Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционный контроль в Германии




Конституционная юстиция Германии – вершина Германской юстиции. В германии существует верховный федеральный суд, верховный административный суд, верховный суд по трудовым делам и некоторые другие. Конституции земель предусматривают свою судебную систему. Существует в рамках Германии общая палата по координации судебной деятельности. Компетенция судов земель распространяется только для данной земли. Конституционный суд Германии – двухпалатный, половина судей избирается бундесратом, а другая – бундестагом. Возраст судьи не менее 40 лет, нужно сдать два государственных экзамена и другое. Судьи избираются на 12 лет, они не могут избираться повторно.

У конституционного суда 15 различных сфер компетенции, сгруппированы в 4:

• Квази-судебные полномочия. Сюда относятся:

• лишение прав и свобод граждан за посягательство на демократический порядок

• Запрещение политических партий

• Привлечение к ответственности федерального президента

• Перевод и увольнение судей за нарушения

• Решение вопроса о потере депутатского мандата или члены бундесрата

• Споры по поводу соответствия правовых норм конституции. Включает проверку соответствия правовых актов основному закону.

• Споры о компетенции между различными органами.

• Споры между федерацией и землями

• Споры между федеральными органами

• Споры о конституционных правах и свободах. Осуществляются по искам граждан, которые считают что их конституционные права нарушены государственными органами

Решение конституционного суда окончательно и оспариванию не подлежит.

Основы конституционного строя Индии

Официальное название Индийский Союз, хотя именуют её республика Индия. Территория индии 3 млн. 400 тысяч квадратных километров. Население – 1 млрд. 130 млн. Столица – Нью Дели. Индия делится на 28 штатов и 7 союзных территорий. Официальные языки Хинди и Английский. Денежная единица – Индийский Рупий.

Национальные праздники – день республики 1950, и 15 августа день независимости индии. Дипломатические отношения с СССР были установлены 13 апреля 1947 года. Россия продолжает их как правопреемник.

Индия – это одна из наиболее населенных интернациональных стран, колыбель древней цивилизации.

Конституция Индии.

Конституция была принята в 1949 году учредительным собранием, избранным до второй мировой войны. Конституция Индии самая объемная в мире. Пожалуй за ней идет конституция Малайзии. Конституция включает в себя 465 статей, 12 крупных приложений и 70 поправок. Одни поправки были включены в текст, другие поправки печатаются в качестве приложения.

Произведено около 50 различных изменений текста.

Безусловно на принятие конституции оказали влияние страны англо-саксонские страны, США, СССР и конституции других стран.

Во втором чтении было внесено 7635 поправок из которых были обсуждены 2473 поправки.

Основными чертами данной конституции являются:

• Закрепление народного и государственного суверенитета завоеванного в результате антиколониального движения (Индия была колонией ВБ)

• В новой конституции закреплено отрицательное отношение к эксплуатации и угнетению

• Провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики (кастовые системы, развитие многочисленных этнических групп)

• Закрепление принципа смешанной экономики, правда в системе этого принципа важную роль должен играть государственный сектор.

• Специфическая форма территориально-политического устройства – федерация, которая учитывает национальные и лингвистические особенности населения.

• Форма правления по принципу парламентарной республики

• Сочетание традиционных индийских институтов с институтами явившихся результатами

конституционного развития

• Политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности что является приоритетом интересов индии, особенно в последние годы это добрососедские отношения с ближайшими странами

Федерация имеет централизованную направленность.

Изменение конституции:

• Что касается изменений конституции то она предусматривает смешанный порядок принятия поправок. Поправки к большинству статей принимаются простым способом и путем 2\3 присутствующих, одни поправки принимаются абсолютным большинством

• Одни поправки в текст, другие поправки в качестве приложения

Порядок формирования государственных органов

Конституция закрепила всеобщее равное избирательное право с 18 лет, Пассивное избирательное право – народная палата – с 30 лет. Особенности:

• Характерны не только прямые, но и косвенные выборы в формировании отдельных органов.

• Закрепление мест для женщин

В Индии с 200 года установлена квота для женщин в народную палату – 1\3 состава. До этого было всего 10 процентов.

Следует отметить, что избирательный корпус в индии довольно таки большой – более 600 млн. человек. За последние 10 лет он увеличился на 100 млн.

В Индии применяется обязательная система регистрации избирателей, при которой регистратор обязан сам внести всех в список граждан, которые соответствуют избирательному цензу. Списки публикуются на том языке который указан в избирательной комиссии. Списки постоянные хоть и ежегодно пересматриваются. Списки пересматриваются не на день выборов, а в более раннюю дату. Отсюда есть свои минусы.

Кандидат который желает баллотироваться в народную палату должен проживать в избирательном округе по которому он избирается. Для кандидатов в народную палату установлен избирательный залог – 500 рупий, а в законодательное собрание – 250 рупий.

Если кандидат набирает 1\6 голосов в своем избирательном округе то залог возвращается, если меньше то не возвращается. Кандидату дается время на ведение избирательной компании 15 минут по радио и 15 минут по телевидению – за счет государства. Не регулируется время выступлений для президента и министров.

Объем газетной агитации и бумажной – не ограничена.

Здесь действует мажоритарная система относительного большинства и одномандатные округа.

Следует заметить, что территории у штатов не одинаковы. Представительство у них тоже не одинаковое.

Даже самый маленький штат должен быть представлен не менее чем 1 депутатом. Если от штата 1 депутат – автоматически избирается.

Для Индии характерно, что выборы проводятся в несколько этапов. Это обуславливается климатом.

Высшие органы федеральные органы государственной власти

Законодательная власть

Парламент состоит из 2х палат:

• Нижняя палата – народная палата, избирается на 5 лет

• Верхняя палата, совет штатов, признана служить выражению интересов населения штатов

Количество депутатов – 542. Этот состав меняется.

Пассивное избирательное право – 25 лет.

Депутаты парламента индии обладают не всеми привилегиями. Депутаты парламента не обладают иммунитетом но пользуются депутатским индемнитетом. Получают небольшое вознаграждение, но это вознаграждение не дает больших доходов.

Народная палата характеризуется тем, что здесь идет резервирование определенного числа депутатских мест в частности для англо-индийской общины (это граждане сочетавшиеся браком между индусами и англичанами). На последних выборах не резервировались эти места, хотя конституция это предусматривает. Но в том случае если президент приходит к выводу что она присутствует в парламенте то места не резервируют.

Из общего числа депутатов за наиболее отсталыми слоями населения (касты, племена) – тоже резервируются места. Касты – 78 мест, племена – 38 мест. В 1999 году эти квоты были продлены на 60 лет.

Двухпалатная система Индии характеризуется тем что верхняя палата является слабой, хотя круг ведения входящих в компетенцию обеих палат в принципе одинаков. В парламент включается федеральный президент. В течение длительного периода большинство мест занимала партия – индийский национальный конгресс. В последнее время произошли изменения – ни одна из политических партий не имеет абсолютного большинства, поэтому формируется коалиционное правительство. В нынешнем парламенте больше всего мест у прогрессивного альянс

• Объединенный прогрессивный альянс – получили 219 мест из 541

• Национальный демократический альянс – 185 мест

• Левый альянс – коммунистическая партия индии (марксистская) – 53 депутатских места

Что касается совета штатов – он включает 245 членов, из которых 233 избранные и 12 это назначенные.

Избранные – выборы косвенные, и их избирают законодательные собрания штатов, срок полномочий 6 лет и каждые два года происходят обновления совета штатов. Выборные места в штате распределяются между штатами не поровну и не пропорционально населению, а учитываются некоторые особенности. Представительства штатов в верхней палате колеблется от одного члена палата до 34 крупных штатов. Представители штатов – лица с особыми заслугами.

Назначаемые - этих лиц по представлению организаций назначает президент страны.

Очередные сессии парламента созываются два раза в год, кворум составляет 1\10 членов палаты.

Вновь избранная палата формирует свои руководящие органы (Спикер). У спикера большие полномочия. Избирается палатой, обеспечивает порядок, назначает комитеты палаты, обладает дисциплинарной властью.

В совете штатов – председатель – вице-президент.

Нижняя палата играет более высокую роль по сравнению с верхней. В палате образуются фракции, есть и кнуты, создаются отраслевые постоянные комиссии. Эти комиссии избирают свое руководство, комиссии формируются на основе пропорционального представительства от фракции

Законодательная инициатива – правительство, президент, члены обеих палат парламента. Финансовые законопроекты могут вносить – правительство.

Акты называются биллями.

Нефинансовые законопроекты – советам штатов предоставляется более длительный срок для рассмотрения ем для нижней палаты. В случае разногласий между палатами создаются осгласительные комиссии, могут проводиться и совместное заседание палат для разрешения разногласий.

Правительство несет ответственность перед парламентом. Формы парламентского контроля – примерно те же что и в ВБ.

Народная палата может быть досрочно распущена по представлению правительства президентом.

Совет штата роспуску не подлежит.

В контроле за деятельностью правительства является оппозиция.

Исполнительная власть

Президент

Президент индии избирается на 5 лет косвенными выборами особой коллегией выборщиков. В её состав входят:

• Выборные члены обеих палат федерального парламента

• Выборные члены законодательных собраний всех штатов

Каждый член коллегии получает не одни голос а гораздо больше голосов которые определяются в соответствии с предписаниями конституции и численности штата.

Число выборщиков – большое.

Одно и тоже лицо может быть переизбрано президентом несколько сроков подряд.

Возраст президента должен быть не менее 35 лет. Президентом республики Индии избрана женщина.

Согласно конституции индии президент наделен чрезвычайно большой властью:

• он признается неразрывной частью парламента и обладает законодательной властью,

• ему предоставлена вся полнота исполнительной власти,

• президент созывает палаты парламента на сессии,

• закрывает сессии обеих или одной палат,

• представитель нижней палаты,

• имеет право созыва совместного заседания обеих палат, предоставлено право вето

• Президент имеет право вето на те законы которые приняты законодательными собраниями, но в частности по предложению губернатора отнесены к той категории законов которые должен утвердить президент страны, в отношении определенных законов субъектов президент может утвердить а может и нет законы

• Президент республики назначает премьер министра и по его указанию членов правительства. Понятно что в этом случае, назначает тех лиц которые в правящей партии

В конституции написано, что президент должен действовать по совету правительства. Положение интересно, но фактически правительство не очень то интересуется этим.

В состав правительства президент не входить, не может присутствовать, но его должны постоянно информировать о тех вопросах которые решались на заседании правительства.

Вместе с президентом избирается вице-президент.

Вице-президент избирается на 5 лет, на совместном заседании обеих палат, без дополнительных представителей от штата. Вице-президент может временно замещать президента в случаях если президент не может исполнять полномочия, но не остается на посту до конца срока, а проводятся новые выборы в максимально возможный короткий срок.

Правительство

Правительство Индии формируется с учетом парламентарной республики. Называется правительство – советом министров, глава правительства- премьер-министр (лидер правящей партии). Министры должны быть членами одной из палат парламента.

62 члена правительства из них 8 женщин.

• Министры-члены кабинета – 16 человек

• Государственные министры с независимым статусом – 7 человек

• Государственные министры (ВД, обороны, МИД и так далее) – большое количество.

Министры полностью не собираются, потому как есть министры–члены кабинета и не члены кабинета.

Компетенция правительства конституцией не определена, отсюда следует, что правительство Индии вовсе не играет роль простого совещательного органа при президенте, на практике все важные вопросы по управлению страной решаются кабинетом. Федеральная исполнительная власть номинально принадлежит президенту, а фактически – правительству. Правительство – издает акты в порядке делегированного законодательства, хотя и есть надзор за таким законодательством, участвуют в международных отношениях страны.

Министры несут ответственность перед парламентом. В случае выражения вотума недоверия вопрос решается так – или правительство уходит в отставку или распускается парламент. Президент также несет ответственность перед парламентом, но в форме импичмента и любая палата может возбудить этот процесс резолюцией принимаемой 1\4 части палаты. На основе резолюции палата решает сама ли она проводит расследование или передается другому органу.

Вотум недоверия – абсолютное большинство членов парламента.

Работа парламента в Индии осуществляется на двух официальных языках – английский или Хинди, депутат от того или иного штата может попросить выступить на языке штата, в этом случае вопрос решает председатель палаты.

Судебная система

Самостоятельно. нужно иметь ввиду что есть верховный суд. Орган конституционного контроля – нет специального органа, есть только верховный суд, который также выполняет такие функции, состоит из 10 судей.

Верховный суд – в него входят судьи до 65 лет, высшая апелляционная инстанция по уголовным и гражданским делам, импичмент, иски о несоответствии актов конституции.

Отдельно иски о несоответствии закона конституции не подаются.

Индийский федерализм

Федерализм объясняется составом населения.

• Дело в том, что население индии составляют десятки наций и сотни племен. Они говорят на 1652 языках и различных диалектах. Причем из числа этих языков 18 перечислены в приложении в конституции.

• В индии население исповедует разные религии. Самое большое число проповедует Индуизм 82%, мусульманство – 12%, и ещё очень много других.

Конституционной комиссией именно поэтому решался вопрос о федерализме. Процесс проходил непросто. Постоянно вносились изменения в конституцию с целью совершенствования.

Образование штатов происходит в индии не только по территориальному, сколько по лингвистическому признаку. В Индии проживают носители 23 языков – становиться понятно каким сложным является процесс государственного устройства этой страны, а также вопрос административно-территориального устройства. Поэтому – разделение на штаты. Множество языков не означает что у каждого представители языка будет когда-нибудь свой штат. Лишь 23 языка охватывают свыше 97% индийского населения.

С учетом языков и созданы индийские штаты которые по населению можно сравнить по размеры с некоторыми государствами.

Проблема состоит и в том что:

• Население необходимо было обеспечить экономической консолидацией

• Надо учитывать рост самостоятельного самосознания народов

ПО мнению индийских юристов конституция индийского союза закрепила в этой стране систему федеративного устройства сильной центральной власти. Иногда индийский федерализм называют унитарным федерализмом. Сама же конституция хотя и носит федеративный характер, но пронизана духом унитаризмом.

Первоначально не было предпосылок для формирования федерации. Следует иметь ввиду что национальный и лингвистический признак не всегда являлся единственным признаком который нужно было учитывать. Также было такое:

• создание федерации должно служить единству и безопасности индии.

• При создании федерации должна учитываться экономическая целесообразность.

• По возможности однородность в лингвистическом отношении и культуре.

Государственное устройство индии не является чисто федеративным и чисто унитарным. Индия – это союз или сложное государство новой разновидности. Здесь воплощен принцип – общенациональный интерес должен преобладать над интересами отдельных штатов.

Федеративная форма была практически необходимостью обусловленная множеством языков и культур а также неравномерностью социально-экономического развития. Ранее выдвигались предложения о создании одноязычных штатов, но конституционная комиссия рекомендовала отступить от этого принципа.

Становление федерации

Конституция индии предусматривала наличие в Индии 3х групп штатов, которые обозначались латинскими буквами – A,B,C,D. Так было ещё в колониальный период. Полноправными субъектами являлись штаты только группы А, В. Группы С,D управлялись союзным правительством (из центра). Такое административное деление в то время было конечно необходимо

Прошло 10 лет и был принят закон о реорганизации штатов – коренная перестройка штатов. Вместо 28 старых штатов было создано 14 новых штатов, из которых 10 были монолингвистическими, 4 остальных были многоязычными. Что касается 6 административных территорий то они получили статус союзной территории. Кроме того 4 штата ещё находились в процессе реорганизации. Дело в том, что эти 4 штата были индоязычными.

На практике процесс реорганизации штатов пошел дальше. Уже позднее появились новые штаты и совсем недавно были учреждены ещё 2 штата – и таким образом в Индии 28 штатов. Надо полагать что этот процесс очевидно будет продолжаться.

Положение штатов

Индия это асимметричная федерация. Согласно конституции все штаты формально имеют единый правовой статус. Но на деле их правовое положение не одинаково. Разные авторы выделяют различные группы штатов. Назовем минимум:

• Штаты которые пользуются наибольшими правами (Кашмир, Сидин) – имеют свою конституции, не распространяются на них некоторые положения конституции

• Штаты, занимающие обычное положение предусмотренное конституцией – действуют в соответствии с конституцией

• Штаты, права которых с одной стороны ограничены, а с другой стороны расширены. Регулируются не только с учетом нормативных актов, но и с учетом обычаев

Асимметрия индийской федерации проявляется и в том, что штаты имеют различное представительство. Здесь большое отступление по численности представителей. Своеобразие индийской федерации и центристские тенденции проявляются и в сфере размежевания компетенции. Есть три сферы:

• Исключительная сфера федерации – 97 вопросов

• Сфера конкурирующего законодательства – Федерация издает свои законы и в этой сфере

• Сфера исключительной компетенции штата – Федеральные органы могут изъять вопросы из перечня компетенции штатов и могут издавать свои законы.

Введении ЧП на территории какого либо штата по решению президента, но предложение вносится исполнительным федеральным органом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...