Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф четвертый. Революционное правотворчество




Век великих преобразований, который начался с Реформации в Гер­мании, Голландии и Англии, едва не разрушил систему романо-гер-манского права.

Самой заметной потерей стало отделение системы общего права, которое стало развиваться в Англии и в подвластных ей владениях в рамках другой правовой традиции.

Дальнейший раскол романо-германской традиции права был пре­допределен еще более мощным революционным взрывом – Великой французской революцией.

Вряд ли уместен какой-либо подробный обзор предпосылок изме­нения общественного сознания, подготовивших коренные перемены в общественном и государственном устройстве Франции. Нет необхо­димости и в подробном изложении истории революционного законо­дательства, сложной, переменчивой, полной драматических страниц. Это предмет отдельной темы. Поэтому обратимся непосредственно к тем актам, которые определили дальнейшее развитие романо-гер-манской традиции права.

Первой в их ряду стоит Декларация прав человека и граждани­на. Она была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. на основе проекта аббата Э. Сийеса. Это был документ удивительной энергии, в котором явственно проступали черты нового права – и по содержанию, и по форме изложения норм.

1 Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 329. 310


Глава третья. Романо-германское право

Было бы неправильно пересказывать содержание Декларации прав человека и гражданина. Любое изложение ее текста не даст возмож­ности ощутить то вдохновение, которое придало ей особую силу. По­этому лучше, если читатель сам вдумчиво ее прочтет и прислушается к звучанию ее ритмичных и чеканных строк:

«Представители Французского Народа, образовав Национальное Собрание и полагая, что невежество, забвение прав Человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности Правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священ­ные права Человека…

Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия не могут устанавливаться, если они не служат общей пользе.

Статья 2. Цель любого политического союза заключается в со­хранении естественных и неотъемлемых прав Человека. Это права на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнете­нию.

Статья 3. Единый Суверенитет в своей основе принадлежит Нации. Ни одно учреждение, ни одно лицо не могут осуществлять власть, на которую они не уполномочены в ясно выраженной форме.

Статья 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не при­чиняет вреда другому. Естественное осуществление прав каждого человека должно быть ограничено лишь теми пределами, кото­рые гарантируют другим Членам Общества пользование теми же правами. Указанные пределы не могут устанавливаться иначе, как Законом.

Статья 5. Закон не имеет права запрещать действия, которые не при­чиняют вреда Обществу. Все, что не запрещено Законом, то дозволе­но, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано Законом.

Статья 6. Закон есть выражение общей воли, все Граждане имеют право участвовать непосредственно либо через своих Представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, и в тех случаях, когда он охраняет, и в тех случаях, когда он карает. Все Граждане, поскольку они равны перед лицом Закона, имеют равные основания быть допущенными к любым общественным постам, должностям и профессиям в соответствии с их способностями и без каких-либо


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

иных отличий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и та­лантами.

Статья 7. Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, установленных Законом, и в том порядке, который предусмотрен в нем. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе при­казы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться; он несет ответственность за оказанное им сопротивление.

Статья 8. Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бес­спорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу Закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и примененного законным образом.

Статья 9. Каждый человек считается невиновным, пока его вина не будет установлена; поэтому если арест признается неизбежным, любые излишне суровые меры, которые не являются необходимыми для задержания лица, должны строжайше пресекаться Законом.

Статья 10. Ни одно лицо не должно притесняться за его убеждения, в том числе религиозные, если способ их выражения не нарушает об­щественный порядок, установленный Законом.

Статья 11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из дра­гоценнейших прав Человека; каждый Гражданин поэтому может сво­бодно высказываться, писать, печатать, отвечая только за злоупотреб­ления этой свободой в случаях, предусмотренных Законом.

Статья 12. Права Человека и Гражданина гарантируются при необ­ходимости силой государственной власти; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.

Статья 13. Для содержания государственной власти и для расходов на управление необходимы общественные сборы; они должны равно­мерно распределяться между всеми гражданами в соответствии с их возможностями.

Статья 14. Все Граждане имеют право сами или через своих пред­ставителей определять необходимость государственных налогов, доб­ровольно соглашаться на их взимание, следить за их расходованием, определять их долевой размер, основание, порядок и продолжитель­ность взыскания.

Статья 15. Общество имеет право требовать от любого Должност­ного лица отчета о его управлении. 312


Глава третья. Романо-германское право

Статья 16. Общество, где не гарантируются Права и где нет разделе­ния Властей, не имеет Конституции.

Статья 17. Собственность, поскольку право на нее является не­прикосновенным и священным, не может быть ни у кого изъята, если только того не требует общественная необходимость, законным об­разом установленная и доказанная, при этом собственность может быть изъята только при условии справедливого и предварительного возмещения ее стоимости»1.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. стала одним из вели­чайших памятников права. Один из депутатов Учредительного собрания Дюпор пророчески сказал, что она будет служить «образцом для всех людей и всех наций»2.

Действительно, Декларация прав человека и гражданина имела ог­ромное значение. Она произвела неизгладимое впечатление на совре­менников. В ней видели истинное воплощение разума; откровение, ниспосланное свыше; плод подлинных античных добродетелей. Даже Талейран с его циничным, холодно-расчетливым умом подчеркивал ее значение как «теории равенства»3.

Декларация прав человека и гражданина громовым раскатом отозвалась по всей Европе, сотрясая устои феодального общества и основы абсолютистской монархической власти. Под ее прямым воздействием разрабатывались новые декларации прав и консти­туционные акты. При этом заимствовались не только отдельные ее принципы и нормы, но и возвышенно-поэтическая форма их изложения.

Собственно в этом органическом единстве формы и содержания и была заключена тайна ее столь мощного воздействия на консти­туционное развитие Франции и многих других государств. Это же свойство объясняет сохранение ее жизненной силы. Она не была погребена в «лавке древностей» права. Ее юридическое значение

1 При работе над текстом Декларации автором были использованы предшествую­
щие переводы, изданные в следующих книгах: Тексты Конституций. Сборник первый /
Пер. Ф.Ф. Кокошкина. М., 1905. С. 27–29; Конституции и законодательные акты бур­
жуазных государств. XVII–XIX вв. М., 1957. С. 250–252; Французская республика: Кон­
ституция и законодательные акты / Сост. В.В. Маклаков, В.Л. Энтин; Под ред. В.А. Ту­
манова. М., 1989. С. 26–29.

2 Цит. по: Манфред А.З. Великая Французская революция. М., 1983. С. 77.

3 Талейран. Мемуары. М., 1959. С. 126.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

сохраняется и в наши дни, что подтверждает преамбула ныне дейст­вующей Конституции Франции 1959 г.:

«Французский народ торжественно провозглашает свою привер­женность Правам Человека и принципам национального суверени­тета, как они были определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.»1.

Первая Конституция Франции 1791 г. разрабатывалась в течение трех лет. Это был большой по объему и сложный документ, который отразил различные подходы не только к закреплению форм полити­ческой власти, но и к оформлению конституционных норм.

Основная цель Конституции 1791 г. заключалась в полной ликвидации устоев феодального строя. И именно этому вопросу были посвящены наполненные страстью ритмичные строки ее преамбулы:

«Национальное Собрание... отменяет бесповоротно установления, причинявшие ущерб свободе и равенству прав.

Нет более ни дворянства, ни пэрства, ни наследственных, ни со­словных отличий, ни феодального порядка, ни вотчинной юстиции, никаких титулов, званий и преимуществ, проистекающих из этого порядка, никаких рыцарских орденов, ни корпораций или знаков отличия, для которых требовалось доказательство дворянства или благородства происхождения, и никаких иных преимуществ, кроме отличий, присвоенных общественным должностным лицам при ис­полнении их обязанностей.

Не существует более ни продажи, ни наследственности каких-либо государственных должностей. Ни для какой части нации, ни для одного лица не существует более никаких особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов.

Не существует более ни сословных цеховых управ, ни профессио­нальных, художественных или ремесленных корпораций.

Закон не признает более ни религиозных обетов, ни каких-либо иных обязательств, противоречащих естественным правам или Кон-ституции»2.

Впервые в истории Конституцией Франции 1791 г. были закреп­лены обязательства государства перед обществом: «Будет учреждено


Цит. по: Французская республика: Конституция и законодательные акты. С. 30.

30; Конституции и законодательные ак-

2 Тексты Конституций. Сборник первый. С. ты буржуазных государств. XVII–XIX вв. С. 252.


Глава третья. Романо-германское право

главное управление общественного призрения для воспитания брошен­ных детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными. Будет создано и устроено Общественное Образование, общее для всех граждан, бесплатное в части, необходимой для всех людей; соответ­ствующие учреждения будут распределены по степеням сообразно административному делению Королевства.

Будут установлены национальные празднества в ознаменование памяти французской Революции для поддержания братства между гражданами, преданности Конституции, Отечеству и Законам.

Будет издан кодекс гражданских законов, общих для всего Королев­ства» (разд. 1)1.

Конституция гарантировала такие гражданские права, как свобода передвижения, свобода слова и печати, свобода вероисповедания, свобода собраний, право обращаться к органам власти с петициями (разд. 1).

Особое значение имели нормы о суверенитете нации: «Суверени­тет принадлежит нации: он един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Ни одна часть народа, никакое лицо не может присвоить себе его осуще­ствление» (ст. 1 разд. 3). «Во Франции нет власти, стоящей над Законом. Король царствует лишь в силу Закона, и лишь именем Закона он может требовать повиновения» (ст. 3 отд. 1 гл. 2)2.

Конституция 1791 г. просуществовала менее двух лет. Столь крат­кий срок ее жизни был предопределен многими обстоятельствами – прежде всего неустойчивостью общественных отношений. Это было время перехода Франции от монархической к республиканской форме правления. Кроме того, практика выявила пороки конституционной регламентации: многие нормы имели частное значение либо отлича­лись излишней детализированностью.

Но едва ли не главный порок Конституции 1791 г. заключался в отсутствии меры. В ней не было разделения властей, как того тре­бовала Декларация прав человека и гражданина. Обращаясь к этой теме, Г. Еллинек отмечал: «В Конституции законодательная власть поставлена так, что исполнительная власть ей совершенно подчи-

1 Тексты Конституций. Сборник первый. С. 31–32; Конституции и законодательные
акты буржуазных государств. XVII–XIX вв. С. 253.

2 Тексты Конституций. Сборник первый. С. 30–31, 34, 41; Конституции и законода­
тельные акты буржуазных государств. XVII–XIX вв. С. 252–253, 255, 261.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

нена и не может помимо нее совершить ни одного более или менее значительного акта. Далее, законодательный орган состоит из одной палаты; всякий элемент, который может играть сдерживающую роль, отвергнут. Таким образом, в действительности в этой Конституции по­беду торжествует неограниченный суверенитет парламента, но не анг­лийского типа... что содействует победе анархии и ниспровержению конституционного порядка»1.

К тем недостаткам, которые отметил Г. Еллинек, можно до­бавить многие другие. Прежде всего обращает на себя внимание ограничение судебной власти. Из юрисдикции судов были изъяты те дела, которые касались деятельности государственных органов. Им было запрещено, в частности, вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать применение законов, вторгаться в круг деятельности органов управления, вызывать долж­ностных лиц для объяснений по поводу их деятельности и т.д. (ст. 3 гл. 5)2.

Вместе с тем при всех недостатках и столь краткой жизни Консти­туция 1791 г. оставила заметный след в истории конституционного развития. Многие ее положения были восприняты в последующих основных законах Франции времен Якобинской диктатуры (1793 г.), Директории (1795 г.) и Консульства (1799 г.).

Не менее широко ее принципы и нормы использовались в консти­туциях других стран с монархической формой правления – Испании (1812 г.), Норвегии (1814 г.), Португалии (1822 г.), Бельгии (1831 г.), ряда других государств.

Впрочем, вскоре Конституция 1791 г., как и многие другие акты Великой французской революции, оказалась в тени другого великого акта – Гражданского кодекса 1804 г., о котором Наполеон говорил так: «Моя истинная слава не в том, что я выиграл сорок сражений. Ватерлоо сотрет память о многих моих победах. Но что нельзя стереть и что будет жить вечно, это мой Гражданский кодекс»3.

В этой оценке Наполеон не ошибся.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1903. С. 347.

2 См.: Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII–XIX вв.
С. 275.

3 Цит. по: История Франции. М., 1973. Т. 2. С. 123; De Las Cases E. Mémorial de Sainte
Hélène: Journal of the private life and conversations of the Emperor Napoleon at Saint Helena //
http://www.napoleon-series.org/research/cases.


Глава третья. Романо-германское право

Решение о разработке Гражданского кодекса он принял 12 ав­густа 1800 г., создав комиссию для формирования свода граждан­ского законодательства. В ее состав вошли крупнейшие правоведы того времени: Жан Порталис, Франсуа Троншэ, Феликс Биго де Преаменэ и Жак Маллевиль. Столь малочисленный состав комис­сии объяснялся одним фактом. Наполеон, как отмечал советский историк Е. Тарле, «терпеть не мог больших комиссий, длинных речей, многочисленных заседаний»1. Они, по его мнению, были не способны решить в кратчайшие сроки поставленные им задачи2. А задача реформирования гражданского законодательства Франции была невероятно сложна.

В пределах Франции действовали разные системы права: на юге – писаное право, основанное на римском праве, на севере – обычное право. Их основу составляли разнообразные кутюмы (обычаи) Пари­жа, Нормандии, Орлеана, Бордо, иных городов и провинций. Коро­левские ордонансы только отчасти смягчали существовавшие между ними различия. Не случайно Вольтер однажды заметил, что во время путешествий по Франции системы права меняются при каждой смене лошадей.

Таким образом, первой задачей было обеспечение общего право­вого пространства. Эту задачу авторы Гражданского кодекса решали, используя разные источники: Кодекс Юстиниана, местные кутю-мы, королевские ордонансы, в частности Гражданский ордонанс 1670 г., каноническое право (в основном в сфере брачно-семейных отношений), законодательные акты революционной Франции, фи­лософские произведения, прежде всего Жан-Жака Руссо, а также акты гражданского законодательства других государств –Пруссии, Баварии, Дании.

Второй задачей Гражданского кодекса стало утверждение но­вого правопорядка, основу которого составляла частная собствен­ность.

1 Тарле Е.В. Наполеон. М., 1957. С. 131.

2 В этой связи отметим, что первый проект Гражданского кодекса был подготовлен
в течение четырех месяцев. Затем он был разослан в высшие суды Франции. После по­
лучения их отзывов проект был рассмотрен в Государственном Совете под руководством
Наполеона. После этого проект поступил в Трибунат и Законодательный корпус. В тече­
ние одного года (с марта 1803 г. по март 1804 г.) 36 законов, составлявших Кодекс, были
приняты и введены в действие. В полном объеме Кодекс был издан 21 марта 1804 г.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

«Право собственности, – утверждал Порталис, – основное право, на котором покоятся все общественные учреждения, столь же драгоцен­ное для каждого человека, как и его жизнь». Той же позиции придер­живался и Наполеон, обращавший внимание Государственного совета на необходимость увеличения числа собственников, поскольку они «являются твердой опорой безопасности и спокойствия государства»1.

Третьей задачей стало урегулирование множества существовавших противоречий. В поиске баланса интересов авторы Гражданского кодекса попытались найти «золотую середину». Дух умеренности, говорил Порта-лис, должен стать «духом законодателя», поскольку политическое и соци­альное благо всегда находится посредине между двумя крайностями2.

Четвертая задача – регулирование только основных частноправо­вых отношений в их двух проявлениях: в правовом статусе личности и правовом режиме собственности. В соответствии с этими задачами и была построена структура Гражданского кодекса. Первая его часть посвящалась лицам. Вторая часть – имуществу. Третья часть – спо­собам приобретения собственности.

Авторы Гражданского кодекса очертили пределы его применения. Те частноправовые отношения, которые не подпадали под его дейст­вие, регулировались другими актами, в частности Торговым кодексом, принятым в 1807 г.

Пятая задача – четкое формулирование правовых норм. Наполеон требовал, чтобы нормы Гражданского кодекса были сформулирова­ны предельно ясно – так, чтобы каждый человек мог их осознанно исполнять.

И действительно, нормы Гражданского кодекса Наполеона и сей­час служат образцом законодательной техники. В подтверждение при­веду лишь небольшие фрагменты в классическом переводе И.С. Пе-ретерского3:

«Вводный титул. Об опубликовании, действии и применении законов вообще

1. Законы являются подлежащими исполнению на всей француз­ской территории в силу опубликования…

1 Цит. по: История Франции. Т. 2. С. 124.

2 Holmberg T. The Civil Code: an Overview // http://www.napoleon-series.org/research/
government/code.

3 Французский гражданский кодекс 1804 г. М., 1941. Издание было подготовлено
Всесоюзным институтом юридических наук.


Глава третья. Романо-германское право

2. Закон устанавливает правила лишь на будущее время; он не имеет обратной силы.

3. Законы, касающиеся благоустройства и безопасности, обязатель­ны для всех, кто проживает на территории Франции…

4. Судья, который откажется судить под предлогом молчания, тем­ноты или недостаточности закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе в правосудии.

5. Судьям запрещается выносить решения по подлежащим их рас­смотрению делам в виде общего распоряжения.

6. Нельзя нарушать частными соглашениями законы, затрагиваю­щие общественный порядок и добрые нравы…

Книга первая. О лицах

7. Осуществление гражданских прав не зависит от качества граж­данина…

8. Всякий француз пользуется гражданскими правами…

 

146. Нет брака, если нет согласия.

147. Нельзя заключить второй брак до расторжения первого бра­ка…

212. Супруги обязаны к взаимной верности, помощи, поддержке…

371. Дети, во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и ма­тери почтение и уважение.

372. Дети остаются под властью родителей до достижения совер­шеннолетия или до освобождения из-под власти.

373. Отец один осуществляет эту власть во время существования брака…

Книга вторая. Об имуществах и о различных видоизменениях собст­венности

516. Все имущества являются движимыми или недвижимыми...

544. Собственность есть право пользоваться и распоряжаться веща­ми наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не явля­лось таким, которое запрещено законами или регламентом.

545. Никто не может быть принуждаем к уступке своей собственно­сти, если это не делается по причине общественной пользы и за спра­ведливое и предварительное возмещение.

546. Собственность на вещь как движимую, так и недвижимую дает право на все, что эта вещь производит, и на то, что естественно или искусственно соединяется с этой вещью в качестве принадлеж­ности…


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Книга третья. О различных способах, которыми приобретается соб­ственность

711. Собственность на имущество приобретается и передается пу­тем наследования, путем дарения между живыми или по завещанию и в силу обязательств…

1101. Договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколь­кими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо…

1108. Четыре условия являются существенными для действитель­
ности соглашения:

Согласие стороны, которая обязывается;

Способность заключать договор;

Определенный предмет, составляющий содержание обязанности;

Дозволенное основание обязательства.

1109. Нет действительного согласия, если согласие было дано лишь
вследствие заблуждения или если оно было исторгнуто насилием или
достигнуто обманом...

1134. Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по вза­имному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену обязательства. Они должны быть выполнены доб­росовестно…»

Гражданский кодекс был введен в действие не только во Франции (1804 г.), но и в завоеванных ею странах – в Бельгии, Италии, Ис­пании, Германии, Голландии, Польше, Португалии. Свое действие он сохранял и после разгрома империи Наполеона. Так, в Германии в левобережной части Рейна он оставался в силе до 1900 г., когда было принято Германское гражданское уложение. Он действовал также в Российской империи – на территории Польши, входившей в ее состав.

Гражданский кодекс Наполеона оказал большое влияние на гра­жданские кодексы Австрии 1812 г., Испании 1812 г., Гаити 1825 г., американского штата Луизиана 1825 г., Боливии 1830 г., Нидерландов 1835 г., Чили 1855 г., канадской провинции Квебек 1865 г., Португалии 1867 г., Аргентины 1869 г. и т.д.

Столь стремительное его распространение профессор И.С. Пере­терский объяснял так: «Кодекс Наполеона регламентировал господ-320


Глава третья. Романо-германское право

ство буржуазии в юридически законченной, твердой, ясной, не ос­тавлявшей места для сомнений форме»1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...