Модуль 2. Основные формы мышления
Тема 2.1.Понятие
I. Задания для самостоятельной работы 1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям: - предварительное заключение; - психическое состояние; - экономика; - преступление в сфере компьютерной информации; - вексель *; - судимость; - темперамент *; 2. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем: - областной суд - городской суд; - юридический факультет – академия*; - ученый – юрист – доктор юридических наук*; - мужчина – сын – отец; - наказуемое деяние – преступление – оскорбление – оскорбление словом – хулиганство; - свидетель происшествия – виновник происшествия – водитель автомобиля – пешеход*; - самолет - реактивный самолет - реактивный двигатель*; - прямоугольник - ромб - квадрат; - преступление – взятка – грабеж; - вуз - институт - техникум; 3. Подберите понятия, находящиеся в отношении: - равнозначности - к понятию «независимое государство»; - пересечения - к понятию «студент»; - подчинения - к понятию «преступление»; - противоречия - к понятию «взрослый»; - противоположности - к понятию «взрослый». 4. Какими словами-синонимами можно выразить следующие понятия: конституция; конвенция; прокуратура*; юриспруденция; юрисконсульт*; вина; закон*? 5. Проверьте правильность следующих ограничений понятий: - допрос – допрос свидетеля – допрос подозреваемого*; - преступление – убийство – неосторожное убийство; - военнослужащий – офицер – лейтенант*; - преступление – правонарушение – хулиганство; - дезертирство – дезертирство с оружием – дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору*. 6. Проверьте правильность следующих обобщений:
- криминалистика – юридическая наука – наука; - кража – грабеж – разбой – хищение; - умышленное преступление – преступление против личности – должностное преступление*; - небрежность – самонадеянность – неосторожность*; - одиночный выстрел – выстрел – залп; - огнестрельное оружие – оружие – орудие преступления – орудие; 7. Проверьте правильность следующих определений: - Государство - это политическая организация; - Биржевой курс – стоимость ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже*; - Планета - это космическое тело, не имеющее собственного излучения; - Аудит - проверка ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости; - Темперамент - природные особенности поведения, типичные для данного человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и реакции на жизненные воздействия*; - Таможенник - человек, который носит форму; - Физика - это наука, не изучающая общественные явления. - Обмен - не акт производства. - Жизнелюб – это человек, который любит сам пожить и окружающим дать жизни*. - Иск - юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого, или охраняемого законом интереса. - Юрист - человек, занимающийся юридической деятельностью*. - Нормативный акт - это правовой акт государства*. - Интерпол – международная организация уголовной полиции*. 8. Правильно ли произведено деление следующих понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления. Назовите делимое понятие, основания и члены деления. - Науки бывают естественные, технические, общественные и юридические; - Договоры делятся на справедливые, несправедливые и безвозмездные; - Люди делятся на мужчин, женщин и детей*; - Преступления классифицируются на умышленные, неосторожные и должностные. - Различают следующие виды хищения: хищение государственного имущества и хищение личного имущества граждан*;
- Бывают кражи по предварительному сговору группой лиц; кражи с применением технических средств; кражи, совершенные несовершеннолетними*. 9. По любому из возможных оснований сделайте дихотомическое деление следующих понятий: «закон», «государство», «импорт»*, «философия», «юрист»*.
II. План практического занятия (форма обучения очная)
1. Общая характеристика понятия 2. Виды понятий 3. Логические отношения между понятиями 4. Логические операции с понятиями
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
При изучении учебного материала следует сосредоточиться на уяснении практической важности соблюдения тех или иных логических процедур в оперировании с понятиями, на овладении средствами образования и упорядочения понятийного аппарата юриста. Студенты должны четко уяснить: прежде, чем о чем-то мыслить или рассуждать, необходимо определиться в понятиях. Следует, прежде всего, выяснить те характеристики нашей мысли о предмете, которые лежат в основе формирования ее как понятия. Сформулируйте закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия и проиллюстрируйте его при помощи круговых схем. Выясните отличие понятий от всех других форм, в которых закрепляется содержание наших мыслей и знаний: от идей, представлений, символов, знаков, слов, - а также качественное отличие понятийного мышления от терминологического. Общим для изучаемых вопросов является то, что они указывают на принципы, способы и приемы образования понятий, и в их последовательности тоже есть своя логика. Попытайтесь выразить эту логику. Важной является характеристика логических приемов образования понятий. Образование понятия непосредственно связано с познавательным процессом, с постепенным проникновением в сущность предмета. Иными словами, образование понятий связано с прохождением вполне определенных мыслительных этапов. Охарактеризуйте их. Сопряженный с образованием понятий процесс - обозначение понятий, поиск точных словесных выражений мысли о предмете. Проанализируйте привычные для вас приемы выбора слов для обозначения конкретных мыслей о предметах и их свойствах. Как вырабатывается терминологический аппарат в юридической науке?
Следует научиться давать логическую характеристику понятию, необходимую для точного выражения мысли в процессе рассуждения. Дать логическую характеристику понятию, означает, определить – к какому виду оно принадлежит. Изучение логических отношений между понятиями и их наглядное представление при помощи кругов Эйлера также требуют кропотливой вдумчивой работы студентов. Внимательно рассмотрите логические операции с понятиями. Логические процедуры обобщения и ограничения весьма несложны. Каково предназначение данных процедур? Укажите пределы, существующие для обобщения и ограничения понятий. С определениями вы сталкиваетесь при изучении почти любой темы каждой из учебных дисциплин. Неправильные определения, в большинстве случаев, связаны с неправильным пониманием предмета. Их использование может привести к ошибочным действиям. Следует начать с раскрытия смысла операции определения. Укажите на отличие этой логической процедуры от иных способов и средств закрепления содержания наших мыслей о предметах и отношениях. Какова общая структура определения? Дайте характеристику видам определений. Каковы условия и возможности использования их? Какие виды определений наиболее характерны для юридической теории? Наконец, опишите основные требования к определению, соблюдение которых только и может сделать определение правильным. Каковы наиболее распространенные ошибки в определениях понятий и причины, их вызывающие? Изучите и научитесь использовать логические приемы «работы» с понятиями, находящимися лишь в одном из логических отношений, а именно - отношении соподчинения. В связи с этим четко отличите деление понятия от расчленения понятия. По какому типу логической связи понятий строится расчленение? Укажите на требования, соответствовать которым должно деление понятия. Какие ошибки при делении понятий наиболее распространены, что их может вызывать? Основное внимание следует обратить на характеристику видов деления, их преимущества и особенности применения в различных предметных областях. Каковы отличительные черты классификации и типологии? Применимы ли они в правовой сфере и какую роль могут играть в познании, в судебном исследовании, в экспертизах и других профессиональных действиях юристов? Каковы могут быть последствия неправильного использования операции деления в познании?
В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «признак предмета», «существенный признак», «понятие», «анализ», «синтез», «сравнение», «абстрагирование», «обобщение», «единичное понятие», «общее понятие», «нулевое понятие», «конкретное понятие», «абстрактное понятие», «положительное понятие», «отрицательное понятие», «относительное понятие», «безотносительное понятие», «собирательное понятие», «несобирательное понятие», «равнозначные понятия», «противоположные понятия», «противоречащие понятия», «определение», «деление», «ограничение», «деление».
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература 1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридич. вузов /Под ред. проф. В.И. Кириллова. – Изд. 6-е перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. 2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /Под ред. проф. В.И. Кириллова. – Изд. 6-е перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.
Дополнительная литература 1. Демидов И.В. Методические рекомендации и практические задания студентам для самостоятельной работы по изучению дисциплины «Логика». М.: РТА, 2005. 2. Демидов И.В. Логические задачи: учебно-методическое пособие. М.: РТА, 2009. 3. Иванов Е.А. Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М.: Волтерс Клувер, 2007. 4. Каверин Б.И., Дибижев В.В., Ищук М.Н., Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М.: РТА, 2006. 5. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975. 6. Маковельский А.0. История логики. Жуковский-Москва, 2004. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что такое признак предмета? 2. Какие признаки называются существенными? 3. Что такое понятие? 4. Как можно охарактеризовать логические приемы образования понятия? 5. Что такое содержание и объем понятия? В каком отношении друг к другу они находятся? 6. Какие виды понятий вы знаете? 7. Что означает дать логическую характеристику понятию? 8. На каких примерах можно продемонстрировать отношения между совместимыми и несовместимыми понятиями? 9. Какова специфика логических операций обобщения и ограничения понятия?
10. В чем состоит логическая сущность определения понятия? 11. Какие виды и правила определения различают? 12. Какие приемы могут дополнить или заменить логическую операцию определения понятия? 13. Что означает деление понятий? Какие виды и правила деления вы знаете, а также ошибки, возможные при их нарушении? 14. Что такое классификация? Тема 2.2.Суждение I. Задания для самостоятельной работы 1. Определите, какие из следующих предложений выражают суждение, а какие не выражают? - Я обещаю подумать над вашим предложением. - Если электростанция прекратит подачу тока, то предприятие понесет большие убытки*. - Возникла ли собственность сама собой, как говорят, от Бога, или порождена людьми в процессе становления экономики? - Какая прекрасная погода!* - Всякое преступление является противоправным действием. - Ценные бумаги могут быть предъявительскими, ордерными или именными*. - Как можно не любить стихов А.С. Пушкина? - Если Х ровесник У, то У ровесник Х. - «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В. Гоголь). - Водители, соблюдайте правила дорожного движения!* - Яблоки весят Х кг. - Он был свидетелем происшествия и может подробно его описать*. - Америка находится от нас далеко. - Х + У = Z*. - Кто сегодня дежурный по аудитории? 2. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации: - «Степанов имеет высшее юридическое образование»; - «Ни один человек не должен страдать за правду»; - «Некоторые свойства мышления не моделируются средствами современной кибернетики»; - «Наскальные рисунки ориньякского периода, обнаруженные в Европе, представляют собой фигуры различных животных». - «В его действиях нет состава преступления»*. 3. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям: а) по объему субъекта: – «Преступление совершено одним лицом»; - «Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики»*; - «В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно»; - «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»*; - «70 % всего мирового грузооборота перевозится морским путем»; - «Нет адъютанта без аксельбанта» (Прутков); - «Не все темы курса логики достаточно понятны»*; - «В этой деревне огни не погашены» (Рубцов); - «В здоровом теле здоровый дух»*; - «В библиотеке есть интересные книги»; - «Не все то золото, что блестит»; - «Древние греки внесли большой вклад в развитие философии»*; - «Некоторые древние греки внесли большой вклад в развитие философии»*. б) по качеству связки: - «Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества»; - «Некоторые страны не имеют однопартийной системы»; - «Ни что не существует беспричинно»; - «Захватническая война – незаконна»*; - «В действиях гражданина Прохорова нет состава преступления». в) по содержанию предиката: - «Кража является умышленным преступлением»*; - «Мурманск находится за полярным кругом»; - «Некоторые рыбы живут до ста лет»; - «Верста больше километра»; - «Обвиняемый не достиг совершеннолетия»*. 4. Дайте объединенную классификацию суждений, отобразите отношения терминов с помощью «кругов Эйлера», установите распределённость субъекта и предиката: - «Честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем»; - «Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон»*; - «Многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем»; - «По некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз»*; - «Ничто не проходит бесследно»; - «Современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций»; - «Несколько лет М.Ю. Лермонтов жил на Кавказе»*; - «В архивах хранятся и закрытые дела»; - «Человек осваивает космическое пространство»*. 5. Определите модальность следующих суждений - «Осуждение обязательно связано с признанием лица виновным в совершении преступления»; - «Если бы М. был на месте преступления, то он обязательно оставил бы следы ног»; - «Не установив объекта посягательства, нельзя утверждать о наличии в деянии состава преступления»; - «Водитель К. не остановил свой автомобиль при запрещающем сигнале светофора, в связи с чем совершил дорожно-транспортное происшествие»*. 6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части: - «Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно»; - «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (Всеобщая декларация прав человека)*; - «Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают ссоры»; - «Если установлено, что А. Взял имущество гражданина В. насильно, содеянное А. Надлежит квалифицировать как грабеж»*; - Содеянное надлежит квалифицировать как насильственное действие в отношении начальника, если будет признано, что обвиняемый нанес побои своему начальнику в связи с исполнением им обязанностей по военной службе». 7.Установите соотношение истинности и ложности по «логическому квадрату», взяв за исходные следующие суждения: - «Жизнь – обратимый процесс»; - «Некоторые войны справедливые»; - «Некоторые преступления не представляют собой большой общественной опасности»*; - «Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух».
II. План практического занятия (форма обучения очная)
1. Общая характеристика суждения 2. Логическая структура суждения 3. Логические отношения между суждениями
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Тема нацелена на закрепление навыков точного определения и выражения мысли на основе целенаправленного использования логических средств. Студент должен научиться быстро и правильно оценивать логические свойства высказываний, выявлять и устранять ошибки, которые могут возникать в деловом разговоре, в переписке и т.п. Чтобы реализовать эту цель, необходимо владеть некоторым минимумом теории. Изучение материала должно дать средства узнавания суждений в определенных грамматических формах выражения мысли. Для этого необходимо представлять, каково назначение суждений в рациональном познании, каковы те признаки, по которым суждения выделяются. Сравните суждения с различными языковыми формами сообщения содержания нашей мысли. В современной логике предпочитают говорить не о суждениях, а о высказываниях. При каких условиях высказывание является одновременно суждением, а при каких - не является? Логическое исследование суждения следует продолжить с установления состава и общей структуры простого суждения. Поскольку в дальнейшем мы ограничиваемся суждениями, имеющими субъектно-предикатную структуру, необходимо охарактеризовать все элементы суждений именно этого типа. Каковы основные виды таких суждений? Как называются и какую структуру имеют простые суждения других типов? Затем следует перейти к количественной и качественной характеристике простых суждений. Проанализируйте классификацию суждений в указанном аспекте. Ясное выражение даже простой мысли - не всегда легкое дело. Причиной трудностей является обычное для повседневной речи несовпадение логического строя суждений и грамматического строя предложений. Изучите процедуры установления точного логического смысла суждений, определения в них субъекта и предиката, их количественной и качественной характеристик. Обратите внимание на способы различения общих и единичных суждений. Особые трудности на практике связаны с частными суждениями. Укажите на те грамматические формы, которые позволяют различать определенно и неопределенно частные суждения. Важной является объединенная классификация простых суждений, которая чаще всего применяется в реальном мыслительном процессе правоведа. Наконец, необходимо выяснить, что такое «распределенность» терминов в суждении. Рассмотрите таблицу распределенности терминов в суждениях различного качества и количества. Проиллюстрируйте распределенность терминов посредством кругов Эйлера. Особое внимание обратите на распределенность терминов в атрибутивных суждениях, это знание пригодится для понимания и применения дедуктивного умозаключения. Следует также выяснить смысл и правильные формы процедур отрицания суждений и их сопоставления с помощью «логического квадрата». Установите логические отношения между суждениями различного качества и количества. Как значения истинности одних суждений влияют на значения истинности связанных с ними суждений? Особое внимание уделите общей характеристике сложных суждений. Что является предметом мысли в сложных суждениях? Выясните, какова логическая форма и разновидности соединительных, разделительных и условных суждений. Известные затруднения часто возникают с узнаванием за грамматическими выражениями мысли логического типа сложного суждения. Каковы средства различения соединительно-разделительных и строго разделительных суждений? Большая часть сложных суждений имеет смешанную логическую структуру. Вам следует потренироваться в определении этих структур и символической их записи. Изучите содержание таблиц, в которых отражены условия истинности сложных суждений различных видов. Эти таблицы несложны; их следует запомнить, потому что именно таблицы истинности положены в основу решения логических задач со сложными суждениями табличным способом. Табличное построение анализа суждений имеет определенную последовательность. Но для начала вы должны знать, какой формулой задается число строк при создании таблицы, а также принцип, определяющий последовательность значений истинности для каждой переменной высказывания. В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарик определения следующих понятий: «суждение», «истинное суждение», «ложное суждение», «субъект», «предикат», «связка», «квантор», «единичное суждение», «частное суждение», «общее суждение», «утвердительное суждение», «отрицательное суждение», «атрибутивное суждение», «категорическое суждение», «релятивное суждение», «экзистенциальное суждение», «общеутвердительное суждение», «общеотрицательное суждение», «частноутвердительное суждение», «частноотрицательное суждение», «распределенный термин», «сложное суждение», «соединительное суждение», «разделительное суждение», «условное суждение», «эквивалентные суждения», «модальность суждений», «противоположные суждения», «противоречащие суждения», «логический квадрат».
Читайте также: A) Основные микроэкономические показатели. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|