Образовательное право как система правоотношений
Правоотношения это: - общественные отношения, урегулированные нормами права; - особая связь физических и юридических лиц, которая состоит в том, что стороны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью. Таким образом, общественные отношения упрощаются; - урегулированная нормами права связь между субъектами правоотношений в виде корреспондирующих прав и обязанностей обеспеченная принудительной силой государства. Субъектами, участниками образовательных правоотношений, являются физические лица - граждане, иностранцы, лица без гражданства как участники правоотношений и юридические лица - образовательные организации, органы управления образованием, местные органы самоуправления и т.д. Образовательные правоотношения имеют материальное и юридическое содержание. Материальное содержание - общественное отношение, которое закрепляется государством, или фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Материальное содержание правоотношения состоит из дозволенного поведения управомоченного и должного поведения правообязанного. Юридическим содержанием образовательных правоотношений являются субъективные права и обязанности его участников. На основании права, на образование и обязанности получить образование возникают общественные отношения. Право - это уровень свободы, который государство установило для человека в обществе. Юридическое право физического лица на образование - это правовая форма образовательной потребности человека. Обязанное лицо должно создать условия для реализации человеком своих прав.
Объект правоотношения - это материальные и нематериальные блага. Например, дошкольное образование и другие виды образования, по поводу которых возникает правоотношение. Это также - и образовательные услуги. Можно назвать два вида услуг: услуги по обучению и образовательные услуги. Услуги по обучению регулируются ст. 779 ГК РФ. Образовательные услуги регулируются Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Особенность услуг состоит в том, что они неотделимы от своего источника (Словарь терминов антикризисного управления. М., 2000). Иной взгляд на объект правоотношения приводится в теории "объекта-действия", в которой объектом правоотношения считается волевое поведение обязанного лица. Виды правоотношений. Образовательные правоотношения делятся на общие и конкретные. Общее правоотношение основано на общих правах и обязанностях, субъекты которого не имеют поименной индивидуализации. Эти правоотношения складываются в сфере регулятивных функций права. Их делят на общедозволительные и общезакрепительные. Общие правоотношения образуют основу правопорядка и характеризуют его главные черты (Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2011. С. 347). Конкретные правоотношения - это правовые связи, субъекты которых - носители права - определены путем поименной индивидуализации. Это - образовательные, имущественные, трудовые, управленческие отношения и т.д. Конкретные правоотношения определяют содержание правопорядка. Они делятся на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно названы все участники, например, в образовательных, трудовых правоотношениях и т.д. В абсолютных правоотношениях названа одна сторона - носитель права, а все другие лица наделены обязанностями. К ним относятся: право на образование, право собственности, авторское право и др. Образовательные правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения осуществляют регулятивную функцию права. Охранительные правоотношения осуществляют охранительную функцию.
Регулятивные правоотношения делятся на два типа: активные и пассивные. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм. Правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм. Отраслевые правоотношения возникают в отраслях права. Например, образовательные, трудовые, гражданские и другие правоотношения. В Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в обязательном порядке необходимо включить главу, определяющую особенности образовательного правоотношения, в т.ч. и его объекты. В действующем Федеральном законе об образовании целесообразно объединить главы 3, 4, 5, 6 в одну главу с названием "образовательное правоотношение". Кроме того, в эту главу целесообразно включить вопрос об объекте образовательного правоотношения. Поведение человека в правовых отношениях может быть: - правомерным, при котором человек исполняет обязанности и пользуется своими правами; - неправомерным, при котором человек не исполняет обязанности, установленные в законе или превышает права, причиняя ущерб другим людям, обществу. Реальные правоотношения не могут отличаться от модели поведения, заложенной в норме - правиле поведения, т.к. в ней содержатся все варианты поведения (от соблюдения нормы до ее нарушения). Активное поведение в образовании - поведение, при котором человек проявляет активность большую, чем требует норма. Например, человек, получив общее образование, которое он обязан получить, поступил в вуз. Образовательные правоотношения складываются под воздействием норм. Но так как это - нормы разных отраслей права, то и правоотношения в сфере образования возникают разные: образовательные, имущественные, трудовые, управленческие, земельные, финансовые и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|