Барельеф с ритуальной навигацией(Лувр)
Барельеф с ремесленниками(Лувр)
Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная - из красной охры, черная - из сажи, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры. Росписи в ряде случаев отличаются замечательным сочетанием красок. Рельефы в гробницах знати состояли из сцен, прославляющих деятельность вельможи, и сцен, предназначенных для обеспечения ему посмертного благоденствия. Изображения владельца гробницы на рельефе должны были быть портретными, как и его заупокойные статуи. В лучших образцах эта портретность достигает яркой убедительности.
Солнечные храмы” древнего царства. Комплекс храма фараона Ниусерра в Абусире. Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени, в частности, появляется новый тип зданий - так называемые солнечные храмы. Такой храм устраивали на возвышении, которое обносилось стеной. Внутри стены находился большой открытый двор с молельнями, а в центре стоял сам объект культа - колоссальный каменный обелиск. Его верхушка обивалась позолоченной медью и ярко блестела на солнце. Перед обелиском находился огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.
В Абусире шесть фараонов 5 династии построили внушительные солнечные храмы неподалеку от своих пирамид. До сих пор найдено только два из них. Храмы располагаются на западном берегу Нила, в центре Мемфисского некрополя вместе с пирамидами и заупокойными храмами, и имеют непосредственное отношение к царскому заупокойному культу. «Их декорировка указывает на сильное влияние культа Солнечного божества, особенно во время проведения ритуальных праздников обновления жизненных сил царя. Сохранившиеся два солнечных храма в Абусире были построены фараонами Усеркафом и Ниусерра. Усеркаф, первый, кто построил солнечный храм в Абусире, около 3-х километров от своей пирамиды. Торжественный вход в помещения для жрецов. В центре - алебастровый монумент. В завершении розовый обелиск, Верхние обелиски покрыты золоченой медью.
Строго симметрично. Ведущий вид – монументальная гробница. За ней – заупокойный храм.
Древнеег. живопись от додинастии до нового царства. Додинастический период. Альсеко – по сух. штукатурке, Египет не знал фрески. Образы людей в росписях охарактеризованы в самой общей и условной форме; передаются лишь черты, наиболее существенные для характеристики данного образа. Стремясь охарактеризовать фигуры и предметы наиболее доходчивым способом, первобытный художник воспроизводил различные части одной и той же фигуры с разных точек зрения. Так, в иераконпольской росписи тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас - в зависимости от того, как более отчетливо может быть показана та или иная форма рогов: у антилопы и горного козла - в профиль, у быка или буйвола - в фас (так же продолжали изображать рога каждого вида животных и в искусстве рабовладельческого Египта). На той же росписи и у людей встречаются различные сочетания фасных и профильных изображений. Подобный способ изображения не мог смущать художника, ибо последний рисовал предметы не с натуры, не так, как он видел их в определенный момент, с одной определенной точки зрения, а так, как он их представлял. Поэтому он и воспроизводил лишь наиболее важные признаки каждого знакомого ему существа или предмета, особенно тщательно изображая то, что было главным для данной сцены, - оружие и руки для боя и охоты, ноги для бега или пляски. Передача правильных пропорций фигур для него не имела значения. Взаимоотношения действующих лиц передавались также крайне примитивно: так, центральная роль жрицы или богини выражалась в росписи просто большими размерами ее фигуры.
Памятники более позднего времени свидетельствуют об изменении художественных требований, явившемся следствием иной ступени развития общества, культуры, мировосприятия. Образы передаются отчетливее, чаще соблюдаются пропорции, композиции приобретают известную организованность. Примерами нового этапа в развитии египетского искусства являются тонкие каменные плиты с рельефными изображениями битв между общинами. Характерной чертой этих рельефов является стремление возвеличить такого предводителя, который изображался поражающим врагов, в виде льва или- быкобразных частей тела при неизменно профильном рисунке ступней ног. Постепенное усиление такого отбора наряду с продолжением освоения новых тем и новых средств передачи становится важнейшей чертой последующего этапа развития древнеегипетского искусства. Древний период. Всего 2 памятника: роспись гробницы Метоти, роспись гробницы из Медума (медумские гуси). Регистры росписи, изображ. строго симметричны. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная - из красной охры, черная - из сажи, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры. Росписи в ряде случаев отличаются замечательным сочетанием красок. В известных изображениях гусей из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются нежной зеленью растений. Композиция строго симметрична. Этот фрагмент происходит из той же гробницы, откуда дошли до нас знаменитые "медумские гуси". На нем изображены два иероглифа - "к" и "алеф" -, выполненные с такой же тщательностью, что и гуси - собственно, фигурные изображения. Роспись гробницы Метоти: По композиции напоминает барельеф, изображ. пастухи, один из кот. доит корову, художн. пытается обвести тенью все силуэты.
Среднее царство. Период расцвета, художники меньше стеснены каноном. Канон больше не контролировали жрецы из Фив. Складываются свои худ школы номов, допускают послабление канонов. В ж-си исчезает подчинение регистрам, появляется интерес к среде, к изображению пейзажей, к изображению садов,сценок из животной природы. Появляются сложные ракурсы, тональная дифференциация. Внутри стены гробниц в Бени-Гасане и в соседних областях покрыты интереснейшими росписями. Роспись гробницы Хнумхотепа II (роспись райского сада). Начинают изображать пейзажные пространства. Сцены охоты среди нильских зарослей папирусов с летящими птицами и охотящимися дикими кошками. Живые позы. Египтяне не могут соединить пространство: река – сверху, деревья – внизу. Богатство красок, новые оттенки Усложняется композиция. Гробница Сенеджета (долина знати). На росписи Сенеджет возделывает поля. Мотивы, изображающее пейзажи. Живописцев привлекает красота окружающего мира. В древнем ц. подобные вольности не допускались. Новое царство. Живопись достигла расцвета. Живописью начинают украшать частные дома и дворцы. Фиванские храмы и гробницы 18 династии сохранили большое количество рельефов и росписей, позволяющих достаточно полно проследить путь их развития. Наиболее важны в этом отношении изображения в гробницах знати (царские гробницы - узко религиозные сюжеты, а храмовые рельефы - сцены царских побед или обрядов в храмах). Исключение составляет лишь храм Хатшепсут в Деир-Эль-Бахри - ряд уникальных композиций, знаменитого изображения экспедиции в страну Пунт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|