политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, группы или иной социальной общности. Ряд исследователей считает ключевыми элементами структуры политической культуры господствующие в данном обществе ориентации и отношения людей. На пример, В. Розенбаум [83, с.455] предлагал дифференцировать ориентации на следующие блоки: · относительно институтов государственного управления. В этот блок он включал ориентации относительно режима (государственных институтов, норм, символов, официальных лиц) и относительно «входов» и «выходов» политической системы, выражающих оценку различных требований к государственной власти, ее решений, эффективности их реализации; · относительно «других» субъектов политической системы, включающие политическую идентификацию (осознание принадлежности к нациям, государствам, определенным территориям и др.), политическую веру (означающую убежденность человека в позитивных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним людей) и выработку субъективных предпочтений относительно «правил игры» и господствующего правопорядка; · относительно собственной политической деятельности, включающие оценку своей политической компетентности (при участии в политической жизни, использовании при этом определенных ресурсов), веру в свою способность оказывать реальное воздействие на институты власти.
Политическая культура общества анализируется как по суммарным показателям уровней политических культур его членов — граждан, их социальных групп и слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как единый и неделимый организм. К числу последних относят: · характер существующей политической организации общества; · формы и методы функционирования политических институтов; · степень и способы участия граждан в политической жизни общества; · накопленный социально-политический опыт; · существующие политические традиции и обычаи; · систему политических идей, знаний, принципов, используемых в общественном развитии [83, с.457].
Рассматривая принципы функционирования политических институтов, образующих политическую систему, то исследователи [188, с.148] выделяют другие значимые элементы политической культуры: · культуру принятия политических решений; · культуру электорального процесса; · культуру восприятия и регулирования социально-политических конфликтов; · характер взаимодействия между ветвями власти, партиями; · уровень идеологизированности институтов; · политический язык и др.
По их мнению, политическая культура распространяется на все сферы политической жизни общества и включает в себя культуру: · политического сознания; · политического поведения индивидов, групп и других социальных слоев; · функционирования политических институтов, существующих в рамках данной политической системы.
Таким образом, среди исследователей нет единодушия в определении основных структурных элементов политической культуры. Но, несомненно, то, что она включает в себя логические, ценностные и чувственные элементы индивидов и социума, а также обусловленную ими политическую практику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|