Классификация и основные элементы колесной пары.
Колесная пара состоит из следующих основных элементов:
Элемент
| Назначение
|
Ось
| Соединяет движущиеся колеса и зубчатое колесо в единое целое – колесную пару
|
Движущие
колеса
| Являются опорой, образую силу тяги
|
Зубчатое
колесо
| Передают вращающий момент с тягового двигателя на колесную пару
|
В зависимости от конструкции движущих колес, колесные пары бывают:
| Эскиз
| Название составных частей
|
С составными
колесами
|
| 1. Бандаж
2. Колесный центр
3. Бандажное кольцо (закрепительное кольцо)
|
С цельнокатаными
колесами
|
| 1. Обод
2. Ступица
3. Средняя часть
|
В зависимости от количества зубчатых колес колесные пары локомотивов бывают:
| Эскиз
| Вид зубчатого зацепления
|
С односторонней зубчатой передачей
|
| Прямозубое зацепление
или шевронное зацепление
|
С двухсторонней зубчатой передачей
|
| Косозубое (направление наклона зубьев двух колес – противоположное)
|
Бандаж.
Бандаж крепится горячей посадкой на колесный центр. В поперечном сечении бандажа можно различить следующие основные части:
№ п.п.
| Название части
| Назначение
|
| Гребень
| Препятствует выходу колесной пары из рельсовой колеи
|
| Упорный бурт
| Препятствует сползанию бандажа с колесного центра
|
| Паз под бандажное кольцо
| В паз заводится бандажное кольцо
|
| Обжимной бурт
| Применяется для обжатия бандажного кольца, с целью его фиксиции
|
Поверхности и линии бандажа:
1. Наружная грань бандажа
2. Внутренняя грань бандажа
3. Поверхность катания
4. Фаска
5. Посадочная поверхность
6. Круг катания – линия проходящая по поверхности катания на расстоянии 70 мм от внутренней грани бандажа.
Геометрические размеры частей бандажа:
№ п.п
| Название
| Определение
| Чертежный размер бандажа по ГОСТу
|
| Ширина бандажа
| Расстояние от внутренней грани бандажа до наружной грани бандажа
| Локомотивы –140 мм
МВС – 130 мм
|
| Толщина бандажа
| Расстояние от посадочной поверхности до поверхности катания, измеренное по кругу катания
| От 90 мм до 40 мм (35мм для моторных вагонов МВС и 30 мм прицепных вагонов МВС)
|
| Высота гребня
| Расстояние от круга катания до вершины гребня измеренное по вертикали от круга катания у вновь обточенного профиля
| Локомотивы – 30 мм
МВС –28 мм
|
| Толщина гребня
| Расстояние измеренное от внутренней поверхности гребня до натужней поверхности гребня на высоте 20 мм для локомотивов (18 мм для МВС) от вершины гребня
| От 28 мм до 33 мм при скоростях свыше 120 км\ч до 140 км\ч;
От 25 мм до 33 мм при скоростях до 120 км\ч
|
| Крутизна гребня
| Расстояние измеренное от точки, расположенной в 2-х мм от вершины гребня до точки расположенной на расстоянии 13мм от круга катания
| Не менее 6,5 мм
|
Пункты таблицы указаны цифрами, а размеры в миллиметрах (мм)
Ось
Основные части унифицированной оси колесной пары электровозов:
№ п.п
| Название части
| Назначение
|
| Подступичная часть
| Для посадки колесного центра
|
| Предподступичная часть
| Для посадки лабиринтного кольца буксового узла и уменьшения напряжений при переходе к шейке оси
|
| Шейка оси (буксовая)
| Для расположения буксового узла
|
| Резьбовая часть
| Для накручивания корончатой гайки – фиксирующей буксовый узел на шейке
|
| Торец оси
| Для нанесения клейм и знаков. На торце оси имеются:
|
Название
| Назначение
|
Паз для стопорной планки
| Стопорная планка фиксирует корончатую гайку от раскручивания
|
Два резьбовых отверстия
| Для вкручивания болтов, фиксирующих стопорную планку
|
Центровое отверстие
| Технологическое отверстие применяется для центрирование колесной пары при ее обточке на токарном станке
|
| Шейка под моторно-осевые подшипники (МОП)
| Данная часть имеется только на тех осях локомотивов в которых тяговый двигатель имеет опорно-осевое подвешивание (т.е. опирается на ось колесной пары).
|
| Средняя часть оси
| Соединяет левую и правую части оси
|
| Галтели
| Плавный переход между частями оси, предназначен для плавного изменения внутренних напряжений в оси при изменении ее диаметра.
|
Эскиз оси колесной пары ТПС имеющего опорноосевое крепление тягового двигателя
В зависимости от типа ТПС отдельные части рассмотренной оси могут отсутствовать.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: