Самостоятельная работа слушателей
(II акмеологичности, коэффициент – 0,43) Самостоятельная работа является одним из важных элементов познавательной деятельности слушателей, В системе образования кадров управления она имеет особое значение. Известно, что в условиях современных темпов научно прогресса знания, полученные на определенном этапе подготовки, быстро стареют. Постоянное обновление знаний становится одной из сторон профессиональной деятельности любого специалиста. Умение самостоятельно пополнять свои знания и развивать их является одним из важнейших качеств руководителей и специалистов. Это означает, что система образования должна не только подготавливать базу для последующего непрерывного самообразования слушателей, но и способствовать совершенствованию этого умения. Сюда относятся и навыки работы со специальной литературой, и умение пользоваться статистическими материалами, научно технической информацией, периодической печатью и т. п. Эти качества совершенствуются при организации самостоятельной работы слушателей как элемента учебного процесса. Самостоятельная работа слушателей представляет собой метод обучения, при котором познавательная деятельность обучаемого протекает в полном соответствии с его индивидуальными особенностями (возраст, восприимчивость нового), уровнем образования, опыта и т.п. Таким образом, появляется возможность ликвидировать пробелы между средним уровнем восприятия и усвоения нового материала в группе и индивидуальными возможностями обучающихся. Наконец, самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, совершенствованию умений и навыков, в том числе на основе анализа собственного опыта (успехов, неудач) и опыта коллег, играет важную, если не решающую роль в формировании личности руководителя. Даже самые квалифицированные преподаватели и самые изощренные методы обучения не дадут желаемого эффекта в повышении квалификации руководителя, если он не будет прилагать к этому собственных усилий.
Однако в условиях обучения без отрыва от производства, которое является одной из форм образования, регламентирование самостоятельной работы слушателей весьма затруднительно. Самостоятельная проработка лекционного материала Эта форма предполагает такую организацию занятий, при которой чтение лекций полностью исключается из учебного процесса. Слушатели получают по каждой теме текст лекции со всеми дополнительными материалами и перечень рекомендуемой литературы. Занятия в аудитории проводятся в форме групповых консультаций, тематических дискуссий. решения ситуационных (производственных) задач и т.п. По существу, это семинар высококвалифицированных специалистов и руководителей, где основой организации учебного процесса является самостоятельная проработка материала и активный обмен знаниями и опытом. Во главе такого семинара обычно стоит старший по должности руководитель. Занятия проводятся под его руководством с привлечением квалифицированных преподавателей-консультантов по каждой теме. Как первая, так и вторая формы самостоятельной работы слушателей особенно рекомендуются для организации семинаров в научных организациях и учреждениях. Однако наиболее эффективной формой организации самостоятельной работы слушателей является разработка рефератов или выпускных работ.
Подготовка к выступлению обучающегося в роли преподавателя (I группа акмеологичности, коэффициент – 0,54) Для семинаров, в которых обучаются высококвалифицированные специалисты и руководители, можно рекомендовать наряду с указанными и специальные приемы активизации самостоятельной работы над материалом.
Проходят эти занятия в форме лекции с последующей краткой дискуссией обучающихся. По существу, здесь действует система «коллективного преподавателя», роль которого выполняют слушатели. В процессе подготовки к занятию обучающиеся углубленно изучают проблему, ее связь со смежными областями, отрабатывают формулировки, учатся излагать материал в соответствии с запросами и уровнем понимания аудитории. Наконец, в ходе занятия обучающийся совершенствует свои навыки общения с коллективом, способность чувствовать реакцию собеседника (обратная связь), устанавливать и поддерживать с ними контакт и взаимопонимание. Таким образом, как мы видим, выполнение обучающимся роли преподавателя не только активизирует его самостоятельную работу над темой, но также способствует развитию навыков и умений.
АКТИВНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Деловая игра (I группа акмеологичности, коэффициент – 0,63) Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными. Для деловых игр характерны реальные или специально сконструированные ситуации, изложенные в виде профессиональной задачи. В отличие от ролевой игры, в которой участники представляют общественных субъектов с разными общественными интересами, в деловой игре все участники находятся в рамках одного общественного интереса или же различие их общественных интересов значения не имеет. «Деловая игра есть соревнование профессионалов, привнесенное в аудиторию». Деловые игры прочно заняли одно из первых мест среди наиболее перспективных методов обучения. Они используются для тренировки, развития творческого мышления, формирования практически умений и навыков, они позволяют стимулировать внимание и повышать интерес к занятиям, активизировать и обострять восприятие учебного материала. Деловая игра — это в определенном смысле репетиция производственной или общественной деятельности человека. Она даёт возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.
В настоящее время различают три сферы применения игрового метода: 1. Учебная сфера: учебный метод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации. 2. Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т.д. 3. Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования. Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы...» Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками. В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения. Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.
В системе активного обучения используется пять модификаций деловой игры. 1. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т. д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначение имитируемых объектов, положения и нормативные акты, определяющие специфику имитируемой деятельности, и описание обстановки, в которой происходит событие. 2. Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, на пример методику ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные, как и в предыдущем случае. З. Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного должностного лица. Для про ведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между слушателями распределяются роли с «обязательным содержанием»). 4. Метод инсценировки. Это своеобразный «деловой театр когда разыгрывается какая-либо ситуация, по ведение человека в этой обстановке. Здесь слушатель должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его работу, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить слушателя ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. 5. Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей») и «методу инсценировки. Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — «зеркального» отражения ситуации и, объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Процедура деловой игры состоит из следующих этапов: - Этап подготовки аудитории, участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов. - Этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Собирается дополнительная информация. При необходимости слушатели обращаются к пропагандисту и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. - Этап проведения — процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. - Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита обучающимися своих решений и выводов. В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Прежде чем приступить к использованию деловой игры в учебном процессе, рекомендуется начинать с имитационных упражнений. Они отличаются меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач. Имитационные упражнения ближе к учебным играм. Их цель – предоставить студентам возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержаться обязательное противоречие, то есть в имитационном упражнении есть элемент проблемности. После имитационных упражнений можно переходить к деловым играм. В учебном процессе вуза – это скорее, ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей специальностью. Цель данной игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции: 1) Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность. 2) Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и из исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации. 3) Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников. 4) Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе. 5) Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра. Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюсти методические требования: 1) игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом; 2) максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям; 3) создание атмосферы поиска и непринужденности; 4) тщательная подготовка учебно-методической документации; 5) четко сформулированные задачи; условия и правила игры; 6) выявление возможных вариантов решения указанной проблемы; 7) наличие необходимого оборудования. В использовании деловой игры можно отметить положительные и отрицательные моменты. Положительное в применении деловых игры: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания; после игровое обсуждение способствует закреплению знаний. Отрицательным является: высокая трудоемкость к занятию для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой преподавателя, который проводил игру. Деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. Познавательная эффективность, осуществляемая в процессе игры путем знакомства студентов с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с функциями своей будущей профессиональной деятельности на личном примере. Воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры. Развивающая эффективность: в процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии. Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести деловую игру. Если преподаватель не вызывает доверия у студентов своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не будет иметь запланированного результата, или даже может иметь противоположный результат. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Она должна включать в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике.
«Блиц – игры» (I группа акмеологичности, коэффициент – 0,52) «Блиц-игра» представляет собой разновидность игровой деятельности, аккумулирующей в себе некоторые признаки форм активного обучения: конкретные ситуации, разыгрывание ролей, мозговой штурм и деловую игру. При этом «блиц-игра» отличается от других распространенных игровых технологий «мгновенностью» проведения и получения результата; привлекательностью и легкостью формы; неожиданностью и неординарностью содержания; минимальным комплектом ролей; ограниченной функциональной направленностью, реализуемой в соответствии с педагогическими целями; динамичностью возникновения и разрешения ситуации (проблемы, задачи); проектируемой и управляемой эмоциональной напряженностью в игропроцессе; ограниченностью во времени отводимом на решение проблемы; возможностью объединения в единый комплекс (создания системы) игр, в соответствие с педагогическими целями; возможностью включения определенного контекста профессиональной деятельности, имитации некоторых ее форм и условий; возможностью включения таких игр в структуру традиционных видов учебных занятий в соответствии с дидактическими единицами целей; обязательностью оценки результатов игр (количественной и/или качественной). Эффективность использования блиц-игр в учебном процессе зависит от ряда условий, в частности – наличие их классификации. Классификация блиц-игр, строится в соответствие со следующими основаниями: направленность блиц-игр на обучение профессиональной деятельности или на формирование и развитие профессионально важных качеств специалиста; наличие имитации условий и форм профессиональной деятельности специалиста; степень выраженности контекста профессиональной деятельности специалиста; функциональная направленность блиц игр. В соответствии с определенными основаниями классификации, все блиц-игры предлагается разделять на две группы. Деловые блиц-игры ориентированы преимущественно на подготовку обучаемых к предметной профессиональной деятельности. Личностно-ориентированные блиц-игры имеют направленность прежде всего на формирование и развитие профессионально-важных качеств личности специалиста. Одновременно они позволяют осуществлять диагностику и коррекцию таких качеств. Блиц-игры, в зависимости от наличия имитации условий и форм профессиональной деятельности, целесообразно разделять на имитационные и блиц-игры без имитации деятельности. Блиц-игры в зависимости от функциональной направленности, могут быть разделены на шесть групп: 1. Исследовательские блиц-игры, в которых участники за определенное время, осуществляют проверку гипотез, осуществляют поиск и накопление данных, делают выводы по результатам проделанной работы. 2. Дидактические блиц-игры, в ходе которых изучаются элементы теории и практики деятельности специалиста. 3. Рефлексивно-оценочные, в ходе которых осуществляется исследование деятельности, поиск затруднений, перенормирование деятельности, оценка процесса и результата. 4. Диагностические, в которых осуществляется диагностика деятельности, личности или группы в интересах получения актуальных данных. 5. Мотивационно-побудительные, посредством и в ходе которых, преимущественно формируется интерес, азарт, мотивация, а также потребность относительно деятельности, явления, информации. 6. Психотехнические, посредством и в ходе которых осуществляется обучение или совершенствование умений специалиста в выполнении определенных действий отражающих прямо или косвенно профессиональную деятельность. Ниже приведено несколько вариантов проведения блиц-игр, посредством которых студенты могут успешно усваивать актуальную для профессии информацию без проговаривания оной преподавателем на занятии. Не детализируя особенности построения таких игр, мы предлагаем только их структуру, что представляется вполне достаточным для опытного преподавателя, чтобы при желании применять их на занятиях.
БЛИЦ-ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ И ПРИОБРЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ «ВЫБЕРИ ГЛАВНОЕ» Задание обучающимся: 1. Приготовить бумагу и карандаш. 2. Быстро и внимательно прочитать предлагаемый текст лекции. 3. Назвать ключевые слова, отражающие суть лекции. 4. Привести 5 предложений, кратко характеризующих тему лекции. 5. Сформулировать выводы к тексту лекции. 6. Придумать 5 вопросов к тексту лекции. Оценивается: Способность к обобщению и выделению главного в учебном материале. Лучшие варианты. Результат работы каждого. «ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ» Задание обучающимся: 1. Приготовить бумагу и карандаш. 2. Быстро и внимательно прочитать текст лекции, стараясь как можно лучше его понять. 3. Законспектировать текст лекции, не прибегая к буквам и цифрам, а с помощью либо рисунков, либо схем, либо символов. 4. Восстановить текст лекции по опорным сигналам. Оценивается: Кто точнее восстановил по опорным сигналам материал лекции. Оригинальность в изображении опорных сигналов. Результат работы каждого.
«ОТНОШЕНИЕ» Задание обучающимся: 1. Прочитать текст за определенное время. 2. Распределить роли: ведущий, автор, критик, аналитик, защитник, сомневающийся и пр. 3. Подготовить свое отношение к тексту с заданной Вам позиции. Оценивается: Кто более успешно проявил отношение к тексту с заданной позиции. «ВОПРОС - ОТВЕТ» Задание обучающимся: 1. Разделиться на 2 - 4 команды. 2. Быстро и внимательно прочитать предложенный текст в команде. 3. Построить по 3 вопроса командам-соперникам по содержанию текста. Оценивается: Лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Количество и качество вопросов и ответов с опорой на знание текста. Активность участников команд.
«ВИКТОРИНА» Задание обучающимся: 1. Разделиться на 2 команды. 2. Прочитать предложенный текст в команде. 3. Первой команде обозначить абзацы цифрами и придумать вопрос-загадку к каждому абзацу текста. 4. Задать вопросы-загадки в разной последовательности второй команде. 5. Второй команде ответить на вопросы-загадки и определить, к каким абзацам они относятся. Оценивается: Точность и оригинальность вопросов-загадок и ответов.
«ПАНТОМИМА» Задание обучающимся: 1. Разделиться на 2- 4 команды. 2. Прочитать быстро и внимательно учебный текст. 3. Разделить текст на абзацы. 4. Одной команде изобразить каждый абзац текста пантомимой. 5. Другой команде, догадаться какой это абзац и о чем в нем говорится. Оценивается: Точность соответствия пантомимы содержанию текста.
«КОНСПЕКТ» Задание обучающимся: 1. Прочитать текст лекции, разделенный на абзацы. 2. Законспектировать на отдельном листе содержание каждого абзаца в тезисах, но, не проставляя номера абзаца. 3. Перемешать листочки с тезисами и передать своему правому по кругу соседу. 4. Внимательно просмотреть конспекты своего соседа и поставить сверху на каждом листе цифру – номер абзаца учебного текста, к которому, по Вашему мнению, относится конспект. 5. Снова передать конспекты правому соседу и проставить номера абзацев на других конспектах. 6. Передавать конспекты по кругу до тех пор, пока к каждому не вернутся его конспекты. Оценивается: Правильность расстановки номеров абзацев. «УЧЕНЫЙ СОВЕТ» Задание обучающимся: 1. Прочитать внимательно учебный текст. 2. Распределить роли: редактор, автор, критик, незнайка, специалист. 3. Каждому изложить учебный текст в выбранном амплуа. 4. Остальным членам ученого совета добавить и дополнить выступления друг друга. Оценивается: Оригинальность выступления и научность подхода.
«ОШИБКА» Задание обучающимся: 1. Приготовить бумагу, карандаш или ручку. 2. Прочитать учебный текст быстро и внимательно. 3. Прочитать другой вариант данного текста, с несколько измененным содержанием. 4. Найти и письменно исправить все неправильные утверждения. Оценивается: Количество найденных неточностей в тексте и как они были исправлены. «ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ» Задание обучающимся: 1. Прочитать учебный текст. 2. Встать в круг. 3. Начать воспроизведение учебного текста с любого игрока и далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одной фразе. И так до конца текста. Оценивается: Точность пересказа. «СКАЗКА» Задание обучающимся: 1. Разделиться на команды. 2. Прочитать учебный текст. 3. Придумать простую, понятную сказку по заданному тексту, в которой основная мысль учебного материала будет сохраняться с любыми героями и любым сюжетом. 4. Рассказать сказки. Оценивается: Сказка, как отражение текста. «СКАЗОЧНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Задание обучающимся: 1. Прочитать текст лекции. 2. Выбрать 2-х стражников, которые будут охранять вход на бал в сказочном королевстве. Попасть на бал можно только ответив на вопросы стражников по теме лекции. 3. Стражникам составить вопросы по теме лекции. 4. По очереди подходить к стражникам и отвечать на задаваемые вопросы по тексту. Оценивается: Способность грамотно ответить на вопросы.
«ДРЕВО МУДРОСТИ» Задание обучающимся: 1. Быстро, но внимательно прочитать текст лекции. 2. Придумать и записать на листе бумаги трудный вопрос по тексту лекции. 3. Свернуть записку и прикрепить ее скрепкой к дереву. Роль дерева может выполнять ведущий. 4. Каждому по очереди подойти к дереву, выбрать записку и как можно более полно ответить на вопрос вслух. Оценивается: Грамотность и конкретность в формулировке вопросов, а также правильность и полноту ответов. Отметить, кто более успешно справился с заданием.
«ПОЧТА» Задание обучающимся: 1. Приготовить лист бумаги и карандаш. 2. Внимательно прочитать текст лекции. 3. Рассчитать группу по часовой стрелке, присвоить каждому соответствующий номер адресата. 4. Каждому написать номер на листке так, чтобы его было видно всем. 5. Запомнить свои и чужие номера. 6. Задать вопрос по тексту, кратко, желательно с юмором, и кому-либо адресовать свой вопрос, поставив соответствующий номер и обратный адрес. Можно адресовать вопросы 2-3 участникам, чем больше, тем лучше. 7. По команде преподавателя игра останавливается. Оценивается: Успешность выполнения задания по наибольшему количеству заданных вопросов и данных ответов.
«ФЕХТОВАНИЕ» Задание обучающимся: 1. Ознакомить группу с предлагаемым текстом. 2. Разделить группу на пары. 3. Выслушать определенную преподавателем проблему по изучаемому материалу. 4. Противнику слева в каждой паре выработать способ решения этой проблемы, а противнику справа постараться выдвинуть контраргументы. 5. Затем преподаватель задает новую проблему. 6. Противникам поменяться ролями, т.е. противнику справа в каждой паре предложить решение вновь заданной проблемы по учебному материалу и отстаивать его, а противнику слева находиться в оппозиции. Оценивается: Какая пара наиболее активно обсуждала поставленные проблемы. «ДОКЛАД» Задание обучающимся: 1. Прочитать текст лекции. 2. Передать на листе бумаги содержание этого текста при помощи рисунков, знаков, схем. 3. Отдать лист соседу справа. 4. Сделать доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Оценивается: Кто сделал более подробный и точный доклад. Кто представил лучшее наглядное пособие.
«СЕМЕРКА» Задание обучающимся: 1. Внимательно прочитать учебный текст. 2. Постараться разложить весь материал по следующим семи философским категориям: особенное, общее, единичное, содержание, форма, явление, сущность. 3. Представить свое видение данного материала с точки зрения этих семи понятий. Оценивается: Кто лучше отразил учебный материал в этих философских понятиях. «СОСТАВЬ УЧЕБНИК» Задание обучающимся: 1. Быстро, но внимательно прочитать учебный текст. 2. Представить себе, что Вы являетесь составителем учебника по данной дисциплине. Учебник может включать содержание, основные разделы, трудности, которые могут встретиться при изучении этого материала, приемы, которые облегчат усвоение материала, какой-то личный опыт, приобретенный учащимся в жизни. Нужно составить наиболее рациональный удобный учебник, которым могли бы пользоваться остальные участники. 3. Представить работы на обсуждение. Оценивается: В каком учебнике материал изложен наиболее рационально и подробно. «ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ» Задание обучающимся: 1. Приготовить текст лекции и собственные конспекты данного учебного материала. 2. Разделиться на пары, в которых один участник находится в роли студента, изучающего материал, а другой берет на себя роль преподавателя, пытающегося оценить уровень знаний ученика. 3. Тому, кто играет роль студента, приготовить конспекты для пересказа текста, изученного ранее материала, а находящемуся в роли преподавателя взять исходный текст, чтобы сравнить ответ своего напарника с оригиналом. На обсуждение каждой страницы отводится минута. 4. Затем ученикам остаться на месте, а преподавателям перейти к другим студентам, образуя новые пары. 5. Сменить роли: те, кто были преподавателями, станут студентами и наоборот. Оценивается: Кто из участников оказался в числе самых способных учеников, а кто в числе самых лучших преподавателей.
«МОМЕНТАЛЬНОЕ ФОТО» Задание обучающимся: 1. Разделиться на две команды. 2. Каждой команде приготовить бумагу и карандаши. 3. В течение короткого промежутка времени ознакомиться с учебным текстом, сосредоточив все свое внимание и восприняв из показанного текста как можно больше информации. 4. Каждой команде зафиксировать на бумаге то, что члены команды вместе могут восстановить по памяти. 5. По очереди каждой команде воспроизвести как можно больший объем текста. Оценивается: Какая команда воспроизведет учебный текст в большем объеме. «ЛУЧШИЙ ВОПРОС» Задание обучающимся: 1. Внимательно прочитать учебный текст. 2. Придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста, ответ на который покажет совершенство овладения этим материалом, отразит его основной смысл. Оценивается: Кто задал наиболее оригинальный и соответствующий цели задания вопрос, и кто дал наиболее точный ответ.
«ОТВЕТ-СЛОВО» Задание обучающимся: 1. Прочитать учебный текст. 2. Каждому задать вопрос по изучаемой теме. 3. Каждому ответить на чужой вопрос. Отвечать нужно одним ключевым словом, которое должно выражать суть ответа на заданный вопрос. Оценивается: Наиболее удачные вопросы и отраженную в ответах способность к выделению главного, раскрытию сути учебного материала с использованием ключевых слов.
«СУТЬ» Задание обучающимся: 1. Приготовить книги с изучаемым текстом. 2. В указанном преподавателем разделе текста в течение нескольких минут, из расчета минута на страницу, подчеркнуть те строки, в которых, по Вашему мнению, содержится суть. 3. Закрыть книгу, на обложке написать свою фамилию карандашом. 4. Книги пустить по кругу. 5. Каждому быстро просмотреть текст и поставить оценку по пятибалльной системе каждому проходящему через него обработанному тексту, пока книги не вернутся к их владельцам. Оценивается: Успешность выполнения задания по количеству самых высоких оценок. «ДОТОШНЫЙ УЧЕНИК» Задание обучающимся: 1. Быстро, но внимательно прочитать изучаемый текст, стараясь запомнить самые мелкие подробности. 2. Составить список вопросов к тексту, стараясь охватить все тонкости материала. Оценивается: Какой список оказался самым длинным и обстоятельным.
«ЧАСТИ ТЕКСТА» Задание обучающимся: 1. Познакомиться с учебным текстом, внимательно и быстро его прочитав. 2. Разделиться на 4 группы, дав каждой группе соответственно следующие названия: первая - «введение», вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение». 3. Участникам каждой группы пересказать часть текста по порядку: «введение», «основная мысль», «заключение», «дополнение». 4. Группа «дополнение» берет слово после выступления каждой группы. Оценивается: Какая группа точнее соответствовала своему назначению, сравнивая воспроизведенную информацию с материалом текста.
«СОСТАВЬ ТЕКСТ» Задание обучающимся: 1. Внимательно прочитать изучаемый текст. 2. Приготовить ручку и бумагу. 3. Каждому написать вопрос к тексту, свернуть листок и отдать его преподавателю. 4. Затем, каждому взять у преподавателя по листку, прочитать попавшийся ему вопрос и подумать, как на него ответить. 5. Обсудить друг с другом свои ответы и выстроиться в том порядке, в каком идет текст. 6. В получившемся порядке пересказать текст. Оценивается: Точность и упорядоченность воспроизведения данного текста. Кто был самым активным участником.
Источником возникновения и внедрения подобных приведенным и других блиц игр является наличие и возможность функционирования их: - в технологии одного отдельно взятого занятия; - в структуре ряда занятий по одной, отдельно взятой теме курса; - в структуре всего курса дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|