Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шкала осознания признаков сна.




0 Ничего особенного: Вы заметили что-то странное только после того, как проснулись.

1 Что-то странное: Во время сна вы отметили странность признака, но не попытались ее объяснить.

2 Полуосознанность: Вы заметили во сне странную деталь и попытались объяснить ее, но это ни к чему не привело.

3 Осознанность: Вы заметили во сне странную деталь и на основе этого сделали вывод, что спите.

4 Сверхосознанность: К моменту возникновения признака сна вы уже знали, что спите.

 

Дата Признаки-мишени Рейтинг
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Дата Признаки-мишени Рейтинг
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Признаки сна из бодрствующей жизни

Зачеркните квадратики, соответствующие двум выбранным вами признакам-мишеням (]] если вы пользуетесь прибором, зачеркивайте также признак «свет»).

q действия «эго» q действия объекта q свет
q внешность человека q внешний вид места q отказы устройств

Указания: Как описано в пункте 7 упражнения 2, перечислите в этой таблице все признаки сна, найденные вами в бодрствующем состоянии и подходящие под выбранные вами категории признаков-мишеней. Продолжайте записывать эти признаки сна, пока не завершите этап 6. Таблица продолжается на следующей странице. Если вам требуется больше места, снимите с нее копию.

Дата Признаки сна из бодрствующей жизни
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Дата Признаки сна из бодрствующей жизни
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Упражнение 3: Расслабление

Дополнительно необходимые средства

Удобное место, где можно лечь.

 

Введение

Способность к расслаблению и концентрации поможет вам в выполнении упражнений по вхождению в осознаваемое сновидение в следующих модулях.

Инструкции

Прочитайте стр. 50-53 книги «Практика...», где описаны два метода достижения расслабленного состояния ума и тела. Каждый день уделяйте немного времени этим упражнениям, хотя бы по десять минут на каждую релаксационную сессию. Попробуйте оба упражнения, чтобы определить, в каком из них вы добиваетесь лучших результатов. Учтите, что 61-точечную релаксацию не обязательно выполнять лежа, хотя мы и советуем вам это делать. Практикуйте эти упражнения до тех пор, пока не сможете с легкостью достигать спокойного расслабленного состояния. Время, необходимое для освоения этого навыка варьируется для различных людей. Пока будете работать над расслаблением, пройдите тест первого модуля и приступайте к второму модулю.


Тест

Общие сведения о тестах приведены на стр. ii Введения.

 

1. Обучение осознаваемому сновидению не приводит к потере ощущения разницы между сном и бодрствованием. (Да/Нет)

 

2. Определение онейронавта: _______________________________________________

 

3. Два фактора, необходимые для обучения осознаваемому сновидению ¾ это __________________________________ и ___________________________________.

 

4. Из состояния сна в состояние бодрствования мы можем переносить не только знание, но и _______________________________________________________________.

 

5. Когда вы спите, вы испытываете такой же богатый спектр ощущений, как и в бодрствующем состоянии. (Да/Нет)

 

6. В чем состоит кардинальное различие между мирами, воспринимаемыми в состояниях сна и бодрствования?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

7. Сновидения гораздо более ____________________________, чем физический мир.

 

8. Когда мы говорим о состояниях сна и бодрствования, мы имеем в виду осознание ________________________________________________________________________.

 

9. Мозг, с помощью которого мы воспринимаем мир, является продуктом биологической эволюции. (Да/Нет)

 

10. Поскольку знание о происходящих вокруг событий имеет громадное значение для выживания, живые существа постепенно развивали ________, что позволяло им прогнозировать, к чему в окружающем их мире стоит, а к чему не стоит приближаться.

 

11. Что такое прогноз? ____________________________________________________

 

12. Восприятие ¾ это процесс _____________________________________________.

 

13. Во время сна из окружающего мира поступает так мало _____________________, что вы перестаете поддерживать его сознательную модель.

 

14. Различия в умственной деятельности во время сна обусловлены главным образом ________________________________________________________________________.

 

15. Сон — это состояние пассивной отрешенности от внешнего мира. (Да/Нет)

 

16. Другое название активной фазы сна ¾ __________ сон.

17. Назовите три особенности БДГ-сна ___________________

___________________

___________________.

 

18. Опишите умственную активность, проявляемую на каждой из перечисленных ниже стадий сна:

Стадия 1 ________________________________________________________________

Стадия 2 ________________________________________________________________

Дельта __________________________________________________________________

БДГ ___________________________________________________________________

 

19. Первый БДГ-период наступает примерно через ________ минут после засыпания.

 

20. БДГ-период наступает через каждые ________________ минут.

 

21. Как изменяются БДГ-циклы на протяжение ночи?

________________________________________________________________________

 

22. Что продемонстрировала запись на полиграфе у испытуемого Уильяма Демента во время сна, где он играл в настольный теннис?

________________________________________________________________________

 

23. Каким образом д-р Лаберж доказал, что осознаваемые сновидения имеют место во время БДГ-сна?

________________________________________________________________________

 

24. Стэнфордские эксперименты показали, что оценки интервалов времени во сне очень близки к реальности. (Да/Нет)

 

25. Объясните, как во сне вы можете пережить события, длящиеся годы.

________________________________________________________________________

 

26. Что произойдет, если во время осознаваемого сновидения задержать дыхание?____________________________________________________________________

 

27. Для нашего мозга выполнение какого-либо действия во сне эквивалентно ________________________________________________________________________.

 

28. Почему без вашего согласия ваши сны не смогут стать осознаваемыми? ________________________________________________________________________

 

29. Личность или сновидное «эго», с которым вы отождествляете себя во сне ¾ это (обведите): то же, что и / не то же, что и ваше бодрствующее сознание.

 

30. Осознаваемые сновидения являются столь же богатым материалом для толкования, что и обычные. (Да/Нет)

 

31. Осознаваемый сон обычно дает такой же хороший отдых, как и обычный. (Да/Нет)

 

32. Как следует поступить, если вы считаете, что ваши попытки увидеть осознаваемое сновидение не приводят к успеху?

________________________________________________________________________

 

33. Для обучения осознаваемому сновидению достаточно запоминать одно сновидение в неделю. (Да/Нет)

 

34. Приведите две причины, по которым для осознаваемого сновидения важно помнить свои сны.

(1) ___________________________________________________________________

(2) ___________________________________________________________________

 

35. Первый шаг в направлении лучшего запоминания снов — это ________________

 

36. Если вы не просыпаетесь после сновидения, то скорее всего, забываете его. (Да/Нет)

 

37. Что такое признак сна?

________________________________________________________________________

 

38. Каковы четыре основные категории каталога признаков сна?

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

 

39. Поместите каждый из следующих признаков в соответствующую категорию каталога признаков сна. Напишите в чистой строке название категории.

 

А. __________ Моя мать превратилась в маленькую девочку.
В. __________ Когда я увидел женщину, меня захлестнула невероятно мощная волна любви к ней.
С. __________ Мой кот разговаривал со мной на чистом английском.
D. __________ Стражем порядка в пустом концертном зале был Арнольд Шварцнеггер.

 

Мо­дуль вто­рой

Си­ла на­ме­ре­ния

 

 

Что чи­тать

В кни­ге «Прак­ти­ка осоз­нан­но­го сно­ви­де­ния» про­чти­те:

раз­дел «Ус­та­нов­ка на ус­пех» стр. 46-48;

стр. 54-70 треть­ей гла­вы (до раз­де­ла «Тех­ни­ка МВОС»).

]] В «Ру­ко­во­дстве поль­зо­ва­те­ля NovaDreamer'а» про­чти­те раз­дел «Три спо­со­ба осознаваемо­го сно­ви­де­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем NovaDreamer'а» (стр. 17).

]] В «Ру­ко­во­дстве поль­зо­ва­те­ля NovaDreamer'а» про­чти­те раз­дел «При­ме­ры про­яв­ле­ния во сне све­то­вых под­ска­зок и эф­фек­тов от на­жа­тий кноп­ки NovaDreamer'а» (стр. 13-15).

]] Нач­ни­те ра­бо­тать с под­сказ­ка­ми NovaDreamer'а для ини­циа­ции осознаваемых сно­ви­де­ний и кноп­кой тес­ти­ро­ва­ния ре­аль­но­сти. Вна­ча­ле тща­тель­но вы­пол­няй­те ин­ст­рук­ции на стра­ни­цах 11-12 «Ру­ко­во­дства», оза­глав­лен­ные «Сон в NovaDreamer’е». Уп­раж­не­ние 2 дан­но­го мо­ду­ля нау­чит вас тон­ко­му ме­то­ду тес­ти­ро­ва­ния ре­аль­но­сти с по­мо­щью кноп­ки NovaDreamer'а.

 

Уп­раж­не­ния

1. По­ста­нов­ка це­лей............................................................................................. 2-2
2. Вхо­ж­де­ние в осознаваемое сно­ви­де­ние с по­мо­щью тех­ни­ки на­ме­ре­ния....... 2-5
3. Раз­ви­тие про­спек­тив­ной па­мя­ти.................................................................... 2-11
4. Раз­ви­тие во­ли................................................................................................. 2-14
   
Тест................................................................................................................... 2-16

Уп­раж­не­ние 1: По­ста­нов­ка це­лей

 

Вве­де­ние

Соз­да­ние ус­та­нов­ки яв­ля­ет­ся спо­со­бом яв­но­го вы­ра­же­ния сво­его же­ла­ния че­го-ли­бо дос­тиг­нуть. Вы хо­ти­те нау­чить­ся осознаваемо­му сно­ви­де­нию, что­бы раз­вить у се­бя спо­соб­ность ви­деть их ка­ж­дую ночь, по же­ла­нию или вам дос­та­точ­но од­но­го раза? Что­бы пра­виль­но на­пра­вить уси­лия не­об­хо­ди­мо знать, че­го вы хо­ти­те. Имея цель, бу­дет лег­че оце­ни­вать свой про­гресс. Ес­ли цель не дос­тиг­ну­та, вы знае­те, что не­об­хо­ди­мо из­ме­нить под­ход, боль­ше ра­бо­тать или по­ста­вить бо­лее ре­аль­ную цель. Но ес­ли вы ее дос­ти­гае­те, то ис­пы­ты­вае­те чув­ст­во удов­ле­тво­ре­ния и за­вер­шен­но­сти.

Це­ли долж­ны быть гиб­ки­ми и под­вер­гать­ся пе­рио­ди­че­ской пе­ре­оцен­ке. На­при­мер, вы по­ста­ви­ли цель за­по­ми­нать два­дцать сно­ви­де­ний в ме­сяц, и в пер­вый же ме­сяц тре­ни­ров­ки за­пом­ни­ли пять­де­сят, то сле­ду­ет по­ста­вить но­вую, бо­лее слож­ную за­да­чу, ска­жем, семь­де­сят пять сно­ви­де­ний в ме­сяц. Ес­ли вы да­ле­ки от по­став­лен­ной це­ли, не­смот­ря на упор­ное стрем­ле­ние ее дос­тиг­нуть, то луч­ше по­ни­зить тре­бо­ва­ния.

В по­ста­нов­ке це­лей по за­по­ми­на­нию сно­ви­де­ний и же­лае­мой час­то­те их осоз­на­ва­ния, а так­же в оцен­ке про­дви­же­ния, вам по­мо­жет диа­грам­ма про­грес­са. Это ана­лог ви­зу­аль­ной свя­зи, ко­то­рую ис­поль­зо­вал д-р Ла­берж, обу­ча­ясь во­ле­во­му кон­тро­лю над сна­ми. Она за­пол­ня­ет­ся в те­че­ние го­да с ин­тер­ва­лом в один ме­сяц. Ка­ж­дый день вы фик­си­руе­те чис­ло обыч­ных и осознаваемых сно­ви­де­ний, ко­то­рые вы за­пом­ни­ли. Стре­ми­тесь с ка­ж­дым ме­ся­цем за­по­ми­нать все боль­ше сно­ви­де­ний и иметь все боль­ше осознаваемых. Это ва­ша бли­жай­шая цель. Сле­ду­ет по­ста­вить так­же пер­спек­тив­ную цель: сколь­ко бы вы хо­те­ли за­по­ми­нать обыч­ных и осознаваемых сно­ви­де­ний. При­во­ди­мые ни­же ин­ст­рук­ции нау­чат вас поль­зо­вать­ся диа­грам­мой.

 

Ин­ст­рук­ции

1. По­ставь­те пе­ред со­бой пер­спек­тив­ные це­ли по за­по­ми­на­нию обыч­ных и осознаваемых сно­ви­де­ний. Спро­си­те се­бя, как час­то вам хо­те­лось бы это де­лать. Мо­жет быть ка­ж­дую ночь или раз в не­де­лю. За­пи­ши­те чис­ло обыч­ных и осознаваемых сно­ви­де­ний, ко­то­рые вы хо­те­ли бы за­пом­нить за ме­сяц в пус­тые стро­ки диа­грам­мы про­грес­са. Ис­поль­зуй­те ка­ран­даш, что­бы в даль­ней­шем мож­но бы­ло бы скор­рек­ти­ро­вать цель, ес­ли она ока­жет­ся за­вы­шен­ной или за­ни­жен­ной.

2. По­весь­те диа­грам­му на вид­ном мес­те. По­весь­те диа­грам­му так, что­бы час­то ви­деть ее и лег­ко под­хо­дить к ней: на сте­ну, на дос­ку объ­яв­ле­ний, в спаль­не, в кух­не или в ка­би­не­те. Не за­ры­вай­те ее в ки­пу бу­маг.

3. От­ме­чай­те свой про­гресс. Ка­ж­дый день за­кра­ши­вай­те в диа­грам­ме по од­ной клет­ке, за ка­ж­дое обыч­ное и за ка­ж­дое осознаваемое сно­ви­де­ние, ко­то­рое за­пом­ни­ли про­шед­шей но­чью. Осознаваемое сно­ви­де­ние счи­та­ет­ся так­же и за обыч­ное — учи­ты­вай­те это, ко­гда за­пол­няе­те ко­лон­ку обыч­ных сно­ви­де­ний. Та­ким об­ра­зом, ес­ли вы вспом­ни­ли три сно­ви­де­ния, од­но из ко­то­рых бы­ло осознаваемым, за­крась­те три клет­ки ни­же ну­ле­вой ли­нии, где на­пи­са­но «Все­го сно­ви­де­ний за ме­сяц», и од­ну клет­ку над ну­ле­вой ли­ни­ей, где на­пи­са­но «Осознаваемых сно­ви­де­ний за ме­сяц». Смот­ри при­мер на сле­дую­щей стра­ни­це.

4. Под­во­ди­те ито­ги ме­ся­ца. С на­ча­лом но­во­го ме­ся­ца, на­чи­най­те за­пол­нять сле­дую­щую ко­лон­ку. Ва­ша цель (за­по­ми­нать боль­ше снов и иметь боль­ше осознаваемых сно­ви­де­ний, чем это бы­ло в про­шлом ме­ся­це. По­ча­ще смот­ри­те на диа­грам­му для соз­да­ния мо­ти­ва­ции.

5. Про­дол­жай­те ра­бо­тать для дос­ти­же­ния по­став­лен­ных пер­спек­тив­ных це­лей. По­лез­но об­ра­тить вни­ма­ние на то, чем от­ли­ча­ют­ся ва­ши дей­ст­вия в осо­бен­но удач­ные или не­удач­ные ме­ся­цы. К при­ме­ру, час­то­та осознаваемых сно­ви­де­ний мо­жет воз­рас­ти во вре­мя от­пус­ка или в свя­зи с ис­поль­зо­ва­ни­ем NovaDreamer'а, но мо­жет упасть в пе­рио­ды за­гру­жен­но­сти ра­бо­той или бо­лез­ни. Ес­ли че­рез ме­сяц или два ва­ши пер­спек­тив­ные це­ли по­ка­жут­ся слиш­ком скром­ны­ми (вы пре­вы­си­ли их) или слиш­ком за­об­лач­ны­ми (вы не пред­став­ляе­те, как их мож­но дос­тиг­нуть), скор­рек­ти­руй­те их.

6. По­сле дос­ти­же­ния це­лей дви­гай­тесь даль­ше. Дос­тиг­нув по­став­лен­ных пер­спек­тив­ных це­лей по за­по­ми­на­нию обыч­ных и осознаваемых сно­ви­де­ний, по­ставь­те се­бе но­вые. На­при­мер, ес­ли вы по­ста­ви­ли цель за­по­ми­нать сто сно­ви­де­ний за ме­сяц, и дос­тиг­ли ее че­рез во­семь ме­ся­цев, мо­же­те при­ос­та­но­вить прак­ти­ку за­по­ми­на­ния как мож­но боль­ше­го чис­ла сно­ви­де­ний и на­пра­вить уси­лия на за­по­ми­на­ние боль­ше­го чис­ла их де­та­лей или на бо­лее ак­тив­ное уча­стие в них. При­ду­май­те соб­ст­вен­ное ви­зу­аль­ное сред­ст­во ре­ги­ст­ра­ции ус­пе­хов на но­вом пу­ти.

 

Об­ра­зец диа­грам­мы про­грес­са в осознаваемом сно­ви­де­нии

                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
       
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...