А. Поиски самок самцами в царстве животных и женщин мужчинами в человеческом обществе. Различие этих исканий между собою и значение этого различия для эволюции культуры
Этот процесс в царстве животных ясен и прост: когда наступает период размножения, половой инстинкт побуждает самцов переменить обычный образ жизни и искать самок для удовлетворения своей естественной потребности. На пути к решению этой задачи они «забывают» обо всех остальных; инстинкт половой угнетает и инстинкты питания, и инстинкты самосохранения. Проявляется ли у самцов животных способность делать предпочтение одним самкам перед другими, и наоборот: у самок предпочтение одних самцов перед другими? Данные сравнительной психологии отвечают на этот вопрос и по отношению к самцам и по отношению к самкам скорее отрицательно, чем положительно; выбор самки у диких животных ничего индивидуального в себе, по-видимому, не заключает: поведение одного самца и, в общем, и в деталях так же похоже на поведение другого, как и его форма, и его окраска. Однако Дарвин отвечает на этот вопрос утвердительно и предполагает эту способность развитой даже у насекомых. По его мнению, когда около самки собирается несколько самцов, то спаривание может быть и случайным, что ему кажется невероятным. Эти соображения ученого мне кажутся сомнительными, принимая во внимание, с одной стороны, — очень несовершенные органы зрения у насекомых, с другой — уровень психологического развития, исключающий всякую возможность предполагать за ними способность одни предметы считать более красивыми, чем другие, с какими бы ограничениями мы ни принимали эту способность. Факты свидетельствуют, что здоровые самки бабочек, например, с их «блестящими нарядами», спариваются с помятыми и потерявшими свою окраску самцами, и обратно; факты свидетельствуют, сверх того, что разыскивают самцы многих бабочек, руководясь не зрением, а обонянием. Мои наблюдения над Pieris brassica свидетельствуют, что когда этих бабочек в период спаривания собирается много в одном месте, то они, налетая и сталкиваясь, друг с другом, сбивают цветные чешуйки крыльев настолько, что «красота» их оказывается более или менее значительно полинявшей — обстоятельство, нисколько не мешающее спариванию.
Сведения о способности самок у позвоночных оказывать предпочтение тому или другому самцу при спаривании очень противоречивы. Мои личные наблюдения над свободно живущими птицами приводят меня к заключению, что такого предпочтения не бывает. То обстоятельство, что они отдаются победителю после боя самцов, представляет выбор в биологическом, а не в психологическом смысле. Отмечаемые Дарвином случаи, когда самка глухаря, по свидетельству одного из многочисленных корреспондентов ученого, ушла «украдкой» с молодым самцом, не осмелившимся выступить на арену со старыми самцами», и сам по себе сомнителен, так как половозрелые самцы не справляются с тем, могут ли они вести борьбу со старыми; да и зачем эти справки, когда на току принимают участие вовсе не одни старые самцы. Явление, на которое указывает Дарвин, объясняется гораздо проще: самка, возбужденная зрелищем боев, ушла случайно, именно с первым попавшимся самцом, еще не успевшим «выступить на арену» и случайно подвернувшимся ищущей спаривания самке. У животных домашних способность к предпочтению самками самцов и самцами самок, по-видимому, сомнению не подлежит. Я лично наблюдал это на собаках, лошадях и домашних птицах. Объясняется это обстоятельство ослаблением роли естественного отбора у животных, живущих в неволе, под покровительством человека, вследствие чего возможность спаривания является всегда обеспеченной и не нуждающейся в интенсивной спешности.
У человека поиски женщин на разных ступенях культуры носят характер, более или менее существенно отличающийся от того, что представляют собою эти поиски у животных. Человек культурных рас ищет женщину, которая удовлетворяла бы не только его физиологические запросы, но и запросы эстетические, а сверх того социальные и экономические, искусственно созданные им самим и не имеющие места у животных. На низших ступенях культуры, до появления собственности и хозяйства, запросы экономические никакой роли не играют. Так, у пигмеев, например, поиски «подруг жизни» просты. С возникновением собственности они становятся все сложнее и сложнее. И чем выше культура, чем большее значение приобретает собственность и те предметы, которые содействуют ее приобретению, тем поиски эти становятся более и более сложными. В конце концов, брак, завершающий эти поиски «на вершинах культуры» буржуазного общества, является уже не столько делом полового чувства, сколько вопросом бухгалтерии, в которой на сторону актива кладутся: наличное имущество будущей подруги, ее общественное положение, ее связи и пр. Запросы полового чувства оказываются роскошью, которую кавалеры могут себе позволить лишь в таких случаях, когда экономическое положение их в достаточной степени обеспечено, и связи прочно установлены. Позволяя себе иногда на склоне лет эту роскошь, т. е. женитьбу на молодой девушке без приданого и связей, люди эти совершенно искренно убеждены, что они с избытком вознаградили ее за неудовлетворенные запросы молодой жизни тем, что дали ей счастье ездить в карете и быть представленной какой-нибудь великой княгине. Вдумываясь в психологию этих кавалеров, решительно недоумеваешь, каким процессам обработки подвергался их мозг, чтобы, в конце концов, привести к «твердой уверенности» в правоте их дикого миропонимания; и когда смотришь на известную картину «Неравный брак», на лошадеобразную физиономию старого мумифицированного звездоносца, бросающего недоумевающий взгляд на невесту, очевидно, не понимающую, что она должна чувствовать себя счастливой под лучами мерцающей на его форменном фраке звезды, а на деле, по-видимому, совершенно несчастную, то недоумение иного порядка является совершенно естественным в каждой голове с не изуродованным мозгом.
Нет надобности говорить, разумеется, что наряду с этими достижениями, прокладывают пути и другие — достижения чисто человеческие, в которых поиски женщины имеют в своей основе запросы и полового чувства и здорового, а не извращенного, миропонимания. Эти поиски, однако, еще едва намечаются, и когда Чернышевский в своем романе «Что делать?» заговорил о них, а какой-то литератор написал «критический разбор» этого романа под заглавием: «Что делали в романе "Что делать?"», — то известная часть публики с восторгом приветствовала излившиеся из-под пера этого критика помои, не понимая ни их истинного смысла, ни их значения. Таким образом, поиски женщины у людей «культурных рас» буржуазного общества нередко превращаются в очень сложное Дело физиологических запросов, экономических себялюбивых расчетов и соображений социального порядка, всегда выгодных для мужчины. Требуемые со стороны этих расчетов предметы неуклонно подготовлялись многие тысячелетия, пока, наконец, не выработалась современная самка — женщина, предмет искания самцов-мужчин, «хорошо» раскрашенная, «со вкусом» причесанная и одетая, мило болтающая всякий вздор, грациозно танцующая, иногда слушающая «Крейцерову сонату» или с чувством поющая романсы, всегда неизменно пустая и ни к чему, кроме флирта, не способная. Девушки буржуазных кругов под неустанной заботливостью их мамаш и папаш, из года в год подготовлявших приданое, выпускались в жизнь такими, каких искали соответствующие кавалеры, находившие в них все, что им было нужно: маленькие ножки, затянутые в мучительно маленькие башмаки, маленький мозг и огромное желание нравиться и развлекаться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|