Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стрессовые сценарии. Как сделать стресс полезным?




Стрессовые сценарии

Я привыкла к тому, что, когда у мужа возникают проблемы на работе, он уезжает на дачу и живет там несколько дней. Я знаю, что ему нужно остаться одному, и не беспокою его. Когда он «отойдет» и успокоится, то приезжает домой и наша жизнь продолжается, как будто ничего не произошло...

Когда муж нервничает, он много говорит, суетится, может случайно разбить чашку или разлить суп, в общем, все у него валится из рук....

Из рассказов клиенток на консультациях

Проходит какое-то время, и стресс повторяется. Действительно, у каждого человека свой, индивидуальный стиль поведения в стрессе. У каждого и свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Обычно этот сценарий усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы.

Можно заметить, что одни «стрессуют» чуть ли не каждый день, но в небольших «дозах», не очень агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими. Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и попадая в тяжелое состояние «стрессового угара».

Итак, стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя или на окружающих. Один винит во всем себя и ищет прежде всего свои собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен посмотреть на себя со стороны.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения

привычного ритма жизни и работы, одного слова, неудачно брошенного собеседником, как «включается» стрессовый механизм, будто против воли самого человека, и начинает «раскручиваться» как «маховик» этого мощного и убийственного «оружия». Человек провоцирует напряжение или активно вступает в конфликт по какой-то мелкой, объективно несущественной причине. У него искажается восприятие людей и ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти не обращал внимания. Успокоившись, он может удивиться самому себе: «Что же это такое было?! Какое-то затмение на меня нашло! Будто это был не я, а какой-то другой человек! »

Как сделать стресс полезным?

Когда я спокоен и не волнуюсь, я обычно плохо отвечаю на экзамене. Мне нужно немного волноваться, тогда пятерка будет обеспечена. Но слишком сильно нервничать тоже нельзя: будет неуд и придется пересдавать.

Из рассказа студента

Можно ли научиться владеть собой! Можно ли перестроить свой стрессовый сценарий?

Безусловно, да! Известно, что более успешны в жизни и работе люди, научившиеся владеть собой, уверенно использующие психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.

Люди с развитой системой саморегуляции размышляют так:

• «Сбрасывать» свою стрессовую агрессию на окружающих негуманно и невыгодно. Отношения разрушаются, теряются важные контакты, происходит потеря уважения окружающих, а проблема-то не решается! Я только теряю, ничего не приобретая! После конфликта придется еще тратить время и силы на восстановление отношений.

• Нужно уметь вовремя остановить себя, когда еще есть понимание ситуации и сохранен самоконтроль! Один деловой и успешный человек выразил эту мысль так: «Важно не попасть в точку В! »

Вывод один: надо хорошо знать самого себя и вовремя почувствовать изменение своего внутреннего состояния, когда «закипает» раздражение и появляется еле сдерживаемая агрессия.

Пусть люди, хорошо регулирующие себя в стрессе, по-разному говорят о своих ощущениях, главное — они осознают их. Описывая свои внутренние состояния, возникающие во время стресса, они говорят: «Я становлюсь раздраженным, внутри меня как будто вспыхивает что-то горячее», «Я начинаю ускоряться и несусь на всех оборотах», «У меня все застывает внутри», «Мне становится все безразлично».

Конечно, флегматичные люди имеют больше времени на осознание самих себя при нарастании внутреннего напряжения: у них стресс развивается медленнее и есть «время в запасе». Холерики, «с лету» входя в первую стрессовую стадию, имеют значительно меньше времени на ее осознание. Тем не менее успешно овладевают стрессом как флегматики, так и холерики.

Итак, мы можем утверждать:

• Люди, успешные на работе и в личной жизни, как правило, умеют контролировать себя в стрессе.

• Они избегают кого-либо обвинять, а стремятся овладеть собой и своим поведением в самом начале напряженной ситуации.

• Они прекрасно знают, как они себя ведут в стрессе и что начинают переживать, когда он только возникает.

• Эти люди стремятся перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности и используют безопасные способы ее «сбрасывания» — не на других и не на себя.

В чем заключаются эти безопасные способы «сбрасывания» стрессовой энергии? И что значит «безопасные»: не наносящие вреда себе или другим? Обсуждению этих вопросов посвящена наша книга.

2— 1542

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...