Метод управленческих задач
(II группа акмеологичности, коэффициент – 0,38) Управленческая задача представляет собой ситуацию в управлении, которая содержит проблему или ряд проблем, требующих решения. Не всякая ситуация в управлении может рассматриваться как управленческая задача. Ситуация — это совокупность фактов и данных, характеризующих то или иное явление. В этом качестве любая характерная ситуация из области управления может служить объектом для анализа и обучения (ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки). Ситуация же, рассматриваемая в качестве управленческой задачи, должна, кроме материала для анализа, непременно содержать и проблему, требующую решения. В этом случае ее можно использовать как учебный материал для совершенствования профессиональных знаний и умений руководителей в принятии решений. Каждый руководитель так или иначе владеет техникой принятия решения, но этому мастерству, как правило, его не учили. Оно приобретается обычно в процессе практической деятельности. Метод управленческих задач преумножает деловой опыт руководителей, подводит под него научную основу и открывает более широкую возможность целенаправленного совершенствования мастерства в принятии обоснованных решений. Основой для принятия решения как в конкретной управленческой ситуации, так и на занятиях является знание законов, тенденций развития производства, логических методов системного анализа. При этом необходимо учитывать эмоциональный фактор, привносимый ситуацией и обучающимися. Метод управленческих задач позволяет каждому из обучающихся индивидуально определять и анализировать проблему. Затем, во время дискуссии, обучающиеся коллективно вырабатывают план действий и определяют пути ее решения.
Указанный метод не требует решения поставленной проблемы в общепринятом понимании этого слова. Он нацелен не столько на принятие окончательного решения по проблеме, сколько на совершенствование умения руководителя системно анализировать производственные ситуации, находить пути решения. Главное — вскрыть закономерности движения анализируемой ситуации, обнаружить существенные связи исследуемой системы, новые факты, осмысление которых определяет умение сознательно и целенаправленно воздействовать на систему, предопределять пути ее развития. Это позволяет руководителю по-новому увидеть свою организацию, вскрыть главную проблему, определить и научно обосновать найденный путь ее решения, т.е. мыслить перспективно. Метод управленческих задач способствует совершенствованию навыков работы с информацией, развитию аналитического мышления, овладению умением формировать коллективное решение, созданию представления о методике подхода к исследованию проблемы, принятию решения и его обоснованию, развитию способности видеть и ставить перед собой реально достижимые цели, предвидеть последствия принимаемых решений. Наибольший эффект применения метода управленческих задач в учебном процессе достигается при сочетании его с другими методами обучения. Управленческие задачи дифференцируются по следующим учебно-методическим признакам: По степени детерминированности описания и способу решения различаются задачи формализованные, решаемые с применением математического аппарата, и неформализованные, решаемые, как правило, путем логических рассуждений с использованием несложных вычислений. По отраслевым признакам – задачи отраслевые, в которых рассматриваются специфические проблемы одной отрасли, и задачи межотраслевые, характерные для многих или всех отраслей, хотя и составленные для одного предприятия.
По уровню управления: например, ситуации, в которых решение должен принимать директор, его заместитель или главный инженер; задачи, решаемые на уровне начальника функционального отдела или цеха; задачи, решаемы на уровне мастера, начальника участка, бригадира. По широте охвата вопросов, проблем: узконаправленные, в которых разбирается отдельный вопрос, проблема; комплексные задачи, где решение главной проблемы обусловлено решением других проблем. По композиционному построению (по объему и характеру материала) задачи делятся на одностадийные, двустадийные, многостадийные. Структура управленческих задач не может быть однозначной. Она зависит от определенных условий, например от специфики используемого материала, от объема информации, необходимой для выработки решения, и т. д. По построению производственные задачи могут быть трех видов. В одностадийной задаче для анализа и принятия решения единственным источником информации является описание ситуации. В двухстадийной задаче вторая стадия — это либо решение, принятое в организации, либо один из вариантов решений, предложенных составителями (авторами) задачи. Многостадийные задачи по построению делятся на три основных типа. К первому относятся задачи, состоящие из трех и более стадий. Информация, даваемая слушателям в первой стадии, является еще недостаточной для принятия обоснованного решения. Они лишь получают общие сведения о проблеме, определяют цель и намечают дальнейшее направление исследования ситуации, запрашивая при этом дополнительную информацию. Вторая стадия позволяет выработать несколько конкретных вариантов решения, так как слушатели располагают более обширной информацией. Третья стадия — это решение, принятое в организации. Трехстадийное построение задачи способствует совершенствованию умения и навыков руководителей в поисках и использовании информации при выработке решения. Второй тип многостадийной задачи характерен тем, что сложная проблема в ней расчленяется на подпроблемы, соответствующие разным аспектам или подсистемам управляемого объекта. Анализируя материал ситуации, слушатели формируют общую проблему и главную цель, делят их на подпроблемы, соответствующие подцели, уточняя частные задачи. Многостадийные задачи первого и второго типов совершенствуют умение и навыки руководителей в решении сложных проблем путем расчленения их на менее сложные, в построении «дерева целей» для выработки комплексного решения.
Третий тип многостадийных задач характерен своим построением по принципу цепи событий. Во второй и каждой последующей стадии рассматривается не только решение, принятое в организации в условиях предлагаемой ситуации, но и изложена новая ситуация с проблемами, к которым привело принятое решение или развитие событий. Таким образом, ситуация описывается в динамике, по стадиям своего развития и с учетом принимаемых на предприятии решений на каждом из последовательных этапов. Подобное построение задачи позволяет слушателям изучить причинно-следственную связь между принимаемым решением и результатами деятельности предприятия на конкретных материалах. Задача может быть построена и иначе, т.е. таким образом, чтобы каждая последующая стадия представляла один из вариантов решений, принятых на различных предприятиях. На занятиях слушатели изучают каждый из вариантов решений. Сравнивая и анализируя их, слушатели получают возможность оценить все положительные и отрицательные стороны различных подходов к решению одной и той же характерной проблемы. Разработка управленческой задачи состоит, как правило, из таких этапов: выбор темы; определение источника для получения материала; сбор материала; определение структуры и композиционного построения задачи; составление (написание) задачи; апробирование и окончательная доработка. За основу управленческой задачи можно взять конкретный опыт по организации труда и управления организацией. В этом случае в первой части задачи описывается ситуация, предшествовавшая рационализации. Она служит слушателям для анализа и принятия решения. Вторая часть, в которой изложен передовой опыт по решению затронутых проблем, используется для оценки и соответствующих выводов. Управленческая задача может быть построена и на подробном хронологическом изучении развития организации, в деятельности которой наблюдаются положительные качественные изменения. Подобная задача состоит из нескольких самостоятельных стадий, в каждой из которых описан определенный период деятельности организации и связанный с ним комплекс проблем. Такое описание позволяет раскрыть ситуацию в динамике, приучает слушателей к логическому делению сложной задачи на простые составляющие. Материал для управленческой задачи может быть также найден в процессе обучения слушателей курсов повышения квалификации. Кроме того, для управленческой задачи неплохо использовать выпускные (курсовые) работы. Слушатели их выполняют на конкретном материале и, как правило, излагают передовой опыт своей организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|