Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карьера русского террориста 13 глава






В. И. ЛЕНИН


доказавших, что на решения партии они плюют, ни в чем не ограничивая своей «свобо­ды» в поддержке ликвидаторов.

А в России нелегальные кружки рабочих отмежевались и с каждым днем все больше отмежевываются от ликвидаторов, строя медленно и трудно революционную РСДРП. Помогать этим кружкам, проводить на деле решения РСДРП, отказаться от игры в со­глашения с заграничными пустышками (голосовцы — сильнейшая из заграничных групп, и это сплошь пустышка) — такова задача сторонников С.-Д. Рабочей Партии. Борьба за партию есть партийность. Разговоры о «соглашении» со строящими несоци­ал-демократическую партию ликвидаторами есть преступление против долга партийно­сти.

Н. Ленин 2 августа 1911.

P. S. Необходимо добавить, что данный в «Приложении» разбор «обвинений» про­тив Большевистского Центра представляет наше коллективное мнение и обработан на основании материалов и документов, имеющихся в распоряжении БЦ, — а также на основании сведений товарищей из БЦ, лично ведших те или другие дела последнего.

Н. Ленин


Написано 20 июля (2 августа) 1911 г.

Напечатано в августе 1911 г. в брошюре, изданной в Париже редакцией «Рабочей Газеты»


Печатается по тексту брошюры


ВСТАВКА К БРОШЮРЕ «ДВЕ ПАРТИИ»

Между партией революционного пролетариата и партией легалистов-независимцев нужно выбирать. Всякий кружок, всякая группа РСДРП должны сказать это рабочим и провести это в жизнь.

Мы знаем, что есть люди, которые, признавая необходимой борьбу с ликвидаторст­вом, восстают против полного размежевания и продолжают (даже теперь!) говорить о «примирении» или о «соглашении». И к таким людям принадлежат не только «верные слуги» Троцкого, которого уже немногие берут всерьез. Примиренцы и соглашатели делают глубокую ошибку: 1V2 года доказали на деле, что никаких обязательств легали-сты не выполняют. Как же можно говорить о соглашении с людьми, не выполняющими никаких обязательств?? Не смешно ли говорить о соглашении, когда говорящий не мо­жет указать ни условий соглашений ни средств обеспечить исполнение каких бы то ни было условий??

Написано в июле, позднее 20 (2 августа), 1911г.

Напечатано в августе 1911 г.

в брошюре, изданной в Париже Печатается по рукописи

редакцией «Рабочей Газеты»


ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В ПАРТИИ

Наша партия пришла, несомненно, к одному из критических пунктов ее развития. Все большевики должны напрячь силы, чтобы до конца выяснить свою принципиаль­ную линию, сплотиться и опять, как прежде, вывести партию на дорогу.

За границей только что (в июне и июле 1911 года) произошли события, означающие кризис партийных центров. События эти, рассказанные и освещенные в ряде листков всех почти фракций и течений, сводятся к тому, что ликвидаторы (через Заграничное бюро Центрального Комитета) окончательно сорвали созыв пленума. Большевики по­рвали с этим, поставившим себя вне закона, ЗБЦК и в блоке с «примиренцами» и поля­ками создали «Техническую комиссию» и «Организационную комиссию» для созыва конференции.

Каково принципиальное значение этих событий?

Разрыв с ликвидаторами, которые порвали с РСДРП, но тормозили всю ее работу из-внутри центров (вроде ЗБЦК), означает устранение этого тормоза и возможность взять­ся дружно за восстановление нелегальной и действительно революционной социал-демократической партии. Это первое и главное. Второе: разрыв с нарушившим все пар­тийные законы ЗБЦК (и последовавший за этим выход из редакции Центрального Ор­гана Мартова и Дана, не принимавших с февраля 1910 года никакого участия в ЦО) оз­начает исправление той ошибки пленума (в январе 1910 года), благодаря


ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В ПАРТИИ__________________________ 301

которой в центрах оказались не партийные меньшевики, а голосовцы, т. е. ликвидато­ры. Принципиальная линия пленума (очистка рабочей партии от буржуазных течений ликвидаторства и отзовизма) освобождена теперь от скрывавших ее ликвидаторских центров.

К счастью, лицемерные вопли голосовцев и Троцкого в защиту ЗБЦК нашли себе оценку у третейских судей. Трое немецких с.-д. (Меринг, Каутский и Цеткина) должны были решить вопрос о большевистских деньгах, условно отданных в Τ TTC но они реши­ли, предварительно, до конференции, отдать деньги не в ЗБЦК, а в Техническую ко­миссию. Это решение равняется признанию третейским судом неправоты ЗБЦК.

Как держатся остальные фракции за границей? Троцкий, конечно, горой за ликвида­торов, впередовцы тоже (это еще не сказано ими в печати, но известно из официаль­ных переговоров их с Организационной комиссией). Плеханов «выжидает», проповедуя пока (см. резолюцию плехановцев) соглашение с ЗБЦК.

ЗБЦК пытается взяться само за созыв конференции при помощи Троцкого, «Впере-да» и К. Выйдет ли что из подобного «союза» — неизвестно. Принципиальный крах тут неизбежен. Ничего даже похожего на партийную работу из этого блока не может выйти. Ничего, кроме интриги для прикрытия антипартийной и антисоциал-демократической деятельности группы г. Потресова, Михаила, Юрия, Романа и К0, «блок», организуемый бывшим ЗБЦК, не означает.

Задача большевиков теперь сплотиться, дать отпор всем врагам социал-демократии, показать пример всем колеблющимся и помочь нелегальной РСДРП встать на ноги.

Говорят: это — раскол. Лицемерие этих криков господ из ЗБЦК признали даже нем­цы, чуждые русским делам. Брошюра Мартова по-немецки, доставленная держателям, вызвала у Клары Цеткиной отзыв: «Поганое произведение».

В России нет раскола нелегальных организаций, нет параллельных с.-д. организаций. Есть партийцы и отделившиеся, обособившиеся ликвидаторы. Заграничные


302__________________________ В. И. ЛЕНИН

группы голосовцев, Троцкого, Бунда, «Впереда» и т. п. хотят прикрыть отделение лик­видаторов, помочь им прятаться под знаменем РСДРП, помочь им срывать восстанов­ление РСДРП. Наше дело — во что бы то ни стало дать отпор ликвидаторам и, вопреки их противодействию, воссоздать РСДРП. Называть воссоздание и укрепление неле­гальной партии, вопреки противодействию отпавших легалистов, «расколом» — значит издеваться над истиной и (бессознательно или лицемерно) тянуть руку ликвидаторов. Говорят, большевики хотят фракции. На этом пункте отделились теперь (в Париже) в особую фракцию «примиренцы». Не желая «фракционности», они создали новую фракцию (с особым представительством в Технической комиссии и Организационной комиссии — это и есть основной признак фракции, внутренняя дисциплина «прими­ренцев» среди себя).

Как стоит вопрос о фракционности? Большевики в январе 1910 года распустили свою фракцию под условием, что все фракции распустятся тоже. Условие, как все зна­ют, не выполнено. И «Голос», и «Вперед», и Троцкий и К — усилили свою фракцион­ную обособленность. И мы, большевики, 5 декабря 1910 г. открыто заявили, что усло­вие нарушено, что наш договор о распущении фракций расторгнут, и потребовали об­ратно деньги своей фракции.

Не только антипартийные течения, но и плехановцы остались фракцией; у них свой орган («Дневник»), своя платформа, свои фракционные кандидаты в центры, своя внут­ренняя дисциплина фракции.

Какая пустая фраза, при таком положении дел, крики против «фракционности», и притом со стороны людей, только что образовавших свою фракцию. Пора же понять, что крики против фракционности — отвод глаз от вопроса действительно важного, от вопроса о партийном или противопартийном содержании работы разных фракций. Мы, большевики, составили ТК и OK в блоке с фракциями «примиренцев» и поляков. Поляки за «примиренцев», мы в меньшинстве, мы не отвечаем за примиренческие ошибки ТК и ОК. Вся история «при-


ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В ПАРТИИ__________________________ 303

миренчества» (которую мы расскажем в печати, как только примиренцы заставят нас это сделать) вопиет об ошибочности его. Большевики должны понять это, чтобы не по­вторять больше этих ошибок.

«Примиренцы» не поняли идейных корней размежевания с ликвидаторами, поэтому оставили им ряд лазеек и зачастую были (невольно) игрушкой в руках ликвидаторов. «Примиренцы» провели на пленуме января 1910 г. (вместе с поляками) идиотский

1 ^0

пункт резолюции: «Впервые» и т. д. (см. «Дискуссионный Листок» № 2 у Ленина, «Дневник» Плеханова, признавшего этот пункт пухлым, интегралистским, т. е. вздор­ным). Примиренцы доверились голосовцам; «Голос» за это публично позорил прими­ренцев своими жирными поцелуями.

Примиренцы доверились Троцкому, который явно и вполне повернул к ликвидато­рам. Примиренцы в России (имея больше года Бюро ЦК, т. е. всю власть и все деньги) торговались с ликвидаторами, приглашали их, «ждали» их и потому не сделали ничего.

Теперь, войдя в ТК и OK, примиренцы подошли к распутью: с одной стороны, факт разрыва с ЗБЦК есть признание и исправление примиренческих ошибок. С другой сто­роны, образование отдельной фракции против большевиков и союз с наименее устой­чивыми поляками есть шаг к продолжению старых ошибок.

Наш долг предупредить всех большевиков об этой опасности и призвать их к спло­чению всех сил и к борьбе за конференцию. Все и вся должно быть мобилизовано для этой борьбы. Большевики должны победить, чтобы вывести партию на дорогу.

Две ошибки пережили большевики как течение после революции: 1) отзовизм-впередовство и 2) примиренчество (шатание в сторону ликвидаторов). Пора избавиться от обеих.

Мы, большевики, решили твердо: ни за что не повторять (и не дать повторять) при­миренческой ошибки теперь. Это значило бы затормозить восстановление РСДРП, за­путать ее в новую игру с голосовцами (или



В. И. ЛЕНИН


их лакеями вроде Троцкого), впередовцами и т. п., а время критическое, медлить нель­зя.

Все большевики должны сплотиться, провести быстро и во что бы то ни стало конференцию, на ней победить или уйти к открытой, ясной, принципиальной оппози­ции. На дорогу может вывести партию только большевизм, чуждый шатаний и влево и вправо.


Написано в июле 1911 г.

Впервые напечатано в 1956 г. в журнале «Коммунист» № 5


Печатается по машинописной копии


РЕФОРМИЗМ В РУССКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ

Громадный прогресс капитализма за последние десятилетия и быстрый рост рабоче­го движения во всех цивилизованных странах внесли большой сдвиг в прежнее отно­шение буржуазии к пролетариату. Вместо открытой, принципиальной, прямой борьбы со всеми основными положениями социализма во имя полной неприкосновенности ча­стной собственности и свободы конкуренции, — буржуазия Европы и Америки, в лице своих идеологов и политических деятелей, все чаще выступает с защитой так называе­мых социальных реформ против идеи социальной революции. Не либерализм против социализма, а реформизм против социалистической революции — вот формула совре­менной «передовой», образованной буржуазии. И чем выше развитие капитализма в данной стране, чем чище господство буржуазии, чем больше политической свободы, тем шире область применения «новейшего» буржуазного лозунга: реформы против ре­волюции, частичное штопанье гибнущего режима в интересах разделения и ослабления рабочего класса, в интересах удержания власти буржуазии против революционного ниспровержения этой власти.

С точки зрения всемирного развития социализма в указанном сдвиге нельзя не ви­деть крупного шага вперед. Сначала социализм боролся за существование, и против не­го стояла верящая в свои силы буржуазия, смело и последовательно защищавшая либе­рализм, как


306__________________________ В. И. ЛЕНИН

цельную систему экономических и политических воззрений. Социализм вырос, он уже отстоял во всем цивилизованном мире свое право на существование, он борется теперь за власть, и буржуазия, разлагающаяся, видящая неизбежность гибели, напрягает все силы, чтобы ценою половинчатых и лицемерных уступок оттянуть эту гибель, сохра­нить за собой власть и при новых условиях.

Обострение борьбы реформизма с революционной социал-демократией внутри ра­бочего движения есть совершенно неизбежный результат указанных изменений во всей экономической и политической обстановке всех цивилизованных стран мира. Рост ра­бочего движения неизбежно привлекает в число его сторонников известное количество мелкобуржуазных элементов, порабощенных буржуазной идеологией, с трудом осво­бождающихся от нее, постоянно впадающих в нее снова и снова. Социальную револю­цию пролетариата нельзя себе и представить без этой борьбы, без ясной принципиаль­ной размежевки социалистической «Горы» и социалистической «Жиронды»133 перед этой революцией, — без полного разрыва оппортунистических, мелкобуржуазных, и пролетарских, революционных, элементов новой исторической силы во время этой ре­волюции.

В России дело не меняется по существу, но усложняется, затушевывается, модифи­цируется вследствие того, что мы отстали от Европы (и даже от передовой части Азии), мы переживаем еще эпоху буржуазных революций. От этого русский реформизм отли­чается особенно упорным характером, представляет из себя болезнь более, так сказать, злокачественную, приносит гораздо больше вреда делу пролетариата и делу револю­ции. У нас реформизм течет одновременно из двух источников. Во-первых, Россия го­раздо более мелкобуржуазная страна, чем страны западноевропейские. У нас поэтому особенно часто появляются люди, группы, течения, отличающиеся тем противоречи­вым, нетвердым, колеблющимся отношением к социализму (то «пылкая любовь», то подлая измена), которое свойственно всякой мелкой буржуазии. У нас, во-2-х, массы мелкой бур-


___________________ РЕФОРМИЗМ В РУССКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ__________________ 307

жуазии всего легче, всего быстрее падают духом и поддаются ренегатскому настрое­нию при каждой неудаче одной из фаз нашей буржуазной революции, всего скорее от­рекаются от задачи полного демократического переворота, очищающего Россию цели­ком от всех пережитков средневековья и крепостничества.

Не будем останавливаться подробно на первом источнике. Напомним только, что не найдется, наверное, пи единой страны в мире, где бы так быстро происходили «поворо­ты» от сочувствия социализму к сочувствию контрреволюционному либерализму, как у наших господ Струве, Изгоевых, Карауловых и т. д., и т. п. А ведь эти господа — не исключения, не одиночки, а представители широко распространенных течений! Пре­краснодушные люди, которых много вне рядов социал-демократии, но не мало также внутри ее, и которые любят говорить проповеди против «чрезмерной» полемики, «страсти к размежеваниям» и т. д., обнаруживают полное непонимание того, какие ис­торические условия порождают в России «чрезмерную» «страсть» к скачкам от социа­лизма к либерализму.

Перейдем ко второму источнику реформизма в России.

Буржуазная революция у нас не закончена. Самодержавие пытается по-новому ре­шить завещанные ею и навязываемые всем объективным ходом экономического разви­тия задачи, но оно не может их решить. Ни новый шаг по пути превращения старого царизма в подновленную буржуазную монархию, ни организация в национальном мас­штабе дворян и верхов буржуазии (III Дума), ни буржуазная аграрная политика, прово­димая земскими начальниками, — все эти «крайние» меры, все эти «последние» усилия царизма на последней оставшейся ему арене, арене приспособления к буржуазному раз­витию, оказываются недостаточными. Не выходит и так! Не только японцев не может догнать «обновляемая» таким способом Россия, но даже и от Китая, пожалуй, она на­чинает отставать. Революционный кризис на почве неразрешенных буржуазно-демократических задач остается неизбежным. Он назревает снова, мы идем опять на­встречу к нему, идем по-новому,


308__________________________ В. И. ЛЕНИН

не так, как прежде, не тем темпом, не в старых только формах, но идем несомненно.

Задачи пролетариата вытекают из такого положения с полнейшей, неуклонной опре­деленностью. Как единственный до конца революционный класс современного обще­ства, он должен быть руководителем, гегемоном в борьбе всего народа за полный де­мократический переворот, в борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых против угне­тателей и эксплуататоров. Пролетариат революционен лишь постольку, поскольку он сознает и проводит в жизнь эту идею гегемонии. Пролетарий, сознавший эту задачу, есть раб, восставший против рабства. Пролетарий, не сознающий идеи гегемонии сво­его класса, или отрекающийся от этой идеи, есть раб, не понимающий своего рабского положения; в лучшем случае это — раб, борющийся за улучшение своего рабского по­ложения, а не за свержение рабства.

Понятно отсюда, что знаменитая формула одного из молодых главарей нашего ре­формизма, г. Левицкого из «Нашей Зари», объявившего, что русская социал-демократия должна быть «не гегемонией, а классовой партией», есть формула самого последовательного реформизма. Мало того. Это — формула полного ренегатства. Ска­зать: «не гегемония, а классовая партия» значит перейти на сторону буржуазии, на сто­рону либерала, который говорит рабу нашей эпохи, наемному рабочему: борись за улучшение своего положения как раба, но считай вредной утопией мысль о свержении рабства! Сравните знаменитую формулу Бернштейна: «движение — все, конечная цель — ничто» с формулой Левицкого, и вы увидите, что это — варианты одной и той же идеи. В обоих случаях это признание только реформ и отрицание революции. Формула Бернштейна шире, ибо она имеет в виду социалистическую революцию (= конечную цель с.-д. как партии буржуазного общества). Формула Левицкого уже, ибо, будучи от­речением от революции вообще, она специально рассчитана на отречение от того, что было всего более ненавистно либералам в 1905—1907 гг., именно, что пролетариат вы­рвал у либералов руководство народными массами


___________________ РЕФОРМИЗМ В РУССКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ__________________ 309

(и особенно крестьянством) в борьбе за полный демократический переворот.

Проповедовать рабочим, что им нужна «не гегемония, а классовая партия», значит предавать либералам дело пролетариата, значит проповедовать замену социал-демократической рабочей политики либеральной рабочей политикой.

Но отречение от идеи гегемонии есть самый грубый вид реформизма в русской со­циал-демократии, и потому не все ликвидаторы решаются высказывать прямо свои мысли в столь определенной форме. Некоторые из них (вроде г. Мартова) пытаются даже, в насмешку над истиной, отрицать связь между отказом от гегемонии и ликвида­торством.

Более «тонкой» попыткой «обосновать» реформистские взгляды является такое рас­суждение: буржуазная революция в России закончена; после 1905 года второй буржу­азной революции, второй общенациональной борьбы за демократический переворот быть не может; России предстоит поэтому не революционный, а «конституционный» кризис, и рабочему классу остается лишь позаботиться об отстаивании своих прав и интересов на почве этого «конституционного кризиса». Так рассуждает ликвидатор Ю. Ларин в «Деле Жизни» (а раньше в «Возрождении»).

«Октябрь 1905 г. не стоит на очереди, — писал г. Ларин. — Упразднив Думу, восстановили бы ее еще скорее, чем послереволюционная Австрия, упразднившая конституцию в 1851 г., чтобы вновь признать ее в 1860 г., через 9 лет, без всякой революции» (это заметьте!), «просто в силу интересов перестроившей на капиталистическую ногу свое хозяйство влиятельнейшей части господствующих классов». «На пере­живаемой нами стадии невозможно общенациональное революционное движение, имевшее место в 1905 г.».

Все эти рассуждения г. Ларина представляют из себя не что иное, как распростра­ненный пересказ слов г. Дана, сказанных им на декабрьской конференции РСДРП в 1908 г. Против резолюции, говорящей, что «основные факторы экономической и поли­тической жизни, вызвавшие революцию 1905 г., продолжают


310__________________________ В. И. ЛЕНИН

действовать», что нарастает снова кризис именно революционный, а не «конституци­онный», — против этой резолюции редактор «Голоса» ликвидаторов воскликнул: «они» (т. е. РСДРП) «хотят переть туда, где были раз разбиты».

Опять «переть» к революции, работать неустанно, и в изменившейся обстановке, над проповедью революции, над подготовкой сил рабочего класса к революции, — вот в чем главное преступление РСДРП, вот в чем вина революционного пролетариата с точ­ки зрения реформистов. Не к чему «переть туда, где были раз разбиты» — вот мудрость ренегатов и людей, падающих духом после всякого поражения.

Но революционный пролетариат в странах более старых и более «опытных», чем Россия, умел дважды, трижды и четырежды «переть туда, где был раз разбит», умел (как во Франции) четыре раза с 1789 по 1871 год совершать революции, подниматься снова и снова на борьбу после самых тяжелых поражений и завоевать себе республику, в которой он стоит лицом к лицу перед своим последним врагом — передовой буржуа­зией; — республику, которая одна только может быть формой государства, соответст­вующей условиям окончательной борьбы за победу социализма.

Таково различие между социалистами и либералами, т. е. сторонниками буржуазии. Социалисты учат, что революция неизбежна и что пролетариат должен использовать все противоречия в общественной жизни, всякую слабость его врагов или промежуточ­ных слоев для подготовки новой революционной борьбы, для повторения революции на более широкой арене, при условиях большей развитости населения. Буржуазия и ли­бералы учат, что революции не нужны и вредны рабочим, которые не должны «переть» к революции, а должны, как пай-мальчики, скромненько работать над реформами.

Поэтому реформисты — пленники буржуазных идей — и ссылаются постоянно, для отвлечения русских рабочих от социализма, на пример именно Австрии (а также Прус­сии) 60-х годов. Почему излюблены ими


___________________ РЕФОРМИЗМ В РУССКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ__________________ ЗЦ

эти примеры? Ю. Ларин выболтал тайну: потому, что в этих странах, после «неудач­ной» революции 1848 г., буржуазное преобразование страны было завершено «без вся­кой революции».

Вот в чем гвоздь! Вот что наполняет радостью сердца. Значит, возможно буржуазное преобразование без революции!! а если так, то к чему же нам, русским, утруждать себя мыслью о революции? почему и нам не предоставить помещикам и фабрикантам про­извести «без всякой революции» буржуазного преобразования России!?

Слабость пролетариата в Пруссии и Австрии была причиной того, что он не мог по­мешать аграриям и буржуазии совершить преобразование вопреки интересам рабочих, в самой невыгодной для рабочих форме, с сохранением и монархии, и привилегий дво­рянства, и бесправия в деревне, и массы других остатков средневековья.

Русские реформисты — после того, как наш пролетариат в 1905 г. проявил силу, не­виданную еще ни в одной буржуазной революции Запада, — берут примеры слабости рабочего класса в других странах, 40 и 50 лет тому назад, чтобы оправдать свое рене­гатство, чтобы «обосновать» свою ренегатскую проповедь!

Ссылка на Австрию и Пруссию 60-х годов, излюбленная нашими реформистами, есть лучший пример, доказывающий теоретическую несостоятельность их рассуждений и их практически-политический переход на сторону буржуазии.

В самом деле, если Австрия восстановляла упраздненную после поражения револю­ции 1848 г. конституцию, если в Пруссии наступила «эра кризиса» в 60-х годах, то что это доказывает? Прежде всего, что буржуазное преобразование этих стран не было за­вершено. Говорить, что в России власть уже переродилась в буржуазную (как говорит Ларин), что о крепостническом характере власти у нас теперь нечего и говорить (см. у того же Ларина) — и вместе с тем ссылаться на Австрию и Пруссию значит побивать самого себя!


312__________________________ В. И. ЛЕНИН

Вообще говоря, отрицать, что буржуазное преобразование России не закончено, было бы смешно: даже политика буржуазных партий к.-д. и октябристов доказывает это яс­нее ясного, и Ларин сам (как увидим ниже) сдает свою позицию. Несомненно, что мо­нархия делает еще шаг по пути приспособления к буржуазному развитию, как мы уже сказали и как признала резолюция партии (декабрь 1908 г.), — но еще более несомнен­но, что даже это приспособление, даже буржуазная реакция, и III Дума, и аграрный закон 9. XI. 1906 (14. VI. 1910) не решают задач буржуазного преобразования России.

Пойдем дальше. Почему «кризисы» в Австрии и в Пруссии в 60-х гг. оказались «конституционными», а не революционными кризисами? Потому, что ряд особых об­стоятельств облегчил трудное положение монархии («революция сверху» в Германии, объединение ее «железом и кровью»), потому, что пролетариат названных стран был тогда еще крайне, крайне слаб и неразвит, а либеральная буржуазия отличалась такой же подлой трусостью и изменами, как и русские кадеты.

Чтобы иллюстрировать оценку такого положения вещей самими немецкими с.-д., из числа переживших эту эпоху, приведем некоторые отзывы Бебеля, выпустившего в прошлом году первую часть своих «Воспоминаний». Про 1862 год, год «конституцион­ного» кризиса в Пруссии, Бисмарк рассказывал, — как стало известно впоследствии, — что король находился тогда в самом угнетенном состоянии и плакался ему, Бисмарку, по поводу грозящего им обоим эшафота. Бисмарк пристыдил труса и убедил его не бо­яться борьбы.

«Эти события показывают, — говорит Бебель по этому поводу, — чего могли бы достигнуть либера­лы, если бы они умели использовать положение. Но они боялись уже рабочих, стоящих позади них. Сло­ва Бисмарка: «если меня доведут до крайности, я подниму Ахерон»» (т. е. подниму на народное движе­ние низы, массы) «нагнали на либералов бесконечный страх».

Вождь германских с.-д., полвека спустя после «конституционного» кризиса, который «без всякой револю-


___________________ РЕФОРМИЗМ В РУССКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ__________________ 313

ции» завершил преобразование его страны в буржуазно-юнкерскую монархию, указы­вает на революционность тогдашнего положения, не использованного либералами из боязни рабочих. Вожди русских реформистов говорят русским рабочим: если немецкая буржуазия была так подла, что струсила перед струсившим королем, то почему же нам тоже не попробовать повторить эту прекрасную тактику немецкой буржуазии? Бебель обвиняет буржуазию, ее эксплуататорскую боязнь народного движения, — за то, что «конституционный» кризис не был ею «использован» для революции. Ларин и К обви­няют русских рабочих в том, что они стремились к гегемонии (т. е. к вовлечению масс в революцию вопреки либералам), и советуют им организоваться «не для революции», а «для защиты своих интересов при предстоящем конституционном обновлении России». Гнилые взгляды гнилого немецкого либерализма преподносятся ликвидаторами рус­ским рабочим под видом взглядов «социал-демократических»! Ну, как же не назвать таких с.-д. столыпинскими социал-демократами? Оценивая «конституционный» кризис 60-х годов в Пруссии, Бебель не ограничивается указанием на то, что, боясь рабочих, буржуазия боялась борьбы с монархией. Он указывает также на то, что делалось тогда в рабочей среде. «Невыносимость политического положения, — говорит он, — стано­вившаяся все более и более ясной для рабочих, отражалась, естественно, на их настрое­нии. Все требовали перемен. Но так как не было налицо руководящих элементов, впол­не сознательных, ясно видящих цель, к которой надо стремиться, и пользующихся до­верием, так как не было крепкой организации, сплачивающей силы, то настроение про­пало даром (verpuffte). Никогда движение, великолепное по своей сущности (in Kern vortreffliche), не оканчивалось более безрезультатно. Все собрания были переполнены, и кто говорил всех резче, тот становился героем дня. Это настроение господствовало в особенности в Лейпциге ком рабочем обществе самообразования». На собрании в 5000 человек в Лейпциге 8 мая 1866 г. была единогласно принята резолюция


314__________________________ В. И. ЛЕНИН

Либкнехта и Бебеля, требовавшая созыва на основе всеобщего, прямого, равного, тай­ного голосования парламента, поддерживаемого всеобщим народным вооружением, и высказывавшая «ожидание, что немецкий народ будет выбирать в депутаты лишь таких людей, которые отвергают всякую наследственную центральную власть». Резолюция Либкнехта и Бебеля была, следовательно, вполне определенного республиканского и революционного характера.

Итак, вождь германских с.-д. во время «конституционного» кризиса проводит на массовых собраниях резолюции республиканского и революционного характера. Пол­века спустя, вспоминая свою юность, рассказывая новому поколению о делах давно минувших дней, он всего более подчеркивает сожаление о том, что не было налицо достаточно сознательных и понимающих революционные задачи руководящих элемен­тов (т. е. не было революционной с.-д. партии, понимающей задачи гегемонии), что не было сильной организации, что «пропало даром» революционное настроение. А во­жди русских реформистов, с глубокомыслием Иванушек, ссылаются на Австрию и Пруссию 60-х гг., в доказательство того, что возможно вот обойтись «без всякой рево­люции»! И эти филистерские душонки, поддавшиеся контрреволюционному угару, идейно порабощенные либерализмом, смеют еще позорить имя РСДРП!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...