Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф шестой. Об основных чертах славянского права




В настоящее время идет бурный процесс брожения, в котором кристаллизуется новое славянское право. Его контуры еще не офор­мились. Его содержание замутнено многими чужеродными право­выми моделями. И тем не менее оно уже живет в новых законода­тельных актах, в новых правовых доктринах и, что самое главное, в обновленном правосознании. В нем все более громко заявляют о себе такие ценности, как христианская вера, духовность, единение, национальное самосознание, прямое народное правление и мило­сердие. Эти ценности – правовое наследие славян, их кредо веры, надежды, любви.

Наиболее полно они отражены в преамбулах новых конституций славянского мира1.

Так, Конституцию Польской Республики открывают следующие сокровенные строки:

«В заботе о существовании и будущем нашей Отчизны,

вновь обретя в 1989 г. возможность суверенно и демократически определять ее судьбу,

мы, Польская Нация, – все граждане Республики,

как верующие в Бога – источник правды, справедливости, добра и красоты,

так и не разделяющие этой веры,

а выводящие эти универсальные ценности из иных источников,

равные в правах и обязанностях по отношению к общему благу – Польше,

благодарные нашим предкам за их труд, за борьбу за независимость, стоившую огромных жертв, за культуру, коренящуюся в христианском наследии Нации и общечеловеческих ценностях,

продолжая наилучшие традиции Первой и Второй Республики,

обязавшиеся передать будущим поколениям все то ценное, что добыто более чем за тысячу лет,

 
положе-

С необходимыми поправками и уточнениями тексты конституционных

ний даются по изданию: Конституции государств Европы. М., 2001. Т. 1–3. 266


Глава вторая. Славянское право

соединенные узами общности с нашими соотечественниками, рас­сеянными по свету,

сознавая потребность сотрудничества со всеми странами на благо Человеческой Семьи,

памятуя о горьком опыте времен, когда основные свободы и права человека были в нашей Отчизне попраны,

стремясь навсегда гарантировать гражданские права, а деятельности публичных учреждений обеспечить добросовестность и четкость,

ощущая ответственность перед Богом или перед собственной со­вестью,

вводим Конституцию Республики Польша

как основной закон для государства…»1

Такое же звучание имеют преамбулы конституций России, Украины и Беларуси, Чехии и Словакии, Хорватии и Словении, Сербии и Чер­ногории, Болгарии и Македонии, Боснии и Герцеговины. Все они исходят из необходимости восстановления утраченной связи времен, сохранения наследия предков, создания демократического, правового и социального государства.

В преамбуле Конституции Российской Федерации эти задачи сфор­мулированы в возвышенно-поэтической форме:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и со­гласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопре­деления народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отече­ству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая не­зыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и бу­дущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем Конституцию Российской Федерации».

1 Конституции государств Европы. Т. 2. С. 686.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Правовое наследие прошлого определяет многие черты славянского права. Особое внимание данные акты уделяют социальным вопросам, что не случайно, поскольку христианские идеалы социальной спра­ведливости, социального единства и милосердия всегда были неотъ­емлемой частью общего правового сознания славян.

В подтверждение можно привести много конституционных норм. В частности, первая статья Конституции Сербии утверждает, что государство сербского народа основано на ценностях социальной справедливости. Статья 35 Конституции Македонии указывает, что «государство проявляет заботу о социальной защите и социальной безопасности граждан на основе социальной справедливости». Часть 1 ст. 55 Конституции Словакии провозглашает, что экономика страны «основывается на принципах социально и экологически ориентиро­ванного рыночного хозяйства». Созвучные нормы закреплены в ст. 20 Конституции Польши: «Социальное рыночное хозяйство, опирающее­ся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров, образует основу экономического устройства Республики Польша».

Развернутая формулировка социального государства содержится в ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В целом для славянского правового мира характерно очень широ­кое, патерналистское участие государства в регулировании экономи­ческих, социальных и политических отношений.

Например, ст. 5 и 6 Конституции Польши указывают, что государ­ство «стоит на страже независимости и нерушимости своей территории, обеспечивает свободы и права человека и гражданина, а также безо­пасность граждан, стоит на страже национального наследия, а также обеспечивает охрану окружающей среды, руководствуясь принципом равномерного развития». Кроме того, оно «создает условия для рас­пространения благ культуры, являющейся источником самобытности польской нации, ее существования и развития, и для равного доступа к этим благам».

Статья 49 Конституции Хорватии провозглашает, что «государство способствует экономическому прогрессу и социальному благосостоя­нию граждан и осуществляет заботу об экономическом развитии всех своих территорий». 268


Глава вторая. Славянское право

Конституция Украины закрепляет обязанности государства «обес­печивать социальную направленность экономики» (ст. 13), гаранти­ровать свободу политической деятельности (ст. 15).

А Конституция Словении требует, чтобы государство защищало права человека, заботилось о сохранении природных богатств и куль­турного наследия, создавало «условия для гармоничного развития цивилизации и культуры Словении» (ст. 5).

Наиболее ярко обязанности государства проявляются в конститу­ционном закреплении имущественных прав государства на природные ресурсы.

Так, ст. 13 Конституции Беларуси указывает, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства; что земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государ­ства; что закон может определить также другие объекты, находящиеся в исключительной государственной собственности, либо закрепить исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Во многом совпадающие нормы содержит ст. 18 Конституции Болгарии:

«1. Подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, республи­канские дороги, а также воды, леса и парки, имеющие национальное значение, природные и археологические резерваты, определенные в за­коне, являются исключительно государственной собственностью.

2. Государство осуществляет суверенные права над континенталь­ным шельфом и в особой экономической зоне…

3. Государство осуществляет суверенные права в отношении спектра радиочастот и позиций геостационарной орбиты…

4. Законом может быть установлена государственная монополия на железнодорожный транспорт, национальные почтовые и телеком­муникационные сети, использование ядерной энергии, производство радиоактивных продуктов, оружия, взрывчатых и биологически силь­нодействующих веществ».

Конституция Болгарии вводит особый режим земель: «Земля – ос­новное национальное богатство, которое пользуется особой защитой государства и общества. Обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей. Изменение ее предназначения допус­кается в порядке исключения, если доказана необходимость этого изме­нения, при условиях и в порядке, определенных законом» (ст. 21).


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Во многом аналогичные нормы включены в текст Конституции Словакии. В ней установлено, что «минеральные богатства, пещеры, подземные воды, природные лечебные источники и водные потоки являются собственностью Словацкой Республики» (ст. 4) и что закон может определить также иное имущество, «необходимое для обеспе­чения потребностей общества, развития национальной экономики и публичного интереса», которое может находиться только в собст­венности государства, общины либо определенных юридических лиц (ч. 2 ст. 20).

Статья 13 Конституции Украины указывает, что «земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континен­тального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа». Кроме того, ст. 14 Конституции особо подчеркивает, что «земля является ос­новным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства».

Близкие по содержанию нормы установлены Конституцией Чехии. Она подчеркивает, что государство должно «заботиться о бережном использовании природных ресурсов и охране природных богатств» (ст. 7). А Хартия основных прав и свобод 1991 г. указывает, что закон может устанавливать, «какое имущество, необходимое для обеспе­чения потребностей общества, развития национальной экономики и публичного интереса, может находиться только в собственности государства, общины либо определенных юридических лиц» (ч. 2 ст. 11 Хартии основных прав и свобод).

Иные конструкции, но сохраняющие особые имущественные ин­тересы государства, закреплены в ряде других конституций. Так, ст. 9 Конституции России вводит следующий принцип: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Фе­дерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Статья 56 Конституции Македонии указывает, что «все природные богатства Республики Македония, растительный и животный мир, имущество, находящееся в общем пользовании, а также предметы и объекты особого культурного и исторического значения в соответ­ствии с законом представляют общественный интерес Республики Македония и пользуются особой защитой». 270


Глава вторая. Славянское право

Сходным образом регламентирует эти отношения Конституция Хорватии: «Море, морское побережье и острова, воды, воздушное пространство, полезные ископаемые и другие природные богатства, а также земля, леса, растительный и животный мир, другие природные объекты, недвижимость и вещи, имеющие особое культурное, истори­ческое, экономическое и экологическое значение и которые законом определены как объекты, представляющие интерес для Республики Хорватия, находятся под ее особой защитой» (ст. 52).

Несколько иная модель предложена Конституцией Словении. В ней определено, что закон допускает получение особого права на пользо­вание публичного достояния на тех условиях, которые в нем закреп­лены, что он может устанавливать условия использования природных богатств либо особые условия их эксплуатации, что он вводит особую защиту сельскохозяйственных угодий (ст. 70, 71).

В конституционных нормах об особых имущественных правах и интересах государства заложена идея ограничения прав частной собственности. При этом отметим, что в славянском правовом мире эта идея проводится более последовательно, чем в романо-германском и общем праве.

Так, ч. 3 и 4 ст. 11 Хартии основных прав и свобод Чехии и ст. 20 Конституции Словакии закрепляют следующие принципиальные по­ложения: «Собственность обязывает. Запрещается злоупотребление собственностью и ее использование вопреки всеобщим интересам, охраняемым законом, или наносящее ущерб правам других лиц. Осу­ществление права собственности не должно причинять вред здоровью людей, природе, памятникам культуры и окружающей среде сверх норм, установленных законом». Указанные акты допускают лишение собствен­ности или принудительное ограничение прав собственности в интересах общества, на основании закона и за соразмерное возмещение.

Этот принцип закреплен ст. 67 Конституции Словении в следующей норме: «Закон устанавливает порядок приобретения и использования собственности таким образом, чтобы обеспечивалась реализация ее хозяйственной, социальной и экологической функции».

Более широко этот принцип раскрывается в Конституции Хорва­тии. В ней содержатся положения о том, что «собственность порождает обязанности»; что «субъекты права собственности и пользователи собственности должны заботиться об общем благе» (ст. 48) и что за­кон может ограничить или лишить права собственности в интересах


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Республики при условии возмещения рыночной стоимости имущества (ст. 50).

Следующая черта славянского права, которая приобретает все боль­шее значение, – развитие местного самоуправления.

Конституция России закрепляет четко сформулированный прин­цип: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномо­чий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в сис­тему органов государственной власти» (ст. 12). Дальнейшее развитие этих положений осуществлено в нормах гл. 8 Конституции РФ.

Во многом созвучные положения установлены Конституцией Поль­ши. В частности, в ней закреплено, что территориальное устройст­во Республики должно обеспечивать децентрализацию публичной власти; что территориальное деление государства должно учитывать социальные, экономические и культурные связи и обеспечивать тер­риториальным единицам способность выполнять публичные задачи (ст. 15); что территориальное самоуправление участвует в осуществ­лении публичной власти от собственного имени и под собственную ответственность (ст. 16).

Широкие гарантии местного самоуправления закреплены в гл. 7 Конституции Болгарии, главе четвертой Конституции Словакии, разд. V Конституции Словении, разд. XI Конституции Украины, разд. VI Кон­ституции Хорватии, гл. VII Конституции Чехии, гл. V Конституции Македонии.

К характерным чертам воссозданного славянского права следует отнести также повышенное внимание к гарантиям прав и свобод, что в общем естественно для государств, познавших на собственном опыте гнет тоталитарного правления.

Прежде всего отметим нормы Конституции Российской Федерации, которые придают институту прав и свобод более глубокое содержание: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18).

В ином, но столь же самобытном стиле сформулированы положения Конституции Польши: «Естественное и неотъемлемое достоинство человека образует источник свобод и прав человека и гражданина. Оно нерушимо, а его уважение и охрана являются обязанностью пуб-272


Глава вторая. Славянское право

личных властей… Ограничения не могут нарушать сущность свобод и прав» (ст. 30 и 31).

Бóльшая часть конституций подчеркивает недопустимость наруше­ний прав и свобод. Многие из них подкрепляют этот принцип допол­нительными гарантиями. Так, Конституция Хорватии утверждает: ка­ждый, кто нарушил основные права и свободы человека и гражданина, несет личную ответственность и не может оправдывать свои действия необходимостью исполнения вышестоящих распоряжений (ст. 20).

Описывая черты современного славянского права, я в основном обращался к конституционным нормам, поскольку именно они, не­смотря на множество нерешенных проблем, просчетов и колебаний, определяют путь развития правового мира славян.

При этом отметим, что законодательство остается в нем лишь од­ной из форм существования права. Большое значение имеют обычаи, традиции, дополняющие, изменяющие либо сдерживающие инициа­тивы власти. Действующие в различных местных, национальных либо профессиональных сообществах, они формируют мощный глубинный пласт права, который не подвластен воле правителей. Именно это объ­ясняет неудачи в применении многих законодательных актов в России и Украине, Болгарии и Сербии, Польше и Чехии.

Заметное воздействие на право оказывает правовой язык славян, который складывался на протяжении многих тысячелетий. Такие юридические категории, как «государство», «право», «власть», «пра­вительство», «суд», «закон», «общество», имеют в славянском праве особое содержание, порождают своеобразные мыслительные образы, не присущие носителям других правовых культур1.

Славянское право, как было показано выше, имеет общие истоки и собственную историю развития. В нем, в отличие от правовых систем Италии, Испании, Франции, Германии и Австрии, не было какой-либо заметной рецепции римского права.

И хотя славянское право восприняло многие правовые конструкции романо-германского и общего права, оно и сейчас сохраняет свою уникальность. Так, в правовых системах Сербии, Хорватии, Слове­нии, Болгарии не утвердились модели кодификации частного права. Например, в Хорватии эту сферу регулируют такие разрозненные акты,

1 По этому вопросу см. раздел, посвященный уровням сравнительного правове­дения, выше.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

как Закон о собственности и других вещных правах 1996 г., Закон «Об обязательственных отношениях» 2005 г., Закон о торговых ком­паниях 1993 г.

Весьма своеобразна кодификация частного права в Польше и Че­хии. Они оставили в силе гражданские кодексы, принятые в 1964 г. и сохраняющие сходство с кодификациями социалистического образ­ца (в частности, с Гражданским кодексом РСФСР), а не с Кодексом Наполеона и Германским гражданским уложением.

В славянском праве сложились самобытные юридические конст­рукции, обеспечивающие особый баланс общественных и частных интересов, что проявляется прежде всего в регламентации вопросов собственности, недропользования, государственного управления эко­номикой и социальной сферой.

Постепенно складывается особая стилистика оформления пра­вовых актов. В нормативных актах славянских государств отчетливо прослеживается тенденция к обеспечению как можно более полного регулирования общественных отношений. В этом они сближаются скорее с актами государств общего права (Великобритании, США), чем с актами государств романо-германской системы права. И на­против, судебные решения славянского мира отличаются предельной краткостью в изложении обстоятельств дел и обосновании позиций, что не характерно для судебных решений не только общего, но и ро-мано-германского права.

В заключение отметим, что черты, присущие славянскому праву, проявляются вне зависимости от вхождения государств – его носи­телей в те или иные региональные объединения (в частности, в СНГ и Европейский Союз), различий в их вероисповедании, идеологии и политическом курсе. Поэтому мы можем сделать выводы не только о принадлежности славянских правовых систем к обособленной право­вой семье, о сохранении ее единства, но и о недопустимости признания «правовой колонизации» славян, которое с неизбежностью вытекает из утверждений об их вхождении в семью романо-германского (кон­тинентального) права.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...