Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыки на детей в условиях семьи




Проблема семейного воспитания с древних времен привлекала к себе большое внимание многих философов (Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, И.Кант, М.С. Каган) и педагогов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Е.А. Аркин, Н.К. Крупская).

Среди современных исследователей проблем семейного воспитания можно назвать Т.А. Маркову, О.Л. Звереву, Н.В. Корниенко, В.И. Безлюдную, В.К. Котырло и др.

Однако проблема развития музыкальной культуры в семье не являлась объектом исследований. Влияние педагогической работы с семьей в связи с вопросами музыкально-культурного развития ребенка, формы совместной работы ДОУ и семьи в области музыкального воспитания изучены недостаточно. Ведущая роль в распространении педагогических знаний принадлежит средствам массовой информации, но все же они не могут заменить живого, непосредственного общения педагога с родителями.

Складывающаяся в настоящее время социо-культурная ситуация, определяется пробудившимся и неуклонно возрастающим национальным самосознанием людей, стремлением народов к возрождению своей самобытности, традиций, идущих из глубины веков. В этой связи формирование музыкальной культуры ребенка и семьи, как неотъемлемой части музыкальной культуры общества, приобретает, на наш взгляд, особую остроту и является весьма актуальной. ДОУ и семья должны представлять собой единую воспитательную систему. Поэтому разрешение данной проблемы мы видим в попытке ее решения через разнообразные формы работы ДОУ с родителями по музыкальному воспитанию детей.

Мы предполагаем, что развитие музыкальной культуры детей будет успешно осуществляться при выполнении следующих условий:

- накопление детьми опыта восприятия музыки разных эпох и стилей в процессе совершенствования различных форм организации музыкальной деятельности в ДОУ и семье;

- привлечение родителей к подготовке и проведению музыкальных досугов познавательного характера, а также праздничных утренников в детском саду;

- побуждение родителей к совместной с детьми музыкальной деятельности в семье;

- сотрудничество ДОУ и семьи в музыкальном воспитании дошкольников.

С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. История семьи доказала: чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. По образному выражению А.Г.Харчева, семья для дошкольника - «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Семейное воспитание сегодня- это создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры, приобщения к духовным ценностям общества. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреактивную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

Цели воспитания ребенка в семье и в ДОУ едины - всестороннее развитие личности. В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных форм. Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи и путем индивидуального воздействия на ребенка. О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт).

В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, приобщение его к человеческой культуре.

На наш взгляд, важную роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство и, в частности, музыкальное. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его добрые поступки, или, как говорил Д.Б. Кабалевский, "«прекрасное пробуждает доброе». Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может остаться равнодушным к горю, страданиям другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Чтобы сердце ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, важно научить его любить и понимать музыку. Потому что, постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях.

Анализ исследований в области музыкальной педагогики (О.А. Апраксина, М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Е.Я. Гембицкая, Л.В. Горюнова, К.Г. Гофман, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов, Р.М. Чумичева, В.Н. Шацкая и др.) дает основание рассматривать данный вид искусства в качестве фактора становления личности.

Все родители мечтают разглядеть в собственном ребенке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности, порадоваться рано проявившимся у него способностям. Кроме того, каждый хочет видеть своего ребенка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношения, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны музыкой, если начать с самого раннего детства.

Семья является важнейшим институтом первичной музыкальной социализации ребенка. Педагогизация музыкальной атмосферы семьи проявляется в понимании, готовности и умении родителей осуществлять данный вид воспитания с учетом особенностей развития, возможностей, интересов ребенка. На основании социологических исследований у нас и зарубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.

Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное её воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Учеными доказано, что задолго до рождения ребенок воспринимает не только голос матери, но и определенные звуки извне. Уже в последние месяцы беременности плод отвечает на резкие звуковые раздражения сильными толчками, и в этот период органы чувств ребенка подвергаются определенной тренировке. Исследования в этой области показали, что развивающийся плод слушает музыку с большим удовольствием и реагирует на пение матери по-разному: слыша спокойную музыку, замирает, а под быструю, веселую - начинает оживленно двигаться. Это говорит о том, что именно музыкальное искусство гораздо ближе младенцу, чем другие виды искусства, так как слуховой анализатор ребенка начинает функционировать одним из первых.

В настоящее время существуют различные программы образования нерожденного ребенка, продаются специальные кассеты с записями концертов Моцарта, Брамса, Вивальди, Чайковского и других композиторов, народной и детской музыки для беременных. Для беременных созданы специальные пояса с вмонтированными пленками с записями, которые дают возможность рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Рекомендуемые занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери и ребенка. Дети, чьи матери занимались с ними до рождения, более активны, они чаще улыбаются, начинают раньше садиться, говорить, у них более глубокое чувство любви к родителям.

Итак, как доказывают проведенные исследования, жизнь и воспитание ребенка начинаются задолго до его рождения, и будущим родителям необходимо учитывать этот факт.

Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые музыкальные воспоминания связаны у многих детей с ощущением счастья, любви, нежности. В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Сегодня песня всё больше уходит из семейной жизни. Матери стали петь реже. Некоторые стесняются своего голоса, другие считают, что это им ни к чему, когда есть проигрыватель и магнитофон, и что вообще петь у колыбели не современно. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем.

Сфера воздействия колыбельных на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Колыбельные помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, малыш пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим.

Для детей раннего возраста интонационная выразительность музыки близка к интонационным звукам человеческого голоса, она благоприятно действует на настроение младенца, вызывая, прежде всего, чувство удовольствия. Музыкальное воздействие на младенца ускоряет многие процессы формирования его организма, психики. Гуление, первые звуки, издаваемые младенцем, говорят о влиянии музыки на речевое развитие. Музыкальные способности у младенца могут проявляться очень рано, а их отсутствие нельзя считать действенным. Все зависит от родителей, только их увлеченность и забота о приобщении малыша к музыке, создание вокруг него музыкально-эстетической среды и необходимые при этом знания заложат в ребенке «ядро» музыкальности. Основой основ музыкального развития детей раннего возраста признана эмоциональная восприимчивость, отзывчивость на музыку.

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать…» - писал Д.Д. Шостакович.

Осью индивидуальной музыкальной культуры ребенка целесообразно считать его музыкально - эстетическое сознание. Его первоначальные формы выявляются довольно рано. Примерно до трёх лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения. Постепенно у детей формируются интерес к музыке, способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Развитый музыкальный вкус-это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, даже генофондом.

Сегодня матери во всех странах мира ругают своих детей за то, что их ничто не интересует кроме поп-музыки. Но чего еще можно ждать от подростков, если с самого раннего детства они, как правило, слышат эту музыку, которая прочно запечатлелась у них в мозгу. Разумеется, они уже не в состоянии воспринимать более сложную музыку. Когда определенные штампы сформированы в сознании, поздно приучать к чему-то другому. Сила воздействия музыки, формирующей эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если в семье будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь.

Истинная музыка - это источник духовного насыщения, питания ребенка. Если ребенок в раннем детстве имеет возможность слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры, способность отличать красивое от банального и безобразного. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытания временем, отбираются человечеством и доходят до потомков. «Музыка - однодневка» существовала всегда. Её развлекательное предназначение не оспаривается, она имеет право на существование. Но воспитать в ребенке основы музыкальной культуры можно только на художественных эталонах, которыми являются произведения народной музыки и классическое наследие композиторов всех эпох и стилей. Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Рекомендуем использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.Чайковского, А.Гречанинова, Э.Грига, Р.Шумана, С.Майкопара, С.Прокофьева, Г.Свиридова, А.Хачатуряна, Д.Шостаковича. Можно слушать фрагменты симфонических произведений. Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разного времени - старинную музыку А.Вивальди, Г.Генделя, Л.Бетховена, Ф.Мендельсона, Ф.Шопена, М.Глинки, С.Рахманинова и других композиторов-классиков, формировать у детей эталоны красоты.

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей.Равнодушие родителей к классической и народной музыке и увлечение только «легкой» музыкой также препятствует разностороннему развитию ребенка, сужает его кругозор.

Наш опыт научно - практического решения проблемы свидетельствует, что всякая музыкальная деятельность в семье осуществляется, прежде всего, в общении с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воспитанию, общей культурой.

Социологические исследования, проведенные в форме анкетирования и опроса родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в республике Марий-Эл показали, что музыка выходит на первое место и является самым любимым, предпочитаемым видом искусства. Из 700 человек опрошенных музыке как виду искусства отдают предпочтение 78%. Сегодня можно отметить и значительный рост музыкальной образованности родителей. Более 20% респондентов имеют специальное музыкальное образование. Однако при всех успехах системы музыкального воспитания было бы глубоко ошибочно характеризовать уровень музыкальной культуры современных родителей лишь с позитивной точки зрения.

Анализ результатов исследования показывает, что за количественным благополучием «потребления» музыки скрываются порой сложные противоречия ее бытования. Это, прежде всего, односторонняя ориентация большинства родителей на эстрадно-развлекательную музыку, ту, которая не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Такой уровень культуры восприятия формирует поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры. Он предполагает запросы, диктуемые престижностью. В результате анкетирования выявлено, что 78,5% опрошенных предпочитают слушать современную эстрадную музыку. На втором месте по предпочтению - классическая музыка. Ей отдают свое предпочтение 15,5% родителей. Наименьшей популярностью пользуется народная музыка - 6%. Выявлено, что музыкальная активность многих родителей находится на уровне ниже среднего.

К сожалению, музыка постепенно уходит из семейного воспитания, что связано с несогласованностью семейного и общественного воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении ребенка. Этому также в немалой степени способствует интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате на задний план оттесняется самодвижение человека к истинной художественности и ценности.

Стиль взаимодействия родителей с детьми, их воспитательная тактика обусловлены общей и музыкальной культурой этих людей. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем музыкально содержательнее становится домашний досуг, нередко связанный с бытовым музицированием. Поэтому музыкальные потребности маленьких членов семьи детерминированы домашними условиями развития, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношения к музыкальному воспитанию, особенностями музыкальной среды, в которой социализируется ребенок. В соответствии с таким подходом можно выделить следующие показатели музыкальных потребностей родителей:

1. Наличие музыкального интереса и его направленность.

2. Проявление эмоциональной отзывчивости во время музыкальной деятельности.

3. Участие в совместной с ребенком музыкальной деятельности.

4. Стремление к более полному изучению музыкального материала, способствующего успешной музыкальной деятельности.

5. Качество знаний, умений, навыков, способность применять их в музыкальной практике.

6. Наличие музыкального слуха (звуковысотного и ритмического).

7. Отношение к различным по характеру и жанровым направлениям, музыкальным произведениям и различным видам музыкальной деятельности.

8. Мотивы отношения к домашнему музыкальному воспитанию ребенка.

Нет необходимости убеждать кого-нибудь в том, что музыка нужна не только подрастающему поколению. Родители должны спросить себя, достаточно ли они сами подготовлены, чтобы направлять своих подопечных. Память детства - самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остается на всю жизнь. Любопытно высказывание венгерского композитора З.Кодаи. На вопрос: «Когда нужно начинать музыкальное воспитание?” - он ответил: «За девять месяцев до рождения матери. В самом деле, пожалуй, тогда наши внуки и правнуки вырастут в сознании, что жизнь без музыки - это действительно скудная жизнь, и станут более совершенной публикой, чем их матери».

Испокон веков музыкальная культура народа была действительно средством народной педагогики. Песня помогала скрашивать долгие зимние вечера, сопутствовала труду, была желанной гостьей на праздниках и торжествах. Песня, музыка передавали от поколения к поколению духовный опыт народа. К сожалению, современная молодая семья нередко лишена возможности воспитывать своего ребенка, как это было принято раньше. Молодые родители зачастую живут отдельно от бабушек и дедушек. Редко увидишь такую обычную в старину картину: сидит за рукоделием бабушка, рядом внуки слушают народные песни, сказки, а заодно и учатся мастерству. Как много хороших традиций утеряно, и, по-видимому, нам нескоро удастся восстановить их. А ведь многие вопросы, над решением которых мы бьемся, народная педагогика ответила давным-давно.

Известно много источников народной педагогической мудрости. Одним из них является вокальная и инструментальная народная музыка. Популярной традицией было использование музыки в русской семье, которая представляла собой явление весьма развитое, и свидетельствовало о высоком уровне культуры народа. Среди народных масс бытовое музицирование осуществлялось в основном в вокальной и инструментальной форме.

Народ, не знавший музыкальной грамоты, тем не менее, сохранял традиции семейного музицировония по слуху и обучения игре на музыкальных инструментах на основе подражательности. Устным путем развивались народно - певческие традиции. Эту традицию нельзя забывать. Еще Лев Толстой утверждал: «воспитание есть воздействие на сердце». Так было всегда. Но сегодня умная, добрая апелляция к чувствам необходима более чем когда бы то ни было.

Музыку можно рассматривать, как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Музыкальный фон нашей жизни усиливается год от года. Расширяются каналы проникновения музыки в каждую семью: радио, телевидение, проигрыватели, магнитофоны, музыкальные центры и т.д.

Сегодня каждая семья имеет возможность коллекционировать музыку. Правильному отношению к музыкальному наследию можно научить. По крайней мере, отец, мать способны терпеливо и неназойливо воспитать уважение к любому музыкальному произведению.

Фронт семейного музыкального воспитания достаточно широк. У одних это домашние фонотеки, позволяющие прослушивать и обсуждать записи, сравнивать исполнителей, оценивать их мастерство. У других - посещение музыкального театра, концертов филармонии, концертов народной музыки. В третьих семьях практикуются музыкальные игры, музыкальные викторины, концерты-загадки. В-четвертых принято организовывать семейные концерты по торжественным дням, музицировать или просто всем вместе петь любимые песни.

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности.

На наш взгляд, самое важное, что требуется от семьи - это создать атмосферу предельного уважения к инструментальной симфонической, оперной, балетной, народной - любой хорошей музыке, так как нельзя говорить о ней небрежно, тем более вносить в занятия элемент тяжкой необходимости или скуки. Минуты общения с музыкой должны даваться детям как радость, как награда.

Семья может и должна быть первой ступенью художественного воспитания. Родители, сознательно воспитывающие и развивающие музыкальные наклонности ребенка, должны делать это, но по возможности систематически, независимо от того, может ли стать, и будет ли ребенок музыкантом-профессионалом или музыка просто сделается его другом на всю жизнь.

Начиная музыкальное воспитание ребенка, взрослые должны помнить, что мир музыкальных звуков - это та особая стихия, в которую погружать ребенка надо незаметно, радостно, а не вталкивать его насильно. И только лучшее, самое лучшее надо вкладывать в детское сознание. «В книгах, которые пишут для детей, - говорил С.Я. Маршак, - каждое слово должно быть взвешено и проверено, потому что по этим коротеньким книжкам дети учатся, и мыслить и чувствовать». Также ответственно должны мы отбирать музыку, с помощью которой собираемся воспитывать и развивать музыкальный вкус ребенка. Отбор музыкальных произведений для семейного воспитания должен быть обусловлен нравственной целью занятий с ребенком.

Для восприятия нравственного содержания окружающего мира целесообразно подбирать такие программные музыкальные произведения, каждое из которых создает своеобразие оттенков, например, времена года. При этом осень предстает у разных композиторов по-разному: как проникновенный, грустный образ расставания с летними красками («Осенняя песня» П.И.Чайковского); просветленный, яркий образ золотого времени года («Охотничья песенка» Р.Шумана); печальное настроение картины осыпающего желтые листья сада («Осенняя песня» Д.Б.Кабалевского) и т.д.

Наш опыт научно-практического решения проблемы семейного музыкального воспитания детей позволили определить художественно-педагогические требования к музыкальному репертуару, используемому в музыкальном воспитании детей в семье. Он должен отвечать следующим критериям:

- высокий художественный, характерный для произведений большого искусства;

- единства содержания и формы;

- доступности музыкальных произведений для дошкольников, способных проникать в мир чувств детей и отражающих их интересы;

- соблюдения баланса народной, классической и современной музыки;

- обеспечения полноты насыщения каждого вида детской музыкальной деятельности;

- связи музыкального репертуара с жизнедеятельностью детей;

- гуманистической направленности программной музыки.

Возможно, некоторые советы помогут родителям и их малышам войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства:

1. Прежде всего, важно помнить о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Нужно очень постараться внимательно за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

3. Это может быть вокальная музыка или инструментальная. Прислушиваясь к звукам, важно услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

4. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом.

5. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте.

6. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Родителям следует помнить, что вводить ребенка в музыку, заниматься музыкой, хотеть дать ему музыкальное воспитание-это, значит, открыть для него целый мир. Просто надо быть терпеливым, чтобы не отпугнуть ребенка. Мать и отец, искренне любящие музыку и имеющие желание заняться самообразованием, могут много сделать для того, чтобы передать своему ребенку накопленный опыт общения с искусством. Помощниками родителей, становящихся педагогами своих детей должны стать центры музыкального воспитания и образования. Следует отметить, что в настоящее время дальнейшего совершенствования требует система подготовки и переподготовки социальных педагогов, способных осуществлять средовое музыкальное воспитание человека; изучение проблемы формирования готовности будущих учителей музыки к воспитанию детей в семье; обучение воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкальному воспитанию детей в условиях микросоциума; музыкально-педагогическое просвещение людей по месту жительства; организацию музыкальной практической деятельности детей в микрорайоне их проживания и др.

О необходимости оказания семье педагогической помощи говорится в ряде работ (Е.П. Арнаутова, Л.В. Зачик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения, последних эффективно использовать.

Тем из родителей, кто действительно задался целью музыкального воспитания ребенка, следует вспомнить, сколько больших и прекрасных музыкантов начинали свой путь именно с помощью матерей и отцов. О своей матери С.Прокофьев пишет, что она едва ли не обладала музыкальным талантом и выделяет три ее достоинства - упорство, любовь и веру в талант сына.

Начинающим обучать своих детей родителям надо помнить, что путь в музыку должен быть простым и ясным. Она сама идет на встречу тем, кто к ней стремится. Родителям надо создать такую атмосферу, чтобы слово «музыка» писалось для маленьких людей, только входящих в неё, с большой буквы. Язык музыки - это может быть, единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме музыки, не выразимое. Музыка начинается там, где кончаются слова.

Многих родителей смущает собственная их недостаточная, как они полагают, музыкальная подготовленность. На наш взгляд, уже эта заинтересованность, это ответственность взрослых сама по себе, независимо от уровня специальной подготовленности, приносит ощутимый результат.

«Хорошие родители важнее хороших педагогов» - именно так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти незнающий исключения. Потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовывать эти занятия, наконец, если нужно, отвести в музыкальную школу, кружок или студию. Надо постараться «околдовать» ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца.

Необходимо, чтобы во время занятий музыкой ничто не отрывало родителей, ничто не вклинивалось в первые встречи малыша с музыкой. Эти встречи должны протекать без спешки, без окриков, терпеливо, тихо, спокойно, красиво. Необходимо найти меру времени, чтобы ребенок, отрываясь от занятий музыкой, не чувствовал пресыщения.

Анализ результатов исследования позволил нам выделить одно из наиболее печальных родительских заблуждений - музыкой должны заниматься только одаренные дети. Заблуждение это многолико и в разных семьях проявляется по-разному.

Можно сказать без преувеличения, что совсем немузыкальных детей практически нет. Нет ребенка, который бы не любил слушать музыку, хотя бы из «мультиков». Не узнавал бы знакомый мотив. Музыкальность - это целый комплекс способностей, какие-то из них обязательно присутствуют у ребенка. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом. Другие ничего не могут спеть, но зато ритмично «произносят» песню, обладают живым и острым ощущением ритма, что тоже является признаком музыкальности.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все четыре основные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее, интонируя, или подбирать её по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годом.

Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М.Теплов). Однако если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга.

Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы. Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка.

Большое значение, как уже подчеркивалось выше, имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Немузыкальные взрослые - это как раз те дети, способности которых вовремя не выявили и потому загубили. Исходя из выше сказанного, предлагаем следующую памятку для родителей:

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что - нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь. Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным.

В семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах.

Каждый человек, родившись, получает от матушки - природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Обучать ребенка пениюлучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Важно помнить, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие.

Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения. Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, родителям необходимо определить, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и родителям и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.

Игра на музыкальных инструментах - интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. Во многих семьях есть музыкальные инструменты-игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка, триола, музыкальный молоточек и др.). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда.

Уже двухлетний ребенок может играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчиках. Хорошо, когда родители организуют шумовой оркестр, где принимают участие все члены семьи. С четырехлетними детьми можно начать обучение игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. Родителям следует помнить, что наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки.

Реже всего занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально - образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте.

Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает ДОУ, то «двойное» музыкальное образование позволяет успе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...