Причины и условия преступности несовершеннолетних.
1. Причины и условия преступности и преступлений несовершеннолетних — это те же социально негативные явления и процессы, детерминирующие преступность и преступления в целом, о которых шла речь в главах 6 и 7. Вместе с тем их действие конкретизировано на уровне детерминирования преступлений данной группы как применительно к характеру криминогенной мотивации, связанной с социально негативными потребностями и интересами, о которых говорилось при характеристике личности несовершеннолетних, совершивших преступления, так и применительно к их формированию. Мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему более ограничена, чем у взрослых преступников, и отмечена в ряде случаев определенными признаками инфантилизма. Такие особенности определяются социально-ролевыми и социально-психологическими свойствами лиц до 18-летнего возраста. Как правило, здесь отсутствует мотивация «служебной корысти», т.е. стремления паразитически извлекать материальные выгоды, злоупотребляя служебным положением. Нет у них и мотивации профессиональной небрежности, порождающей неосторожную автотранспортную преступность. Незамужнее и неженатое семейное положение ограничивает возможность формирования семейно-бытовой агрессивности, столь распространенной в преступлениях взрослых. Специфична мотивация самоутверждения в группе «лжетоварищества», «псевдоромантизма», «престижно-потребительских» интересов, «запретного плода», враждебности к «чужим» и т. п., более всего связанная с низкой культурой досуга и эмоций. 2. При этом, как уже отмечалось, возрастные особенности личности включаются и начинают действовать в «механизме» преступного поведения не автоматически. Это происходит в случаях, когда наличие этих особенностей не учитывается в воспитании и контроле за поведением несовершеннолетних, что приводит к возникновению безнадзорности, конфликтных ситуаций. Несовершеннолетние часто неправильно понимают, что значит быть взрослым, самостоятельным, смелым, как надо дружить. А.это при определенных условиях способствует формированию мотивов хулиганских действий и других преступлений и возникновению поводов для них. Но влияние искаженных возрастных особенностей и их крайнего выражения — «детской мотивации» (озорство, легкомыслие) характерно не для всех преступлений несовершеннолетних. По общему правилу, чем тяжелее преступление, тем слабее это влияние ощущается. Мало ощущается оно и при продолжаемой преступной деятельности или рецидиве. В частности, применительно к таким преступлениям, как разбой, тяжкие насильственные преступления, повторные грабежи и квартирные кражи, «детская» мотивация прослеживается, по выборочным данным, лишь в одной десятой части. Преобладает же эгоистически-потребительская мотивация, связанная с желанием завладеть «модными» предметами, поддержать свой престиж в группе, получить в свое распоряжение денежные средства для приобретения спиртных напитков и т. п. Она служит причиной более половины всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи и грабежи у школьников, сокурсников, в общежитиях, у пьяных, кражи государственного и колхозного имущества (из палаток, лотков, магазинов, с поля), грабежи и разбои, совершаемые на улицах.
Насильственные преступления и хулиганство учиняются несовершеннолетними чаще всего в драках, происходящих вследствие групповой конфликтности или мотивации, которые возникают в пьяных компаниях. Так, каждое третье изнасилование совершено лицом до 18 лет в обстановке групповых пьянок, в которых участвовали те, кто оказались впоследствии потерпевшими.
3. В непосредственном формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации вершить преступления, решающую роль играют следующие криминогенные обстоятельства: а) Отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. По выборочным иным, примерно каждая десятая семья оказалась криминогенно неблагополучной. В 30—40% случаев вступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий легальным доходам, и т. д.). Выборочные исследования показывают, что образовательный уровень родителей несовершеннолетних преступников значительно ниже образовательного уровня взрослого населения страны в целом. Низкая культура в таких семьях во многом обусловливает неправильное поведение самих родителей или неправильное воспитание ими своих детей. б) Отрицательные влияния в б л и ж а и -ем окружении — бытовом, учебном, производственном и так далее со стороны сверстников или рослых. Они оказываются особенно значимыми в язи с отмеченным стремлением несовершеннолетних отрицательным поведением включаться в обособленныe группы для совместного времяпрепровождения, противопоставляющие себя коллективу. Дорожа преданием в такой группе, они стремятся подражать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду поведению. Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц, тунеядцев, хулиганов и т. п., отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать: наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий определенного вида (например, фактов бесхозяйственности, приписок, бытовое хулиганство); действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей, в) Подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое, по данным выборочных исследований, имеет место не менее чем в 30% случаев. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы «допреступного» антиобщественного поведения. Такое вовлечение может явиться и самостоятельной причиной преступлений несовершеннолетних, поскольку как бы дает толчок процессу моральной деформации личности или усиливает его.
г) Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек. д) Проникновение по разным каналам идеологического влияния империалистической пропаганды, пытающейся внедрить в среду молодежи, например при помощи радиопередач, туристских контактов, взгляды и привычки повседневного поведения, несовместимые с целями и идеалами нашего общества. е) Формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних существенно способствует: Безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. Она констатируется не менее чем в четырех пятых случаев преступлений рассматриваемой группы. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т. д. Безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений. Значимость названного фактора еще более возрастает с учетом возрастных особенностей преступников, которые «накладываются» в таких случаях на ситуацию. Например, выборочные исследования показывают, что по делам о преступлениях против личности, совершаемых несовершеннолетними, в 20 — 50% случаев негативное поведение потерпевшего предшествовало преступлению. Это — неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность и т. п.
Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, процентомании, отказа от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, учащиеся не получают должной «закалки» против антиобщественных влияний и неблагоприятных ситуаций, не закрепляют навыков правильной самооценки, управления своим поведением либо отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется, как уже отмечалось (см. § 2), обычно за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье: ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечет узость запросов и интересов личности, ослабляет самоконтроль и искажает самооценку. Недостатки в организации трудоустройства и воспитания в трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления — особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», — способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с источниками отрицательных влияний. Недостатки в организации досуга, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания '. Существование этих недостатков в определенной степени связано с упущениями в социальном планировании в районах, городах, областях, когда вопросы роста количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг несовершеннолетних, а равно их профиля и дислокации, решаются без должного учета динамики несовершеннолетнего населения, его возрастной структуры, интересов. 10. Наряду с недостатками в деятельности семьи, учебных заведений, трудовых коллективов, культурно-воспитательных и спортивных учреждений, формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в поведении несовершеннолетних существенно способствуют также недостатки организационно-управленческого характера в правовоспитательной и правоохранительной деятельности.
Недостатки правового воспитания — это отрыв разъяснения прав молодых членов общества от разъяснения их обязанностей; подмена вопросов о личной ответственности несовершеннолетних за право-нарушающее поведение вопросами ответственности воспитателей; недостаточное внимание к формированию четких представлений о социальной роли закона, убеждения о единстве требований законности и целесообразности, о значимости законности в каждодневном поведении, классовой характеристики правомерного и право-нарушающего поведения. Недостатки в деятельности органов, на которые возложены непосредственное предупреждение и борьба с преступностью несовершеннолетних. Сюда относятся: недостатки надзора за исполнением законов о воспитании и охране прав подрастающего поколения; неполнота выявления и постановки на учет несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, и «трудных» семей; неполнота регистрации и несвоевременность раскрытия преступлений, применение необоснованно мягких мер наказания, преждевременное условно-досрочное освобождение или выпуск из специального воспитательного учреждения; игнорирование необходимости длительного наблюдения за поведением лиц, освобожденных из ВТК, условно осужденных, лиц, к которым применена отсрочка исполнения приговора; слабая работа шефов и общественных воспитателей и т. д. Затрудняют борьбу с преступностью и недостатки в применении правовых актов о борьбе с пьянством в среде несовершеннолетних (в том числе о запрете продавать им спиртные напитки). Значительные резервы повышения эффективности борьбы с преступностью несовершеннолетних связаны прежде всего с устранением недостатков индивидуального предупреждения преступлений. Четыре из каждых пяти подростков, совершивших преступления, до этого в течение относительно длительного периода совершали менее значительные нарушения, тяжесть и интенсивность которых постепенно усиливалась. На рецидивную преступность несовершеннолетних влияют факты необоснованной замены наказания воспитательными мерами, неправильного применения отсрочки исполнения приговора, условного осуждения, досрочного освобождения либо применения этих мер без должного разъяснения их смысла, со ссылками главным образом на возраст виновного и без обеспечения интенсивного контроля за поведением, в результате чего у подростков возникает представление о своей «неуязвимости». Вместе с тем законное и обоснованное назначение и исполнение названных мер позволяет свести рецидив к минимуму (до 3—5%). В случаях помилования несовершеннолетних рецидив близок к нулю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|