Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

То Мы облегчим ему (путь) к легчайшему.




А тому, кто скупился, и обходился

И считал ложыо наилучшее,

Мы облегчим путь к тягчайшему." [459]

3. Выполнение столпов ислама

Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), дал ответ на вопрос Му'аза, сказав, что поклонение одному лишь Всемогущему и Великому Аллаху и выполнение таких обязанностей мусульманина, как молитва, закят, пост и хаджж, являются теми праведным делами, которые Аллах, оказывающий благодеяния Своим рабам, по Своей милости и милосердию сделал причиной того, что они смогут войти в рай. В комментариях ко второму и третьему хадисам уже отмечалось, что вышеупомянутые пять столпов являются опорами ислама, на которых основывается эта религия.

 

4. Врата блага

В той версии этого хадиса, которую приводит Ибн Маджа говорится о вратах рая.

Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), указал Му'азу на необходимость совершения дополнительного после полного выполнения обязательного, чтобы снискать любовь Аллаха. Посланик Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал:

«Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/, пока Я не полюблю его...» [460]

А теперь поговорим о вратах блага.

è a - Пост является щитом.

В данном случае речь идёт о дополнительном посте, а не о соблюдении поста во время рамадана. Как уже указывалось ранее этот пост послужит защитой от огня в мире вечном, поскольку во время поста мусульманин воздерживается от удовлетворения своих желаний, повинуясь велениям Аллаха. Это приучает его держаться установленных границ и приближает к богобоязненности, суть которой состоит в выполнении того, что повелел делать Аллах, и отказе от того, что Аллах запретил. Кроме того, подобное воздержание ослабляет силу чувственности в человеке, которая больше не может управлять им, и благодаря посту он становится богобоязненным и очищается от грехов.

è б - Садака тушит прегрешения.

Как уже отмечалось выше, в данном случае под садакой подразумевается не закят. Под прегрешениями, которые она тушит и следы которых стирает, имеются в виду мелкие грехи перед Аллахом Всевышним, так как тяжкие грехи стирает только покаяние. Если же говорить о прегрешениях, связанных с нанесением ущерба другому человеку, то стереть их можно только удовлетворив пострадавшего. Для этого и была предназначена садака, польза которой распространяется на других.

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, (подаваемая) тайно садака гасит гнев Господа». [461]

Благодаря тушению прегрешений увеличивается надежда, озаряется сердце и становятся чистыми дела и вследствие этого садака превращается в великие врата для других праведных дел.

è в - Ночная молитва.

Имеется в виду добровольная ночная молитва после сна. В этом хадисе речь идёт не только о поминании мужчин, а имеется в виду любой мусульманин, обязанный выполнять установления шариата. Есть много перекликающихся друг с другом аятов и хадисов, где говорится о великом достоинстве ночной молитвы, и поэтому пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), привёл в качестве доказательства аят, в котором сказано:

"Поистине, богобоязненные (пребудут) в райских садах (среди) источников, получая то, что даровал им Господь их, ибо прежде они творили благое. Они спали ночью лишь немного и на заре молили о прощении." [462]

Сообщается, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Наилучшей молитвой после обязательной является молитва (, совершаемая) глубокой ночью». [463]

В "Сунан" ат-Тирмизи приводится хадис, передаваемый со слов Биляла, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Вам следует молиться по ночам, ибо, поистине, ночная молитва была обыкновением праведников, живших до вас. И, поистине, ночная молитва является средством приближений к Аллаху, удерживает от греховного и искупает дурные дела».

Наилучшим временем для совершения добровольной ночной молитвы является поздняя ночь, так как пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«...и молитва человека глубокой ночью». В данном случае имеется в виду любой момент времени, близкий к середине ночи.

 

5. Глава исламской религии, её столп и её вершина

Похоже, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), являвшийся наставником, увидел в глазах своего сподвижника Му'аза желание получить от него побольше знания, и он добавил ему ясного знания с помощью уподобления и примера. Однако пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), передал ему это знание только после того, как сам задал ему вопрос, сказав: «Не поведать ли тебе..?" Это является действенным воспитательным приёмом, способствующим повышению внимания обучаемого и заставляющим его в свою очередь задавать вопрос, стремясь к получению ответа, а не просто слушать и воспринимать. Что же касается знания, переданного пророком, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то оно заключало в себе следующее:

è а - Главные в этом деле является ислам.

Толкование этого высказывания содержится в другом хадисе, передаваемом со слов Му'аза, где сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Поистине, главное в этом деле состоит в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад - Его раб и Его посланник" [464]

Это значит, что главным в этой религии являются два свидетельства, а тот, кто не признаёт этого внутренне и внешне, не имеет к исламу никакого отношения. Говорят также, что главным в религии, с которой был послан пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), является ислам со всеми его пятью столпами.

è б - Его столпом является молитва.

Это значит, что молитва является той опорой, благодаря которой может существовать религия, подобно тому, как шатер может стоять благодаря поддерживающему его шесту. И подобно шесту, поднимающему шатёр и делающему его пригодным для использования, молитва возвышает религию и делает её явной, готовя совершающего молитву к достижению высот близости к Аллаху и полному погружению немощного раба в море связи с его Всемогущим, Кротким и Милосердным Творцом.

è в - Вершиной его является сражение за веру.

Это значит, что высшим из того, что есть в исламе, является джихад, так как благодаря ему возвышается слово Аллаха, а ислам одерживает победу над другими религиями, чего с помощью иных видов поклонения достичь невозможно и в силу чего в этом отношении он является наивысшим из них. Многие хадисы посланика Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), указывают на то, что после совершения всего обязательного наилучшим делом является джихад.

Так, например сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:"(Oднажды) я спросил: "О посланник Аллаха, какое дело является наилучшим?"

(Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:«Вера в Аллаха, а затем - сражение на пути Аллаха». [465]

Верблюжий горб был избран для уподобления джихаду по причине, что верблюды являлись наиболее ценным из имущества арабов в те времена.

6. Самое главное - следить за своим языком

Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), завершил свои наставления Му'азу, да будет доволен им Аллах, разъяснив ему, что управляет всеми вышеупомянутыми делами, регулирует их и приводит их к совершенству способность следить за своим языком и удерживать его от дурного. О том, как важно следить за своим языком и сдерживать его, мы говорили в комментариях к тому хадису, где приводятся слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям):

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». [466]

Сообщается, что Абу-ль-Йуср, да будет доволен им Аллах, сказал: "Один человек попросил: "О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, которое позволит мне войти в рай ".

(В ответ пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Придерживай это», - указав на свой язык.

Тот повторил свою просьбу, и тогда (пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям) воскликнул:

«Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-либо, кроме клеветнических речей?!» " [467]

Ибн Раджаб сказал: "Под воздаянием за клеветнические речи подразумевается воздаяние за запретные слова и наказание за них, ибо, поистине, своими словами и делами человек сеет и хорошее, и дурное, а в День воскресения он пожнёт то, что посеял. Посеявший благие слова и дела пожнёт почёт, посеявший же дурные слова и дела пожнёт раскаяние". Из явного смысла хадиса, переданного Му'азом, да будет доволен им Аллах, следует, что в большинстве случаев люди будут оказываться в огне из-за того, что станут говорить своими языками, так как составной частью греховных речей является многобожие, а это - величайший грех перед Всемогущим и Великим Аллахом. И составной частью этих речей являются такие слова об Аллахе, которые произносятся без знания, что неразрывно связано с многобожием, и частью их является лжесвидетельство, приравниваемое к приданию сотоварищей Всемогущему и Великому Аллаху, и частью их является колдовство и клевета, а также другие тяжкие и мелкие грехи наподобие лжи, злословия и сплетен.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"По большей части людей будут ввергать в огонь из-за двух вещей - рта и половых органов". [468]

Малик передаёт со слов Зайда бин Аслама, что его отец рассказывал, что однажды Умар зашёл к Абу Бакру, да будет доволен Аллах ими обоими, и увидел, как тот тянет себя за язык.

Умар сказал: "Прекрати, да простит тебя Аллах!"

Абу Бакр сказал: "Это то, что может привести меня к гибели ".

Ибн Бурайда сказал: "Я видел, как однажды Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, взялся за свой язык и стал говорить: "Горе тебе, говори благое, и ты будешь в выигрыше, или не говори дурного, и останешься цел, а иначе знай, что ты пожалеешь!"

Его спросили: "О Ибн Аббас, почему ты говоришь это?"

Он сказал: "Дошло до меня, что в День воскресения ни на одну часть собственного тела не станет человек гневаться так, как на свой язык, если только не будет он произносить им благого ".

Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, часто клялся Аллахом, помимо которого нет иного бога, в том, что нет на земле ничего, что больше нуждалось бы в длительном заключении, чем язык.

Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Язык - повелитель тела, и если он совершит какое-нибудь преступление против других частей тела, то и они совершат его, если же он воздержится, то и они воздержатся ".

7. Наилучшие дела благочестия после выполнения религиозных обязанностей

Малик и Абу Ханифа считают, что после обязательных молитв наилучшим из дел благочестия является знание, а после него - джихад.

Аш-Шафи'и считал, что наилучшим делом являются обязательные и дополнительные молитвы, а имам Ахмад, сказал: "Борьба на пути Аллаха ".

Известно, что посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), не раз спрашивали о том, какое дело является наилучшим, на что он иногда отвечал:

«Своевременно совершаемая молитва»,

- иногда говорил: «Джихад»,

- а иногда: «Проявление почтительностик родителям",

- объяснялось же это тем, что подобные вопросы задавались в разные периоды времени людьми, находившимися в разных обстоятельствах.

8. В этом благородном хадисе сообщается о том, что сподвижники просили у пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), указаний, а он увещал их.

Кроме того, этот хадис служит указанием на то, что прежде всего рабу Аллаха необходимо совершать пятикратную молитву, что позволит ему войти в рай и удалиться от огня.

9. В нём говорится о той опасности, которую представляет собой язык, о том, что с человека взыщется за дела его, и о том, что дурные дела могут привести к огню.

Хадис 29.
Границы Аллаха Всевышнего и Его запреты

Передают со слов Абу Са'лябы аль-Хушанни Джурсума бин Нашира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) веши, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!» [469]

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Данный хадис относится к числу кратких, но ёмких по смыслу слов, способностью произносить которые Аллах Всевышний наделил нашего пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он весьма краток и весьма важен, а кто-то даже сказал:

"Нет среди хадисов ни одного другого, который, подобно этому, объединял бы в себе все основы и ответвления религии, так как пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), разделил установления Аллаха на четыре части:

Ø обязанности /фараид/,

Ø запреты /махарим/,

Ø границы /худуд/

Ø и то, о чём умалчивается /маскутун 'ан-ху/".

Ибн ас-Сам'ани сказал: "Тот, кто будет поступать в соответствии с этим хадисом, получит награду и избежит наказания, ибо любой человек, который станет выполнять обязательное, сторониться запретного, останавливаться у границ и отказываться от поисков того, что от него сокрыто, будет полностью придерживаться всего достойного и выполнять все религиозные обязанности, поскольку установления шариата не выходят за пределы видов, упомянутых в данном хадисе ".

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

1.Обязательность неуклонного выполнения религиозных обязанностей /аль-фара'ид ва-ль ваджибат/

Обязательным является то, что Аллах вменил в обязанность своим рабам, и то, что Он обязал их делать, примером чего может служить молитва, закят, пост и хаджж, считающиеся обязательными в силу существования соответствующих указаний шариата, а именно — определённых аятов Корана и хадисов, составляющих собой сунну пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

Существует два вида обязанностей / фара'ид /:

Ø -обязательное для каждого дееспособного мусульманина / фара'ид а'йан /, например, пятикратная молитва, закят и пост,

Ø -и то, исполнение чего некоторыми мусульманами, освобождает от греха всех остальных / фара'ид кифайа /, если же этим не занимается никто, то грех падает на всех. Примером может служить участие в заупокойной молитве, ответ на приветствие, побуждение к одобряемому шариатом и удержание от порицаемого.

2. Остановка у границ Аллаха Всевышнего

Под "границами"/ худуд / подразумеваются определённые наказания, удерживающие людей от совершения запретного, наподобие наказания за прелюбодеяние, наказания за воровство и наказания за употребление вина.

Сообщается, что когда в год завоевания Мекки Усама Ибн Зайд, да будет доволен Аллах, обратился к посланнику Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), желая вступитьсяся за одну женщину из рода бану махзум, которая совершила кражу, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал ему:

«Неужели ты ходатайствуешь, когда дело каксается одного из наказаний (, установленных) Аллахом?!» [470] - имея в виду отсечение руки за воровство. Это — наказания, установленные Аллахом Всевышним, слава Ему, который является Творцом, а это значит, что определённых Им границ следует придерживаться точно, ничего не убавляя и не добавляя к этому. Если же говорить об ужесточении наказания за употребление вина, которое может колебаться в пределах от сорока до восьмидесяти ударов, то это не запрещается, хотя посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, в подобных случаях ограничивались сорока ударами. Это было связано с тем, что когда во время правления Умара, да будет доволен им Аллах, люди стали пить больше вина, чем прежде, они заслужили увеличения количества ударов в качестве воздаяя и средства удержания. Ужесточение наказания стало результатом правильного и обоснованного иджтихада Умара, да будет доволен им Аллах, и поэтому Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:

"И ужесточение, и отказ от него (соответствуют) сунне".

Объясняются же слова Али тем, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), повелел в особой мере следовать примеру Умара,сказав:

«Подражайте тем двоим, которые (придут) после меня, Абу Бакру и Умару». [471]

Известно также веление пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), более общего характера:

"...(и поэтому) вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём..." [472]

Все сподвижники единодушно одобрили вышеупомянутое ужесточение и были рады этому, а Али сказал Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: "О повелитель правоверных, выпивший вина говорит неразумные слова, говорящий неразумное клевещет, а наказание клеветнику в Книге Аллаха определено в восемьдесят ударов..., ибо Аллах Всевышний сказал:

"A тех, которые выдвигают обвинения против целомудренных женщин, не приводя четырёх свидетелей, подвергайте бичеванию (, давая им по) восемьдесят ударов, и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они - нечестивцы." [473]

3. Запрет на приближение к запретному и совершение его

Здесь имеется в виду то, относительно запретности чего есть ясные указания в благородном Коране и сунне пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

Аллах Всевышний объявил это запретным, запретив приближаться к подобным вещам и совершать их, примером чего является лжесвидетельство, присвоение имущества сироты и ростовщичество.

Аллах Всевышний сказал:

"Скажи: "Поистине, запретил Господь мой недостойные поступки, как явные, так и тайные..." [474]

Что же касается пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то он сказал:

«Всё опьяняющее запретно». [475]

Сообщается также, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«...и, поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь неприкосновенны для вас». (Аль-Бухари и Муслим.)

Тот, кто внимательно присмотрится к этим запретным вещам и попытается беспристрастно определить причину того,почему они были запрещены, увидит, что подобных вещей найдёте немного и все они являются отвратительными, тогда как все остальное является разрешённым и благим.

Аллах Всевышний сказал:

"O те, кто уверовал! Не запрещайте того благого, что Аллах разрешил вам". [476]

4. Проявление милости Аллаха Всевышнего по отношению к Его рабам

Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), ясно сказал, что умолчание Аллаха, неупомянувшего о некоторых вещах и не указавшего ни на их отрицательность, ни на их дозволенность, ни на их запретность, явилось проявлением милости и доброты Аллаха по отношению к Его рабам. Тем самым Он указал, что такие вещи являются простительными, и если люди станут совершать подобное, на них не будет греха, как не будет на них греха и в том случае, если они откажутся от совершения этого. И причиной этого умолчания Всевышнего, слава Ему, была не ошибка и не забывчивость, ведь Аллах намного выше этого.

Аллах Всевышний сказал:

"...и не забывает Господь твой." [477]

Всемогущий и Великий также сказал:

"Не ошибается Господь мой и не забывает." [478]

 

5. Запрещается доискиваться и задавать много лишних вопросов

Возможно, что имеющееся в данном хадисе запрещение доискиваться и задавать много вопросов касалось только времени жизни пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), поскольку многочисленные вопросы относительно того, о чём не упоминал Аллах, могли стать причиной усиления бремени, что выразилось бы во вменении в обянность чего-нибудь нового или новом запрете.

Аллах Всевышний сказал:

"O те, кто уверовал! Не спрашивайте о том, что огорчит вас, если станет вам известно." [479]

Возможно также, что в целом этот хадис остаётся действительным, а запрещение, которое в нём содержится, касается не oбусловленных настоятельной необходимостью попыток углубления в религиозные вопросы.

Сообщается, что однажды пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Не спрашивайте меня о том, чего я вам не говорил! Поистине, живших до вас погубило лишь то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками!» [480]

Сообщается также, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Погибли углублявшиеся". [481]

Под углубляющимся / мутанатты '/ имеется в виду допытывающийся о том, что его не касется, или же тот, кто занимается детальным изучением всевозможных ответвлений от основного.

Сообщается, что Абдуллах бин Маc'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

"Ни в коем случае не допытывайтесь и не углубляйтесь, а следует вам придерживаться того, что было".

Здесь имеется в виду то, чего придерживались сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах.

В данном случае "углубляться" значит настаивать на чем нибудь, преступая границы разумного.

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, перестали задавать пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), множество вопросов, и им даже нравилось то, что бедуины приходили и задавали ему вопросы, он отвечал, им, а они внимали его словам.

Заниматься выяснением того, что тебя не касается, значит допытываться о сокрытом / гайб /, в которое нам было велено верить и суть которого остаётся неясной, так как подобные выяснения обязательно приводят к замешательству и сомнениям, а, возможно, и к недоверию.

Ибн Исхак сказал: "Неразрешается людям размышлять ни о Творце, ни о сотворённом, используя то, чего они не слышали. Так, например, относительно слов Всевышнего:

"..и нет ничего, что не прославляло бы его, воздавая Ему хвалу..." [482]

- нельзя говорить: "Как прославляют Его неодушевлённые вещи?", - поскольку Всевышний поведал об этом и Он устраивает это, как пожелает".

6. В, этом хадисе приводится веление выполнять обязательное, придерживаться установленных границ, избегать запрещемого и не углубляться в то, о чём Аллах умолчал по Своей милости к людям.

Хадис 30.
Истинная суть отречения от мира и плоды этого отречения

Сообщается, что Абу-ль-Аббас Сахль бин Са'д ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, сказал:

"(Однажды к пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), пришел какой-то человек и сказал: "О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за которое меня полюбит Аллах и полюбят люди, если я совершу его".

(В ответ на это пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям,) сказал:

«Отрекись от мира этого, и полюбит тебя Aллаx, отрекись от того, что есть у людей и полюбят тебя люди». " [483]

 

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Этот хадис содержит в себе два великих наставления из числа наставлений пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям):

ПЕРВОЕ состоит в том, что отречение от мира этого становится причиной того, что Аллах Всевышний испытывает любовь к Своему рабу.

ВТОРОЕ состоит в том, что отречение от принадлежащего людям становится причиной любви и уважения людей.

Бесспорным в исламе является то, что человек может оказаться среди достигших успеха, которые обретут счастье в обоих мирах, только после того, как Аллах полюбит его, необходимым условием чего является предпочтение мира вечного миру тленному. А любви он может добиться только после того, как душа его отвернётся от мирских благ, принадлежащих людям, и гордо устремится к праведным делам, плоды которых вечны, так как в мире ином всё лучше и надёжнее. Вот почему Ибн Хаджар аль-Хайтами говорит об этом хадисе так: "Это один из четырёх хадисов составляющих собой основу ислама ".

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

1. Смысл понятия "отречение" /зухд/

Наши праведные предшественники и улемы, пришедшие им на смену, по-разному толковали понятие отречения от мира, но в основе всех этих толкований лежит сообщение имама Ахмада, передавшего, что Абу Идрис аль-Хауляни, да будет доволен им Аллах, сказал:

"К отречению от мира приходят не с помощью запрещения дозволенного и не с помощью расточения имущества.

Отречение от мира это такое состояние, когда ты больше полагаешься на то, что находится в руках Аллаха, чем на то, что находится в твоих собственных руках, а когда постигает тебя беда, больше желаешь награды за это и того, чтобы это стало запасом, чем того, чтобы утраченное осталось у тебя ".

В этом высказывании отречение толкуется как нечто состоящее из трёх составных частей, и все они относятся к делам сердец, а не к внешним действиям, и поэтому Абу Суляйман ад-Дарани говорил:

"Не говори ни о ком, что он достиг отречения, ибо отречение находится в сердце ".

Тремя вышеупомянутыми частями являются:

è а - Такое состояние раба, когда на то, что находится в руках Аллаха, он полагается больше, чем на то, что находится в его собственных руках. Источником этого является истинная убеждённость в получении своего удела, за что перед Своими рабами поручился Аллах, который сказал:

"Нет на земле ни одного живого существа (, обеспечение) пропитанием которого не взял бы на Себя Аллах..." [484]

Аллах Всевышний, слава Ему, также сказал:

"А на небе - удел ваш и то, что вам обещано." [485]

è б - Такое состояние раба, когда в случае какого-нибудь несчастья, например, утраты имущества или ребёнка он больше желает получения за это награды Аллаха, чем сохранения утраченных им мирских благ. Источником этого также является полная убеждённость, что указывает на отречение от мира и малость стремления к нему.

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что обращаясь с мольбами к Аллаху, посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), часто говорил:

"О Аллах, надели нас таким страхом перед Тобой, который не даст нам ослушаться Тебя, и такой покорностью Тебе, посредством которой Ты приведёшь нас к Твоему раю, и такой уверенностью, которая сделает для нас лёгкими бедствия этого мира" [486]

/Аллахумма-ксим ля-на мин хашийати-кя ма тахулю байна-на ва байна ма'асы-кя, ва мин та'ати-кя ма тубаллигу-на би-хи джанната-кя, ва мин аль-йакыни ма тухаввину 'аляй-на маса'иба-д-дунйа./

è в - Такое состояние раба, когда воздающий ему хвалу в том, что касается истины, ничем не отличается для него от порицающего. Это является одним из признаков отречения от мира, презрения к нему и малости стремления к мирскому.

Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: "Убеждённость состоит в том, чтобы ты не угождал людям посредством того, что вызывает гнев Аллаха ".

К числу высказываний, имеющих отношение к истолкованию понятия "отречение", относятся слова аль-Хасана аль-Басри:

"Отрёкшимся является тот, кто при виде любого человека говорит: "Он лучше меня ".

И таковыми являются слова Вахба бин аль-Варда, да помилует его Аллах: "Отречение от мира состоит в том, чтобы ты не горевал о мирском, которое ты упустил, и не радовался тому црскому, которое пришло к тебе ".

И таковым является ответ аз-Зухри, который он дал на вопрос об отречении, сказав: "(Отрекающимся является) тот человек, у которого запретное не одержало верх над терпением и которого дозволенное не отвлекает от благодарности ".

И таковыми являются слова Суфйана бин 'Уйайны, сказавшего: "Отрекающимся от мира является тот, кто благодарит, когда ему оказывается благодеяние, и проявляет терпение, когда его постигает испытание".

И таковыми являются слова Раби'и: "Основа отречения состоит в том, чтобы приобретать всё должным образом и тратить всё должным образом ".

И таковыми являются слова Суфйана ас-Саури, который сказал: "Отречение от мира есть отсутствие больших надежд (на будущее), а не употребление грубой пиши и не ношение абы ".

И таковыми являются слова имама Ахмада: "Отречение от мира состоит в отсутствии больших надежд (на будущее) и полном отказе от принадлежащего (другим) людям ".

2. Составные части отречения

Некоторые из наших предшественников разделяли отречение на три составные части:

è а - Отречение от многобожия и поклонения тому, чему поклоняются помимо Аллаха.

è б - Отречение от всего запретного, являющегося греховным.

è в - Отречение от дозволенного.

Как первая, так и вторая части этого отречения являются обязательными в отличие от третьей.

Ибн аль-Мубарак сказал: "Му'алля бин Абу Мути' сказал:

Есть три аспекта отречения:

Ø Один из них состоит в том, чтобы делать и говорить что бы то ни было только ради Всемогущего и Великого Аллаха, не преследуя никаких мирских целей.

Ø Второй заключается в отказе от неподходящего и обращении к тому, что носит добровольный характер.

Ø Третий и наименее значительный аспект состоит в том, чтобы отречься от дозволенного, что является добровольным ".

Ибрахим бин Адхам сказал: "Отречение бывает трёх видов:

Ø отречение как обязанность,

Ø отречение как достоинство,

Ø отречение как спасение.

Что касается отречения как обязанности, то это отречение от запретного, отречение как достоинство есть отречение от дозволеного, а отречение как спасение - это отречение от сомнительного ".

Сообщается, что имам Ахмад также выделял три аспекта отречения:

ПЕРВЫЙ: отказ от запретного, что является отречением обычных людей.

ВТОРОЙ: отказ от излишнего дозволенного, что является отречением избранных.

ТРЕТИЙ: отречение от того, что отвлекает от Аллаха, и это является отречением познавших.

3 - Что побуждает к отречению?

К отречению человека побуждает целый ряд вещей, в том числе:

è а - Обыкновение представлять себе мир вечный и предстояние перед своим Творцом в День расчёта и воздаяния, благодаря чему он сумеет одержать верх над своим шайтаном и своими желаниями и отвлечь себя от удовольствий этого мира и его преходящих наслаждений.

Указанием на всё вышеупомянутое является сообщение о том, что когда Хариса, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям): "Я стал истинно верующим",

- он, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «У каждого истинно верующего есть истинная суть, а в чём истинная суть твоей веры?»

Он сказал: "Я увёл душу свою от мира этого, и теперь камни его не отличаются для меня от его глины, и я будто воочию вижу престол моего Господа, и будто вижу обитателей рая, испытывающих блаженство в раю, и оказавшихся в аду, которые мучаются в огне ".

(Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «О Хариса, ты познал, так не отступай же (от этого)". [487]

è б - Обыкновение представлять себе, что наслаждения мира этого отвлекают сердца от Аллаха Всевышнего, делают положение человека пред Ним более низким и обязательно приведут к долгой задержке и стоянию в этот тяжёлый День для того, чтобы быть спрошенным о благодарности за наслаждения в земной жизни.

Аллах Всевышний сказал:

"Затем обязательно будете вы спрошены в тот День о наслаждении". [488]

è в - Множество трудностей и унижений, которые неотделимы от приобретения мирских благ, распространённость обмана в земной жизни, быстрота изменения и исчезновения приобретаемого в этом мире, множество низких людей, стремящихся к мирским благам, и ничтожность мира этого для Аллаха Всевышнего.

Передают со слов Сахля бин Са'да ас-Са'иди, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Если бы мир этот для Аллаха был равен хотя бы комариному крылу, то Он не дал бы неверному сделать и глотка воды». [489]

è г - Обыкновение считать мир этот проклятым, как говорится об этом в хорошем хадисе, который приводит Ибн Маджа и в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах передал, что пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Мир этот проклят и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха и того, что этому способствует, и знающего и приобретающего знания". [490]

Это значит, что удалены от Аллаха Всевышнего и мир этот, и всё, что в нём есть, кроме полезного знания, указывающего путь к познанию Аллаха, стремления приблизиться к Нему, поминания Аллаха и всего способствующего этому из того, что приближает к Всевышнему.

4. Пренебрежительное отношение к миру и предостережение от ослеплённости им

Отрицательное отношение к миру того, кто от него отрекается, усиливается, когда он читает аяты своего Всемогущего и Великого Господа и хадисы Его пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), находя в них выражение пренебрежения к этому миру и предостережения от ослеплённости им и его обманчивости.

Аллах Всевышний сказал:

"Но предпочитаете вы жизнь эту,

тогда как мир вечный лучше и надёжнее." [491]

Аллах Всевышний, слава Ему, также сказал:

"Скажи: "Наслаждения этого мира недолговечны, а мир вечный - наилучшее для богобоязненного". [492]

Всемогущий и Великий Аллах также сказал:

"И пусть не обольщает вас земная жизнь и да не соблазнит вас соблазнитель в (том, что касается) Аллаха. " [493]

Аллах Всевышний также сказал:

"И они радуются земной жизни, но земная жизнь (по сравнению) с миром вечным - лишь (незначительное) наслаждение." [494]

Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "(Однажды) пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), который шёл по рынку в сопровождении людей, находившихся справа и слева от него, поравнялся с дохлым козлёнком с подрезанными ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...