Кейс 3: «Комната юмора в «Kodak».
Вопросы для обсуждения: 1. Каким образом менеджеры могут использовать юмор в других стрессовых ситуациях на производстве, помимо увольнений? Примеры включают оценки результативности, дисциплинарные действия, а также торговые презентации. 2. Полагаете ли вы, что «комната юмора» в «Kodak» способна снизить производительность труда работников? 3. Почему менеджеры в «Kodak», похоже, считают «комнату юмора» неудачной идеей, хотя факты указывают на ее позитивный эффект? На протяжении многих лет неписаным правилом было то, что работа — это не место для шуток. Это правило привело к стойкому убеждению, что если работники шутят на производстве, то они, вероятно, не относятся к делу серьезно. Работа и игра, как считалось, исключают друг друга. Такая установка меняется в «Kodak» и многих других компаниях по мере того, как они признают ценность юмора для здоровья сотрудников. Некоторые консультанты по организационным вопросам утверждают, что юмор — это необходимый элемент творческого и новаторского подхода. Консультант Дэвид Абрамис говорит: «Наряду с вертикальным положением и умением лгать человека отличает от животного юмор. Юмор — это то, что мы собой представляем. Если в вашей организации не приветствуется юмор, то она нечеловечна, так как вытравила одну из ключевых черт человека. Таким образом, если подавлен юмор, то, скорее всего, будут подавлены и другие особенности личности, необходимые для ведения дел, — в частности, душевное здоровье, удовлетворенность работой и, что, пожалуй, важнее всего, творческий подход к делу». Многочисленными эпидемиологическими исследованиями установлено, что люди, подверженные каким-либо видам стресса, часто болеют и умирают в более молодом возрасте. Психологические исследования стресса, в том числе стресса, связанного с производством, свидетельствуют о том, что некоторые виды стресса способны вызвать ухудшение физического и психического здоровья. Фактически 80% работников испытывают в жизни ту или иную степень стресса и хотят бороться с ним. Возможно, юмор и есть решение проблемы. Исследования показали, что люди, которые больше смеются на работе, испытывают меньше беспокойства, менее подавлены, больше удовлетворены работой и жизнью в целом.
Ежегодно группа инженеров «Sun Microsystems» придумывает какой-нибудь замысловатый первоапрельский розыгрыш одного из высших руководителей фирмы. Однажды Вейн Розинг, вице-президент «Sun Microsystems Laboratories, Inc. », обнаружил копию своего офиса в натуральную величину, построенную на дне резервуара для акул в аквариуме парка Золотых ворот в Сан-Франциско. Двумя годами раньше главный исполнительный директор Скотт Макнили, придя на работу, обнаружил, что его офис превращен в площадку для гольфа. В другом случае один из основателей фирмы Билл Джой увидел забавное объявление на бампере своего красного «Ferrari», плавающего посредине пруда для разведения рыб. В «Sun Microsystems» юмор на производстве считают средством укрепления товарищества и бригадного труда. Об этом свидетельствуют первоапрельские розыгрыши. Они начались в 1985 г., когда группа инженеров-программистов решила воспользоваться дружескими отношениями со своим руководителем, сделав его первой жертвой розыгрыша. После того, как первый розыгрыш был хорошо воспринят, эта практика превратилась в традицию компании. И практика сохранилась, несмотря на то, что коллектив в «Sun Microsystems» увеличился до 12 000 человек. Консультанты по вопросам юмора (напри мер, C. W. Metcalf в Форт-Коллинз, штат Коло радо, и Saratoga Springs, Нью-Йоркский «Про ект юмора») резко увеличили масштабы своей деятельности с середины 80-х гг. Основатель «Проекта юмора» Джоэль Гудман говорит: «Работодатели осознали, что юмор — это не детская забава; хорошее времяпрепровождение и увеличение производительности не исключают друг друга».
Мысль о том, что юмор может способствовать увеличению производительности, поддерживает Говард Поллио, профессор психологии Университета штата Теннесси в Ноксвилле. Проведенное им исследование влияния юмора на способность выполнять рутинные производственные задания позволило установить, что группы, которые выполняют повторяющиеся задания, делают это лучше в веселой обстановке. «Юмор способен уменьшить скуку и взбодрить любого», — говорит он. Поллио установил также, что юмор не отвлекает при решении группой более сложных проблем, хотя его способность вносить оживление и придавать бодрость иногда привносит также элемент рассеянности в работу. «Тем не менее, — говорит Поллио, — мнение о том, что смех снижает результативность работы группы, — это миф». К юмору как средству борьбы со стрессом на производстве в «Kodak» стали прибегать после того, как Линдсей Колиэ, консультант по творческой работе, установил наличие тесной взаимосвязи между творчеством и юмором. Для изучения этой зависимости Колиэ собрал рабочую группу. В результате в «Kodak» появилась «комната юмора», о которой с тех пор писали в New York Times и сообщала NBC в своем шоу «Сегодня». «Комната юмора» в «Kodak» включает: 1. Библиотеку развлечений, в которой содержатся книги и рисунки шуточного характера, а также книги, аудио- и видеопленки юмористов. Обставленная удобной мебелью, библиотека развлечений обеспечивает идеальные условия для того, чтобы сотрудники расслабились в течение напряженного дня. 2. Помещения для групповых встреч, которые позволяют группам до 20 человек собраться в удобной обстановке для обсуждения интересующих их проблем, просмотра видеозаписи или принятия творческих решений. 3. Магазин игрушек, в котором имеются различные устройства для снятия стресса и успокоения нервов (например, «игрушечный босс», у которого можно оторвать руки или ноги; резиновое глазное яблоко; чучело Саддама Хуссейна и др. ), — которые предоставляются в любое время бесплатно.
4. Высокотехнологичную зону, в которой имеются персональные компьютеры, именуемые процессорами юмора и обеспеченные программами, которые помогают сотрудникам решать творческие задачи, готовить выступления и генерировать новые идеи. Примером помощи, которую оказывает юмор, может служить эпизод, произошедший во время сокращения штатов. Сотрудникам «Kodak» юмор помогал справиться со стрессом, вызванным увольнением. Сокращение штатов совпало с выходом диснеевского фильма «Дорогая, я уменьшил детей», а сотрудники «Kodak» создали сатирическое сочинение о реорганизации компании под названием «Дорогая, я уменьшил компанию». Никто точно не знает, кто является ее автором, но сатира оказалась настолько удачной, что люди переписывали это сочинение на протяжении многих недель, что помогало снять стресс. Негативных психологических последствий, которых опасалась компания, не наблюдалось. Несмотря на успех «комнаты юмора», некоторые менеджеры «Kodak» по-прежнему придерживаются старого правила, что работа не предназначена для забавы. Колиэ полагает, что они втайне надеются, что комнату прикроют. Видимо, речь идет о тех менеджерах, которые не разрешали рекламировать «комнату юмора» в бюллетене компании. «Они считали это неуместным», – говорит Колиэ. Однако слух о «комнате юмора» разнесла молва. В настоящее время ее используют и ценят различные категории работников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|