Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие общественного сектора и его структура

 

В современной экономической науке наряду с понятием “государство” широко используется понятие “общественный сектор”. Данные категории не тождественны, но тесно взаимосвязаны друг с другом.

Общественный сектор экономики – это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством[15]. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и организации, государственные предприятия и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации (ННО). Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Существуют различные способы оценки масштабов общественного сектора и степени его воздействия на экономику. Наиболее простой и распространенный метод заключается в изучении показателей, публикуемых национальной статистикой. К их числу относятся: объем доходов и расходов государственного бюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом - ВВП); численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд других показателей[16].

В самом общем виде масштабы и динамику государственного регулирования в различных странах мира характеризуют следующие таблицы:

 

Таблица 1

Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП различных стран мира в 2004-2008 гг.(%)

  2004 2005 2006 2007 2008
Россия 28,4 28,7 25,1 25,5 28,7
Великобритания 35,4 35,8 37,1 36,4 ...
Германия 32,1 31,9 31,6 ... ...
Италия 41,9 45,1 41,3 41,1 ...
Франция 40,9 42,5 ... ... ...
Швейцария 26,0 26,7 27,9 27,5 ...
Швеция 37,8 41,5 39,2 39,9 ...
Китай 6,7 6,6 7,0 7,9 ...
Республика Корея 19,1 20,3 21,5 21,8 ...
Турция 18,2 21,9 23,6 23,9 27,8
ЮАР 25,2 26,3 27,6 28,4 27,5
Бразилия 16,7 24,5 25,9 ... ...
Канада 20,6 21,7 21,7 21,9 21,7
Мексика 15,2 14,5 12,7 13,5 14,6
США 19,7 20,3 20,7 20,7 21,5
Австралия 22,7 24,1 24,0 24,2 ...

 

Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.

Масштабы государственной собственности в различных отраслях экономики также существенно отличаются. Например, для таких стран, как Великобритания, Франция и Германии, характерен в среднем достаточно высокий удельный вес предприятий государственной собственности в промышленности. Напротив, в Японии и США доля государственных предприятий почти во всех отраслях промышленного производства не превышает 25%.

 

Таблица 2

Среднегодовые темпы прироста доходов и расходов консолидированного бюджета различных стран мира(в номинальном выражении, процентов)

 

2004-2005

2006

2007

2008

Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы
Великобритания 6,64 2,02 10,00 2,61 2,82 4,46 ... ...
Германия 1,58 0,84 2,31 0,33 ... ... ... ...
Испания 6,13 1,70 ... ... ... ... ... ...
Италия 9,43 4,11 -4,46 -3,76 2,80 -0,54 ... ...
Нидерланды 5,32 7,27 ... ... ... ... ... ...
Финляндия 4,68 -4,44 9,71 3,17 ... ... ... ...
Франция 4,94 1,83 ... ... ... ... ... ...
Швейцария 2,45 3,07 6,75 0,00 0,94 1,92 ... ...
Швеция 8,10 -2,82 -1,19 -2,95 7,10 5,28 ... ...
Индия 11,80 11,66 8,00 12,42 15,80 17,57 20,77 14,22
Иран 23,20 27,46 -10,19 15,43 67,56 32,59 20,62 20,08
Китай 12,15 10,39 12,78 21,43 16,91 21,89 ... ...
Республика Корея 12,96 17,28 3,81 15,05 10,40 13,68 ... ...
Турция 111,94 125,45 99,98 94,28 56,48 75,32 78,86 66,28
ЮАР 14,21 10,52 12,78 9,31 11,33 8,52 6,19 7,44
Бразилия 40,44 45,97 11,27 11,19 ... ... ... ...
Канада 7,03 -2,61 3,70 4,89 7,14 4,15 7,62 5,47
Мексика 28,26 30,84 6,54 10,55 26,79 26,79 27,58 24,46
США 7,80 3,08 7,63 2,06 5,65 2,94 10,64 5,27
Австралия 8,82 2,74 5,19 -5,26 7,04 13,49 ... ...

 

В России удельный вес промышленных предприятий государственной формы собственности в объеме производства составляет около 8%. С середины 2006 года этот показатель сократился более чем на 1,5 процентных пункта. Государственные предприятия имеют наибольшую долю в объеме промышленной продукции таких отраслей, как машиностроение и металлообработка (18,4% в 2008 г.), промышленность строительных материалов (11,3%) и электроэнергетика (10,7%). Более подробная информация об экономической роли государственной собственности в российской промышленности представлена в следующей таблице.

Размер общественного сектора в экономике определяется соотношением тех выгод и издержек, которые связаны с его функционированием. К числу получаемых обществом выгод относятся: компенсация “провалов” рынка, сглаживание циклического развития экономики, достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов граждан и др. Издержки – это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической конъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.

В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:

1. наличие и масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного сектора;

2. циклы политической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;

3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению

4. интересы бюрократии. В теории показывается, что любая бюрократическая организация стремится к расширению своей деятельности. Интересы государственных учреждений заключаются в повышении объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую связаны с ростом общественного сектора.

Позитивные и негативные последствия расширения общественного сектора проявляются по-разному. Если позитивные результаты возникают достаточно быстро и вполне четко персонифицированы, но негативные тенденции менее очевидны и накапливаются в течение длительного периода времени. В итоге, если государство не принимает специальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию к расширению[17].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...