Обшие и специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних.
Каждый год в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тысяч подростоков – правонарушителей и более 100 тысяч родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей. Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем. Предметом предупреждения преступлений несовершеннолетних – является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на профилактику (превенцию) преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии. Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления. Система предупреждения преступности несовершеннолетних имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления. Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних - это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств. Политика в области несовершеннолетних – это деятельность направленная на защиту и охрану несовершеннолетних, их прав и законных интересов.
Основные элементы политики (формирование и реализация). Направление формирования и реализации политики (основные задачи, принципы, направления и средства предупреждения). Субъекты политики (явление преступности несовершеннолетних); Объекты политики (государственные и негосударственные институты); Цели политики (защита человека,общества и государства от преступных посягательств). Национальная политика нашего государства в отношении несовершеннолетних нашла свое выражение в следующем: -в обязательствах по выполнению Конвенции о правах ребенка, взятых на себя РФ; -в Основных направлениях государственной социальной политике по улучшению положения детей в РФ до 2000г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента РФ от 14 октября 1995г. №942; -в Указе Президента РФ от 1июня 1992г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; -в Президентской программе «Дети России». Важным этапом на пути решения профилактических задач преступности несовершеннолетних явилось принятие Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. №1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В данном указе предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. В настоящее время правовую основу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляет: -Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Российская газета" от 30 июня 1999 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3177 Выделяется два вида предупреждения преступности:
1)общее предупреждение преступности – направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий; 2)индивидуальное предупреждение преступности – направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение. Справка: На конец 1995 г. в РФ действовали 61 воспитательная колония для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. В 1995 г. в России работали только 32 специальные школы закрытого типа (в том числе одна – для девочек), одна специальная школа открытого типа, 15 специальных профессионально-технических училищ закрытого типа (в том числе 4 для девочек) и одна специальная (коррекционная) школа для детей с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния. По данным МВД РФ, в 45 регионах России отсутствуют закрытые учебно-воспитательные учреждения для младших подростков. По оценке специалистов, только 9% подростков, которые нуждаются в особых условиях воспитания, могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения. Недоступность для данной категории несовершеннолетних таких учреждений способствует повышению их криминальной активности. Только в 1995-1996 гг. за период ожидания путевок для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения подростками совершено 2085 преступлений. Субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних: 1.комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 2.органы управления социальной защитой населения; 3.органы управления образованием; 4.органы опеки и попечительства; 5.органы по делам молодежи; 6.органы управления здравоохранением; 7.органы службы занятости; 8.органы внутренних дел. Объект предупреждения преступности (преступления) – представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления). Объекты предупреждения преступности несовершеннолетних: -причины, условия и факторы преступности несовершеннолетних;
-личность несовершеннолетнего преступника; -причины и условия конкретного преступления; -группы несовершеннолетних с антиобщественным образом жизни; -преступные группировки. В отношении кого может проводиться индивидуальная профилактика: 1) безнадзорного - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; 1) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; 2) несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; 3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации; 4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества; 5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; 6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; 7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; 8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; 9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; 10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора; 12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; 13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; 14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, проводится профилактическая работа, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. С согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа с лицами неуказанными выше в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних. Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, предусмотренные выше, если они зафиксированы в следующих документах: 1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2) приговор, определение или постановление суда; 3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; 4) документы, определенные как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы
Индивидуальная профилактическая работай проводится в следующие сроки: -необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним; -либо до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних; -или до достижения ими возраста восемнадцати лет; -или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют право на: 1.уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2.обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд; 3.гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение; 4.поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества; 5.получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества; 6.обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|