Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников посредством приобщения их к русскому национальному творчеству
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она великую гармонию природы. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования действительно прекрасного во всех отношениях человека. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Актуальностьнастоящего исследования определяется следующим. Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Поэтому неслучайно темой нашего исследования является «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников посредством приобщения их к русскому национальному творчеству». Дошкольный возраст - период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и к русской национальной музыкальной культуре. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений видный собиратель фольклора П.В. Киреевский говорил, что тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит (75, с.6).
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, - предупреждал В.А.Сухомлинский. … Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство». Цельюнашего исследованияявляется выявление роли русского народного творчества в процессе формирования основ музыкальной культуры детей 5-6 лет. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что русское народное творчество является эффективным средством формирования основ музыкальной культуры старших дошкольников, если эта работа ведется планомерно и целенаправленно, охватывая как специально-организованные музыкальные занятия, так и повседневную жизнь детского сада. Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования: 1. Изучить теоретическую и методическую психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ музыкальной культуры дошкольников 2. Исследовать уровень музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста 3. Разработать и апробировать систему работы по формированию основ музыкальной культуры старших дошкольников посредством приобщения их к русскому национальному творчеству и провести экспериментальное изучение эффективности ее использования Методологическую базу нашего исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов. В своей работе мы опирались на исследования таких ведущих специалистов в этой области как Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, А.В. Кенеман, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова, А.Л. Арисменди и многих других.
Нами сделана попытка выявить роль русского народного творчества в формировании основ музыкальной культуры детей 5-6 лет. Определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основ музыкальной культуры старших дошкольников средствами русского музыкального творчества. Практическая значимость исследования заключается в разработке системы работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской музыкальной культуре и методических рекомендаций, направленных на развитие музыкальных способностей и основ музыкальной культуры детей. Исследование уровня развития музыкальной культуры детей на констатирующем этапе исследования выявило, что в группах испытуемых отсутствуют дети как с высоким, так и с оптимальным уровнем развития музыкальной культуры, что позволяет говорить о недостаточной сформированности таких видов музыкальной деятельности (входящих в структуру музыкальной культуры) как восприятие, исполнительство и творчество. Все это явилось основанием для целенаправленной работы по формированию основ музыкальной культуры детей. Основная задача, которая ставилась на этапе формирующего эксперимента - развитие музыкальной культуры детей посредством приобщения их к русскому народному творчеству. С этой целью нами была разработана и апробирована программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской музыкальной культуре и составлены методические рекомендации. Основными задачами программы являются следующие: 1. Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. 2. Поднять уровень музыкальной культуры детей, развивать восприятие, исполнительство и творчество детей, преодолеть музыкальную неграмотность. 3. Развивать песенные и танцевальные умения и навыки, расширять навыки передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений.
4. Формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки. Принципы программы: 1. Систематичность музыкального образования. 2. Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром. 3. Разносторонность музыкального образования. Требования к музыкальному репертуарународного творчества: - в произведения фольклора должны быть включены доступные детям явления; - должны быть выражены разнообразные эмоции; - должны быть использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни, танца. Основные разделы программы: Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор» (прибаутки, попевки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки, частушки, пестушки, колыбельные песни). Задачи раздела: - развивать в детях музыкально-творческие навыки, необходимые для становления речи, памяти; - развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать - помочь правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку; - совершенствовать вокальные навыки, четкость произношения слов, правильность дикции. Раздел 2. «Народная песня» (календарные, лирические, обрядовые). Задачи раздела: - учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительность языка; - совершенствовать навыки ансамблевого, хорового, сольного пения. Раздел 3. «Игровой фольклор» Задачи раздела: - развивать у детей культуру движений; - учить применять различные виды интонирования (от лирического мелодического пения до мелодизированного говора); - развивать творческую активность. Раздел 4. «Хороводы» Задачи раздела: - развивать воображение детей, сообразительность, смекалку; - совершенствовать ритмические, драматические способности детей; - учить детей выполнять хореографические движения под исполнение песни. Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах» Задачи раздела: - развивать чувство ритма, музыкальную память; - учить детей дошкольного возраста ансамблевой игре. Знакомство с музыкальным фольклором мы осуществляли на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Особое внимание в работе со старшими дошкольниками мы уделяли русской народной песне. Ибо песня, в силу своей распространенности и доступности, соответствуя возрастным особенностям детей, является прекрасным средством как воспитания, так и развития ребенка. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже, наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.
Знакомя детей с песней, мы стремились раскрыть художественный образ народной песни, старались добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его. Эмоционально исполненная песня - это залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно. Таким образом, большое место в работе над певческими навыками отводилось одновременно и развитию осознания музыкальной речи, ее выразительности, мелодии, ритмических особенностей, ладовых закономерностей, структурных элементов. Для развития музыкально-ритмической деятельности детей в процессе приобщения к народному творчеству, нами были подобраны русские народные мелодии. Музыкально-ритмическая деятельность детей условно делится на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. В связи с этим, мы, прежде всего, детей учили слушать и вслушиваться в музыкальные произведения, старались добиться целостного восприятия музыки. И только после этого переходили к обучению детей воспроизведению ее выразительных свойств в движении. Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения из области физкультурных упражнений (ходьба, бег, поскоки), танца (доступные элементы народного танца и современного балета). В нашей работе также представлены конспекты тематических занятий и фольклорных праздников и развлечений, направленные на знакомство детей с культурой русского народа, с его песенным и игровым творчеством. К их числу относятся:
К празднику Кузьминки нами была сделана выборка хороводов, игр, закличек, которые могут использоваться как в процессе праздника, так и в быту в игровой и музыкальной деятельности детей. В процессе работы с детьми по формированию основ музыкальной культуры посредством приобщения их к народному творчеству, мы также решали еще одну задачу: заинтересовать родителей и привлечь их к нашей работе. Для этого мы приглашали родителей на проводимые нами фольклорные праздники и разработали 2 консультации: 1. Консультация для родителей «Покров – что за праздник?». 2. Консультация для родителей «Кузьминки - что за праздник?». В процессе знакомства детей с музыкальным фольклором в различных видах деятельности мы использовали следующие методы и приемы обучения: - наглядно-слуховые (художественное исполнение педагогом музыки, песни); - наглядно-зрительные (показ игр, плясок или отдельных элементов движения); - словесные (образный рассказ педагога о новой игре, танце, о содержании песни, ее характере, указания как надо ее исполнять, пояснения по ходу выполнения движений и т.д.); - методы упражнения, многократного повторения. Таким образом, на этапе формирующего эксперимента дети были вовлечены в различные виды музыкальной деятельности. Работа по формированию основ музыкальной культуры посредством приобщения детей к русскому народному творчеству осуществлялась как на занятиях, так и в повседневной жизни детского сада в самостоятельной деятельности детей, широко использовалась в процессе проведения музыкальных досугов и фольклорных праздников.
Р.Р. Лоскутова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|