Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развлечения с использованием музыки




Родители могут стать инициаторами в организации в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, такой как совместное пение или пение взрослым доступных для ребенка песен, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», игры-драматизации, в которых дети совместно с родителями представляют с помощью простых движений сюжеты знакомых песен, различные пантомимы под музыку, слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на аудиокассетах, радио- и телепередач и др.

Правильно организованные развлечения могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной и творческой атмосферы в семье, что, несомненно, значимо для ребенка с проблемами в развитии. Это важно и для укрепления семейных отношений.

Для осуществления всей этой интересной работы в семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает: наличие музыкальной фонотеки, музыкальных инструментов, организацию музыкального общения взрослых с ребенком в процессе слушания музыки, совместную с ребенком музыкально-творческую деятельность в различных формах (музицирование с помощью элементарных музыкальных инструментов, пение, игры, танцы, хороводы, драматизации и др.).

Каждая семья, особенно та, в которой есть дети с проблемами в развитии, должна позаботиться о наличии хотя бы скромной фонотеки, состоящей из подборки грампластинок, аудио- и видеокассет с записью музыки для детей. Само собой разумеется, что это должна быть музыка, ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребенка.

В последние годы в нашей стране появились готовые комплекты аудиокассет с записями музыкальных произведений для детей. В основном это классическая музыка, предназначенная для слушания, музыка для движений, детские песни, сказки с музыкальным сопровождением.

Основной совет, который можно дать родителям: побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие правилом, семейной традицией. Если родители сами любят и часто слушают музыку, то и для их ребенка слушание музыки постепенно станет потребностью.

Для общения ребенка с музыкой следует отвести удобное время в режиме дня. Взрослый в этом процессе выполняет ведущую роль. Он выбирает музыкальное произведение в соответствии с желанием, настроением ребенка или ориентируется на развитие 1 его познавательной сферы, расширение музыкальных впечатлений и т.д. Во время слушания музыки ребенок может сидеть на своем любимом стульчике, на диване, на ковре в свободной, непринужденной позе и лучше вместе с кем-либо из взрослых. В этот момент его ничего не должно отвлекать. Вместе с тем важно и не переусердствовать. Слушание музыки не должно занимать много времени. Следует отвести для этого примерно 5-10 мин в зависимости от возраста детей, иначе ребенок начнет отвлекаться, потеряет интерес к воспринимаемому произведению.

Перед слушанием взрослый должен настроить ребенка, заинтересовать, направить его внимание на особенности звучания музыкального произведения. После прослушивания или перед ним можно побеседовать с ребенком о музыке, о характере ее звучания, о тех чувствах, которые в ней переданы. Например, можно задать ребенку вопросы: понравилась ли тебе музыка? Как она звучала (нежно, ласково или бодро, решительно, как марш, или похожа на танец; быстро или медленно, тихо или громко и т.д.)? Что она напомнила тебе?

Чтобы ребенок лучше почувствовал характерные особенности музыкального произведения, можно предложить ему подвигаться под музыку, подбирая при этом движения, соответствующие ее характеру.

Если детям с проблемами в развитии бывает сразу сложно понять содержание музыкального произведения и адекватно отреагировать на него, то родители могут заранее продумать, как, с помощью каких дополнительных средств можно сделать более доступным восприятие музыкального произведения. Например, использование картинки, книжной иллюстрации, близкой по содержанию музыке, игрушки, мимических и пантомимических движений и др. может не только привлечь внимание ребенка, но и помочь ему почувствовать и понять музыку.

Необходимо исполнять детям несложные песенки про птичку, мишку, кошечку и др., поощряя ребенка к подпеванию взрослому, а затем и к самостоятельному их исполнению. Такие песенки можно сопровождать несложными игровыми движениями, что очень нравится детям. Дети приучаются выполнять движения в ритме песен, двигаться свободно, нескованно. У детей накапливается первоначальный музыкальный опыт, что дает им возможность в дальнейшем действовать более уверенно и самостоятельно. Так, например, родители могут, показав 2 - 3 несложных движения, предложить ребенку поплясать под музыку, а в следующий раз попросить придумать свой маленький танец. Можно предложить ребенку поиграть, например, инсценируя хорошо знакомую песенку.

Для инсценировок следует приготовить различные атрибуты, элементы костюмов (шапочки зайчика, мишки, пушистый хвостик кошки, лисы и др.), которые дети с удовольствием будут надевать. Так им легче перевоплощаться в соответствующий образ.

Создание домашнего оркестра является частью музыкальной среды. Хорошо, если кто-либо из взрослых в семье владеет каким-1ибо музыкальным инструментом. Свои умения надо как можно чаще демонстрировать детям, исполняя на баяне, аккордеоне, гитаре, скрипке и любом другом инструменте музыкальный репертуар, доступный для их восприятия.

Но даже если в доме нет настоящих музыкальных инструментов и взрослые не владеют игрой на них, любой современный родитель хотя бы немного знаком с элементами нотной грамоты, поэтому может приобщать своих детей к игре на простейших музыкальных инструментах, представляющих ударную группу, - барабанчиках, бубнах, колокольчиках, треугольнике, металлофоне, ксилофоне, губной гармонике и др. или на инструментах-самоделках, используя для этой цели некоторые предметы дома и него обихода, например деревянные или металлические ложки коробочки, детские погремушки, пластиковые бутылки, футляры от киндер-сюрпризов и т.д. (см. выше). Необходимо позволят самому ребенку экспериментировать с разными предметами, чая их возможности, в том числе звуковые.

Используя эти простейшие инструменты или самоделки, взрослые могут организовать своеобразный домашний «оркестр», привлекая детей к музицированию и сопровождая звучанием инструментов исполнение знакомых песен или музыкальных произведений в записи на пластинке или аудиокассете.

Все эти инструменты - ударные. Они не передают точной высоты звучания, но с их помощью можно развивать у детей чувств ритма, предлагая ребенку выполнять очень простые ритмического упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или ил отца, матери, брата и т.д.; отстучать ритм слов, например, ма-ма, ма-моч-ка, па-па, па-поч-ка, пал-ка, па-лоч-ка; ритм знакомых несложных попевок: Со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-ле-ко!... и т.д. Затем сопровождать звучанием музыкальных инструментов собственное исполнение песенки или музыки, 3amicat ной на аудиокассете.

Одним из компонентов музыкальной среды в доме и одновременно еще одной формой музыкального воспитания в семье являются слушание и просмотр детских радио- и телепередач, форма сегодня доступна практически для каждой семьи, однако необходимо соблюдать умеренность, чтобы не навредить здоровью ребенка. Кроме того, необходимо, чтобы такие передачи ребенок слушал и смотрел не в одиночестве, а с кем-либо из родителей, чтобы взрослый мог объяснить что-то ребенку, привлечь его внимание к тем или иным важным моментам, используя как средство для воспитания ребенка или для расширения познавательной сферы, накопления разнообразных впечатлений.

В таких передачах часто звучат музыка, песни, исполняемые любимыми персонажами, поэтому дети, с удовольствием подражая им, быстро запоминая и затем исполняя эти песни самостоятельно

Радио и телепередачи являются для детей источником новой информации, разнообразных впечатлений, которые дети отражают в своих играх, в музыкальной деятельности. Они предали ребенку различные модели поведения, что важно для социализации детей, для развития их взаимоотношений с окружающими. Эти впечатления - мощный стимул и для творческих проявлений ребенка.

Итак, главной задачей музыкального воспитания в семье ребенка с проблемами в развитии являются накопление и обогащен средствами музыки опыта эмоциональных переживаний, развитии музыкальных способностей, приобщение к музыкальной культур и развитие интереса к разнообразной музыкальной деятельности и способностей к самостоятельному музицированию, коррекция средствами музыки имеющихся у ребенка нарушений в развитии, создание условий для личностного развития, для социализации. Для того чтобы эта работа велась успешно, необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. С одной стороны, знание итогами ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду, с другой - родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его музыкально-эстетическое развитие. Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия и взаимодополнения. Благодаря взаимодействию, сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения родители решают свои собственные знания и представления о том, какими средствами и методами, в каких формах, возможно, осуществлять музыкально-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.

Детский сад должен быть открытой системой — родители должны иметь возможность прийти в детский сад, чтобы понаблюдать своим ребенком, а педагоги дошкольного учреждения должны и. готовы к позитивному взаимодействию с родителями, оказывать им необходимую консультативную и другую помощь. Важно, чтобы родители, педагоги располагали как можно более полной формацией о ребенке, об особенностях его развития и поведения, учитывая, что только при условии такого взаимодействия возможен успех в осуществлении задач, связанных с коррекцией на пений в развитии средствами музыкального искусства.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте необходимые условия для успешного музыкального развития ребенка в условиях семейного социума.

2. Каковы показатели и критерии музыкального интереса и потребностей детей и родителей?

3. Каковы особенности музыкального воспитания дошкольников в семье?

4. Составьте перечень социальных условий музыкального роста ребенка.

5. Разработайте методику домашнего музыкального занятия по коллективному слушанию музыки.

6. Составьте список народных сказок о музыке и музыкальных инструментах для семейного чтения.

7. Проанализируйте свою мотивацию музыкального самовоспитания.

8. Покажите место и роль социального педагога в качестве координатора музыкального воспитания взрослых членов семьи.

9. Какое значение для развития личности ребенка с проблемами имеет различные формы музыкального досуга в семье?

 

Заключение

 

С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. История семьи доказала: чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Определяющую роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство, и в частности, музыкальное. Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира. Все это делает своевременным и актуальным постановку проблемы музыкального воспитания детей в семейном социуме. Семья является важнейшим институтом первичной музыкальной социализации ребенка. Педагогизация музыкальной атмосферы семьи проявляется в понимании, готовности и умении родителей осуществлять данный вид воспитания с учетом особенностей развития, возможностей, интересов ребенка. Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.

Однако музыка постепенно уходит из семейного воспитания, что связано с несогласованностью семейного и общественного воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении ребенка.

Стиль взаимодействия родителей с детьми, их воспитательная тактика обусловлены общей и музыкальной культурой этих людей. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание детей и домашний досуг. Поэтому музыкальные потребности маленьких членов семьи детерминированы домашними условиями развития, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношения к музыкальному воспитанию, особенностями музыкальной среды, в которой социализируется ребенок. Родителям следует помнить, что вводить ребенка в музыку, заниматься музыкой, хотеть дать ему музыкальное воспитание- это значит открыть для него целый мир. Надо постараться околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца. Минуты общения с музыкой должны даваться детям как радость, как награда.

 

Практические задания для студентов по всему курсу:

 

1. Проанализируйте работу культурно-просветительских и музыкально-образовательных учреждений с подрастающим поколением в районе (городе, области).

2. Проанализируйте музыкальную жизнь микрорайона с точки зрения признаков существования музыкальной среды.

3. Дайте характеристику музыкального воспитания старших дошкольников по месту жительства.

4. Определите влияние ценностных ориентаций на мотивы выбора музыкальной деятельности современных родителей.

5. Объясните, какое влияние на музыкальную деятельность ребенка оказывают потребности в самоутверждении и одобрении.

6. Составьте и проведите анкету, выявляющую отношение современных родителей к народной песне, народному творчеству.

7. Составьте тематику занятий педагогического лектория для родителей о развитии народных традиций в воспитании эстетических потребностей и интересов современных дошкольников.

8. Разработайте содержание музыкального занятия, с детьми используя возможности домашней фонотеки.

9. Проанализируйте проблемы музыкального воспитания человека в современных условиях.

10. Прокомментируйте мысль Д.Б. Кабалевского о том, что огромную важность приобретает проблема именно музыкального воспитания, а не «развлечение масс».

11. Докажите целесообразность создания в семье музыкально-воспитательной среды в качестве фактора духовной общности взрослых и детей.

12. Опишите содержание музыкального досуга семьи за один месяц.

13. Дайте характеристику музыкального восприятия ребенка.

14. Проанализируйте процесс развития детского воображения под воздействием музыки.

15. Определите некоторые педагогические способности взрослого человека, необходимые ему для организации и проведения домашних музыкальных занятий с детьми.

16. Дайте анализ тематики статей по семейному музыкальному воспитанию из отечественных журналов и газет за последние 10 лет.

17. Составьте план организации социально-музыкальной среды, необходимой для правильной постановки музыкального воспитания.

18. Раскройте значение самостоятельной музыкальной деятельности в развитии личности дошкольника.

19. Охарактеризуйте виды самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников в социуме.

20. Дайте характеристику приемов косвенного руководства родителей самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.

21. Дайте характеристику исторических традиций музыкального досуга марийского народа.

22. По материалам педагогической печати выделите актуальные музыкально-воспитательные проблемы. Докажите актуальность одной из них.

23. Напишите краткую рецензию на журнальную статью по вопросам музыкальной педагогике.

24. Составьте примерный перспективный план применения музыки в повседневной жизни, используя при этом программу радио и телепередач.

25. Составьте план наблюдения за музыкальным воспитанием ребенка в семье.

26. Подберите материалы для беседы с родителями дошкольников и младших школьников по музыкальному воспитанию детей.

27. Определите место и роль музыки в русской семейной педагогике.

28. Дайте воспитательную характеристику современным музыкальным радио и телепередачам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...