Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод коллективной мыслительной деятельности




(II группа акмеологичности, коэффициент – 0,46)

В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее. Известно, что диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит студентов внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы.

Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость деятельности конкретного студента от сокурсника, происходит «передача» действия от одного участника другому, в результате чего развиваются навыки самоуправления.

Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий. Такие как: пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото», «морской бой», «ромашка» и т.д. Мы рассмотрим только некоторые из них.

«Пресс-конференция»: студенты распределяются на подгруппы. Одна группа выступает в роли журналистов, другая научных деятелей. Студенты располагаются лицом друг к другу. «Журналисты» задают вопрос, «научные деятели» отвечают на него. Преподаватель выступает в роли стороннего наблюдателя, отмечая для себя активность студентов.

«Интеллектуальный футбол»: группа делиться на две команды. В каждой группе выбирается вратарь, защитники, нападающие. Нападающие – задают вопросы, защитники – отвечают на них. Для роли вратаря лучше всего выбрать студента, который интеллектуально более сильный, чем остальные. Он может отвечать на вопросы только в том случае, когда остальные студенты-защитники не могут. Преподаватель является судьей. Для оценки он может использовать карточки с баллами.

«Морской бой»: группа также делиться на две команды, студентам раздаются «боеприпасы» – Фишки на которых указаны вопросы. И «спасательные круги», которые возвращают вопросы той команде, которая его задала.

«Ромашка»: делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый студент отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину.

Каждый преподаватель может самостоятельно разработать различные виды игровых форм контроля знаний студентов.

 

Видеопрактикум

(II группа акмеологичности, коэффициент – 0,44)

Эффективными современными элементами активно-игровых технологий являются видеопрактикумы, которые предполагают использование видеофильмов для последующего анализа и проблематизации в группе. Видеопрактикум позволяет воспринимать ситуацию предлагаемую для анализа более полно, детально.

Предлагаемый видеофрагмент своим содержанием проникает вглубь аудитории, в её реальную жизнь. Привносит в «Я» каждого участника видеопрактикума наблюдаемое и воспринимаемое им «не Я». Видеофрагмент воздействует на глубинное, бессознательное личности, воспламеняя забытое, а иногда подавленное.

Заметим, что психика способна детализировать воспринимаемые видеофрагменты и объединять их в логике анализа. Видеофрагмент позволяет отслеживать и анализировать ситуацию, поведение личности, особенности коммуникации демонстрируемой с экрана. Видеофрагмент и его содержание приближено к реальной жизни, а часто отражают таковую вне игрового воспроизведения.

Видеофрагменты могут нести профессиональный контекст, что особенно ценно для профессионально-ориентированного анализа.

Говоря о природе интереса к восприятию видеоматериалов, можно выделить факторы, способствующие формированию такого интереса у обучающихся:

- удовольствие от самого визуального восприятия;

- азарт ожидания непредвиденных образов, ситуаций и последовательного их развития на экране;

- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределённых условиях незавершенного фрагмента;

- эмоциональная реакция от процесса соотнесения с ролью демонстрируемой на экране.

Благодаря эмоциональному фону видеофрагментов достигается высокий уровень запоминания событий.

Применение видео в обучении предполагает наличие у организатора (режиссера) видеоархива фрагментов, фильмов, а также программ возможного соотнесения видеофрагментов и фильмов с тематикой занятий.

Следует определять условия применения видеоматериалов в обучении:

- содержательная соотнесенность с темой занятия;

- придание содержанию дидактического смысла;

- наличие и подкрепление мотивации обучающихся;

- установление дидактических связей материалов с методом и технологией обучения.

- взаимосвязь обучающей и эмоционально-побудительной функции в предлагаемых материалах.

Педагогическая задача определяет дидактическое содержание видеоматериалов. В то же время содержание фрагмента может ставить перед обучающимся проблему, требующую определенного интеллектуального напряжения и рефлексии.

Характеризуя дидактические возможности видеоматериалов, можно отметить следующее:

- в ходе восприятия материалов обучающиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;

- видеофрагменты позволяют обучающимся делать выводы и самим решать задачи игрового действия, а не только быть наблюдателями;

- визуальное восприятие реальности создает потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

- видеофильмы позволяют "сжимать" время, передвигаться во времени;

- видеоматериалы привлекательны в силу эмоционального заряда сопровождающего процесс восприятия;

- анализ видеоматериалов позволяет приобретать умения и развивать способности анализа конкретных проблем;

- сюжеты фильмов вызывают у обучающихся интерес к проблемам, моделируемым или проектируемым с помощью видеотехники;

- видеоматериалы способствует росту познавательной активности обучающихся;

- анализ видеофрагментов позволяет изменить отношение к окружающей действительности, адаптироваться относительно нового, неизвестного.

Разработка видеопрактикума предполагает:

Наличие определенной темы и программы конкретного занятия.

Соотнесенность видеофрагмента или фильма с тематикой занятия.

Целевое определение использования видеоматериалов в логике занятия.

Временные рамки включения видеоматериалов в занятие.

Наличие необходимых технических средств для показа видеоматериалов.

Рефлексию видеоматериалов в логике занятий обучающимися. Построение выводов в соответствии с педагогической задачей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...