Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальные проблемы студенческих СМИ




Обоснование актуальности вопроса

Информационное обеспечение играет важную роль в молодежной политике. Вопрос об уровне информированности молодежи остается открытым и на сегодняшний день занимает первое место по своей актуальности. Мало кто из молодых людей знает о проводимых меро­приятиях в стране, крае, районе, городе, о военно-патриотической работе, спорте, туризме, творческом развитии молодежи, подготовке резерва молодых кадров и их трудоустройство, допризывной подготовки молодежи, социоклубной деятельности, организации отдыха и досуга ребят.

Современные печатные средства массовой информации являются мощным средством воздействия на сознание самоопределяющейся молодежи. СМИ могут выступать в качестве союзника психологов-профконсультантов, позволяя через специальные рубрики в периодической печати в интересной и дискуссионной форме рассматривать важные проблемы профессионального и личностного самоопределения перед широкой аудиторией.

Значение журналистики:

 

 

Во все времена газетная строка считалась самым сильным рупором и воздействующей силой. На ее страницах можно было призвать человека к ответу, указать на какие-то промахи и недостатки, и, конечно же, похвалить за добрые дела.

Газета - это важнейший источник информации, к которому обращается большинство жителей города и района. Все события, влияющие на жизнь страны, края, города и сельских поселений, находят свое объективное отражение на страницах газеты. Она не только информирует читателя о существующих проблемах, но и периодически возвращается к ним, чтобы рассказать, как они решаются.

В общем объеме информации печатных СМИ города молодежные тематики занимают очень мало места, располагаются на страницах газет по остаточному принципу, чаще всего в случае отсутствия других новостей, то есть "дыру затыкают" молодежной темой. Из районных газет население узнает обо всех событиях и новостях района, а проблемы молодежи если и поднимаются, то недостаточно предпринимается мер для их решения.

В последнее время наиболее активно развиваются студенческие средства массовой информации, так, например, очень популярны студенческие газеты, где рассматриваются особенности именно студенческой молодежной жизни.

Как считают специалисты, информированность - это, прежде всего осведомлённость людей, обладание навыками и знаниями, необходимыми для существования в современном обществе. Сегодняшний день диктует потребность общества в инициативной, энергичной, целеустремленной молодежи. Именно сейчас необходимо искать механизмы перехода молодежи в социально активную позицию.

У молодых людей, занятых в общественной жизни города, а именно, в печатных издательствах, радиовещании, телевещании формируются профессионально значимые качества личности. Признание результатов этой деятельности общественностью придают социальную и личностную значимость, закрепляют развитие положительной мотивации молодежи и уверенность в правильности выбора профессии.

Мы выяснили отношение молодежи г. Славянска-на-Кубани к печат­ным СМИ и их предпочтения в данной сфере. Был проведен второй опрос по теме: «Проблемы информированности молодежи в г. Славянске-на-Кубани» среди 228 человек. В выборку были включены учащиеся общеобразовательных учреждений, учащиеся и студенты учреждений профессионального образования, и работающая молодежь в возрасте до 30 лет. Вот какие ответы мы получили на вопрос:

«Куда же мы без прессы?»

Евгения, 19 лет: Я считаю, что очень важно следить за происходящим вокруг. Сама я периодически приобретаю такие журналы как «Ты самая» и «Cosmopolitan», в основном, правда, из-за разделов о моде и рецензий на «свежие» фильмы.

Сергей, 15 лет: Мои родители выписывают различные газеты и журналы. Но единственное, что я прочитываю от начала до конца -анекдоты.

Любовь, 26 лет: Не могу сказать, что считаю прессу чем-то очень важным, но довольно часто покупаю газету «Солнечный дом». Преимущественно из-за программы телепередач и гороскопа...

Елена, 18 лет: Не всегда бывает полезным читать газеты. Иногда там столько вранья...Хотя, определенные рубрики и отличаются досто­верностью, но не часто. А я отдаю предпочтение статьям освещающие культурную жизнь города.

Виктор, 30 лет: А куда же мы без прессы? Я, например, очень люблю наше местную газету «Славянские известия», потому что в ней рассказывают о лучших людях в городе.

Валентина, 22 года: Печатные СМИ, конечно же, необходимы в наше время. Через газету можно найти друга по переписки, а может быть даже свою любовь. Стоит только прислать письмо с рассказом о себе, о своей жизни в редакцию газеты. Очень помогают трудоустроиться объявления о вакансиях на временную и постоянную работу.

Александр, 26 лет: В жизни есть масса вещей более важных, чем чтение газет. Лично я не находил таких изданий, в которых была бы конкретная полезная информация.

Иван, 21 год: Конечно, нужно читать газеты, чтобы быть в курсе последних событий. Я лично прочитываю каждый номер студенческой газеты «Наше время» от первой до последней страницы.

Светлана, 28 лет: Думаю, прочитать какую-нибудь газету лишним никогда не будет. Я раньше покупала «Speed Info» и «Комсомолку», а сейчас у меня маленький ребенок, и времени не чтение газет практически нет. Иногда прочитываю районную газету «Заря Кубани», чтобы знать о происходящих событиях.

Алексей, 24 года: Периодика попадает ко мне в руки нерегулярно и, в основном, та, которую приносит отец. Чаще всего это «Комсомольская правда» и «Заря Кубани».

Виктор, 28 лет: Я читаю классическую литературу, преиму­щественно русскую. «Золотого теленка», например, или «12 стульев». А периодические издания...Все это, извините, реклама сплошная...

Наталья, 25 лет: Я ничего особенного о важности печатных СМИ сказать не могу, но если покупаю что-либо из местных газет, например «Заря Кубани» или «Славянские известия», то просматриваю все.

Андрей, 18 лет: Моя семья регулярно выписывает газету «Труд», которую я изучаю досконально: мало ли, что может в жизни пригодиться...

Дмитрий, 24 года: А как же, газеты читать надо! Я думаю, что все они интересны. Раньше, правда, выбирал определенные статьи, а сейчас все подряд читаю...

Виктория, 25 лет: Не могу сказать, что чтение газет для меня - дело первой необходимости. Но если честно, еще не существует такой газеты, чтобы привлекала внимание, была действительно интересной и полезной.

Константин, 19 лет: Я не покупаю газеты, так как пользуюсь Интернетом и, в основном, читаю о физике.

Елена, 22 года: Без информирования общества о различных отраслях деятельности не возможно дальнейшее развитие этого же общества. Из печатных СМИ мы узнаем много нового не только о жизни нашего города, но и далеко за его пределами.

Ошибка выборки ± 5%. Данные представлены в абсолютном отношении от количества опрошенных. Формулировки вопросов остав­лены в том же виде, в каком они использовались при проведении анкетирования.

1. Играет ли молодежь, на Ваш взгляд, заметную роль в обще­ственной жизни Славянска-на-Кубани, ощущается ли ее влияние на происходящее в городе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты исследований свидетельствуют о том, что 62% молодежи г.Славянске-на-Кубани регулярно читают газеты, журналы и общественно-политическую литературу. Наиболее популярны краевые молодежные газеты: «Реакция», «Работа»; районные: «Солнечный дом», «Заря Кубани»; студенческие: «Наше время», «Зеркало», «Твоя газета» и др. Причем читает молодежь не оттого, что их интересуют общественные события в крае и в городе, а лишь для общего развития. Некоторые юноши и девушки (12%) газет не читают принципиально, 70% - респондентов осведомлены о последних событиях, происходящих в крае, в районе, в городе, но лишь поверхностно, 87% - положительно относятся к созданию в городе молодежной газеты. Полученные нами данные показывают, что не все безразлично нашим молодым людям, можно и нужно найти средства, способы привлечения молодежи к общественной жизни района, если она будет научно организована и эффективно управляема.

Недостаточной информированности молодежи можно избежать, повысив эффективность работы средств массовой информации в моло­дежной среде, обеспечив доступность средств связи с помощью снижения или дифференциации тарифов на ее услуги.

Сегодня актуальность данного вопроса вызвана необходимостью решить проблему информированности молодого населения, привлечь ее внимание к реализации молодежной политики.

 

Никитин О.А. Тверской государственный университет

Особенности функционирования студенческого самоуправления в Тверском государственном университете

На наш взгляд, наиболее интересной для представителей других вузов является наша модель организации студенческого самоуправления (далее ССУ), которая включает в себя две взаимосвязанные части: систему привлечение студентов к деятельности органов ССУ, а так же их обучение основам организаторской деятельности. В свою очередь система привлечения студентов к деятельности органов ССУ так же складывается из двух взаимодополняющих методик. Первая методика используется на уровне факультетов и заключается в том, что в начале каждого учебного года проводится организационное собрание студенческого актива факультета - приглашаются все студенты, желающие чем-либо заниматься помимо учёбы - исключительно на добровольной основе. На собрании студенты делятся на сектора по направлениям деятельности, сектора выбирают себе руководителя, которые в свою очередь образуют студенческий совет факультета, председатель совета выбирается всем собранием. На общеуниверситетском уровне используется другая методика, которая позволяет сформировать высший представительный орган ССУ, такой как студенческий Парламент, который имеет возможность выступать от имени всего студенчества университета, что обеспечивается за счёт проведения широкомасштабной избирательной компании. Выборы проводятся путем всеобщего, прямого, тайного голосования, в котором участвуют все студенты и аспиранты дневного отделения университета. Каждый факультет - вне зависимости от его численности получает три места, а так же в состав Парламента входит председатель студсовета факультета (принципиальное решение учредительной конференции - все факультеты являются равноправными и должны иметь равное представительство).

Система обучения актива нашего университета основам организаторской деятельности состоит из нескольких стадий:

Школа старост первого курса - комплексное мероприятие, состоящее из психологического тренинга, групповой работы над специа­лизированными заданиями, тематической игры «Что? Где? Когда?» и деловой игры. В ходе работы школы, старосты:

· знакомятся со своими правами и обязанностями;

узнают о системе студенческого самоуправления в университете;

получают информацию обо всех структурных подразделениях университета, которые непосредственно работают со студентами;

получают навыки взаимодействия в коллективе;

Таким образом, кроме основной задачи: обучения старост, у нас формируется группа активных студентов, обладающих общими знаниями о системе студенческого самоуправления. Затем лучшие студенты факультетов, выиграв выборы, становятся членами студенческого Парламента. И здесь уже необходимо наладить нормальную работу самого Парламента, чему способствует следующий уровень обучения:

Рабочее заседание студенческого Парламента -состоит из психологического тренинга и групповой работы над специализированными заданиями. В ходе работы Школы, студенты:

· знакомятся со структурой и механизмом функционирования Студенческого Парламента;

· формируют Комитеты по направлениям деятельности и выбирают председателей;

· планируют деятельность Комитетов и разрабатывают план проведения ближайшего мероприятия или организации проекта;

· отрабатывают механизмы взаимодействия между студенче­скими советами различных факультетов;

Затем, разработанные проекты представляются на пленарном заседании Парламента, утверждаются и начинают реализовываться. Следующей ступенью обучения, которая так же позволяет привлечь к реализации разработанных Комитетами Студенческого Парламента проектов, за счёт того, что на неё приглашаются, как представители Парламента, так и наиболее активные студенты со всех факультетов, является:

Академия студенческого актива - комплексное, выездное меро­приятие, направленное на получение студентами навыков планирования, организации и проведения внеучебных мероприятий. В ходе Академии студенты:

· планируют проведение конкретных общеуниверситетских мероприятий в рамках основных направлений деятельности студенческого самоуправления;

· организуют разработанные мероприятия в рамках деловой игры, непосредственно в ходе работы Академии актива;

· получают навыки взаимодействия в коллективе;

Основной отличительной особенность Академии является то, что она самая большая по продолжительности и проводится вне стен университета на базе отдыха. Программа академии построена таким образом, что студенты сами организуют быт и основные правила жизнедеятельности лагеря, что уже является неплохой школой самоуправления. Затем студенты распределяются по интересующим направлениям деятель­ности и разрабатывают алгоритм проведения проекта, выбранного соответствующим Комитетом Парламента. Следующий этап Академии состоит целиком из мероприятий, разработанных студентами. После реализации проектов и проведения мероприятий начинается обсуждение итогов и выявления сложностей, с которыми столкнулись студенты в ходе подготовки и проведения разработанных мероприятий, что позволяет избежать подобных затруднений при осуществлении данных проектов уже непосредственно в университете.

Данную систему обучения актива организует Центр студенческих инициатив - структурное подразделение управления по воспитательной и внеучебной работе со студентами. Программы всех ступеней подго­товки актива были разработаны непосредственно Центром и являются авторскими.

 

Пономарев А.В. Уральский государственный технический университет

Подготовка конкурентоспособных специалистов в системе студенческого самоуправления

Вопрос подготовки конкурентоспособных специалистов является сегодня актуальным и находится в поле зрения многих ученых и практиков. В «Целевой программе развития российского образования на период до 2010 года» основной задачей ставится «создание условий для развития конкурентоспособной личности». Эта принципиально новая задача, которая не выдвигалась ни в одной из предыдущих концепций реформ отечественного образования.

Конкурентоспособность выпускника в современных условиях рынка труда напрямую зависит от умения проявлять активность, инициативу, коммуникабельность, организационно-управленческие навыки, принимать самостоятельные решения, брать ответственность за свое профессио­нальное становление, личные результаты работы и результаты командного взаимодействия.

В ходе исследований, проведенных аналитическим центром «Эксперт» в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина в 2005 году по теме «Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы» среди вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, предприятий военно-промышленного комплекса, машиностроительного и металлургического профилей, компаний различной специализации, определена возрастающая потребность в кадрах, обладающих лидерским потенциалом и высоким уровнем профессиональной подготовки. В числе наиболее важных для выпускников вуза работодателями были названы такие лидерские качества, как умение работать в команде, организационный опыт, коммуникабельность, коммуникационные и другие навыки.

Актуальность рассматриваемого вопроса обозначили и участники всероссийской конференции «Роль студенческого самоуправления в под­готовке конкурентоспособных специалистов», проведенной в г. Екатерин­бурге по инициативе нашего университета 4-6 мая 2005 года. Анализ выступлений участников конференции позволил выявить основное противоречие между пониманием важности студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста и реальным состоянием студенческого самоуправления в образовательных учреждениях.

Указанное противоречие подтверждает, что в вузе должна проводиться целенаправленная работа по формированию эффективно работающей системы студенческого самоуправления.

В УГТУ-УПИ созданы условия для деятельности различных студенческих организаций и органов студенческого самоуправления. Основные из них: профсоюзная студенческая организация (Союз студентов), штаб студенческих отрядов, спортивный клуб, студенческий отряд охраны правопорядка и другие, представлены на рис. 1.

 

 

 

Деятельность студентов в органах самоуправления как никакая иная, предоставляет им возможность осознать себя личностью, индиви­дуальностью, самоутвердиться, развить свои способности и реализовать интересы. Опыт и исследования подтверждают, что деятельность органов студенческого самоуправления создает среду для наиболее полного развития лидерских качеств студентов, позволяющих выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда. Так, по результатам анкетирова­ния студенческого актива вуза, проведенного нами в марте 2006 г. (230 студентов-участников студенческого самоуправления), 86% респон­дентов считают, что участие студентов в деятельности органов студен­ческого самоуправления в значительной степени способствует формиро­ванию лидерских качеств, 11% отмечают - способствует в незначительной степени, 3% - не способствует.

Нами был измерен уровень конкурентоспособности личности студентов вуза - представителей органов студенческого самоуправления (студенческие отряды, члены профкома студентов, участники «Школы лидерства УГТУ-УПИ», члены студенческих советов общежитий), а также студентов, не занимающихся активной общественной деятельностью (сентябрь 2006 г.). В тестировании приняли участие около 550 студентов. Средний показатель конкурентоспособности представителей разных тестируемых групп представлен на рис.2.

 

 

 

Результаты тестирования показали, что студенты, участвующие в деятельности органов студенческого самоуправления имеют более высокий уровень конкурентоспособности.

Для подтверждения данного вывода нами было проведено социологическое исследование среди участников Всероссийского слета студенческих отрядов (22-25 ноября 2006, Кемеровская область) и Всероссийского форума по вопросам студенческого самоуправления (15— 18 ноября 2006г., г. Москва). В исследовании приняло участие 440 представителей студенческого актива вузов России.

Исследование показало, что уровень конкурентоспособности участников в основном выше среднего (40,4% и 35,2% соответственно) и высокий (43,8% и 54,3%).

Таким образом, студенты вузов России, принимающие активное участие в деятельности органов студенческого самоуправления обладают преимущественно высоким и выше среднего уровнем конкуренто­способности.

Своеобразной оценкой эффективности системы подготовки студентов в нашем университете являются результаты социологических исследований, приведенные в журнале «КоммерсантЪ-Деньги» (27 марта 2006 года). В результате опроса крупнейших российских компаний УГТУ-УПИ занимает 5 место в рейтинге «Самые востребованные вузы России». Несомненно, важный вклад в подготовку специалистов в университете вносит система студенческого самоуправления.

 

Романова Е. А. Уральский государственный университет путей сообщения

Основные мероприятия по оценки эффективности воспитательной и внеучебной работы УрГУПС

Молодое поколение еще только вступает в период социально активной жизни, но уже сейчас в нем формируются качества, которые смогут решительно повлиять на развитие российского общества в недалеком будущем.

Образование в вузе - это не только получение знаний, но и формирование личностных качеств студентов. В вузе молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая общественно значимые ценности.

Молодежь - самая энергичная часть социума. Она легче других социальных групп адаптируется к новейшим инновационным тенденциям, которые сейчас получили свое развитие в обществе, а также в структуре ж.д. транспорта.

Студенчество является особой социальной группой среди молодежи, поскольку оно образуется из наиболее интеллектуально развитых, подготовленных к учебному труду юношей и девушек. Оно имеет относительно выраженные жизненные установки на дальнейшее получение образования, приобретения конкретной специальности, более других связано с новейшими технологиями.

Студенческая среда всегда составляет интеллектуальный потенциал общества на ближайшую перспективу.

Социальные перспективы страны и любой отрасли зависят, не только от профессиональных знаний, но и от нравственных и гражданских качеств готовящихся специалистов, т.е. от типа личности, который сегодня формируется в стенах ж.д. вузов. Тем более выпускники УрГУПС -будущие руководители трудовых коллективов в такой отрасли как железнодорожная, для которой характерна жесткая технологическая дисциплина, порой экстремальные и напряженные условия труда, большая ответственность каждого поступка любого члена трудового коллектива, вопросы личной и коллективной безопасности.

Учитывая все эти требования, администрация университета одна из первых в России определила важность внеучебной и воспитательной работы со студентам, тем более, что воспитательная работа вуза стала аккредитационным показателем образовательной деятельности высших учебных заведений страны. Для решения этой задачи пять лет назад создано и успешно работает Управление по внеучебной и воспитательной работе (УВВР) и Совет по воспитательной работе УрГУПС.

На управление по внеучебной и воспитательной работе была возложена задача восстановления внутривузовской структуры управления процессом воспитания.

Основными направлениями деятельности УВВР являются:

· удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

· сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей университета, привитие гордости за ВУЗ, выбранную профессию, причастность к отрасли, традициям российских железно­дорожников.

Для этого в деканатах предусмотрены ставки для зам. деканов по воспитательной работе, и по филиалам принято решение по введению ставки зам. директора по воспитательной работе.

В 2003 году проведены курсы повышения квалификации для зам. деканов по воспитательной работе и кураторов академических групп с приглашением специалистов из других вузов города.

В ноябре 2003, 2004, 2005, 2006 годах был проведен межвузовский конкурс академических групп, где группа ЭК-410 Факультета экономики управления (ФЭУ) в 2003г. победила в номинации «Визитка своего вуза» и группа ЭК-510 в 2004г. стала победителем в номинации «Визитка своей специальности».

Одним из главных условий развития и эффективной оценки процесса внеучебной и воспитательной деятельности в УрГУПС стала разработка концепции по воспитательной работе, и разработано Положение «На лучший факультет», а так же создание мотивационных факторов для эффективной работы кадрового потенциала (Приложение 1).

 

 

Приложение 1 Принято Ученым советом УТВЕРЖДАЮ:

Ректор Университета

____ Ефимов А. В. ______

" 3 " июня 2004 г. Протокола № 8

 

Положение о проведении конкурса «На лучший факультет» Уральского государственного университета путей сообщения

Цель и задачи конкурса

Целью конкурса является сохранение и приумножение творческих, нравственных, культурных ценностей и лучших традиций Университета. Формирование у молодых людей «корпоративного университетского духа», воспитание высоких личных и моральных качеств, отвечающих интересам развития личности и общества в целом. Задачи конкурса:

· активизация коллективов деканатов на качественное выполнение учебно-воспитательной работы совместно со студентами;

· создание условий для профессиональной и личной самореализации студентов;

· привлечение студентов к общественной жизни университета;

· формирование атмосферы доверия, уважения между работниками деканата и студентами;

· развитие студенческого самоуправления.

Организация конкурса

2.1 Общее руководство процессом организации и проведения конкурса осуществляет оргкомитет, утвержденный приказом ректора.

Оргкомитет состоит из проректора по воспитательной и социальной работе, проректора по учебной работе, начальника управления по внеучебной и воспитательной работе, начальника управления образо­вательным процессом, директора научно-исследовательской части, директора спортивного комплекса, зав. военной кафедры, директора студ. городка, начальника охраны, начальника штаба трудовых дел, зам. деканов по внеучебной и воспитательной работе, председателя профкома студентов.

2.2 Конкурс проводится в течение учебного года (с сентября по июль). Окончательный итог подводится в срок до 15 июля.

2.3 В конкурсе принимают участие все факультеты, все группы с 1 по 5 курс. Оргкомитет в начале года доводит до сведения деканатов условия конкурса, время и порядок его проведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...