Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2 Основные этапы выполнения выпускной квалификационной работы




2 Основные этапы выполнения выпускной квалификационной работы

 

Написание и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) в виде магистерской диссертации является обязательной завершающей частью государственной аттестации выпускников на предмет соответствия их подготовки Федеральному государственному образовательному стандарту. Диссертационная работа ставит своей задачей выявить общенаучную, специальную подготовленность магистранта, исследовательские навыки, умение увязывать теоретические знания с практикой.

Тематика ВКР работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию изучаемой проблемы.

Работа над ВКР состоит из четырех последовательных этапов:

1) Подготовка к исследованию (изучение литературы по данной проблеме, подбор групп обследуемых).

2) Проведение исследования (набор материала).

3) Работа над текстом выпускной квалификационной работы.

4) Оформление выпускной квалификационной работы и подготовка к ее защите.

Каждый из этапов включает ряд разделов работы, которые необходимо выполнить в оптимальные сроки. Можно рекомендовать следующий вариант распределения работы по основным разделам:

- выбор и обсуждение темы;

- подбор, изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- обоснование актуальности исследования, формулировка гипотезы, определение объекта, предмета, цели, задач исследования, положений, выносимых на защиту, теоретической и практической значимости;

- составление плана исследования;

- проведение исследования;

- анализ полученных результатов, сопоставление их с литературными данными;

- формулирование выводов;

- оформление работы;

- проверка выпускной квалификационной работы научным руководителем;

- рецензирование дипломной работы внешним рецензентом;

- защита выпускной квалификационной работы в ГЭК.

При изучении литературы по теме исследования целесообразно брать за основу одну из сложившихся теоретических концепций. Вместе с научным руководителем магистрант может сформулировать свою собственную концепцию с последующей попыткой доказать ее истинность.

Проведя аналитический обзор литературы по проблеме исследования, магистрант обосновывает актуальность своего исследования, его научную новизну, т. е. показывает, что нового вносит его исследование в теорию вопроса (или какую известную в литературе гипотезу подтверждает его исследование), указывает практическую значимость выполненной работы. На этом этапе важно продумать возможные варианты решения поставленных в работе задач, отразить их в гипотезе исследования.

Планирование исследования включает:

1) Составление общего плана работы. Магистрант должен отразить «стратегию» предстоящей работы, продумать, как можно добыть необходимые факты и в какой последовательности, каким образом теоретические предпосылки можно воплотить в практической работе. Методика исследовательской работы должна соответствовать теме и обязательно быть адекватной поставленным задачам.

2) Разработку календарного плана выпускной квалификационной работы (план работы должен быть разработан совместно с научным руководителем). Составляется задание к выпускной квалификационной работе  с ориентировочными сроками сдачи разделов научному руководителю (приложение 2).

Затем магистрант проводит собственное исследование.

Подготовка к написанию выпускной квалификационной работы должна начаться до прохождения практики по специализации/профилю подготовки и научно-исследовательской практики. До выхода на практику магистрант должен изучить литературу по проблеме исследования и определить методы оценки эффективности исследования. Научно-исследовательская практика является завершающим этапом обучения и имеет цель: сбор и систематизация материалов для написания третьей главы ВКР.

После получения результатов исследования, магистрант должен проанализировать их, обобщить, оценить (в том числе методами математической статистики) эффективность проведенного исследования и сформулировать выводы.

Следующий этап работы – оформление данных в выпускной квалификационной работе и проверка работы научным руководителем.

После проверки ВКР научным руководителем магистрант должен провести окончательную корректировку работы на основе полученных советов и замечаний, выполнить проверку на антиплагиат в соответствии с Положением о проверке выпускных квалификационных работ на объем заимствования ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».

 

3 Выбор темы выпускной квалификационной работы

 

Тема выпускной квалификационной работы выбирается магистрантом совместно с научным руководителем из списка утвержденных кафедрой тем выпускной квалификационной работы. Магистрант имеет право предложить свою тему с обязательной аргументацией ее выбора. Название темы должно иметь очерченные границы, формулировка − содержать ключевые слова, отражать главную идею работы, быть немногословной и лаконичной.

При выборе темы надо ориентироваться на место проведения практики по специализации, т. к. результаты практики по профилю подготовки, а также научно-исследовательской практики являются основой результатов проведенного исследования и должны быть отражены в выпускной квалификационной работе.

Выбор темы и четкая формулировка цели исследования – факторы, определяющие успешность работы в целом. Сначала намечается направление исследования. Направление исследования – устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения. Например, научной дисциплиной в области физической культуры и спорта является: 13. 00. 04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной и адаптивной физической культуры. В рамках этой дисциплины имеется несколько основных научных направлений: обучение двигательным действиям, развитие физических качеств, тренировка, профессионально-прикладные формы физической культуры, адаптивная физическая культура и др. [5].

 После выбора направления определяется проблема исследования. Выявить проблемную ситуацию – значит обнаружить источник проблемы, подлежащей научному обоснованию, и осмыслить ее в первом приближении. Проблемные ситуации в области теоретических исследований физической культуры возникают в связи с несоответствием между имеющимися обобщающими знаниями и объективными потребностями в новых более глубоких и полных знаниях, необходимых для рационализации физкультурной практики [9]. Для выявления проблемной ситуации надо достаточно полно представлять себе как состояние теории, так и положение дел в соответствующей отрасли практики, в виде спорта и т. д. Только на основе сопоставления можно обнаружить несоответствие между имеющимися знаниями и практической потребностью в новых знаниях, что и является первой предпосылкой постановки реальной, а не надуманной исследовательской проблемы.  

После определения проблемы можно подходить к выбору темы исследования. То, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает с точки зрения современности и социальной значимости и характеризует его профессиональную подготовленность. Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако одним из важнейших критериев правильности ее выбора является актуальность. При выборе темы следует учитывать и свои личные склонности, способности, уровень теоретических знаний, а также четко представлять ее границы. Для правильно избранной темы характерна не обширность поставленных вопросов, а тщательность и глубина их проработки. Более обширная тема для студента может оказаться непосильной, так как требует определенного опыта ведения научно-исследовательской работы и времени [6].

В наименовании темы обычно присутствует направленность работы − решение задачи, разработка, обоснование, повышение эффективности, совершенствование, оптимизация, снижение затрат и т. п. Также в теме должны быть отражены проблематика и предмет исследования. Тема дипломной работы должна отвечать современным требованиям, быть социально значимой, учитывать потребности практики. Кроме этого, быть конкретной, с указанием направления исследования, возраста исследуемых, условий проведения исследования (всего в теме должно быть не более 12-13 слов без сокращений). Нельзя начинать наименование темы словами: «вопросы», «проблемы», «исследование», «изучение», «научные основы» и т. п. из-за неопределенности конечного результата. Неизвестно, в какой степени разрешены проблемы или чем закончилось изучение, исследование [4].

Рекомендации по выбору темы:

1) Выбирать тему исследования в сфере профессиональной деятельности: дошкольные и школьные образовательные учреждения, фитнес центры, спортивные клубы, образовательные учреждения физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования, организации и учреждения спортивной подготовки и т. п.

2) Учитывать личные интересы, способности и уровень теоретической подготовки в выбранной области, возможность объективных и достоверных измерений.

3) Тема должна отвечать современным требованиям, быть соци­ально значимой, учитывать потребности практики. В фи­зической культуре и спорте актуальными проблемами являются разработка и решение оздоровительных, образовательных, воспитательных, кор­рекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановитель­ных задач средствами физической культуры и спорта, стимулирующих двигательную активность, развитие физических и психических функций организма различных возраст­ныx групп населения.

Необходимо, чтобы в процессе выбора темы дипломной работы присутствовала преемственность с содержанием ранее выполненной курсовой работы. Очевидно, что в этом случае вероятность достижения качественных результатов во многом возрастает. Поэтому, выбирая тему курсовой работы, необходимо иметь в виду перспективу ее доработки до ВКР.

Перечень примерных тем выпускных квалификационных работ представлен в приложении 7.

Определить направление исследования и сформулировать (выбрать) тему ВКР магистрант должен на первом году обучения, минимум за год до предполагаемого срока защиты выпускной квалификационной работы (перед прохождением производственной и научно-исследовательской практики). Он должен подать на выпускающую кафедру до данного срока заявление установленного образца (приложение 1) c указанием темы выпускной квалификационной работы и подписью научного руководителя.

Далее магистрант должен получить от научного руководителя задание на выполнение ВКР, в котором будут определены план исследования; план-график проведения экспериментальной части работы; сроки выполнения отдельных направлений работы (написания отдельных глав), оформление выпускной квалификационной работы и представление готового варианта выпускной квалификационной работы на утверждение научному руководителю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...