Функции образовательного права
Функции образовательного права - основные направления его деятельности, выраженные словесно или в числовом выражении. Они выражаются в специфическом соотношении нормы права и поведения человека. Образовательное право выполняет как общие функции, присущие всем отраслям права, так и специальные. К общим относятся такие юридические функции, как регулятивная и защитная. Регулятивная функция состоит в упорядочении образовательных отношений на принципах свободы, справедливости, признанных в данное время в данном обществе, государстве. Защитная функция направлена на охрану интересов человека, гражданина, семьи, общества и государства. Главная функция образовательного законодательства состоит в развитии личности, основанном на обучении и воспитании. Кроме главной, образовательное законодательство выполняет и ряд других функций, отражающих интересы участников образовательных отношений, а также общества и государства. Первая функция - обеспечить получение каждым гражданином необходимого (минимального) уровня образования, который будет удовлетворять потребности производства, системы государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах, могущих не только справиться с поставленными задачами, но и совершенствовать сферу своей деятельности. Другая функция - обеспечить непрерывное образование для всех граждан государства. Научно-технический прогресс приводит к систематическому появлению новых специальностей, отмиранию устарелых. Он сопровождается высвобождением человека из процесса производства и заменой его механизмами. Отказ от старых видов деятельности, постоянное обновление техники требуют перманентной переквалификации специалистов и роста уровня их образования. Непрерывное образование признано во всем мире как мощное средство, направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и этическом смыслах.
Следующая функция образовательного законодательства - всестороннее развитие человека. Она реализуется, в первую очередь, с помощью общего (школьного) образования, которое способствует формированию интеллекта, на его основе человек самостоятельно расширяет горизонты знаний, развивает способности к последующей учебе. Эстетическая подготовка позволяет человеку познавать красоты мира и создавать прекрасное. Этическое воспитание формирует личность в двух направлениях: индивидуальном и общественном. Оно позволяет человеку осознать себя, познать мир добра и зла. Правовое воспитание дает человеку возможность полнее осознать: свое место в изменяющемся мире, в государстве, обществе, трудовом коллективе, семье; меру прав, ответственности и свободы в мире. Еще одна функция - техническое и профессиональное образование. У каждого человека есть право на этот тип образования. Его реализация представляет определенные трудности, т.к. быстрый прогресс техники и промышленности требует постоянного обновления этого типа образования. Техническое, профессиональное образование понимается как: а) составная часть общего образования; б) средство подготовки к профессиональной деятельности; в) аспект продолжающегося образования. Такое образование имеет громадное значение. Оно содействует: - достижению целей общества в плане более широкой демократизации и социального, культурного и экономического прогресса; - развитию потенциальных способностей отдельных лиц для активного участия в установлении и осуществлении этих целей; - человеку осознать и критически относиться к социальным, политическим последствиям научного и технического прогресса;
- доступу к другим видам и областям образования на всех его уровнях; - переходу из одной области технического и профессионального образования в другую. Техническое и профессиональное образование способствует решению глобальной цели - развитию людей и общества. Удовлетворяя индивидуальные потребности человека, техническое и профессиональное образование: а) способствует гармоничному развитию личности и характера, развивает высокие духовные и человеческие качества, способность понимания, суждения, критического осмысления и самовыражения; б) подготавливает человека к тому, чтобы он учился постоянно, развивая необходимые умственные способности, практическое мастерство и взгляды; в) развивает способности к принятию решений и качества, необходимые для активного и разумного участия, работы в коллективе и руководства в работе и в обществе в целом. Кроме перечисленных, образовательное право выполняет также следующие функции развития: - частного и семейного образования; - рынка образовательных услуг; - индивидуального предпринимательства в образовании в целях получения дохода. Особые функции выполняет каждая подотрасль образования: дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное. Социологи считают, что система образования призвана: - отбирать людей в соответствии с их способностями и давать им соответствующую квалификацию; - поддерживать приблизительное соответствие между интеллектом и успехами; - быть средством, которое гарантирует самым способным людям получение самой ответственной и высокооплачиваемой работы. Называют следующие функций образования: 1) экономическую. Главная задача образования заключается в том, чтобы подготовить работников, необходимых для господствующей системы производства и уровня технологии, требуемого обществом, т.е. школа сортирует детей по способностям на будущих квалифицированных и неквалифицированных работников; 2) социального отбора. В обществе существуют способы распределения ресурсов согласно системе социальной стратификации, социальных различий, при которых группы людей выстраиваются иерархически вдоль определенной шкалы неравенства, т.е. разницы доходов, состояний, власти, престижа, возраста, какой-нибудь другой характеристики. Социологи обычно выделяют три типа социального расслоения: кастовое, классовое, социальное*(35). Такие ресурсы, как богатство, недвижимость, власть, мастерство специалистов распределяются членами различных общественных слоев, в т.ч. с помощью системы образования;
3) политическую (способность образования изменить общество). Попытки добиться через систему образования политических целей не всегда успешны. Некоторые исследователи утверждают, что они предпринимаются лишь с целью создать впечатление, будто что-то делается. Политическая функция осуществляется правительственной политикой в области образования. Учителя являются людьми, ответственными за ее проведение в жизнь; 4) социального контроля. Она состоит в том, что образование является средством поддержания социально приемлемых норм и ценностей*(36).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|