Типы органов государственного управления
В процессе общественного развития происходит усложнение задач, решаемых системой государственной власти. Это требует создания сложной структуры органов управления, определения круга их полномочий и организации взаимодействия. Общими принципами формирования системы органов государственного управления являются единство системы государственной власти, ее иерархичность и разделение властей. Принцип разделения властей предусматривает выделение трех видов органов управления: законодательных, исполнительных и судебных. При этом органы, относящиеся к каждой из ветвей власти, являются самостоятельными. В соответствии с Конституцией государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды РФ. В Российской Федерации главой государства является Президент. Он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На эту должность может быть избран только гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Федеральное Собрание (парламент) является представительным и законодательным органом Российской Федерации, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа власти субъекта федерации избирается данным органом на срок его полномочий. Представитель от исполнительного органа назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (или руководителем высшего исполнительного органа власти субъекта федерации) также на срок его полномочий. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, из которых половина избирается по одномандатным избирательным округам (по принципу “один округ - один депутат”) и половина - пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками Федеральные законы принимаются Государственной Думой, после чего в передаются на рассмотрение Совета Федерации. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. При этом проекты законов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров России; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.
Принятый федеральный закон направляется Президенту для подписания и обнародования. Официальное провозглашение (обнародование) закона, принятого парламентом, также именуется промульгацией (от лат. promulgatio - объявление, обнародование). В различных странах, в том числе в России это право принадлежит президенту как главе государства. Наиболее сложную структуру имеет система органов исполнительной ветви власти. В разных странах мира существуют значительные различия как в количестве органов исполнительной власти, так и в распределении их полномочий. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство. Правительство является высшим коллегиальным органом исполнительной власти. В мировой практике оно обычно именуется Советом министров или Кабинетом министров, хотя встречаются и другие названия. Например, в Швейцарии правительство официально называется Федеральным советом, а в странах Северной Европы, таких как Норвегии, Финляндии и Швеции, - Государственным советом. Российской Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. К полномочиям Правительства относятся: а) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; б) обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; в) управление федеральной собственностью; г) обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики Российской Федерации; д) обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью; и ряд других полномочий. Система органов исполнительной власти также включает министерства, которые формируются для осуществления государственного управления в наиболее важных социально-экономических и политических сферах. Министерства формируются по отраслевому принципу, они осуществляют выработку государственной политики и координацию деятельность других органов исполнительной власти в соответствующей сфере. Важность министерств подчеркивается тем, что их главы по должности входят в состав правительства. В республиканских государствах парламентского или полупрезидентского типа число министерств обычно больше, чем в президентских республиках, что связано с большей децентрализацией системы управления.
Помимо министерств, в структуре исполнительной власти выделяется широкий круг организаций, обобщенно именуемых “ведомствами”. Ведомства осуществляют государственное управление в тех сферах, которые не входят в компетенцию министерств. Они могут осуществлять свою деятельности либо как самостоятельные учреждения, либо при соответствующем министерстве. В силу большого разнообразия функций, выполняемых ведомствами, провести их единую классификацию достаточно сложно. Однако, в целом можно выделить следующие типы ведомств: · службы - это органы исполнительной власти, оказывающие услуги, связанные с реализацией властных полномочий государства и финансируемые исключительно за счет государственного бюджета или законодательно установленных обязательных платежей хозяйствующих субъектов и населения. К данному типу ведомств в России на федеральном уровне относятся Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная архивная служба, Федеральная служба геодезии и картографии, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Федеральная служба охраны и некоторые другие органы; · агентства - органы, которые оказывают государственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на коммерческой основе. В России можно выделить следующие примеры федеральных агентств: Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по системам управления, Российское агентство по судостроению, Российское агентство по патентам и товарным знакам и другие; · надзоры – органы, которые реализуют контрольные функции государства по отношению к хозяйствующим субъектам и населению. Так, в РФ существуют Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и Федеральный горный и промышленный надзор.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, который независим от других ветвей власти. Судьи подчиняются только Конституции и федеральному законодательству, они также обладают неприкосновенностью. Конституционный Суд состоит из 19 судей. К его полномочиям относится разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства; конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти; не вступивших в силу международных договоров России. Конституционный Суд также разрешает споры о компетенции между органами государственной власти. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд - это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами[19].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|