Показатели и критерии музыкального интереса и потребностей детей и родителей
Всякая музыкальная деятельность ребенка в семье осуществляется прежде всего в общении с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воспитанию, особенностями семейной музыкальной среды, в которой он воспитывается. Карташев Н.В. выделяет следующие показатели интересов и потребностей детей: - участие в музыкальной деятельности (широкий спектр); - наличие любимого музыкального произведения и стремление его исполнить; - личное участие в музыкальных концертах; - желание посещать музыкальную школу (кружок, студию); - посещение музыкальной школы (кружка, студии); - слушание музыки по радио, телевидению; - слушание грампластинок с записью музыкальных произведений, предназначенных как для детей, так из «взрослого» репертуара; - занятия музыкой в домашних условиях с преподавателем, родителями или самостоятельно. В качестве критериев отношения ребенка к музыке можно выделить: - отношение к жанру разнообразно воспринимаемого музыкального материала; - отношение к видам музыкальной деятельности; - отношение к музыкальному образу. Совокупность данных показателей позволяет с известной степенью точности определить сформированность музыкальных потребностей ребенка. Формирование музыкальных потребностей у детей начинается в семье. Весьма значительной в этом случае становится роль родителей как организаторов музыкального воспитания. Поэтому музыкальные потребности маленьких членов семьи детерминированы домашними условиями развития, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношения к музыкальному воспитанию, основами музыкальной среды, в которой социализируется ребенок.
В соответствии с таким подходом Карташев Н.В. предлагает следующие показатели музыкальных потребностей родителей: - наличие музыкального интереса и его направленность; - проявление эмоциональной отзывчивости во время музыкальной деятельности; - участие в совместной с ребенком музыкальной деятельности; - стремление к более полному изучению музыкального материала, способствующего успешной музыкальной деятельности; - качество знаний, умений, навыков, способностей применять их на музыкальной практике; - наличие музыкального слуха (звуковысотного и ритмического); - отношение к различным по характеру и жанровым направлениям музыкальных произведений и различным видам музыкальной деятельности; - мотивы отношения к домашнему музыкальному воспитанию ребенка. Условия эффективности воспитательного процесса: субъектная роль родителей и детей; приобретение практических навыков музицирования; создание атмосферы творческого роста ребенка. Помимо вышеперечисленных условий музыкального развития ребенка в семье, музыкальному педагогу и родителям следует учитывать в своей работе критерии талантливости ребенка. Если ребенок талантлив, то он: 1. Любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; 2. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; 3. Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение; 4. Сочиняет свои собственные мелодии; 5. Научился или учится играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Первые и очень важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением матери. Веками матери пели у колыбели самые нежные задушевные песни. И первые музыкальные воспоминания связаны у многих детей с ощущениями счастья, любви, нежности.
Сегодня песня все больше уходит из семейной жизни. Мамы стали петь реже. Они считают, что это ни к чему, когда есть магнитофон, музыкальный центр, что это несовременно. Но если маме хочется, чтобы ребенок полюбил музыку, необходимо петь ему чаще. В формировании интереса детей к музыке большую роль могут сыграть музыкальные радио и телепередачи. Узнав заранее о такой передаче, родителям нужно подготовить ребенка, рассказать о композиторе, чья музыка будет исполнена, либо о самом музыкальном произведении. Cлушание музыки, пение и танец в раннем детстве являются доступными видами музыкальной деятельности детей. Малыши - очень музыкальный народ, они имеют музыкальные способности, о которых взрослые даже не подозревают, и, просто обожают петь. Раннее пение - это важный способ развития музыкальности, подготовка к восприятию серьезной музыки. Решающую роль в выработке культуры пения имеет пример родителей. Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения писал С.В. Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен знали много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки». При пении нужно следить, чтобы голос ребенка совпал по звучанию с голосом родителей, или со звучанием инструмента. Так же как и петь, дошкольники любят танцевать. Движения под музыку вызывают у малышей радость, желание танцевать еще и еще. Танец улучшает осанку, развивает ловкость, умение держаться, полнее и глубже воспринимать музыку. Родителям неплохо устраивать дома небольшие семейные торжества. Когда собираются дети, можно организовать игры-хороводы, в которых танец соединяется с игрой, песней. Так, например, на дне рождения ребенка исполнение традиционного «Каравая», песен из любимых мультфильмов, современных танцев для детей, игры, забавы, аттракционы. Я. А. Коменский писал: «Родители могут научить своих детей всему, что умеют сами. Таким образом, родители могут научить детей слушать музыку, петь, танцевать. Играющие родители вполне могут давать уроки игры на музыкальных инструментах. Семья становится первой школой малышей. Научите детей любить музыку, и в ваш дом войдет верный друг, который поможет сделать жизнь яркой, интересной, не оставит в тяжелую минуту. Я знаю много людей, которые очень благодарны родителям за то, что они приобщили их к музыке. И не знаю ни одного, кто жалел бы о впустую потраченном времени».
Мы согласны с Я.А. Коменским в том, что семья становится первой школой малышей. Поэтому важно приучить детей любить музыку, которая поможет сделать жизнь яркой и интересной. Поэтому пропаганда вопросов, связанных с музыкальным воспитанием в семье, приобретает особое значение, так как воспитание детей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|