Методические построения и приемы при проведении занятий.
В связи с дифференциацией и интенсификацией учебного процесса необходимо учитывать следующее: 1. Каждый учебный цикл и ступень обучения должны обеспечивать завершенное освоение определенных знание, приемов, правил, в первую очередь – обеспечивающих безопасность. 2. На начальной ступени обучения особое внимание должно быть обращено на овладение прикладными элементами альпинизма, знаниями особенностей и опасностей гор. 3. Интенсификация обучения невозможна без активизации обучающихся. Для этого любые учебные занятия должны представлять определенную новизну и трудность, вызывать мыслительную деятельность, обуславливающую принятие решений на основе знаний и понимания решающих факторов. 4. В программу начального обучения следует вводить сложные ситуации, увязывая их с освоением конкретных приемов. Например: страховку на льду и на снегу отрабатывать вместе с отработкой удержания сорвавшегося и самозадержания, подчеркивая неразрывность этих приемов. 5. Изучение любого приема должно сопровождаться контролем и анализом действий, как самим участником действий, так и его партнером по связке или группе, а также – оценкой тренера. Следует использовать все возможности для воспитания взаимной ответственности и стремления к взаимопомощи. 6. Демонстрация различных приемов должна быть заранее отработана и подготовлена. Следует показать не только безукоризненное выполнение приемов, но и характерные ошибки и способы их исправления. 7. Для начинающих альпинистов, имеющих отличную предсезонную подготовку, объединенных в одну группу после прохождения всей учебно-тренировочной программы, допускается совершение зачетного восхождения на вершину категории 1б на 11-13 день работы смены.
8. Дифференцированный подход к обучению на втором этапе начальной подготовки заключается в следующем: · при составлении календарного плана для альпинистов, имеющих значок «Альпинист России», имеющих квалификацию, превышающую нормативы значка, и отличную предсезонную подготовку, можно включать в это план элементы учебной программы «спортивная подготовка». К таким альпинистам могут быть отнесены спортсмены, имеющие восхождения 1-й и 2-й категорий сложности, совершенные во время зимних или весенних альпиниад, круглогодичных или других мероприятий, совершившие эти восхождения во время прохождения настоящей программы ранее, но не закончившие выполнение норм 3-го спортивного разряда; · зачисление в такие группы и отделения может быть осуществлено только при наличии положительных характеристик и рекомендаций. 9. Целесообразно часть занятий по работе в связках на скальном, ледовом и снежном рельефе переносить в реальную обстановку высокогорной зоны на время проведения походов и тренировочных восхождений. В этом случае необходимо определять конкретные учебные задачи и отводить время на их выполнение. Эти занятия должны найти свое отражение в тактическом плане выхода и в распоряжении по альпинистскому мероприятию. 10. Контрольное восхождение категории сложности 2б, которым заканчивается выполнение норм 3-го спортивного разряда, определяется для одного или нескольких, а в отдельных случаях – и для всех участников отделения. Во время его проведения проверяются навыки, приобретенные на занятиях и во время других восхождений, которые должны соответствовать данному квалификационному уровню. По результатам этого восхождения инструктор или тренер делает запись-рекомендацию в «книжку альпиниста» о возможном присвоении данному альпинисту 3-го спортивного разряда по альпинизму.
Обеспечение безопасности.
Главным условием обеспечения безопасности является правильная организация и методика обучения. Специфика начального обучения состоит в том, что участники не только многого не знают и не умеют, но и в том, что за короткий срок обучения они не могут прочно освоить необходимые приемы и правила. Поэтому часто имеют место ЧП, которые трудно предусмотреть. Инструкторы должны быть готовы к непростым ситуациям. Очень важен сознательный взаимный контроль участников, приучение их к проверкам действий друг друга. Следует требовать строгого соблюдения дисциплины, но не следует рассматривать каждое нарушение или ошибку как поступок, влекущий за собою наказание.
2.1.Спортивная подготовка. Возраст участников – не моложе 17 лет. Спортивная подготовка, так же, как и начальная, подразделяется на два этапа:
Для получения допуска к работе по программе спортивной подготовки необходимо: 1. Иметь оформленный 3-й разряд по альпинизму и классификационный билет спортсмена, «книжку альпиниста», зачетную карточку с отметкой о предлагерной подготовке (допускается неоформленный 3-й разряд, если нормы выполнены в текущем сезоне). 2. Пройти до выезда в горы общефизическую и специальную альпинистскую подготовку по данной программе и сдать контрольные нормативы по общефизической подготовке и зачеты по теории альпинизма. 3. Иметь рекомендацию инструктора (тренера, преподавателя) по альпинизму, проводившего учебно-тренировочные занятия в подготовительный период, и врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении. 4. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность и пройти курс учебно-тренировочных занятий. 5. Сдать экзамены по темам: «Правила проведения соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений», «Профилактика травм и заболеваний в альпинизме и доврачебная помощь». 6. Совершить восхождения на вершины: 2а категории сложности – тренировочное восхождение; 2б, 3а и 3а категорий сложности – учебные для частичного выполнения норм 2-го спортивного разряда. Для завершения выполнения норм 2-го разряда необходимо совершить: тренировочное восхождение 2б категории сложности, 3а и 3б категорий сложности – учебные восхождения и 3б – контрольное восхождение.
7. Допуск к контрольному восхождению осуществляется после сдачи всех необходимых зачетов, совершения учебно-тренировочных восхождений и письменной рекомендации тренера (инструктора).
Учебный план спортивной подготовки для подготовки к частичному выполнению норм 2-го спортивного разряда по альпинизму. Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.
Всего часов: 24 326 350
Всего часов: 19 96 115
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|