Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.6.1 Раздел 1. Первый раздел (глава) может заканчиваться кратким заключением (резюме) о наиболее спорных и мало освещенных сторонах изучаемой проблемы




4. 6. 1 Раздел 1

Первый раздел, как правило, носит теоретический (методологический) характер. Он должен содержать исследование современного уровня проработанности научной проблемы на основе изучения и анализа законодательной и нормативной базы, отечественных и зарубежных библиографических источников и статистических материалов, исследование методологических подходов к решению проблемы, критический анализ различных точек зрения и формулировку авторской позиции по рассматриваемому вопросу. Высказывания авторов (цитаты) следует приводить полностью, без сокращений, с соответствующими ссылками на литературный источник. Если магистрант соглашается с приведенной точкой зрения, он должен выдвинуть в пользу имеющейся точки зрения свои дополнительные аргументы. Результатом данной главы является теоретико-методологическое обоснование авторского подхода к решению научно-практической проблемы.

Поиск источников литературы по выбранной теме осуществляется студентом самостоятельно. При написании магистерской диссертации необходимо изучить соответствующие главы базовых учебников и методических пособий по теории и методике физической культуры и спорта, спортивно-педагогических дисциплин, физиологических основ физической культуры и спорта, физической реабилитации, оздоровительной физической культуры. Необходимо использовать в работе методические рекомендации и пособия, справочную литературу, материалы конференций, авторефераты диссертаций, публикации специализированных журналов, базы данных и справочную информацию из сети Интернет, которые отражают современное состояние исследований в области физической культуры и спорта [7].

В работе необходимо использовать не менее 70 источников научной и методической литературы. Обязательным является использование источников современной литературы, изданных не позднее 5 лет. Количество таких источников должно составлять не менее 50% от общего числа источников, используемых в работе. Возможно также использование ретроспективных литературных источников с обязательным описанием необходимости или актуальности использования данных источников. Библиографические ссылки выполняются в соответствии с ГОСТ Р 7. 0. 5-2008.

Первый раздел (глава) может заканчиваться кратким заключением (резюме) о наиболее спорных и мало освещенных сторонах изучаемой проблемы.

Рекомендуемый объем 1 раздела 30-50 страниц.

4. 6. 2 Раздел 2

Второй (аналитический) раздел (глава)включает в себя проведение сравнительного анализа существующих методов и подходов к решению сформулированной проблемы и их использование с учетом специфики объекта исследования, анализ возможностей применения существующих методов для решения поставленной проблемы. Во второй главе можно привести описание процесса теоретических и (или) экспериментальных исследований, методов исследований и организации исследований, методов расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ. При использовании широко известных методов и методических приемов следует сделать ссылку на источник, где они подробно описаны. Модифицированные и оригинальные методы детально описываются в работе.

В процессе написания магистерской диссертации для решения поставленных задач студент может использовать следующие группы методов исследования:

1. Теоретические методы:

- научно-теоретический анализ источников литературы, архивных материалов;

- анализ документов (учебных планов, программ, стандартов и т. п. );

- анализ и обобщение опыта работы ведущих специалистов.

2. Практические методы:

- анализ карт медико-психолого-педагогического контроля, индивидуальных карт психофизического развития;

- антропометрические измерения;

- регистрация техники двигательных действий (биомеханический анализ, экспертная оценка, анализ кино-, фото-, видеоматериалов);

- тестирование физических качеств (скорости, силы, выносливости, гибкости, ловкости);

- тестирование психических функций (восприятия, мышления, внимания, памяти, эмоций и др. );

- медико-биологическое тестирование (биологических функций): сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и др. систем организма (функциональные пробы Генчи, Штанге, Ромберга, Гарвардский степ-тест, пульсометрия, тонометрия, измерение артериального давления и др. );

- анкетирование, опрос, беседа;

- педагогические наблюдения;

- педагогический эксперимент.

- методы математической обработки и анализа результатов исследования.

Педагогические наблюдения проводятся для получения первичной информации об интересующих сторонах педагогического процесса, для уточнения рабочей гипотезы или на завершающем этапе исследования для проверки эффективности рекомендаций, полученных в эксперименте и др. Объектом наблюдения могут быть: хронометрирование занятий, содержание учебного процесса, средства, методы, методические приемы развития физических качеств и двигательных навыков, динамика физической и психоэмоциональной нагрузки, поведение, коммуникативная деятельность педагога и занимающихся и др.

Организация проведения наблюдения предполагает: определение цели (задач), объекта, способов наблюдения и методов анализа его результатов. Для регистрации результатов наблюдений могут использоваться самые разнообразные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них. Техника записи при этом тоже может быть различной: словесное описание наблюдаемого явления, графическое описание, протоколирование, стенографирование, фотографирование, видеосъемка [2].

Беседа, интервью, анкетирование.

Беседа применяется как самостоятельный метод или как дополнительный в целях получения необходимой информации или разъяснений, по поводу того, что не было достаточно ясным во время наблюдения. Беседа проводится по намеченному плану, в свободной форме, без записи ответов собеседника.

Интервью предусматривает получение информации путем устных ответов респондентов. В отличие от беседы, вопросы, построенные в определенной последовательности, здесь задает только исследователь, а респондент отвечает на них. В данном случае ответы могут записываться открыто по мере их получения.

Анкетирование предусматривает получение информации от респондентов путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов. В спортивной практике анкетирование используется для изучения опыта учебно-воспитательной работы учителей физической культуры и тренеров, инструкторов по физической культуре, а также для анализа содержания и методов проведения занятий и др. Для проведения анкетирования необязателен личный контакт исследователя с респондентами. Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым.     По содержанию вопросы анкеты могут быть прямыми, которые предусматривают получение от респондента информации, непосредственно отвечающей задачам исследования и косвенными, когда получение необходимой информации осуществляется через серию косвенных побочных вопросов. По форме представления ответов вопросы анкеты подразделяются на открытые и закрытые. В методике анкетирования могут использоваться также и комбинированные анкеты, в которых часть вопросов может быть открытого типа, часть – закрытого.

Контрольные испытания (тестирование)

Измерение или испытание, проводимое для определения состояния или способности человека, называется тестом. Процесс проведения контрольных испытаний называется тестированием. Следует различать лабораторное и педагогическое тестирование. С помощью контрольных нормативов и тестов в области физического воспитания и спорта можно решить следующие задачи:

- выявить общую тренированность, которая включает оценку функционального состояния внутренних органов, антропометрические измерения, уровень развития двигательных качеств

- выявить специальную тренированность, с помощью комплексных методов тестирования, определить степень овладения техническими и тактическими навыками;

- выявить динамику развития спортивных результатов в процессе тренировки;

- разработать методику отбора талантливых спортсменов в различных видах спорта.

В качестве тестов могут быть использованы лишь те из них, которые удовлетворяют следующим метрологическим требованиям:

- должна быть определена цель применения того или иного теста;

- следует использовать стандартизированную методику тестирования;

- необходимо, чтобы применяемые тесты отвечали требованиям надежности и информативности;

- должна быть разработана система оценок результатов в тестах;

- необходимо указать вид контроля – входной, оперативный, текущий, этапный, итоговый.

Тесты должны быть представлены с описанием процедуры проведения и ссылкой на автора(ов), которые обосновали его. Качество тестов определяется их информативностью и надежностью (валидностью).

Педагогический эксперимент обеспечивает опытную проверку гипотезы, предполагает запланированное вмешательство исследователя в педагогический процесс. Явление считается научным фактом только в том случае, когда оно способно неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке. При помощи педагогического эксперимента создается возможность проверки воспроизводимости изучаемого явления.

Педагогический эксперимент – основа теории и методики физического воспитания. Имеется несколько определений педагогического эксперимента как метода исследования: «Эксперимент педагогический – научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях». При этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условием воспитания и обучения и его результатом» (Педагогический словарь, …. ). «Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки» [3]. «Педагогический эксперимент – это также наблюдение, но экспериментатор наблюдает тот процесс, который им самим вызван и организован, вмешивается в него, создает определенные условия, повторяет его» [5]. Все эти определения характеризуют педагогический эксперимент как запланированное и организованное вмешательство в изучаемый педагогический процесс.

При проведении эксперимента необходимо придерживаться некоторых принципов. Во-первых, из целостного педагогического процесса для экспериментального изучения могут быть выделены только такие его составляющие, которые реально существуют в практике физического воспитания и спорта как относительно самостоятельные. Во-вторых, факторы, взятые в эксперименте для сравнительного анализа, должны обладать существенной разницей в плане воздействия на них. В-третьих, полученные в ходе эксперимента данные должны обладать практической значимостью.

Педагогические эксперименты различаются по нескольким признакам. В соответствии с целью различают преобразующий или констатирующий эксперимент.

Преобразующий (созидательный, формирующий) эксперимент предусматривает разработку принципиально нового для практики педагогического положения, разработанного в соответствии с рабочей гипотезой. Его продолжительность зависит от поставленных задач и сложности проблемы.

Констатирующий (контролирующий, практический) эксперимент предполагает проверку уже имеющихся знаний о том или ином факте или явлении. Эти исследования в момент их проведения, протекают без непосредственного вмешательства в ход учебно-воспитательного или учебно-тренировочного процесса, они лишь констатируют то, что есть.

По своей направленности эксперименты могут быть абсолютными (независимыми) и сравнительными. Абсолютный эксперимент направлен на изучение состояния того или иного явления в данный момент без учета его динамики. Проводится такой эксперимент на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп без сравнения их с контрольными путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы.

Сравнительный эксперимент – проводится в случае, когда ставится задача о выявлении наибольшей эффективности различных методик. Такой эксперимент всегда проводится на основе сравнения двух сходных групп, классов – экспериментальных и контрольных. В зависимости от условий проведения экспериментов они делятся на естественные, модельные и лабораторные. Естественные эксперименты представляют собой реальную практическую деятельность. При этом участники эксперимента могут знать о целях исследования (открытый эксперимент) и не знать (закрытый эксперимент). Модельные эксперименты предполагают проведение исследования в относительно строго контролируемых условиях, например, на учебно-тренировочных сборах, где все спортсмены имеют одинаковые условия - питание, режим тренировок и др. Лабораторный эксперимент предполагает проведение исследования в строгих условиях, когда контролируется влияние управляемого фактора (независимая переменная) на контролируемый фактор (зависимая переменная).

Для получения достоверных фактов в ходе эксперимента необходимо соблюдать ряд условий, таких как оценка и отбор уравниваемых и варьируемых условий.

Уравниваемыми условиями проведения эксперимента называются условия, обеспечивающие сходство и изменчивость протекания эксперимента в контрольных и экспериментальных группах. Во- первых, это полное равенство начальных данных (количество испытуемых в контрольной и экспериментальной группах должно быть примерно одинаковым, уровень физической подготовленности, возраст, пол). Во- вторых, иметь равенство условий проведения эксперимента (использование одного итого жнее стандартного инвентаря, и т. д. ).

Варьируемыми условиями – называют точно определяемые и сопоставимые условия, подлежащие изменению с целью экспериментального сравнения с аналогичными условиями в контрольных группах, например, набор упражнений для воспитания того или иного физического качества, интенсивность и объем их на занятиях.  

Планирование и методика проведения эксперимента.

В большинстве исследований на основе исходных экспериментальных данных предлагается теория, далее выдвигается гипотеза, которая, в конечном счете проверяется в эксперименте. Для проведения эксперимента требуются необходимые ресурсы для проведения эксперимента.

Выделяют четыре основных вида конструирования экспериментальных групп:

1) Формируются две группы - экспериментальная и контрольная, которые ставятся в разные условия.

2) В случае невозможности формирования контрольной группы предполагается исследование одной группы, как в экспериментальных, так и в контрольных условиях.

3) Для формирования схожих по составу испытуемых используется вариант, при котором для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный ему, и они распределяются по разным группам.

4) Формирование нескольких групп, которые в ходе эксперимента ставятся в разные условия. Этот способ применяется при факторном планировании эксперимента.

В спортивной практике возможен эксперимент с одним испытуемым, когда индивидуальными различиями можно пренебречь, т. е. все испытуемые признаются эквивалентными, а также, в случае если испытуемый уникален и проблема переноса данных неактуальна. Простейшая схема проведения такого эксперимента заключается в том, что сначала испытуемый находится в условиях А, затем, в условиях В, а на третьем этапе вновь в условиях А.

Организация педагогического эксперимента связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы. Соблюдение последовательности в проведении эксперимента способствует достоверности полученных результатов и практической значимости. Итак, после того как решен вопрос о необходимости проведения исследования, необходимо сформулировать рабочую гипотезу, которая должна быть положена в основу эксперимента. О том, как правильно выдвинуть научную гипотезу, подробно рассказано в предыдущем параграфе. Следующим шагом будет решение вопроса о видах и типах эксперимента, которые зависят от цели и задач исследования, средств используемых для проведения эксперимента и т. п. Затем необходимо определиться с варьируемыми и уравниваемыми условиями, к которым, прежде всего, будут относиться: место проведения, контингент испытуемых, средства для проведения эксперимента и др. В зависимости от общей цели и частных задач эксперимента можно приступить к составлению программы эксперимента, в которой указываются содержание и последовательность действий: определение целей и задач исследования; формулировка научной гипотезы; выбор типа эксперимента; выбор и оценка общих условий проведения эксперимента; оценка и отбор уравниваемых данных, их показателей в методике сбора этих данных; составление общей программы эксперимента.

Заключительной задачей проведения эксперимента, является подведение итогов и формулировка выводов. Необходимо учесть, чтобы итоги не были глобальными, выходящими за пределы поставленных задач и были ориентированы на выдвинутую гипотезу исследования. Допускается высказывание предположений автором о возможности распространения выводов на пограничные области и указание основных направлений исследований в этой области, а также практические предложения о внедрении в практику результатов проведенного исследования.

Методы математической обработки и анализа результатов исследования. Для обобщения и объяснения установленных фактов и их связей используются методы интерпретации информации, предполагающие два вида анализа: количественный и качественный. Для оценки результатов педагогического воздействия широко используются математико-статистические методы, использование которых позволяет сформулировать правильные выводы, выявить достоверность полученных результатов исследования. Кроме того, при помощи статистических методов сравнения выборок можно решать проблемы контроля за ходом тренировочного процесса, сравнивая этапные состояния подготовленности с исходным уровнем, изучать динамику показателей спортивной деятельности или оценивать изменения показателей физического развития с возрастом занимающихся.

Количественный анализ с помощью математической статистики позволяет наиболее полно охарактеризовать изучаемое явление. При статистической обработке материалов используются корреляционный, факторный и регрессионный анализы. Для установления достоверности сдвигов (например, между результатами в начале и в конце эксперимента) используются параметрические и непараметрические критерии различия. Статистические методы в педагогическом исследовании служат средством анализа групповых данных и не являются точным отображением индивидуальных показателей.

Методы математической статистики, применяемые при обработке экспериментальных данных (формулы можно не указывать, достаточно сделать ссылку на источник литературы, где представлен данный метод).

В параграфе организация исследования подробно излагаются:

- организация исследования (контингент и количество участников исследования, их характеристика - пол, возраст, двигательные и психические возможности, состояние и группа здоровья и т. п. );

- продолжительность исследования (минимальный срок должен составлять 6 недель);

- время, место и условия проведения педагогического эксперимента, с описанием его содержания, этапов проведения, методов оценки результатов исследования (тестирования, функциональных проб и т. д. ).

Рекомендуемый объем второго раздела может составлять 15-20 страниц.

4. 6. 3 Раздел 3

Третий раздел посвящен непосредственно описанию экспериментальной методики, технологии, проекту, а также результатам исследования и их обсуждению. Его целесообразнее представлять в логической последовательности в отдельных параграфах. В этом разделе студент полученными результатами исследования решает поставленные задачи.

Результаты измерений оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение, в тексте автор оперирует лишь средними показателями, полученными в результате статистической обработки экспериментальных данных. Результаты статистической обработки данных оформляют как приложение (таблицы), в текст помещают построенные на их основе графики, рисунки, схемы, диаграммы. Обязательно указание достоверности полученных результатов исследования. После описания полученного материала следуют его анализ и обсуждение - сопоставление с данными других исследований, высказывается собственное суждение по существу полученных результатов.

Анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования - наиболее ответственный этап научной работы, характеризующий творческие способности студента, его самостоятельность, знание проблемы. Данный этап работы предусматривает обсуждение результатов экспериментального исследования. Для этого необходимо:

- выделить основные положения для анализа;

- определить логическую последовательность обсуждаемых вопросов;

- сопоставить полученные в эксперименте факты с результатами других авторов (они могут совпадать, не совпадать, противоречить);

- дать оценку причин, вызывающих расхождение результатов (разные условия, другой возраст, неоднородный контингент, недостаточно продолжительный эксперимент и др. );

- определить с позиции, какой научной теории или концепции можно объяснить полученные результаты;

- дать заключение о подтверждении (или опровержении) рабочей гипотезы. Рекомендуемый объем третьего раздела может составлять 30-35 страниц.

4. 7 Заключение

В заключении отражаются общие результаты ВКР, формулируются обобщенные выводы и предложения, указываются перспективы применения результатов на практике и возможности дальнейшего исследования проблемы.

Заключение не должно содержать пересказ содержания исследования. Здесь подводятся итоги теоретической и практической разработки темы, отражается решение задач, поставленных во введении, предлагаются обобщения и выводы по исследуемой теме, формулируются предложения и рекомендации. В заключении могут быть намечены пути дальнейших исследований в рамках изученной проблемы. Принято выделять следующие абзацы заключения:

актуальность проблемы для научной сферы;

краткий обзор теоретической части с практическими экспериментами;

целью исследования являлось;

были поставлены следующие задачи…;

были использованы следующие методики…;

в исследовании принимало участие…. человек …;

полученные результаты….

В практических рекомендациях указывается практическая значимость результатов исследования, конкретизируются эффективность и результативность проведенных занятий, а также указывается возможность применения предложенной методики, комплекса упражнений, применяемых в исследовании, на практике.

Объем заключения примерно равен объему введения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...