Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Стр 1 из 73Следующая ⇒ Министерство здравоохранения Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Свердловский областной медицинский колледж»
СБОРНИК ЛЕКЦИЙ МДК 04. 03 ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПМ. 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными специальность 34. 02. 01 Сестринское дело базовой подготовки
Составители: Е. Б. Еремеева, Е. О. Костылева, О. П. Бабицкая, О. А. Назарова, Н. Н. Пипкина, Н. Ф. Харченко, Е. В. Моденова, Е. Н. Чернавских - преподаватели ГБПОУ " Свердловский областной медицинский колледж", Бернатович О. А. – ст. медицинская сестра МБУ «ЦГКБ № 6».
СОДЕРЖАНИЕ
1. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ОСНОВА ОКАЗАНИЯ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ
План 1. Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу и потребности повседневной жизни по В. Хендерсон. 2. Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента. 3. Требования к профессиональному уходу: научность, системность, индивидуальный подход. 4. Сестринский процесс: понятия и термины. 5. Цель сестринского процесса. 6. Преимущества внедрения сестринского процесса в сестринское образование и сестринскую практику. 7. Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа. Первый этап: сестринское обследование. Второй этап: выявление проблем пациента. Третий этап: определение целей сестринского ухода и планирование сестринских вмешательств Четвёртый этап: реализация сестринских вмешательств. Пятый этап: оценка результатов и коррекция ухода в случае необходимости.
1. Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу и потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
Потребность-это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражённый в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его восполнять для достижения здоровья и благополучия. Американский психофизиолог русского происхождения Абрахам Маслоу в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням. По его теории, определяющей поведение человека, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе - от физиологических до потребностей в самовыражении. Расположив потребности человека в виде пирамиды, А. Маслоу показал, что, не удовлетворив низшие, физиологические, лежащие в основании пирамиды потребности, нельзя удовлетворить высшие потребности. Первый уровень потребностей человека. Физиологические основные потребности. Выживание. Это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите. 1. Потребность дышать – обеспечивает постоянный газообмен между клетками организма и окружающей средой. Это одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь - неразделимые понятия. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови. 2. Потребность есть-обеспечивает организм питательными веществами, необходимыми для сохранения здоровья. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. 3. Потребность пить – удовлетворяя потребность пить, человек осуществляет доставку воды в организм для поддержания водно – солевого обмена. 4. Потребность выделять – обеспечивает выведение продуктов жизнедеятельности, шлаков, вредных для организма веществ. 5. Потребность спать, отдыхать – удовлетворение данной потребности обеспечивает восстановление истощённой нервной системы и нарушенного функционального состояния организма, тем самым нормализуется физическая и психическая активность человека. Второй уровень. Потребности в надёжности - безопасность – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т. д. Для достижения этого необходимо удовлетворение некоторых потребностей.
6. Потребность быть чистым. Кожа и слизистые человека выполняют защитную функцию, выводят из организма продукты жизнедеятельности, участвуют в процессах терморегуляции. Поэтому человеку необходимо заботиться о поддержании чистоты тела. 7. Потребность одеваться, раздеваться. В зависимости от состояния организма и климатических условий человеку необходимо поддерживать и регулировать температуру тела одеждой, обеспечивая комфортное состояние организма независимо от времени года. Для этого важно подбирать одежду по возрасту, полу, сезону, окружающей обстановке. 8. Потребность поддерживать температуру тела. Постоянная температура тела (в пределах физиологических колебаний) создаётся процессом терморегуляции, в результате которого в организме поддерживается равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей. Для этого необходимо поддержание микроклимата в помещениях, где находится человек и контроль выбора одежды по сезону. 9. Потребность быть здоровым - обеспечивается стремлением человека к независимости в удовлетворении жизненно – важных потребностей при изменении состояния здоровья, возникновении болезни, к самостоятельному решению многих проблем, к активному участию в избранном курсе лечения или реабилитации. 10. Потребность избегать опасности, болезней, стрессов – обеспечивает человеку избежание факторов риска, которые приводят к возникновению заболеваний. Важно избежать безразличия к своему состоянию здоровья. 11. Потребность двигаться - обеспечивает соответствующее кровообращение в организме, тем самым улучшает питание тканей, повышает мышечный тонус, способствует рассасыванию застойных явлений. Третий уровень. Социальные потребности. Принадлежность – это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т. д. Удовлетворение потребности этого уровня необъективно и трудноописуемо. У одного человека потребность в общении выражается очень сильно, другой ограничивается очень немногими контактами. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.
12. Потребность общаться. Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, нужно пациенту для нормальной жизнедеятельности, особенно психоэмоционального равновесия. Нарушение социальных контактов человека может привести его к замкнутости, стремлению к самоизоляции или, наоборот, к раздражительности и повышенному требованию к себе. Четвёртый уровень. Сознание собственного достоинства – достижение успеха. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь идёт речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. 13. Потребность в достижении успеха. Общаясь с людьми, человек не может быть равнодушным к оценке своего успеха со стороны окружающих. У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Чем выше уровень социально – экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении. Пятый уровень. Осуществление самого себя, служение. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире. Потребность играть, учиться, работать – это наивысший уровень потребности человека. Она необходима для самовыражения, самореализации. Ребёнок реализует себя в игре, взрослый человек - в работе. Для этого ему необходимо учиться, совершенствоваться. Потребности влияют на переживания, волю человека, формируют направленность личности. Доминирующая потребность подавляет остальные потребности, определяет основное направление деятельности человека. Человек сознательно регулирует потребности и этим отличается от животных. В 1977 году иерархия потребностей человека по А. Маслоу претерпевает изменения. В результате этих изменений увеличивается количество уровней пирамиды до 7, появляются познавательные, эстетические потребности, изменяется и перечень потребностей. Вирджиния Хендерсон, разрабатывая свою модель сестринского дела в середине 60-х годов прошлого столетия, основывалась на теории А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу. В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни:
1. Нормально дышать 2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости 3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности 4. Двигаться и поддерживать нужное положение 5. Спать, отдыхать 6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду 7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду 8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде 9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасностей для других людей 10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение 11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой 12. Заниматься любимой работой 13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх 14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|