Музыка в человеческом обществе как средство овладевания «слабым полом»; ее отличие от музыки животных
Человек унаследовал от антропоморфных обезьян все достижения их в области музыки. Дает ли это основание утверждать, что человек унаследовал от животных музыку как искусство? По этому вопросу мы, с одной стороны, встречаем авторов, утверждающих, что музыки, как искусства, нет даже у дикарей, а с другой, что птичьи песни представляют подлинное искусство, которым певцы доставляют удовольствие и себе и слушателям. Обе эти точки зрения одинаково неправильны. Музыка животных представляет собою разряд не потребленной на производительную работу энергии; она носит не индивидуальный, а видовой характер; тогда как дикарь может издавать музыкальные звуки, индивидуализируя их по своему вкусу. Другими словами, музыка дикаря представляет собою индивидуальное, а музыка животных — видовое творчество. Музыка же, как и другие роды искусства, становится таковым лишь с момента, когда она является продуктом индивидуального творчества. Музыка у человека, как и у животных, обслуживала половые инстинкты, а сверх того служила и выражением удовольствия в связи с инстинктом питания и самосохранения; дикари поют (и пляшут) по случаю удачной охоты, поют воинственные песни, представляющие собой репетицию тех криков, которыми они оглашают места воинственных столкновений с врагами; у них, как и у животных, эти крики играют роль устрашающего фактора, с той разницей, что у животных они шаблонны и не целепонимательны, т. е. инстинктивны, а дикари понимают их роль и значение. С этого началась музыка как искусство; она шла по старым, унаследованным путям многие тысячелетия, главным образом обслуживая запросы эротики. В Европе, даже в Средние века, когда официальной музыкой считалась только музыка религиозная, когда «дудыри и лютники» преследовались церковью, когда их лишали причастия, не признавали за ними, как за шутами и скоморохами, никаких прав, музыка этих «дудырей» пользовалась широким распространением, и первое место в ней занимали «любовные песни». Королевские указы запрещали монахам их записывать, из чего мы получаем основание полагать, что песни эти записывались даже в монастырях. За их стенами епископы в своих проповедях упрекали крестьянских девушек за то, что они «петь псалмов не научились, а любовные песни поют», а песни эти не только пелись, но певцы любви приглашались на придворные празднества и являлись учителями музыки в рыцарских замках.
Таким образом, первичный фактор музыкального творчества — обслуживание полового чувства — от бесконечно далеких времен сохранился до наших дней. Штук, этот великий толкователь полового чувства, дает целый ряд картин, изображающих притягательную силу музыки, которой мужчина привлекает женщин, а женщина — мужчин, вызывая друг у друга чувства животной похоти. Дикари своей музыкой оказывают такое же воздействие на своих красавиц, как сатиры на картинах Штука и Бёклина. Наряду с такой музыкой мы, однако, во все времена, на всех уровнях культуры встречаем и такую, которая никакого отношения к эротике не имеет и служит выявлением индивидуальных и общественных переживаний, о которых здесь говорить не приходится и которых творцами последних столетий являются Бетховен, Шопен, Григ и др., у нас Глинка, Мусоргский, Бородин и др. О них говорить здесь, разумеется, не приходится. В заключение о музыке как искусстве у человека и ее прогрессивной эволюции остается сказать несколько слов о том, какую роль в ней играет женщина и играет ли она эту роль вообще. Говоря о животных, я привел мнение Дарвина и многочисленных его последователей, полагающих, что прогрессивное развитие птичьих песен и песен зверей, где они имеются, получило место благодаря способностям самок, которые сами хотя и не поют, но умеют различать хороших певцов от плохих, предпочитая первых последним. Я указал те основания, вследствие которых эту точку зрения не считаю правильной и не могу признать за самками той роли, которую за ними предполагают авторы.
В ином виде представляется мне решение этого вопроса у человека. Музыка человека, как я сказал уже, явление не видовое, а индивидуальное. Сделавшись искусством, она из биологического процесса превратилась в процесс психологический. Отсюда уже само собою следует, что прогрессивное ее развитие могла совершиться лишь при условии, если авторы музыкальных произведений, какими бы они нам ни казались, принимались или отвергались теми, для которых создавались. Творцом их явился мужчина, как и в царстве животных, обладающий более сильным половым чувством, чем женщина; он оказался в роли стороны предлагающей, а женщина — в роли стороны принимающей или устраняющей предложение. Спрос этот, разумеется, не являлся произволом или капризом женщины. Будучи хранительницей традиций и вкусов, однажды установившихся, она одобряла то, что вытекало из этих установившихся вкусов, что с ними согласовалось, и отклоняла то, что расходилось с ними более или менее резко. Ее роль в эволюции музыки для той ее части, которая обслуживает половое чувство, была решающей. Позднее, когда к музыке присоединились новые, более сложные запросы индивидуальной общественной жизни, когда вследствие этого сложились новые пути творчества в области этих искусств, женщина силою вещей оказалась значительно отставшей в решении задач прогрессивной эволюции искусства. Она стояла (в массе) па том моменте эволюции этих искусств, когда они обслуживали половое чувство. Факт этот, однако, ничего не говорит о том, чтобы женщина от природы была неспособна, понимать и оценивать искусства в их высших проявлениях. Напротив, мы знаем, что-то, что в музыке является отражением взволнованной речи, что в ней ведет к пониманию этой речи, не только усваивается ею, но ее лучшими представительницами передается с таким художественным чувством, с такою проникновенностью, которая является сама по себе величайшим творчеством. Так пела Виардо, так передавали лучшие места оперы «Фауст» Гуно — Нильсон и Лукка. Да иначе и не может быть. Если бы не было женщин, способных сочувствовать высшим формам искусства, то едва ли они могли бы удержаться в процессе своей культурной эволюции.
Приемы для овладевания самками у животных И «слабым полом» у человека (Продолжение) Б). Танцы самцов как прием овладевания самками Танцы у животных Танцы у животных, в качестве приема «пленения» самок, описываются авторами начиная с червей, более подробно у пауков и насекомых. Вот, например, что сообщают Л. Фаж и Р. Лежандр в статье «Les danses nuptiales de quelques Nereidiens». Группа самцов червей Perinercis cueirifa, Per. Dumerilii кружилась кольцом с возрастающей скоростью вокруг каждой самки, в свою очередь кружившейся в круге все более суживающемся, до тех пор пока наконец не начинала откладывать яйца. Возбуждение самцов к этому времени достигает наибольшей силы; они проникают со всей доступной им быстротой через массу яиц и выбрасывают сперму. Вода становится молочного цвета от спермы и яиц; изолированные самки могут тогда танцевать и класть яйца в этом молоке. Хотя автор и называет действия самцов и самок «брачными танцами», злоупотребление термином, однако, здесь совершенно очевидно: движения червей ни в каком отношении не могут называться ни танцами, ни брачными уже по тому одному, что здесь не может быть и речи о стремлении самцов пленять самок, как не может быть речи о психологии в действиях самцов и самок, которые совершают те же движения, что и самцы. Здесь перед нами — простая физиология: разряд возбужденной процессом оплодотворения энергии. То же придется сказать и о действиях, которые описываются авторами, как танцы пауков. Танцы у этих животных в качестве приема овладеваиия самками описываются очень многими авторами, причем самое описание сопровождается и соответствующими рисунками.
В своем месте я указал, однако, на невозможность такого объяснения описываемых у пауков явлений, и здесь повторять сказанного не буду; отмечу лишь, что такой точный исследователь, как Мак-Кук, указал на сомнительность заключений, расходящихся с наблюдениями. Танцы у пауков представляют собою разряд возбужденной половым чувством энергии, нашедший свое выражение в движениях, получивших значение предупреждающих самку хищника о том, что перед ней находится не обычная добыча, а самец. У пауков, ведущих такой образ жизни, при котором эти предупреждения получили характер своеобразных движений. У пауков, живущих в тенетах паутины, как Epeiridae, «предупреждающие движения» получили совершенно иной, не имеющий никакого отношения к танцам характер; у третьих — там, где взаимоотношения полов не угрожают опасностями друг другу, — ни «танцев», ни иных предупреждающих приспособлений не наблюдается вовсе. «Танцы» у насекомых описываются многими авторами, как «ток» у птиц. Сходство между этими явлениями, однако, чисто внешнее. Ток описан у комариков, комаров, толкачиков (сем. Chiro-nomidae, Culicidae, Simuliidae), мух и других насекомых. Число принимающих в этом участие особей может быть иногда очень значительным. Мне приходится наблюдать эти полеты у такого числа особей, которое в своей совокупности образовало целое облачко. Обыкновенно с вечерней зарей, где-нибудь над межой в поле, носится это облачко, постоянно меняя свою форму, все время, однако, сохраняя свое единство, свою целостность, хотя в нем самом происходит постоянное движение составляющих его особей. У других насекомых ток не являет собою такой цельности; у него есть ядро более или менее компактное, от которого во все стороны с чрезвычайной быстротой носятся входящие в состав особи; у третьих не наблюдалось ни целостности, ни какой-либо организации; насекомые толкутся над каким-нибудь предметом, который как будто является точкой отправления их движений, и т. д. У рыб движения самцов во время нереста носят особый характер, который некоторыми авторами, однако, тоже приравнивается к «танцам». Так, у сазанов и подустов (Chondrostoma nasus) описываются более или менее длительные «любовные игры». Когда около самки находится один самец, он действительно производит ряд необычных и странных движений, иногда напоминающих прыжки. Содействуют ли такие движения самца половому возбуждению самки — сказать трудно, принимая во внимание, что спаривания у них не бывает и кладка яиц определяется физиологическими процессами, которые произойдут в свое время, независимо от ухаживания самцов. Правда, рыбы, держащиеся стаями, в период нереста производят особого рода движения. Мне приходилось наблюдать «хороводы» карасей. Стайка этих рыб от середины пруда плыла к берегу, делая круговые движения. Стая делала эти движения как одно организованное целое, а в нем, этом целом, отдельные особи совершали свои движения «игр». По мере приближения к берегу круговые движения стаи делались все менее правильными, и «хоровод» в конце концов, распался.
Эти и другие им подобные движения у рыб имеют своим объяснением потребность самцов держаться возле самок вследствие веления полового инстинкта оплодотворять икру при выделении ее самками. У земноводных животных наблюдаются аналогичные явления. Самцы тритонов, приобретая в период спаривания «брачный наряд», производят вокруг самки движения, которые потому лишь не называются танцами, что производятся медленно и неуклюже, — обстоятельство, разумеется, не изменяющее биологического смысла явления. У пресмыкающихся пластические движения ухаживания за самками описываются у аллигаторов. Дарвин, со слов Бортрама, сообщает, как самец в период размножения «раздувался до того, что, кажется, был готов ежеминутно лопнуть, поднял хвост кверху, вертелся и носился по поверхности воды». У птиц в качестве приемов овладевания самками тоже описывают (кроме голосовых звуков) «танцы». В описании последних, к сожалению, много неточностей и обычного антропоморфизма. Так, танцы самцов каменного петушка (Rupi-cola) в тропической Америке описываются так, как будто они производятся людьми; тут и зрители по краям площадки, на которой танцуется менуэт, и «чередование самцов, исполнителей менуэта; иногда описывается бал под музыку»: одна птичка поет, другие танцуют. Дарвин цитирует описание «танцев» Одюбоном, по словам которого самец чепуры (Ardea herodias) «с большим достоинством прогуливался перед самками, как бы выжидая соперников», и т. п. Даже тогда, когда даются рисунки танцующих птиц и, вероятно, правильно передающие то, что видел наблюдатель, они вследствие подхода к оценке описываемых явлений «от человека» вводят нас в заблуждение. Hudson, например, описывая танцы шпорцевых пиголиц, говорит даже, что «птицы эти во время танцев маршировали, издавая звуки в такт маршу». Мои наблюдения дают мне основание утверждать, что чувства ритма в связи с пением птиц у них не существует. Некоторые из них при пении совершают размеренные движения своим телом, но песня с этими движениями ни в какой связи не стоит: она идет сама по себе, а движения сами по себе. Оставив в стороне антропоморфизм в описании танцев птиц, мы имеем в своем распоряжении многочисленный ряд конкретно существующих явлений, смысл которых заключается в том, что возбужденная половым чувством энергия у птиц-самцов находит одним из путей для своего разряда различного рода движения, первоначально не имеющие иного значения, как полезный физиологический процесс, но позднее получившие новое и очень важное в биологическом отношении приспособление, вызывающее в самках соответствующие половые реакции. Вызывают потому, что самцы производят их под давлением именно полового чувства, которое у самок по законам циклического процесса должно возбуждать те же чувства. Этим и объясняется, почему «танцы» (как и «любовные песни») вызывают реакции у самок только того вида, к которому принадлежит самец. У млекопитающих задача эта разрешается иными средствами, более простыми и требующими гораздо меньшей затраты энергии. Интересно отметить, что у низших млекопитающих приемы ухаживания близки к тому, что наблюдается у птиц. Так, ухаживание кенгуру, например, требует от него огромного расходования энергии на «бестолковое блеяние» и прыгание, — тут мы имеем и по существу и по значению своего рода «музыку» и «танцы», как и у птиц. Аналогичные явления наблюдаются и у низших этапов эволюции других зверей. Водяные крысы во время «ухаживания за самкой» иногда так быстро кружатся на воде, что может показаться, «будто сильный водоворот вращает его». Хотя самка, по-видимому, довольно равнодушно взирает на эти аллюры, но все же искусные упражнения самца, — говорит автор описания, — оказывают на нее соответствующее влияние, потому что, по окончании кружения, самец и самка приближаются, оба дружно плывут рядом, и затем почти всегда следует спаривание. Ясно, что мы имеем здесь дело с явлениями, по своему происхождению и своей биологической задаче совершенно тожественными тому, что описывается у птиц под термином «танцев»: переживания, испытываемые особью и проявляемые у самцов в форме разрядов возбужденной энергии телесными движениями, вызывают у воспринимающих эти движения самок аналогичные чувствования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|