Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.
1. Предупреждение хищений, как и обеспечение бережного отношения к государственной собственности, к народному добру в целом, базируется на общесоциальных мероприятиях по развитию производства, совершенствованию управления экономикой, ориентированию всей экономической деятельности на конечные народнохозяйственные результаты; по воспитанию членов общества в духе высокой сознательности и чувства социальной справедливости и ответственности. Совершенствование экономического механизма, поднятие его на уровень новых требований органически включает и всестороннее использование идеологических и таких экономических рычагов как хозрасчет, прибыль, цена, материальные поощрения и санкции для решительной борьбы с бесхозяйственностью. В этой связи проводится большая работа по выявлению и устранению в сферах технологии и организации производства, хранения, перевозки, реализации, учета и контроля материальных ценностей и денежных средств недостатков, которые затрудняют борьбу с непроизводительными издержками и потерями. Указанные меры способствуют и предупреждению формирования личностных качеств, на основе которых может возникнуть и реализоваться мотивация совершения хищений. Они стимулируют активное участие широкого круга трудящихся в охране социалистической собственности. 2. На базе названных мероприятий развертывается специальная профилактика хищений, в которой участвуют, координируя свою деятельность, хозяйственные министерства, ведомства, трудовые коллективы ', органы ведомственного и вневедомственного контроля (включая народный контроль, инспекции); правоохранительные органы — суд, прокуратура, органы внутренних дел, юстиции, арбитража и общественные организации. Их профилактическая деятельность направлена на то, чтобы организационными, финансовыми, юридическими средствами накрепко закрыть всякие щели для тунеядства, взяточничества, спекуляции, для нетрудовых доходов, любых посягательств на собственность.
Задачи и функции в борьбе с хищениями специально выделены и закреплены законом применительно ко всем субъектам этой борьбы. При этом каждый субъект ориентирован на взаимодействие с другими, но при условии соблюдения компетенции, недопустимости дублирования, подмены, попыток «делать все за всех». Реализация этого требования обеспечивается путем выделения конкретных целей и мероприятий по борьбе с хищениями в самостоятельные разделы планов экономического и социального развития; межведомственных (комплексных) планов борьбы с правонарушениями; разработки целевых программ различных уровней; выделения отдельных пунктов в условиях социалистического соревнования и коллективных договорах. Состояние, совместные задачи и меры повышения эффективности борьбы с хищениями периодически обсуждаются на межведомственных координационных совещаниях. В советах профилактики трудовых коллективов рекомендуется образовывать секции по борьбе с хищениями и бесхозяйственностью. 3. По направленности меры специального предупреждения хищений подразделяются на обеспечивающие: формирование общественной атмосферы непримиримости к посягательствам на социалистическую собственность, готовности членов общества активно участвовать в борьбе с ними в соответствии со ст. 61 Конституции СССР; надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране социалистической собственности; выявление и устранение условий, создающих возможность для хищений; использование общепревентивного воздействия уголовно-правовой борьбы с хищениями на лиц, склонных к их совершению; использование уголовно-правовых средств предупреждения хищений путем привлечения к ответственности за менее тяжкие преступления;
индивидуальное воспитательно-профилактическое воздействие (общественное и правовое) на лиц, склонных к совершению хищений, включая пресечение или нейтрализацию отрицательных влияний на них. 4. Первая группа мер специального предупреждения формирует общественное мнение и традиции трудовых коллективов путем: а) обсуждения значения, задач конкретных возможностей борьбы с хищениями, ущерба, который они причиняют (в том числе с мелкими хищениями) на собраниях, производственных совещаниях, в лекциях и беседах, на занятиях в сети политической и экономической учебы, через средства массовой информации; б) наставничества; в) проведения а коллективах заседаний товарищеских судов, выездных заседаний административных комиссий, судов; г) обсуждения представлений, определений и информации правоохранительных органов; д)вовлечения членов коллектива в практическую деятельность по охране народного добра: рейды, проверки, смотры и т. д. 5. Ко второй группе относятся ревизии, инвентаризации, проверки и другие меры государственного и общественного контроля и надзора за состоянием охраны социалистической собственности в процессе различных операций с материальными и денежными ценностями в различных отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях, коллективах. 6. Третья группа включает меры перечисленных выше субъектов борьбы с, хищениями по: а) совершенствованию норм расходования сырья и естественной убыли; б) усилению защиты документов от подлога, совершенствованию форм документов и схем документооборота, чтобы максимально затруднить внесение ложных данных; в) внедрению технических средств охраны материальных и денежных ценностей (в том числе затруднить возможность использования ЭВМ для хищений); г) расширению возможностей контроля за реальностью операций по приему, выдаче, перевозке денежных, материальных ценностей и совершенствованию условий хранения имущества; д) предупреждению и пресечению случаев назначения на должности, связанные с материальной ответственностью, с учетом имущества или с контролем за его сохранностью, лиц, не внушающих доверия '; е) пресечению возможных каналов сбыта похищенного.
Перечисленные меры должны применяться в комплексе. Своевременность, достаточность, гласность их применения значима и для формирования общественного мнения о надежности охраны социалистической собственности, готовности граждан активно участвовать в выявлении и устранении условий, создающих возможность для хищений. 7. Четвертую группу образуют меры: а) формирующие у населения убеждение в реальности, неотвратимости ответственности расхитителей и «невыгодных» для них материальных последствий преступной деятельности, в том числе кратного взыскания причиненного ущерба (выездные заседания судов, публикация сообщений о приговорах, информации в коллективах и т. д.); б) обеспечивающие неотвратимость и гласность ответственности за совершение должностных и хозяйственных преступлений, создающих благоприятную ситуацию для хищений (приписки, злоупотребление служебным положением, неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, халатность, недобросовестное отношение к охране имущества и т. д.). 8. Пятую группу составляют меры воздействия и пресечения отрицательных влияний на лиц, прошлое поведение которых, связи, неуважительное отношение к принципу распределения по труду, стремление жить на широкую ногу любой ценой, склонность к пьянству, азартным играм и т. п. делает возможным совершение хищений. Индивидуального воспитательно-профилактического воздействия требуют и лица, уличенные в малозначительных еще служебных злоупотреблениях корыстного характера. Рассматриваемая группа мер, в частности, включает: а) разовое или длящееся воздействие со стороны коллектива и общественных организаций (беседа, общественное взыскание, обсуждение, рассмотрение товарищеским судом и т. д.); б) дисциплинарное воздействие, перевод в другое производственное подразделение на основании ст. ст. 25—27, 35 КЗоТ с тем, чтобы устранить криминогенную ситуацию; в) вызов для официального предостережения в орган милиции, постановку на профилактический учет, контроль по линии органа милиции и специализированных формирований общественности, назначение шефов; г) административно-правовое воздействие, взыскание ущерба.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|