Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и стратегическое управление персоналом. 2 часа




7.1 Общие вопросы рынка труда.

Рынок труда в современной рыночной экономике функционирует только при определенных условиях.
1. Работа оплачивается эквивалентно образованию, квалификации, качеству.
2. Минимальная полновременная заработная плата обеспечивает уровень жизни выше прожиточного минимума.
З. Рабочие места отвечают минимальным требованиям техники безопасности и экономическим нормативам.
4. Имеется доступное по ценам жилье — квартиры и индивидуальные дома (3—10% постоянного резерва).
5. Существует система высококвалифицированной подготовки и переподготовки кадров по актуальным профессиям.
6. Работодатель и работник равны перед законом.
7. Национальный рынок является звеном международного рынка труда.

Поэтому в определениях рынка труда подчеркивается его существование в условиях развитой рыночной экономики. Рынок труда в развитой рыночной экономике представляет собой совокупность трудовых отношений по поводу найма и использования работников в общественном производствё.
Выделяются внешний и внутренний рынки труда. Под внешним рынком труда понимается формирование трудовых отношений между организациями и работниками, пришедшими в организацию извне, и получившими профессиональную подготовку в других местах. Под внутренним рынком труда понимается формирование трудовых отношений вследствие движения работников внутри организации. Внешний и внутренний рынки взаимосвязаны. Так, при избытке рабочей силы или ее несоответствии требованиям производства организация становится поставщиком кадров на внешний рынок труда.
На внутреннем рынке спрос и предложение рабочей силы поддаются целенаправленному регулированию. Основными его функциями являются обеспечение сбалансированности спроса и предложения труда внутри организации; корректировка профессионально-квалификационных характеристик работников в соответствии с постоянно меняющимися требованиями технологии и организации производства; социальная защита работников организации; обеспечение гарантий занятости.

Выделяют следующие методы реализации государственной политики в области занятости.
1. Международное сотрудничество в области разделения труда: создание зон свободного перемещения рабочей силы, миграция по двусторонним соглашениям, миграция с целью обучения, перемещение рабочих мест в трудоизбыточные районы и т. д.
2. Активная политика в вопросах распределения труда:
бюджетное финансирование ряда программ и мероприятий в сфере занятости; стремление к обеспечению полной занятости; смягчение последствий сокращения рабочих мест и оказание помощи безработным по сохранению доходов; профессиональный консалтинг; переобучение; создание институтов помощи в трудоустройстве - агентств, бирж труда; информирование населения о вакансиях и тенденциях на рынках труда.
З. Политика доходов: экономическая политика в области роста заработной платы, цен; увязки минимальной зарплаты и пенсий с прожиточным минимумом; индексация зарплаты и пенсий; тарифные системы; налогообложение фонда оплаты труда предприятия и доходов физических лиц; программы социальной защиты.
«Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования
Законодательная власть принимает законы, в том числе в области трудовых отношений, рассматривая их в комитетах (в Совете Федерации, в частности, есть комитет по социальной политике, а в Государственной думе — комитет по труду и социальной политике) для обеспечения комплексности и грамотного проведения процедуры Исполнительная власть имеет право законодательной инициативы, а также обеспечивает реализацию законов. В частности, Министерство труда и социального развития РФ занимается выработкой политики в социально-трудовой сфере, включая политику в области оплаты труда, участвует от имени государства в заключении тарифных соглашений, регулирует рынок труда, занятость населения, разрабатывает нормативно-методическую базу трудовых отношений. На региональном уровне в составе исполнительной власти имеются департаменты труда и занятости и районные центры занятости населения. Согласно Основам законодательства об охране труда, работники имеют гарантированное государством в лице его органов власти право на охрану труда. Это право обеспечено государственной системой охраны труда, которая включает Государственную инспекцию труда и Государственную систему надзора за безопасностью труда. Первоочередными задачами этих органов является обеспечение исполнения законодательства об охране труда и контроль уровня безопасности труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; восстановление или создание заново служб охраны труда на предприятиях; организация обучения руководителей и специалистов по вопросам охраны труда.
7.2. ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЯ К ПЕРСОНАЛУ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сознательное, научное рассмотрение проблем, связанных с «человеком работающим, началось в конце прошлого века.
Школа научного менеджмента, или школа научной организации труда, в рамках которой была создана система организации производства, называемая по имени ее автора «тейлоризмом», развивалась в США в период с 1885 по 1920 г.
Ф. У. Тейлор, американский инженер, предприниматель, ученый, используя изобилие на рынке труда неквалифицированной рабочей силы (эмигранты со всего света), эффективно решил проблему разделения сложного квалифицированного труда на мельчайшие операции, каждая из которых не требует высокой квалификации. Но кооперация относительно простых рабочих процессов позволяет получать сложную продукцию.
Разработанная Тейлором система представляет собой совокупность методов организации и нормирования труда и управления производственными процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на повышение интенсивности и производительности труда. Система предусматривает детальное исследование трудовых процессов и строжайшую регламентацию их выполнения, а также режимов работы оборудования. Подходы Тейлора к анализу движений рабочего, устранению лишних и неудобных позиций, научному нормированию труда, ведению учета и контроля и др. служат основой современных систем организации труда.

7.3. ПОНЯТИЕ ПЕРСОНАЛА, ФИЛОСОФИЯ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.

В состав персонала целесообразно включать всех работников, чей непосредственный труд способствует получению конечной продукции, производству работ, услуг организации, независимо от формы и характера трудовых отношений между ними и организацией.

Под персоналом организации следует понимать работников всех категорий, живой труд которых интегрирован в общие трудозатраты организации, на оплату которого расходуются учитываемые средства организации и/или который связан с выполнением функций по управлению этим трудом.
Управление персоналом
— это комплексная прикладная наука об организационно-экономических, административно-управленческих, технико-технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации. Объектом этой науки являются личности и общности (формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организация в целом) на производстве (Рис 1).


Рис 7.1. Объект науки управления персоналом.

 

Субъект «организации» рассматривается и как целостный организм (по Файолю, «единство материального и социального»), и как весь трудовой коллектив, но зачастую приходится рассматривать и персоналии, руководство или хозяев организации, представляющих, персонифицирующих ее интересы и определяющих ее особенности и поведение.
Предметом науки управления персоналом являются основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей в условиях совместного труда. Задачей считается познание закономерностей и факторов поведения и их применение в достижении целей организации с учетом личных и групповых интересов персонала. В идеале управление персоналомэто создание организации, работающей на принципе сотрудничества, и которой оптимально сочетается движение к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям.
Управление персоналом как вид деятельности
это управление живым трудом, людьми, наиболее сложным и перспективным, потенциально неисчерпаемым ресурсом предприятия, в решающей степени определяющим эффективность деятельности, конкурентоспособность и выживаемость организации.

7.4. СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Структура персонала организации — это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо существенному признаку. Таким признаком может быть профессиональная принадлежность ( профессиональнаяструктура), уровень квалификации (квалификационная структура), возраст, пол и образование (половозрастная структура и структура по уровню образования) идр.
До настоящего времени используется разделение персонала по категориям, разработанное в 80-х гг. Госкомтруда СССР. По этой классификации выделяются две основные группы персонала в соответствии с их участием в процессе производства: производственный персонал и управленческий персонал (рис. 1).

Рис. 7.2. Классификация персонала.

ЛЕКЦИЯ №8.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.

2 часа.

В задачи стратегического управления персоналом, или человеческими ресурсами (СУЧР), входит обеспечение того, чтобы:
1) управление человеческими ресурсами было полностью интегрировано со стратегией и стратегическими потребностями фирмы;
2) политика в отношении человеческих ресурсов была последовательной как во всей политической области, так и на всех иерархических уровнях;
З) практическая работа в области человеческих ресурсов была отрегулирована, принята и применялась линейными менеджерами и работниками в их повседневной работе.


Рис. 8.1. Принципиальная схема стратегического управления персоналом

Все это вместе предполагает, что в СУЧР входит много разных составляющих, включая философию, политику, программы, практическую деятельность и процедуры.

Обеспечение стратегической направленности управления персоналом достижимо на основе такой принципиальной схемы, показанной на рис. 8.1.

8.1 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ (ЯПОНСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ).
Рассмотрим принципы организации совместного труда производственных рабочих по методу «уплотненной технологии», горизонтальных коммуникаций («тоетизм»).
Кажется, что все в современном мире считают положительным примером решения этих проблем опыт крупных японских компаний, так называемый японский феномен. Но если на первых этапах исследований «японского чуда» внимание акцентировалось на субъективных факторах: японском национальном характере, общинном сознании, духе коллективизма, религии, — то сейчас преобладает обоснованное мнение, что основа успеха японских фирм — в задействовании и системном использовании личностных и групповых свойств персонала фирмы, грамотной увязке естественных для человека стремлений, потребностей, ожиданий с интересами фирмы. Речь идет о нетривиальной организации индивидуального и коллективного труда на уровнях от межфирменного взаимодействия до рабочего места. Такой способ организации основан на индивидуальном подходе и предоставлении работникам возможностей активного участия в делах фирмы и развития собственного потенциала.

Формирование такой установки соответствует концепциям стратегического управления персоналом в современном мире. Ниже перечислены основные элементы

организационной технологии, безусловно, полезной для развития нашей страны:

• реализация концепции «шодзинка» — системы регулирования объемов выпуска продукции путем упорядочения и перераспределения рабочей силы. Гибкое перераспределение рабочих на производственной линии позволяет изменять скорость потока в соответствии со спросом на продукцию фирмы (обычно эти изменения вносятся заранее, предстоящий месяц) за счет рационального размещения станков, наличия в достаточном количестве производственного персонала — хорошо подготовленных рабочих-многостаночников, постоянной оценки и периодического пересмотра последовательности выполнения технологических операций, отражаемых в карте трудовых процессов, постоянного обучения рабочих на рабочих местах, в «кружках качества», за счет ротации;

• преимущественно горизонтальные коммуникации в основном звене, когда вся оперативная информация, управляющая и регулирующая производственный процесс, движется навстречу материальным потокам, не проходя через высшее звено управления;

• система оперативного обеспечения производства материальных ресурсов точно в срок. («канбан»);

• система сплошного контроля качества всех предметов труда на каждом рабочем месте («джидока»);

- система постоянного поиска путей улучшения качества предприятия, безопасности и эффективности труда и продукции, унификации продукции, снижения трудоемкости производства («кайзен»). Организационная форма выработки всесторонне обоснованных предложений по улучшениям —кружки качества. В условиях пожизненного найма рабочие

понимают, что их рационализаторские предложения и усилия руководства направлены не на то, чтобы сделать их работу труднее, а на то, чтобы не совершать лишних движений, чтобы производить больше продукции лучшего качества как основы процветания фирмы и ее работников;

• бригадная организация труда, работа в самоуправляемой команде, сотрудничество и взаимопомощь;

• ориентация всех трудовых коллективов на достижение конечных результатов, увязанных с конечными результатами деятельности фирмы на рынке, целевое управление;

• постоянное развитие профессионализма работников в направлении получения навыков работы на всех рабочих местах производственного участка, цеха и даже смежных цехов, что обеспечивает гибкость рабочей силы;

• синхронизация производства в целом, минимизация численности рабочих также по производству в целом;

- система особых отношений с поставщиками и банками, основанная на сотрудничестве и учете интересов сторон.

8.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Сложность структуры службы УП определяется разными факторами, в том числе: размерами организации, наиболее важными (актуальными) для организации направлениями работы с персоналом, структурой самой организации, организационной стратегией, уровнем развития организации (этапом ее жизненного цикла), отраслевой спецификой и пр.

Выделяют два подхода к организации УП:
1. средовой — организация (обеспечение) благоприятных для эффективного управления персоналом. Объект управления — производственная и организационная среда.
Основные направления организации производственной среды:

• оптимизация режима труда и отдыха (количество и качество перерывов, планирование интенсивности нагрузки, темпа и ритма производственного процесса);
• создание благоприятных физических условий (температура воздуха, освещенность, шум, вибрация, загазованность и запыленность);
• организация рабочего пространства (производственное пространство, рабочая зона, размещение оборудования и людей);
• материально-техническое оснащение производственной деятельности (техническое оснащение (оборудование), технология, техника безопасности, качество сырья, транспортировка).
Основные характеристики (параметры) организационной среды:
• организационная стратегия;
• стадия развития организации (этап жизненного цикла организации);
• имидж организации на рынке труда;
• размер организации;
• структура организации (структура управления);
• организационная культура;
• аттестация рабочих мест;
• должностные инструкции и спецификации.
2. Функциональный — организация работы с персоналом по основным функциональным направлениям (см. основные направления деятельности службы УП).
Объект управления -- персонал на разных стадиях его жизненного цикла в организации.
Основные функции управления персоналом на разных этапах его жизненного цикла:
стадия поиска и привлечения — политика организации труда, описание рабочего места, привлечение потенциальных работников через рекламу вакансий, подбор и отбор;
стадия внедрения (включения) в организацию — найм, инструктаж, введение в должность, адаптация;

8.3. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Перечень функций, квалифицированное консультирование по реализации которых призвана оказывать менеджменту организации служба управления персоналом, следующий:
• анализ содержания труда персонала как вид деятельности, обеспечивающий получение научно-методической базы для реализации всех остальных элементов системы управления персоналом, способствующий созданию системы обоснованных требований рабочего места к работнику;
• планирование и прогнозирование потребности в персонале и определение источников удовлетворения этих потребностей. Потребность в персонале должна быть увязана с перспективами развития организации, поскольку процесс привлечения работников требуемого качества обычно длительный: он связан с подготовкой, переподготовкой, инвестициями, анализом внутреннего и внешнего рынка труда;
• подбор персонала. Этот процесс предусматривает разработку и реализацию программ приемочных испытаний и проверок в период испытательного срока, основанных на научно обоснованных требованиях;
• адаптация. Этот процесс должен восприниматься как многоплановый, сложный. Затраты на разработку и реализацию программ ускорения производственной, психофизической и социальной адаптации окупаются за счет снижениясроков выхода новичка на уровень полноценного работника. Сам же новичок заинтересован в быстром и безболезненном вхождении в чужую для него производственную и социальную среду;
профориентация. Постоянное образование вакансий на предприятии, уникальность каждого работника динамика их развития приводит к несоответствию между возможностями и ожиданиями работников и требованиями занимаемых ими рабочих мест. Работа на внутреннем рынке предприятия предполагает постоянное уточнение требований рабочих мест, качеств работников и их пожеланий относительно своих перспектив;
планирование карьеры и развития. На основе параметрических описаний требований рабочих мест, качеств работников и их пожеланий разрабатываются индивидуальные программы развития потенциала работников и организация повышения уровня их профессионализма;
анализ факторов, определяющих поведение, причин возникающих противоречий и споров, корректировка поведения урегулирование конфликтов. Эта деятельность связана с мониторингом социально-психологического климата коллективов, исследованием социально-психологических факторов движения продуктивности групп и отдельных работников формированием эффективных команд, заботой о формировании и воспроизводстве культуры организации;
мотивация и стимулирование, в особенности творческого отношения к труду, развития потенциала работников. Исследование постоянно меняющихся диспозиций мотивов поведения работников позволяет определить направления стимулирования, вызывающие наибольший отклик у работников приводящие к наибольшей отдаче;

• обучение. Здесь и повышение квалификации, и переквалификация, и повышение уровня общего образования как залога развития личности и роста потенциала. Специальной проблемой является выбор места и формы обучения. Как правило, более образованный работник способен принести больше пользы организации, чем необразованный;
• разработка системы оценки результатов деятельности трудовых коллективов и отдельных работников, нацеливающих их на достижение конечных целей организации. Только в обстановке открытого и честного диалога работников и администрации возможна идентификация интересов работника с судьбой организации и полная отдача. Система показателей конечных результатов деятельности подразделений может включать сравнение затрат или достижений подразделения с общими результатами организации;
• оценка результатов и аттестация работников. Цели и подходы здесь, в принципе, аналогичны рассмотренным в предыдущем абзаце; результаты аттестации работников служат основой для оценки уровня их соответствия требованиям рабочего места, определения перспектив продвижения и направлений развития работника как профессионала и личности, лучшего использования его потенциала;
• организация и нормирование труда. Этот аспект трудовой жизни существенно влияет на отношение к труду, удовлетворенность трудом, чувство справедливости, степень конфликтности в коллективе, а через эти аспекты — на производительность труда и его результаты;
• аттестация и рационализация рабочих мест. Данная деятельность позволяет получить объективную оценку материальных факторов производства, определить уровень их морального и физического износа, определить «узкие места» в работе оборудования, перспективы его совершенство выявить материальные резервы производства, в том то, что можно реализовать на сторону, какие помещения можно сдать в аренду и т. п.;
охрана труда и обеспечение ею безопасности. Деятельность по охране труда и обеспечению его безопасности рассматривается работниками как фактор заботы организации здоровье;
деятельность, направленная на обеспечение социального партнерстава и социальной защиты персонала, разработка документов, определяющих трудовые отношения. Надежная правовая внутрифирменная основа взаимодействия персонала и администрации, разработанная в процессе честных открытых переговоров, является залогом спокойствия стабильности коллектива, его осознанного восприятия законов бизнеса и согласия с участием в их обеспечении; учет персонала и отчетность перед вышестоящими органами и государственными органами трудоустройства и юстиции. Эта деятельность направлена на балансировку и планирование развития рынка труда, на принятие своевременных мер для снижения негативных последствий высвобождения работников;
контроль трудовой дисциплины. Эту административную меру обычно не требуется применять в отношении добросовестных, хорошо мотивированных работников;
участие в системе внутри фирменного аудита в части исследования личностных качеств и обстоятельств жизни работников, определяющих предпосылки к совершению действий в ущерб организации. Это также административная мера контроля за трудовым поведением работников, с деструктивным поведением или со склонностью к проявлению безответственности.

ЛЕКЦИЯ №9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...