Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Студенческое самоуправление в негосударственных вузах




(на примере Института правоведения и предпринимательства)

Основным органом студенческого самоуправления в Институте правоведения и предпринимательства является студенческий совет института, также существует ряд студенческих организаций, среди которых:

· Туристический клуб "Рюкзач'ОК",

· Спортивный Клуб "Спартанец",

· КВН "лИмПоПо",

· Клуб журналистики "Наш формат",

· Студенческое научное общество,

· Различные кружки.

Деятельность студенческого совета и иных студенческих организаций регламентирована в соответствии с Положениями о данных органах студенческого самоуправления.

В 2006 году в соответствии с рекомендациями совета по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования в структуре студенческого совета института произошли изменения. В настоящее время студенческий совет представляет собой иерархическую структуру: на уровне учебных групп формируется актив группы, который из своего числа выбирает старосту группы - председателя студенческого совета учебной группы.

На втором уровне из актива учебных групп выбирается студенческий совет каждого курса. В состав студенческого совета курса выбирается координатор культурно-развлекательной работы, по спорту, по науке, по внешним связям и представитель в студенческие СМИ института. Все студенческие советы курсов формируют из своего числа студенческий совет каждого факультета, где уже ведётся работа и координация всех курсов вместе.

В состав студенческого совета института входят координаторы по направлениям по каждому факультету: культурно-развлекательному, спортивному, научному, внешних связей и СМИ, а также председатели студенческих советов курсов.

Председатель студенческого совета института впервые 1 ноября 2006 года был избран на выборах студентами очного отделения института. Борьба развернулась нешуточная, и в итоге нынешний председатель студенческого совета победил с небольшим перевесом. Председатели студенческих советов факультетов являются заместителями председателя студенческого совета института. Также из числа членов студенческих советов факультетов выбирается ответственный секретарь студенческого совета института.

Студенческий совет организует и проводит ставшие уже традиционными чемпионат по футболу, чемпионат по баскетболу, по армрестлингу, настольным играм, настольному теннису и ряд других. Второй год подряд организуется конкурс красоты «Мисс ИПП» и первый раз пройдёт «Мистер ИПП».

Можно отметить, что если ещё в прошлом году включённость студентов в деятельность органов студенческого самоуправления в Институте была, не столь велика, то в настоящий момент после изменения структуры студенческого совета, укрепления его роли в поддержке студенческих инициатив на уровне вуза, на районном и городском уровнях - студенты стали активней принимать участие в реализации проектов и мероприятий студенческого совета института.

Важную роль в этом сыграли и поездки студенческого актива на мероприятия, посвящённые развитию студенческого самоуправления, где студенты набирались опыта, знакомились с коллегами, заинтересованными в развитии студенческого самоуправления и, возвращаясь в институт, начинали предлагать новые идеи.

Студенческий совет института активно сотрудничает как с органами государственной власти и местного самоуправления, так и с образо­вательными учреждениями района и города. В 2006 году по инициативе студенческого совета территориальной избирательной комис-сией № 20 среди студенческого актива института были проведены учебные курсы подготовки кадрового резерва членов участковых избирательных комиссий, после чего студенты работали в составе участковых избира­тельных комиссиях членами с правом решающего голоса.

В феврале 2007 года стартовал молодежный проект «Политклуб», который студенческий совет презентовал на уровне района. В рамках первого мероприятия проекта состоялся визит заместителя председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке Алексея Геннадиевича Чернышева, который рассказал о своём отношении к ЕГЭ, реформам в образовании и развитии студенческого самоуправления в России.

Более того, студенческий совет института выступил основным организатором проведения первого слёта актива молодежи Пушкинского района Санкт-Петербурга, который прошёл при поддержке администрации района и муниципального образования «город Пушкин». По результатам слёта была утверждена Резолюция, в соответствии с которой 16 марта 2007 года был учреждён общественный молодежный совет Пушкин­ского района Санкт-Петербурга. Кроме этого представители института участвуют в деятельности студенческого совета Санкт-Петербурга и молодежного совета Санкт-Петербурга.

 

 

Лаврентьев А. В.

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Опыт организации студенческого самоуправления в вузе социального профиля

В наше время, когда происходит изменение самой структуры общества, строятся новые институты социальной власти, безусловно, меняется и мировоззрение каждого отдельного человека. Постепенно молодое поколение, начинает осознавать, что многое в жизни зависит не от обстоятельств и «добрых» знакомых, а, прежде всего от них самих, от того, как каждый выстроит сам для себя планы на будущее и оттого, что сделает в дальнейшем для претворения их в жизнь».

Нынешние студент, выросшие фактически в новом государстве, уже не помнящие то время, когда вместо законов и прав в стране господствовали команда и приказ, когда государство всё решало и выбирало за своих граждан. Мы и только Мы в состоянии помочь себе и окружающим нас людям. Ведь именно тот факт, что наше поколение выросшее без тотального контроля над всеми сферами жизни, медленно, но верно начинает осознавать, что теперь от нас с вами зависит очень многое и простое бездействие одного из нас, можем привести к не поправимым изменениям или даже краху целой группы. Уже прошли те времена, когда государство заботилось без исключения обо всех своих гражданах. Теперь всё больше появляется молодых людей понимающих, что можно рассчитывать только на свои силы и на себя, именно на таких ребят возлагается огромная ответственность в процессе возрождения России. Они готовы своими руками строить своё будущее и свою судьбу, а вместе с тем будущее и судьбу своей страны. Одним из первых шагов, на этом не лёгком пути является Студенческий совет, который представляет собой группу молодых людей желающих помочь студентам в решении каких-либо вопросов, как в самом институте, так и за его пределами.

Несколько лет назад, благодаря совместным усилиям админи­страции и студентов Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (СПбГИПСР), были сделаны первые шаги к созданию студенческого самоуправления. Время шло, менялась наша страна, а вместе с ней менялось и студенческое самоуправление. Ребята, принимавшие в нём активное участие постоянно чувствовали, что они способны на большее, что в их силах построить не только свою судьбу, но и судьбу своего Института. С изменением потребностей студентов, трансформировалась и сама структура студенческого само­управления, от совета старост к студенческому совету, от общей работы одной командой к работе группами по отдельным направлениям.

Оглянувшись назад, мы можем выделить основные этапы форми­рования студенческого совета в СПбГИПСР:

· создание общей структуры Студенческого совета;

· сплочение актива Студенческого совета;

· чёткое распределение обязанностей между комитетами;

· создание единой структуры командно - лидерского взаимодей­ствия:

· создание системы отчётности комитетов перед студенческим советом;

· увеличение количества студентов входящих, как в сам студенче­ский совет, так и в группу его актива;

· расширение сфер деятельности студенческого совета (создание новых комитетов).

Путь, пройденный студенческим самоуправлением, за все годы его существования от совета старост до студенческого совета был сложным, но результативным. Основные сложности возникали в связи с межличностными и внутри - групповыми конфликтами, оказывающие неблагоприятное влияние на выполнение запланированных мероприятий. Кроме того, многие студенты, входящие в состав Студенческого совета, отмечали недостаток времени для максимально полной и эффективной работы.

На данный момент в Студенческом совете работают семь комитетов: «Спорт», «Досуг», «Профессия», «Информ», «СНО», «Диагно­стика», «Здоровье»; которые охватывают своей деятельностью практиче­ски все сферы потребностей студенчества нашего Института.

«Спорт»:

· спортивные мероприятия городского и институтского значения.

«Досуг»:

· корпоративные выезды и вечеринки;

· отдых по путевкам тур фирм;

· КВН.

«Профессия»:

· дополнительная практика для студентов;

· тренинги, совместная работа с психологами.

«Информ»:

· социологические исследования среди студентов нашего Института;

· студенческая газета.

«СНО»:

· организация научной деятельности студентов СПбГИПСР;

· проведение круглых столов и конференций. «Диагностика»:

· разработка этических норм поведения студентов;

· научно-исследовательская работа в области образования.

«Здоровье»:

· профилактика рискованного поведения среди молодежи и подростков;

· участие в программе «Донорство»;

· реализация программы «Здоровая нация».

Комитеты работают каждый по своему разработанному плану, основные моменты которого прописаны в общем плане мероприятий студенческого совета. Ежегодно под эгидой студенческого само­управления проводится огромное количество мероприятий. Среди них:

· организация праздников в стенах нашего Института и за его пределами;

· организация процесса формализации проектных работ;

· участие в чемпионатах вузов Санкт-Петербурга;

· подготовка волонтеров для работы с группами риска;

· выступления команд КВН и многое, многое другое.

В настоящее время создаются новые, всё более интересные проекты. Так, например, уже подготовлен к реализации и скоро начнет работать Социальный инновационный комплекс - Социопарк, задачами которого будет являться:

· разработка инновационных социальных технологий востребо­ванных в регионе;

· внедрение разработанных на базе Социопарка проектов и программ в социальную практику региона;

· изучение социальных проблем региона.

Человеку, близко не знакомому с жизнью студенческого совета, может на первый взгляд показаться, что данная организация живёт от проекта к проекту, от случая к случаю. Это не так. Постоянно ведётся работа, студенческий совет - развивается и модернизируется, проводится анализ проделанной работы и ищутся новые решения как старых, так и новых проблем. Например, анализ проделанной работы по формированию студенческого совета показал, что трудности в 2003 - 2004 годах возникали по причине:

· отсутствия чёткой структуры;

· отсутствия постоянного контроля за работой комитетов. В 2004 - 2005 годах по такой причине как:

· отсутствие чётко отработанной системы передачи информации от студенческого совета к студентам института.

В 2005 - 2006 годах:

· усталость старых кадров студенческого совета и не подготовленность новых;

· отсутствие четких целей и задач в работе студенческого совета.

В 2006-2007:

· повышение уровня не реализованных мероприятий (до 12% от общего количества запланированных).

Тот факт, что причины трудностей этого года найдены, уже сам по себе даёт большое преимущество. Ведь в данном направлении можно и нужно работать, добиться успеха, а значит повысить эффективность работы студенческого совета.

На сегодняшний день, основываясь на прошлом опыте, можно достоверно утверждать, что при создании студенческого совета необходимо соблюдать такие моменты как:

· один человек должен занимать только одну должность в студенческом совете;

· необходима постоянная работа в мотивационной сфере ребят входящих в студенческий совет;

· необходимы руководители, способные брать на себя ответственность и делающие всё необходимое для работы своей команды, в каждом из комитетов;

· необходимо четкое распределение и прописывание обязанностей комитетов студенческого совета;

· необходима постоянная отчётность, как о готовящейся, так и проделанной работе комитетов перед студенческим советом;

· необходима отлаженная система двусторонней связи между студенческим советом и студентами Института;

· необходима постоянная работа в области долгосрочных и временных потребностей студентов Института.

Но необходимо помнить, что время не стоит на месте, как не стоит на месте и студенческое самоуправление. А это значит, что грядут новые проекты и пути их реализации, новые трудности и пути их решения, новые возможности и пути их использования. Всё в наших руках, ведь вместе мы способны изменить окружающий мир к лучшему.

 

 

Машенцева Н.В. Волгоградский институт бизнеса

Студенческое самоуправление в вузе, как фактор формирования социальных компетенций студентов

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образова­ния, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

На протяжении многих десятилетий, в нашей стране было принято считать, что воспитательная работа в вузе - удел только социалистической образовательной системы. На самом деле воспитание молодежи поликультурная проблема. На Западе устойчиво сложились в качестве самостоятельных научных направлений: философия воспитания, социо­логия воспитания, психология воспитания, педагогика воспитания. Над данной проблемой, в частности, в США, ФРГ работают крупные научные центры, функционирующие при ведущих университетах, либо при министерствах образования.

Высшее учебное заведение готовит не только специалиста высшей квалификации, но одновременно руководителя предприятия, компании. И, следовательно, наряду с профессиональной подготовкой, выпускник вуза должен получить не только знания и умения, необходимые для «науки управления», но и навыки их практической реализации, выраженные в наличии как профессиональных, так и социальных компетенций.

Соответственно и цель образования стала соотноситься с форми­рованием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в стандартах нового поколения и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию рассматривается и в контексте Болонского процесса. Этот подход может и сохранить культурно-исторические, этносоциальные ценности, если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие.

В задачи внеучебной работы вуза со студентами сегодня включается: воспитание высоконравственной, духовно и физически развитой личности, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые технико-технологические решения; формирование у студентов нравственных, духовных и культур­ных ценностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе; создание условий для творческой самореализации личности и для организации досуга студентов во внеурочное время; создание полноценной социально-педагогической воспитательной среды. Современ­ные ученые выделяют три сферы развития конкурентоспособной личности: сферу деятельности, сферу общения личности и сферу самосознания, представляя их в виде единой функциональной структуры, дающей целостное представление о закономерностях, существенных связях и зависимостях одних элементов от других.

В этом контексте особенно важны вопросы организации воспи­тательной работы в вузе, одна из эффективных форм которой - развитие студенческого самоуправления. Под самоуправлением понимается деятельное, добровольное участие студентов в разработке и решении задач, касающихся организации всех сторон жизнедеятельности учеб­ного заведения: обучения, научной работы, досуга, быта студентов. И надо сказать, что именно студенческое самоуправление, на достаточно высоком уровне его развития, дает возможность специалисту новой формации сформировать и применять на практике социальные компетенции.

Под социальной компетенцией мы понимаем многоаспектную характеристику индивида, включающую знания, способности, навыки, отношения, ценности, которые проявляются в его социальном поведении, определяя его эффективность.

У студентов Волгоградского института бизнеса имеются неогра­ниченные возможности для проявления общественной и творческой активности на самоуправленческой основе. Можно выделить четыре сферы участия студентов в управлении вузом:

· самоуправление в учебно-воспитательном процессе;

· участие в управлении студенческими коллективами (группа, курс, факультет, институт) через следующие организационные формы: старостат, студенческий совет, студ.профком и СНО;

· самоуправление в сфере быта и досуга через такие органи­зационные формы, как совет общежития, студ.клуб и другие клубы по интересам и др;

· соуправление - участие студентов в работе ученого совета института и факультетов, института общественных кураторов, студенты - внештатные сотрудники кафедр;

· самоуправление в сфере проектирования и реализации социальных инициатив.

Поскольку участники процесса самоуправления в вузе имеют еще достаточно небольшой опыт организаторской деятельности, кроме того, система самоуправления достаточно подвижна и должна транслировать корпоративные ценности, поэтому администрация и профессорско-преподавательский состав вуза должен направлять самоуправления студентов, влиять на содержание самоуправления. Это позволяет упорядочить деятельность самоуправляемых студенческих организаций, а так же преодолеть возникающие несоответствия, предотвратить возможные конфликты и противоречия в области самоуправления.

Решение текущих повседневных задач управления самоуправлением осуществляется при помощи ряда средств, наиболее важные из которых: помощь в создании материальной базы организациям, действующим на принципах самоуправления; влияние на содержание деятельности различных общественных групп студентов (создание комиссий и советов с определенными целями и задачами); создание системы поощрения и стимулирования общественной активности студентов.

Регулирование самоуправления, выдвигает ряд общих положений педагогического обеспечения, которые могут быть применены в вузе:

1. Регулирование сферы самоуправления в вузе должно исключать любые проявления администрирования.

2. Общественное руководство самоуправлением студентов воз­можно и эффективно при многообразии видов моделей, форм предлагаемого студентам самоуправления; при этом следует учитывать, что мерой регулирования является единство общественных и личных интересов; объективная мера - общественная необходимость, субъективная мера -личная свобода.

3. Регулирование самоуправления должно носить конкретный характер.

 

Как отмечает Г.А. Балыхин, система студенческого самоуправ­ления, которую можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности, сегодня широко развивается в России. В качестве стратегической цели студенческого самоуправления может и должна выступать подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы государственного управления и местного самоуправления [1]. Справедливо утверждение о том, что надо настраивать нынешнего студента - будущего гражданина России «не на то, чтобы он соревновался и опережал других, а чтобы, соревнуясь сам с собой, научился максимально раскрывать и реализовывать свои внутренние ресурсы, чтобы он максимально хорошо, творчески умел делать дело, за которое берется... надо учить людей не утверждаться - а реализовываться».

 

Литература:

1. Балыхин Г.А. - Современный этап модернизации российского образования и проблемы развития студенческого движения (статья подготовлена на основе доклада на II всероссийском студенческом форуме, состоявшемся 17-18 ноября 2004 года в г. Томске) // Вестник молодежной политики. Специальный выпуск, 2005 год.

 

Милейко Я.А. Волгоградский институт бизнеса

Система взаимодействия органов студенческого самоуправления в Волгоградском институте бизнеса

Волгоградский институт бизнеса входит в Ассоциацию бизнес-образования им. Петра Великого, которая осуществляет комплексную многоуровневую подготовку студентов. В Ассоциацию входят: Бизнес-гимназия, колледж, институт бизнеса и социальные партнеры.

Органы студенческого самоуправления осуществляет свою деятель­ность на уровне среднего и высшего профессионального образования. И действует на основании «Положения о студенческом самоуправлении», утвержденном ученым советом института.

Основными целями самоуправления являются:

· обеспечение реального участия студентов в управлении учебно-воспитательным процессом;

· развитие инициативы, самостоятельности, творческих способ­ностей студентов, формирование позитивных моральных качеств и общественной активности.

Студенческое самоуправление в институте осуществляется по следующим направлениям:

1. Участие в планировании и организации учебно-воспитательного процесса, реализации графиков самостоятельной работы студентов.

2. Выработка предложений по оказанию морального поощрения и материальной помощи студентам.

3. Социальная помощь и поддержка студентов, молодежных инициатив.

4. Развитие творчества, организация досуга и отдыха студентов.

5. Развитие корпоративной культуры, традиций института.

Осуществляют студенческое самоуправление в институте следующие органы:

· Студенческая профсоюзная организация;

· Студенческий клуб;

· Студенческий совет Ассоциации учебных заведений бизнес-образования Волгоградской области им. Петра Великого;

· Студенческий совет общежития.

Студенческий клуб института является основным центром развития творчества, организации досуга и отдыха студенческой моло­дежи. В процессе своей деятельности решает следующие задачи:

· развитие студенческих инициатив и художественного творчества студентов;

· организация досуга студенческой молодежи;

· организация нравственного и эстетического воспитания студентов;

· создание в институте благоприятных условий для всестороннего развития личности студентов.

 

 

Студенческий клуб работает в тесном контакте с проректором по воспитательной работе, Управлением по воспитательной работе и дека­натами института. Администрация института уделяет большое внимание развитию студенческого самоуправления в вузе. Выделяет средства на проведение творческих конкурсов, реализацию проектов, поощрение студентов наиболее активно проявивших себя в научной, общественной, учебной, спортивной сферах, предоставляются льготы по оплате за обучение. На сегодняшний день в вузе существует стипендия им. Петра Великого, и именная ректорская стипендия. По итогам года админи­страцией вуза выделяются бесплатные путевки на городские и всероссийские студенческие фестивали (Студенческий марафон в ритме «NON STOP» в г. Сочи, городской студенческий фестиваль «Пятый семестр» и др.).

Руководители органов студенческого самоуправления (председатель студклуба, председатель студсовета) назначаются ректором, председатель студенческой профсоюзной организации избирается общим собранием и утверждается ректором. В состав советов органов студенческого самоуправления входят выборные представители от учебных групп.

Студенческий клуб тесно взаимодействует и с другими органами студенческого самоуправления института: студенческая профсоюзная организация, студенческий совет Ассоциации бизнес-образования им. Петра Великого. Совместно с ними студенческий клуб проводит областные мероприятия, выезды студенческого актива на студенческие семинары и фестивали. Главной особенностью работы органов студен­ческого самоуправления является взаимопонимание и согласованность действий.

В начале учебного года, органы студенческого самоуправления совместно формируют план работы на год по своим основным направлениям деятельности:

- организационная работа;

- духовно-нравственное воспитание студентов;

- гражданско-патриотическое воспитание студентов;

- эстетическое воспитание студентов;

- обучение студенческого актива;

- профессионально-трудовое воспитание студентов;

- формирование здорового образа жизни;

- волонтерское движение.

Основные мероприятия проводимые студенческим клубом - «День знаний», презентация групп «Будем знакомы», «День учителя», «Фестиваль творчества», «Посвящение в студенты», «День самоуправ­ления», конкурс «Лидер», «Масленица», «День Св. Валентина», «День вежливости», новогодние представления для детей сотрудников института, новогодняя вечеринка для студентов, Ассамблея отличников, областной конкурс «Лидер», конкурс «Мисс институт», конкурс «Мисс колледж», областной конкурс «Бизнес-Леди», фестиваль бального танца, областной фестиваль игр КВН «Весна на улице бизнеса», встречи выпускников, выпускные вечера и многое другое.

Основным результатом работы органов ССУ НОУ ВИБ является:

· создания условий для развития у студентов чувства самостоятельности, ответственности и выработки гражданской позиции;

· создание благоприятных условий для развития творческих навыков и умений;

· формирование активной жизненной позиции, умения работать в команде;

· формирование осознанного отношения к профессиональной деятель­ности и ответственности за свой труд;

· создания условий для повышения уровня обучения, быта, обслуживания, повышения жизненного уровня студентов, оказания медицинских и другого рода услуг, создания фондов социальной поддержки одаренных студентов, молодежных проектов и программ.

Основными проблемами в студенческом клубе выступают:

· проблема коммуникаций;

· большой % студентов не имеет опыта или желания заниматься общественной работой.

Эти проблемы органы студенческого самоуправления решают сообща. Проблема коммуникаций ликвидируется посредством созданного в этом году информационного сектора, который отвечает за своевременное информирование учебных групп, студентов. Информация о предстоящих мероприятиях размещается на информационных досках, сайте института и сообщается на организационных собраниях студенческого клуба и других органов студенческого самоуправления.

Студенческих клуб, совместно со студенческой профсоюзной организацией и студенческим советом способствует развитию творческой активности студентов следующим образом: проводятся различные мероприятия, направленные на различные курсы, интересы студентов, а так же студенты привлекаются для разрешения организационных вопросов проводимых мероприятий. В совместных акциях выбираются разно­образные формы (просмотры фильмов, доски откровений, конкурсы, брейн-ринги, конкурсы плакатов, концерты, приглашение практических работников и др.) участия студентов в мероприятиях.

Таким образом, слаженная, совместная работа органов студенческого самоуправления способствует решению основных проблем мотивации и информированности студентов. Действуя сообща органы студенческого самоуправления, формируют и развивают единую корпоративную культуру студентов института бизнеса.

 

Надолинская Т.А. Славянский государственный педагогический институт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...