Настенная роспись гробницы в Гиераконполе
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Додинастический период в искусстве древнего Египта. (кон 5 – нач 3 тыс. до н. э.) Истоки развития древнеегипетской культуры. Росписи гробницы вождя в Гиераконполе. Расписная керамика. Палетка фараона Нормера. Искусство Египта было наиболее передовым и совершенным среди искусств различных народов древнего Востока. Исторические условия развития египетской культуры привели к сложению и длительному сохранению характерных особенностей Египетского искусства. Общая медлительность развития египетской культуры была вызвана застойным характером древневосточных обществ. Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. · Время зарождения государственности в древнем Египте. · Постоянные межобщинные войны из-за земель, каналов и рабов завершились в сер. 4 тыс. образованием двух больших государственных объединений – Северного (Верхнего) и Южного (нижнего). · Зарождение архитектуры. Небольшие дома с плоскими крышами. Архитектуре дома подражает архитектура погребальных сооружений, которые являются прообразами пирамид – «мастаба». · Материалы: 1. камень – главный материал арх-ры и изобразительного искусства - твердые породы (вулканического происхождения): гранит разных цветов, диорит, змеевик, базальт, обсидиан. - мягкие (осадочные) породы: известняк, мрамор, шифер (серый и розовый), сланец, песчаник. Иногда тонировали или раскрашивали яркими красками. 2. кость: произведения искусства – мобильны, небольшие. Преобладают зооморфные изображения. 3. Недолговечные материалы: кирпич-сырец, тростник, дерево (возили из Нубии, Африки). Из дерева – мебель и убранство. · Некрополь – город мёртвых.
- улицы под прямым углом - внутри – комплекс сооружений -под землёй – шахта с погребальными камерами - над землёй – комнаты для родственников, в которых хранились скульптурные изображения погребённого - в каждой мастабе в западной части – ниша, ложная дверь для перемещения души в потусторонний мир и возвращения обратно. Внутри ниши помещалась статуя погребённого, иногда шагающая (канонически). - в комнате сердаб скульптура усопшего замурована, оставлено окошко на уровне глаз – для общения с родственниками. Глаза часто инкрустировались – для создания эффекта реального взгляда. (план мастабы) о тыс. ов и рабов завершились в сер. ельм Египте. ботанной системы художественных взглядов. точных обществ.обенностей Египетског - мастабы украшали рельефами.
Настенная роспись гробницы в Гиераконполе Это единственный сохранившийся пример настенной росписи периода. Росписи в гробницы вождя в Гиераконполе. Техника аль-секо – по сухой штукатурке. Стена 2*4 м. Охра, сажа, белила. Изображение плывущих по Нилу ладей, украшенных ветвями, с людьми, совершающими культовые действия, причём главную роль играют женские фигуры, что связано с восходящей ещё к матриарху ведущей ролью женщины – загробное странствие души умершего; часть этой росписи связано и с охотничьими обрядами; при этом фигуры людей и животных разбросаны по плоскости стены без всякой композиционной связи друг с другом. Тела животных даны в профиль, а рога – то в профиль, то в фас – в зависимости от того, как более отчётливо может быть изображена та или иная форма рогов. У людей встречаются различные сочетания фасных и профильных изображений разных частей тела при неизменно профильном рисунке ступней ног. Художник рисовал предметы не так, как он видел их в определённый момент времени (с одной точки зрения), а условно воспроизведя наиболее важные признаки того или иного существа или предмета., в первую очередь изображая то, что было главным в данной сцене, - оружие и руки для боя и охоты, ноги для бега или ритуального танца.
Передача правильных пропорций фигур не имела значения. Взаимоотношения действующих лиц передавались примитивно: центральная роль жрицы или богини выражалась просто большими размерами фигуры. Расписная керамика. На росписи и формы глиняных сосудов, находимых в древнейших гробницах, повлияли древнеегипетские верования и обряды. Самые ранние – глиняные сосуды, расписанные несложными белыми узорами по красному фону глины. С течением времени формы сосудов становились разнообразнее; менялся и сам тип росписи и техника. Выполненные красной краской на желтоватой поверхности сосуда, эти очень упрощённые, иногда приближающиеся к геометрическому орнаменту рисунки отражали древнейшие заупокойные и земледельческие обряды. Додинастические сосуды вылеплены вручную и украшены, как правило, геометрическим орнаментом. Изображения людей и животных сильно схематизированы. Однако все мотивы заимствованы из окружающей природы и несут символическое содержание: треугольники - гористая пустыня, зигзаг - вода (=Нил), по которой плывут лодки. Белая роспись по полированной красной поверхности сосудов - характерный признак культуры Негада-I (названа по поселению в Верхнем Египте). Типичны также миниатюрные скульптурные произведения из глины и сочетание сосуда и мелких пластических изображений. На данной иллюстрации представлены сосуд с расписными изображениями гиппопотамов и ящериц, сосуд со статуэтками слонов и статуэтка быка.
Мотивы изображений на данном сосуде типичны для периода Негада-II. Это горы, обрамляющие долину Нила, лодка с веслами и двумя каютами, штандарт с лентами и эмблемой в виде двойной стрелы (бог Мин?), животные и женщина с поднятыми руками. Все сосуды выполнены без применения гончарного круга.
Палетка Нармера. · Первым памятником, показывающим сложившиеся новые формы искусства, является палетка фараона Нормера (высотой 64 см, сделанная в память победы южного Египта над северным и объединение долины Нила в единое государств). Палетки- каменные пластины (20-30 см), использовались для нанесения ритуального грима
· Полностью сохранившаяся плита является кульминацией развития монументальных рельефных палеток Додинастического периода. Верхнюю часть украшают головы коровы - небесной богини Хатхор, - между которыми вписано царское имя. В остальной части палетки, разделенной на регистры, представлено завоевание Нижнего Египта царем Нармером.
· Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу – убегающие северяне, на другой стороне наверху – торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания. В нижнем регистре царя символизирует бык в нижней части, пробивший городскую стену и повергающий врага. В главной сцене над головой убиваемого царём северянина дано символическое изображение победы Нормера: бог Гор в виде сокола протягивает царю верёвку, привязанную к голове северянина, выступающей из проросшей болотистыми растениями земли – дельты Нила. В палетке отображены новые черты будущих канонов. 1)деление на регистры 2) Помимо регистрового построения, которое будет принято в дальнейшем как каноническое правило, здесь впервые встречается комбинация в одной человеческой фигуре двух точек зрения - профильной и фронтальной - основополагающего принципа египетской изобразительности. 3)Пропорции фигур почти правильные, намечены мускулы, общественное положение каждого человека ясно охарактеризовано различием одежд, головных уборов, атрибутов. 4)передача социального различия с помощью разницы в размерах фигур, Плита Нормера показывает сложившийся классовый характер: - стремление идеализировать образ царя (увеличение масштаба его фигуры, царь в виде мощного быка).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|