Технологии решения практических задач
Обычно человек, столкнувшись с проблемой производственного, социального или нравственного характера, стремится немедленно ее решить. Однако отсутствие опыта и практики систематического анализа проблем приводит к тому, что решение принимается на основе внешних, поверхностных данных. В то же время специфические, особенные признаки, по которым могут быть обнаружены истоки проблемы, ее причинно-следственные связи и свойства остаются вне поля зрения. Как правило, применяются два метода решения возникшей задачи: метод проб и ошибок, характерный для человека, не имеющего опыта решения, и метод перебора известных и освоенных способов решения, являющихся результатом прошлого опыта. Крайне важно научить человека решать задачи нетрадиционным путем и находить оригинальные решения. В последние годы интенсивная разработка активных методов обучения привела к проявлению целого ряда определений учебных задач: «проблемные», «производственные», «экономические», «технические», «этические», «управленческие», «юридические», «ситуативные», «дидактические» и другие. Решение задачи – это работа поисковая, творческая, граничащая с исследовательской. Она (при серьезном ее выполнении) может потребовать до одного - двух месяцев. В учебном процессе необходимо последовательно применять не только практические, но и методические задачи, цель которых - вооружить обучающихся методикой поиска решений, выработать у них умение искать, анализировать, разрабатывать, считать, обосновывать и т.д. Рассмотрим подробнее характеристику, структуру и методику проведения занятий по решению задач. Решение практической задачи представляет собой активный метод обучения, с помощью которого преподаватель формирует у обучающихся навыки решения реальных профессиональных задач.
Особенности практической задачи заключается в том, что в отдельных случаях ее оптимальное решение уже имеется. Обучающемуся остается найти его и обосновать, показать, каким образом он нашел и как его можно реализовать. И.М. Фейгенберг[37] выделил следующие типы практических задач: 1. Задача с неопределенностью исходных сведений. Чтобы решить такую задачу, обучающийся должен сперва определить условия ситуации и необходимую информацию, без которых решение вообще невозможно. 2. Задача с неопределенностью в постановке вопроса. Главным затруднением здесь является нечеткость формулировки самой задачи: неясно, что нужно искать. 3. Задача с избыточными или ненужными для решения исходными данными. При работе над такими задачами обучающийся учится отбирать те сведения, которые необходимы для решения. 4. Задача с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии. Здесь вопрос стоит о том, насколько обучающиеся должны доверять имеющимся сведениям. 5. Задача, допускающая лишь вероятностные решения, основанные на предвидении дальнейшего развития событий. 6. Задача с ограниченным временем решения. Она полезна при развитии у слушателей способностей быстро находить нестандартное решение специфических ситуаций. 7. Задача, требующая решения об использовании работника в несвойственной ему должности или области деятельности. 8. Задача на обнаружение ошибка в решении. 9. Задача, помогающая готовиться к какой-либо деятельности. 10. Задача на повторение пройденного материала, например для закрепления основных сведений об изученном опыте работы. 11. Задача на выполнение действий по имеющемуся образцу. 12. Задача, в результате решения которой возникает нечто новое. Это может быть, например, поиск резервов повышения производительности труда.
13. Задача, способы решения которой обучающимся известны по прошлому опыту. Новыми являются цель и содержание практической работы, а также пути реализации найденного решения. 14. Проблемная задача. Основное ее назначение – научить слушателей выявлять проблемы, обнаруживать в них противоречие и находить оптимальные пути их разрешения.
В процессе решения всех этих задач перед обучающимися ставятся дополнительные вопросы, которые развивают способность рассматривать проблему с разных точек зрения. Как, например, данная задача решалась в прошлом? Какие критерии должны быть приняты во внимание? Какова цель решения проблемы вообще? В отдельных случаях преподаватель должен сразу же предложить обучающимся перечень критериев решения задачи: - решение не может противоречить юридическим законам и нормам; - оно должно быть нравственным; - в решении нужно учитывать социальные и экономические интересы общества, коллектива, предприятия; - необходимо руководствоваться соображениями экономичности, производительности, качества, исходить из реальных возможностей коллектива; - решение не должно подрывать авторитета коллектива, администрации, общественных организаций и его автора.
Аудиторно-практические работы (I группа акмеологичности, коэффициент - 0,37) При проведении аудиторно-практических работ реализуется связь теоретического обучения с практическим, они способствуют закреплению и углублению теоретических знаний слушателей, развивают интерес к применению их на практике, учат самостоятельно обобщать практический материал, сравнивать его с теоретическими положениями, делать соответствующие выводы, вырабатывать навыки общения с вы числительной техникой. Тематика занятий должна соответствовать изучаемому теоретическому курсу, наиболее полно охватывать изучаемый материал, отражать современное состояние науки и техники и, как правило, содержать элементы проблемности. Аудиторно-практические занятия обычно проводятся с использованием средств вычислительной техники, диалоговых режимов работы с персональными ЭВМ.
Индивидуальные практикумы
(II группа акмеологичности, коэффициент – 0,43) Под индивидуальным практикумом понимается самостоятельная, аудиторная и внеаудиторная работа обучающегося по заданию преподавателя. Практикум — это своеобразные упражнения, направленные на отработку различных навыков, закрепление практических знаний. Они относятся к активным методам обучения. Существует около тридцати модификаций практикумов, которые можно использовать в учебном процессе экономического образования. Остановимся на наиболее эффективных из них. 1. Аудиторные индивидуальные практикумы. Программированные. Слушатели получают описание и перечень готовых альтернативных решений, каждое из которых, будучи реализованным, может привести к различному результату. Надо тщательно проанализировать ситуацию и выбрать такой вариант, осуществление которого не будет противоречить избранной концепции. Исследовательские. Перед обучающимся ставится задача: изучить ситуацию, а затем разработать анкеты для исследования мнений членов коллектива по данной проблеме. Поисковые. Обучающемуся дается описание ситуации и два альтернативных варианта ее решения. Преподаватель ставит задание: внимательно изучить каждый вариант, выделить и записать его достоинства (к каким положительным результатам он приведет?) и недостатки (с какими потерями придется столкнуться?). Взвесив достоинства и недостатки обоих вариантов, обучающийся выбирает лучший. Творческие. Перед обучающимся ставится задача описать какую-либо конкретную ситуацию, происшедшую в коллективе, причем данная ситуация может быть как позитивной, так и негативной. Обучающийся должен выделить причины возникновения ситуации и дать прогноз последствий. Наиболее интересные описания можно в последующем использовать на занятиях как материал для анализа и решения. Прогностические. Обучающийся получает задание разработать «идеальную модель будущего». Аналитические. Обучающемуся предлагается в течение одного учебного часа выполнить письменную работу критического содержания на тему «Что мне мешает успешно осуществлять свои обязанности?»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|