Искусство времени реформ Аменхотепа 4 (Эхнатона). Архитектура, скульптура, живопись.
Амарнским периодом (или Амарной) в истории Древнего Египта принято называть эпоху правления фараона XVIII династии Эхнатона (1351-1334 гг. до н. э.). Амарна стала яркой вспышкой, всколыхнувшей традиционную египетскую культуру, своеобразной революцией, отголоски которой слышались на протяжении всей последующей древнеегипетской истории. При Аменхотепе III (1388-1351 гг. до н.э.) Египет достигает своего расцвета. Он утопает в роскоши. Власть фараона становится поистине беспредельной, вплоть до того, что Аменхотеп Ш при жизни почитается как бог. Вместе с почитанием фараона небывалого размаха достигает почитание Амона, издревле считавшегося покровителем царской власти. Именно в это время начинается строительство грандиозного храма царя всех богов в Карнаке, ставшего впоследствии одним из самых известных храмов древнего мира. Но такой расцвет культа верховного бога имел достаточно сильные отрицательные стороны. Из концепции покровительства Амона над царской властью вытекала идея ее зависимости от воли бога, толкователями которой были жрецы. Жречество, постепенно набирая силу, становится соперником фараона и претендует на управление страной. В этой ситуации главной задачей фараона становится подрыв авторитета жрецов, в первую очередь, Амона. Решением этой проблемы могло бы стать противопоставление культу Амона культа иного бога, который целиком бы поддерживал царскую власть. И вот на престол вступает сын Аменхотепа III – Аменхотеп IV. При нем в ответ на усиливающиеся влияния жрецов Амона начинается возвышение культа второстепенного до этого божества Атона – видимой формы солнечного диска. Выбор солнечного божества был не случаен, потому что солнце в Древнем Египте всегда было окружено особым почетом. Аменхотеп IV принимает новое имя – Эхнатон (“угодный Атону”). Он покидает столицу страны Фивы и в среднем течении Нила основывает новую – Ахетатон, “Горизонт Атона”, на месте которого находится современная деревушка Телль-эль-Амарна (отсюда и название исторического периода). Вскоре Эхнатон возводит почитание Атона в ранг государственной религии, запрещая культы всех остальных богов.
Храм Атона. Âûòÿíóòîå â äëèíó ñîîðóæåíèå, ïîñâÿùåííîå áîãó Àòîíó, ïðåäñòàâëÿëî ñîáîé ïåðåäíþþ ÷àñòü îãðîìíîé òåððèòîðèè ïîä íàçâàíèåì Ïåð-Àòîí ("Äîì Àòîíà"). Äî ñåãîäíÿøíåãî äíÿ ñîõðàíèëèñü ëèøü îñòàòêè êèðïè÷íûõ ñòåí è ôóíäàìåíòîâ, ò.ê. âåñü êàìåíü, ïîñëå òîãî êàê ãîðîä áûë ïîêèíóò, âûâåçëè íà çàïàäíûé áåðåã Íèëà, ãäå èñïîëüçîâàëè äëÿ ñòðîèòåëüñòâà. Êóëüòîâûå äåéñòâèÿ â õðàìå ïðîèñõîäèëè ïîä îòêðûòûì íåáîì, ÷òî ìíîãîêðàòíî èçîáðàæåíî íà ñòåíàõ õðàìà è â ÷àñòíûõ ãðîáíèöàõ Àìàðíû. Ïåð-Àòîí áûë ãëàâíûì ñâÿòèëèùåì Àìàðíû è âñåãî ãîñóäàðñòâà ïðè Ýõíàòîíå. Òîëüêî òàê ìîæíî îáúÿñíèòü íåâåðîÿòíîå êîëè÷åñòâî æåðòâ, ïðèíîñèâøèõñÿ íà ñîòíè àëòàðåé. Îñíîâíûå àëòàðè â òûëüíîé ÷àñòè õðàìà ïðåäíàçíà÷àëèñü äëÿ ñàìîãî öàðñêîãî ñåìåéñòâà.
Новой чертой в храмовой архитектуре Ахетатона было отсутствие в ней многоколонных залов. Так как поклоняться надо было солнцу, сиявшему на небе, гипостили были заменены просторными дворами с многочисленными жертвенниками.
Портретам свойственны · одухотворенность, · · неправильные черты лица, · одежда прилегает к телу. Скульптура утрачивает фронтальность. Скульпторы эпохи Амарны используют только мягкие породы камня: известняк, песчанник.
Портрет Эхнатона рельеф из Амарны. Семья Эхнатона.
Средства же пластического воплощения остались неизменными. В круглой ск-ре – это равновесие и статика при размещении объемов в пространстве. Таковы, например, общие композиции наиболее ранних · осирических изваяний Аменхотепа 4 из Карнака, спокойно, фронтально стоящих.
· известняковых статуэтках немолодой Нефертити или · статуе Эхнатона и Нефертити из раскрашенного известняка.
В помещении мастерской главного скульптора Тутмеса были открыты наиболее яркие памятники этой эпохи · · незавершенный портрет Нефертити · портрет Нефертити · портрет царевны · торс Нефертити Все эти произведения отличаются чрезвычайно тонким, в физиологическом плане, воплощением образов, строгим отбором черт, наиболее характерных для каждого из изображенных в разные периоды жизни.
Живопись.
Сохранился фрагмент дворцовой росписи Ахетатона с изображением двух принцесс. Живописный стиль отличается тональным единством, мягким сочетанием цветов, столь же характеным и для декоративных росписей полов дворцовых помещений Ахетатона с их орнаментальными мотивами. Полихромная манера росписи с ее локальными цветами уступает в эпоху Амарны приемам колористической ж-си, основанной на градации цветовых оттенков, на гармонии и гамме цветов, а не на их контрастном сопоставлении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|