Cкальный заупокойный храм Рамсеса2 в Абу-Симбеле.
Следы строительной деятельности Рамсеса II имеются по всему Египту. Среди его храмов в первую очередь необходимо назвать храм, целиком вырубленный в скалах Абу-Симбела (Нижняя Нубия) и являющийся вообще одним из виднейших произведений египетского искусства. Следуя примеру своих предков, стремившихся закрепить покорение Нубии сооружением там не только крепостей, но и храмов, Рамсес II также построил в Нубии ряд святилищ, однако храм в Абу-Симбеле превзошел все когда-либо созданное здесь фараонами. Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными средствами превознести могущество Рамсеса II. Начиная от масштабов святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой идеей, лучшим воплощением которой явился фасад храма. Он представляет собой как бы переднюю стену огромного пилона, перед которым возвышаются 4 колосса Рамсеса II. Высеченные из скалы и достигающие 20 м в высоту, эти исполины издалека видны всем плывущим по Нилу. Поразительно сохранение портретных черт в колоссах такого масштаба. Колоссы монолитны, никакой дифференциации. Статуя Нефертари в 4 раза меньше, детей в 10. над входом Омон Ра, ряд павианов – бог Тот, который отождествляется с восходящим солнцем. В выборе места для храма сказалось столь свойственное египетским зодчим умение поставить памятник с учетом окружающей местности: храм, расположенный высоко на западном берегу Нила, освещается первыми лучами солнца, от которых гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно-красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня-черных теней. Колоссы производили незабываемое впечатление все-подавляющей мощи фараона. Образ Рамсеса вообще господствует в храме: над входом высечено скульптурное изображение его имени, в первом помещении святилища потолок поддерживают пилястры со стоящими перед ними гигантскими статуями царя, стены залов покрыты изображениями его побед, и, наконец, в последнем помещении храма, его культовой молельне, среди четырех статуй богов, которым был посвящен храм, наравне со статуями Амона, Птаха и Ра-Харахте имеется и статуя самого Рамсеса. Внутри стены храма покрыты великолепными рельефами, также прославляющими Рамсеса II: перед нами проходят сцены его военных побед, битвы, выразительные фигуры пленных иноземцев. Скульптуры и рельефы Абу-Симбела - работа фиванских мастеров. (См. билет 27)
23. новое царство: росписи фиванских гробниц Нахта, Мены, Небамона. Настенные изображения в частных гробницах фиванского некрополя очень живописны и декоративны. Они отражают самые разнообразные стороны жизни и служебной деятельности вельмож, передают ритуал оживления тела хозяина гробницы для вечной жизни и, наконец, изобильный и радостный жертвенный пир. Мягки, утонченны по прорисовке силуэты фигур. Как и ранее, четким, подчиненным их ритуально-магическому значению, было построчное размещение сцен на стенах. Однако к сер периода 18 династии (Тутмес 4, Аменхотеп 3), при сохранении сочетания профиля головы и глаза в фас, развернутых фронтально плеч и профиля ног, появилось значительно большее, чем ранее, разнообразие свободно, непринужденно переданных движений, поз, поворотов фигур а три четверти, со спины и даже в фас, живописное многообразие группировок. Гробница Нахта (Фивы) Неизвестный автор
Гробница Менена (или Мена) На стенах представлены пир и погребальная процессия, праздник западной долины. На узкой стене – стела с автобиографией умершего, занимавшего важные посты в храмовой и гражданской администрации. Писец и его помощники обмеряют пшеничное поле для определения размера налога. Роспись гробницы Мена (Фивы) -землемера, жившего в эпоху Нового царства (XVIIIдинастия). Гробница Небамона Роспись с изображением сцены оплакивания мумии. Саркофаг поставлен вертикально. Сзади него стоит бритоголовый жрец в белом одеянии. Перекинутая через правое плечо, собранная в мелкие складки, тонкая ткань завязана под левой грудью так, что правое плчо остается открытым. Поза жреца традиционна: при профильном положении головы и ног плечи и глаз показаны в фас. В отличие от жреца, женщина оплакивающая умершего, показана естественно и правдиво. Правая ее рука касается саркофага, а левую она в сильном волнении подняла над головой. Вся ее маленькая, согнувшаяся, сжавшаяся в углу фигура полна неподдельной скорби. Рядом с саркофагом стоит букет из живых цветов, символизирующий бессмертие и воскрешение покойного. Колористическая гамма, построенная на контрастных темно-красных и белых тонах, усиливает эмоциональное звучание сцены.
Египетские росписи Н Ц поражают нас своим совершенством и красотой. Сюжетное правдоподобие сочетается в них с удивительно изысканной трактовкой поз и жестов изображаемых персонажей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|