Поистине, только в огне место хитрости и обману,
ибо два этих свойства - из числа свойств лицемеров". Хитрость разрешается применять по отношению к тем, к кому её применять дозволено, а именно - по отношению к противнику на воине, поскольку пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Война - это обман». [614] 3. Запретность взаимной ненависти /табагуд/ è а - Определение этого: ненависть /бугд/есть отвращение по отношению к чему-либо из-за такого свойства этого, которое человек считает безобразным. Синонимом этого слова является слово " кяраха " Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), запретил мусульманам ненавидеть друг друга, если только это не является ненавистью ради Аллаха Всевышнего, но взаимная ненависть недопустима, если к ней побуждают страсти, охватывающие души людей, так как истинные мусульмане являются любящими друг друга братьями. Аллах Всевышний сказал: "Верующие - не кто иные как братья." [615] И сообщается, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдёте в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга...» [616] è б - Суждение о взаимной ненависти. Она возникает между двумя людьми и исходит либо от обоих, либо от одного из них. Если ненависть испытывают не ради Аллаха, то она запретна, в противном же случае она является обязательной или рекомендуемой. Аллах Всевышний сказал: "O те, кто уверовал! Не берите врага Моего и врага вашего в покровители". [617] Пророк же, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Любящий ради Аллаха, ненавидящий ради Аллаха, дающий ради Аллаха и отказывающий ради Аллаха обладает совершенной верой» [618] Верующий должен быть искренним по отношению к самому себе и остерегаться ненависти, которая возникает только под воздействием страсти, или дружбы или привычки, поскольку это исключает возможность того, что эту ненависть испытывают ради Аллаха Всевышнего, и делает её запретной ненавистью.
è в - Запретность всего, что приводит к вражде и ненависти. Аллах запретил верующим всё то, что способствует возникновению среди них вражды и ненависти, запретив им, в частности, вино и азартные игры {майсир). Аллах Всевышний сказал: "Поистине, шайтан хочет только посеять между вами вражду и ненависть с помощью вина и майсира и отвратить вас от поминания Аллаха и от молитвы, так прекратите ли вы (заниматься этим)?" [619] И Аллах запрещает распространять сплетни, так как это приводит к вражде и ненависти, но разрешает прибегать ко лжи с целью примирения людей и побуждает к примирению и устранению разобщённости. Аллах Всевышний сказал: "Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей между собой..." [620] è г - Значение симпатии в исламе. Ввиду благородства таких чувств как симпатия и любовь Аллах наделил ими Своих рабов и Аллах Всевышний сказал: "...И помните о милости Аллаха по отношению к вам (, проявленной в то время), когда вы были врагами, а Он привёл к согласию ваши сердца, и вы стали братьями по милости Его." [621] Аллах Всевышний также сказал: "Ведь это Он поддержал тебя Своей помощью и верующими и (это Он) привёл к согласию сердца их. Если бы израсходовал ты всё, что есть на земле, то не привёл бы к согласию сердца их, но Аллах примирил их, поистине, Он - Всемогущий, Мудрый." [622] 4. Запретно отворачиваться друг от друга /тадабур/ Слово "' тадабур " означает "прекращение отношений; оставление". Здесь имеется в виду такое положение, когда человек поворачивается к своему товарищу спиной и отворачивает от него своё лицо, иначе говоря, подразумевается разрыв отношений. Если такой разрыв имеет место из-за чего-нибудь мирского, то подобное является запретным. Именно об этом и говорится в том хадисе, где со слов Абу Аййуба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Мусульманину не разрешается прекращать общаться со своим братом на срок, превышающий три дня, по истечении которых они будут (продолжать) отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым приветствует (другого). [623] А в "Сунан" Абу Дауда приводится хадис, в котором со слов Абу Харраша ас-Сулами, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Покинувший брата своего на год подобен пролившему его кровь». Отказываться от общения с человеком ради Аллаха можно и на срок, превышающий три дня, если это делается по религиозным соображениям. О дозволенности этого говорил имам Ахмад, а указанием на это является рассказ о тех троих, которые не приняли участия в походе на Табук, оставшись в Медине, за что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), велел всем мусульманам объявить им бойкот, который продолжался пятьдесят дней, чтобы преподать им урок за то, что они остались, и из-за опасений перед тем, что они могут впасть в лицемерие. Кроме того, разрешается отказываться от общения со сторонниками нововведений, явно противоречащими сунне, а также с призывающими к потворствованию собственным страстям и следованию ошибочным принципам. Аль-Хутаби говорит о дозволенности прекращения общения отца со своими детьми, мужа со своей женой и так далее в воспитательных целях на срок, превышающий три дня, так как однажды пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), покинул своих жён на целый месяц. 5. Запрещается перебивать торговлю друг другу О запретности подобного упоминается во многих хадисах. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Верующему не разрешается перебивать торговлю своему брату». [624] Имеется в виду тот случай, когда во время обсуждения или определения условий сделки кто-нибудь говорит купившему товар: "Расторгни эту сделку, и я продам тебе нечто лучшее за ту же цену или такой же товар, но дешевле ". То же самое относится и к тем случаям, когда речь идёт не о продаже, а о покупке, если кто-нибудь говорит продающему: "Расторгни эту сделку, и я дам тебе за это больше". Улемы единодушы во мнении о том, что и то, и другое запретно.
Ан-Навави сказал: "Подобный поступок при продаже или покупке является греховным и запретным, однако если уж некоторые люди идут на это, продавая или покупая что-нибудь таким образом, то, по мнению шафиитов и Абу Ханифы, сделку о купле или продаже заключать можно ". Есть и другой вид перебивания торговли. Речь идёт о том случае, когда хозяин товара и желающий его купить договариваются о его продаже, но до заключения сделки кто-то третий говорит владельцу товара: " Я дам тебе за него больше ", - или же он говорит желающему купить: "Я продам тебе более хороший товар дешевле". Подобные действия являются столь же запретными, как и вышеупомянутое перебивание торговли, и здесь никакой разницы между неверным и верующим, поскольку дело касается верности своему слову и соблюдения условий договора. Причина запрета на подобные действия состоит в том, что oни приводят к причинению вреда и нанесению ущерба. Что же касается продажи товаров с аукциона, иначе говоря, продажи их тому, кто даст больше, то она запретной не является, поскольку всё происходит до заключения соглашения и принятия решения, а кроме того, известно, что однажды посланик Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), выставивший товар на продажу, стал говорить: «Кто больше?» [625] 6. Веление о распространении братских отношений Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), велит распространять братские отношения среди мусульман, говоря: «...и будьте братьями, о рабы Аллаха...» Это значит: совершайте то, благодаря чему вы станете братьями, отказываясь от зависти по отношению друг к другу, взаимной ненависти, взвинчивания цен, разрыва отношений друг с другом, и перебивания торговли друг другу, поддерживайте между собой братские отношения, относитесь друг к другу с любовью, добротой, жалостью и сочувствием и чистосердечно помогайте друг другу в благом. И не забывайте о том, что вы являетесь рабами Аллаха, а одной из особенностей рабов является подчинение велению их Господина быть подобными братьям, помогающим друг другу в поддержании религии и исполнении установленных Им обрядов, что невозможно осуществить без единства сердец и сплочённости рядов.
Аллах Всевышний сказал: "Ведь это Он поддержал тебя Своей помощью и верующими (это Он) привёл к согласию сердца их." [626] Для того, чтобы добиться установления братских отношений, каждому мусульманину необходимо отдавать должное другому, например, приветствовать его, желать ему блага, когда он чихает, навещать его в случае болезни, отвечать на его приглашение, давать ему искренние советы и провожать его в последний путь. Подарки и рукопожатия добавляют любви и взаимной симпатии братским отношениям. Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Делайте подарки друг другу и вы полюбите друг друга». [627] Передают со слов Умара бин Абд аль-Азиза, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Обменивайтесь рукопожатиями, ибо, поистине, это уничтожает ненависть, и одаривайте друг друга» [628] Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал: "Рукопожатие увеличивает взаимную симпатию". 7. Обязанности мусульманина по отношению к его брату Мусульманину велено поддерживать со своими братьями в исламе такие отношения, которые приводят к согласию и единению сердец. Аллах Всевышний сказал: "Верующие - не кто иные как братья, а (поэтому) примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших." [629] С другой стороны, запрещается всё то, что может послужить причиной взаимной антипатии и разногласий сердец, а к этому по большей части приводят четыре вещи: û притеснение, û оставление без помощи, û ложь и недоверие, û а также проявление презрения. Более того, мусульманин не сможет ни исповедовать ислам должным образом, ни обрести совершенную веру до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе, и поэтому он должен стремиться к тому, чтобы не причинять ему обид и защищать его от причинения ему вреда другими людьми. А помимо четырёх вышеупомянутых вещей нет таких обид и такого вреда, от которых мусульманин обязан защищать своего брата в исламе. Если говорить о высоких нравственных качествах, то проявлять их в исламе следует не только по отношению к мусульманам, но и ко всем людям вообще, и именно поэтому вышеупомянутые четыре вещи запретны по отношению к кому бы то ни было.
Ø 1 - Запрещение притеснять человека. Это значит, что без соответствующего позволения шариата нельзя причинять никакого вреда ни самому человеку, ни его религии, как нельзя оскорблять его или наносить ущерб его имуществу, поскольку всё это является притеснением и запретным разрывом, несовместимым с братством в исламе. Ранее мы уже касались темы несправедливости и притеснений.[630] Ø 2 - Запрещение оставлять человека без помощи. Мусульманину строго-настрого запрещается оставлять челока без помощи, особенно в том случае, когда он испытывает нужду и оказывается вынужденным делать что-то. Аллах Всевышний сказал: "А если они попросят вас о помощи в (делах) религии, вам следует оказать помощь." [631] Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «(Любого мусульманина,) который оставит другого мусульманина без помощи в таком месте, где право его неприкосновености не соблюдается, а достоинство унижается, Аллах обязательно оставит без помоши в таком месте, где он будет желать получитъ Его помощь» [632] Сообщается также, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Тому, кто тайно окажет помощь брату своему, имея возможность сделать это, Аллах поможет в обоих мирах» [633] Запретное оставление без помощи может иметь отношение к мирским делам, например, в том случае, когда человек может помочь притесняемому и оградить его от притеснителя, но не делает этого. И это может иметь отношение к религии, когда один человек может дать другому совет, который поможет ему избавиться от его заблуждения, например, с помощью увещания, но не делает этого. Ø 3 - Запрещение лгать другому или проявлять к нему недоверие. Один мусульманин вправе ожидать от другого, что тот будет говорить ему правду и станет верить тому, что он от него услышит, а одним из факторов, нарушающих взаимное доверие в исламе, будет сообщение другому того, что не соответствует действительности, особенно в том случае, когда тот, кому рассказывают о чём-либо, доверяет человеку. Ложь, которая произносится не ради того, чтобы добиться расположения кого-либо или защитить себя или своё имущество, является хитростью и предательством. Ø 4 - Запрещение презирать человека. Мусульманину запрещается унижать своего брата в исламе и умалять его достоинство, поскольку когда Аллах Всевышний создал человека, Он не выразил ему Своего презрения, а, напротив, почтил его, возвысил его, обратился к нему со Своими словами и возложил на него определённые обязанности, и поэтому выражение презрения по отношению к другому свидетельствует о том, что человек проявляет больше гордости, чем его Господь, что является великим грехом. Вот почему пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Достаточно будет зла тому человеку, который презирает своего брата в исламе...» -, а презрение возникает из высокомерия. Сообщается, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Высокомерие есть неприятие истины и презрение по отношению к людям». [634] В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Высокомерие есть проявление бесстыдства по отношению к истине и пренебрежение по отношению к людям». (Ахмад) В третьей версии этого хадиса сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «...это значит не считаться с людьми и ни во что их не ставить». Причина же состоит в том, что высокомерный человек считает, что сам он отличается совершенством, а в других видит только недостатки, в силу чего он презирает их и проявляет пренебрежение по отношению к ним. Высокомерие относится к числу основных характерных особеностей зла, так как оно увлекает человека, которому присуще это качество, в огонь и удаляет его от рая. Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Не войдёт в рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом (хотя бы) с пылинку». [635] Кроме того, передают со слов Харисы бин Вахба, что однажды пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал людям: «Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в раю? {Это -) каждый слабый и презираемый, (однако) когда он клянётся (в чём-либо), Аллах обязательно осуществляет его клятву. Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? (Это —) каждый грубый /'утулль/, жадный / джавваз/ и горделивый». [636] 8. Богобоязненность является критерием превосходства людей друг перед другом и мерилом для них Богобоязненность выражается в стремлении избежать наказания Аллаха путём совершения того, что было Им велено и отказа от запретного. Аллах Всевышний, слава Ему; будет оказывать человеку почёт только по мере его благочестия и повиновения, а не в зависимости от его личности или меры его богатства. Бывает так, что люди презирают человека из-за его слабости и скромности его удела в мире этом, хотя Аллах Всевышний может ценить такого человека больше, чем того, кого люди почитают за его мнимое высокое положение, или узурпированную им власть или запретное богатство. Люди отличаются друг от друга по своему положению пред Аллахом в зависимости от своих дел и степени своего благочестия, а не в зависимости от своего происхождения, облика, цвета кожи или меры своего богатства. Аллах Всевышний сказал: "Поистине, достойнейшим из вас пред Аллахом является наиболее благочестивый." [637] Сообщается, что однажды посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), спросили: "Какие люди являются достойнейшими?" Он сказал: «Отличающиеся наибольшим благочестием пред Аллахом Всевышним». [638] Обиталищем благочестия является сердце. Аллах Всевышний сказал: "...а почитающие обряды Аллаха, поистине, (делают это) от благочестия сердец." [639] Сообщается, что (однажды) пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Поистине, не смотрит Аллах, ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но взирает Он на сердца ваши», - и, сказав это, он указал себе на грудь. [640] Однако если благочестие скрыто в сердцах, это значит, что об истинной сути его не знает никто, кроме Аллаха. И это значит, что путём совершения внешних действий к благочестию прийти невозможно, так как достигается оно только благодаря великому страху перед Аллахом и тем, что Он наблюдает за человеком. Исходя из этого, взор Аллаха следует рассматривать как Его воздаяние и Его расчёт за благо и зло, скрывающиеся в сердце и не имеющие отношения к внешним проявлениям. Следовательно, многие из обладающих приятной внешностью или богатством, или занимающих высокое положение или обладающих властью в этом мире могут быть полностью лишены благочестия. И наоборот, может быть так, что сердце того, кто ничего этого не имеет, исполнено благочестия, а сам он занимает более высокое положение пред Аллахом, чем другие. Более того, в большинстве случаев так оно и бывает. Вот почему проявление презрения к человеку есть величайшее преступление, ведь это приводит к нарушению равновесия на весах превосходства людей друг перед другом и явной несправедливости, обусловленной внешними проявлениями и свидетельствующей о том, что человек, который презирает других, сбрасывает со счетов благочестие, тогда как оценивать людей только по нему и следует. 9. Неприкосновенность личности мусульманина Мусульманин пользуется правом неприкосновенности своей жизни, имущества и чести. Об этом среди прочего говорил пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда ему случалось произносить проповеди перед большими скоплениями людей. Так, во время прощального паломничества он говорил об этом в своих проповедях в день жертвоприношения, в день стояния на Арафате и во второй из дней ташрика. (в 12-й день месяца зу-ль-хиджжа.) Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «...и, поистине, ваши жизни, ваше имущество и ваша честь являются дня вас столь же запретными, как и этот ваш день в этой вашей стране в этом вашем месяце...» [641] Всё это относится к числу общих прав человека, являющихся основой безопасного мусульманского общества, где мусульманин спокоен за своё имущество, на которое не посягнёт вор и которое никто у него не отнимет. И в этом обществе мусульманин спокоен за свою честь, на которую никто не покусится, а для обеспечения всего этого Аллах Всевышний предписывает воздаяние равным за убийство или нанесённое увечье, и отсечение руки вору и побивание камнями или бичевание того, кто совершит прелюбодеяние. И свидетельством совершенства защиты неприкосновенности мусульманина является запрещение даже пугать его. В "Сунан" Абу Дауда приводится хадис, в котором сообщается, что как-то раз когда один из сподвижников взял верёвку другого, а тот испугался, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Непозволительно мусульманину пугать мусульманина». Сообщается также, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Пусть никто из вас не берёт даже палку своего брата, ни в шутку, ни всерьёз». [642] Сообщается также, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Пусть двое не ведут тайной беседы в присутствии третьего, это огорчит его». [643] В другой версии этого хадиса сказано: "...ибо это обидит верующего, а Всемогущий и Великий Аллах не любит нанесения обид верующему". 10. О чём говорится в этом хадисе Ø а - Составными частями ислама являются не только вероучение и поклонение, но также и определённые нравственные качества, и взаимоотношения между людьми. Ø б - Исламский шариат рассматривает проявление порицаемых нравов как ненавистное Аллаху и людям преступление. Ø в - Намерения и дела являются точным мерилом, посредством которого Аллах будет взвешивать Своих рабов и судить их сообразно этому. Ø г - Источник страха перед Аллахом Всевышним находится в сердце.
Хадис 35. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином, и Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в рай, а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним, тому же, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее». [644] ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА В "Комментариях" к "Сахиху" Муслима ан-Навави, да помилует его Аллах Всевышний, пишет: "Это - великий хадис, объединяющий в себе различные виды знаний, основоположений и этических норм ". К этому Ибн 'Аллян добавляет следующее: "...а также достоинств, полезных вещей и установлений ". ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ 1. Мусульмане как единое тело Члены общества, основанного на вере и исламе, являются частями единого тела, которые способны сопереживать чувствам других. Их чувства распространяются в этом теле, и каждый из них сопереживает радость и печаль других. Они радуются, когда другие испытывают радость и веселье, наслаждаясь дружбой, здоровьем и счастьем, и печалятся, когда им наносятся обиды, или их поражает болезнь, или они испытывают нужду или когда их охватывает скорбь, и прав был посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказавший: "В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда одну из частей его поражает болезнь, то и всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой." [645] Таким образом, к числу важнейших обязанностей мусульманина по отношению к его брату в исламе относится то, что он должен поспешить облегчить его скорбь и избавить его от забот и печалей. 2. Скорби мира этого многочисленны, а пути их облегчения различны. Эта жизнь полна трудностей и горестей, и мусульмаин часто сталкивается с тем, что приносит ему печали и заботы, ставя его в затруднительное положение, в избавлении от которого ему обязаны помочь другие мусульмане. Имеются в виду нижеследующие случаи: è а - Оказание помощи и избавление от притеснений. Мусульманину не пристало притеснять своего брата в исламе, однако одного только этого будет недостаточно для того, чтобы снискать благоволение Всемогущего и Великого Аллаха, если он ещё и не приложит всех своих усилий для избавления его от притеснений со стороны других. Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеcнять, ни предавать его». [646] В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), также сказал: «...ни оставлять его без помоши». Это значит, что он не должен ни позволять притеснять его, ни оставлять его без поддержки, о чём пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), однажды сказал так: «Помогай брату своему (независимо от того,) притеснителем он является или притесняемым». Один человек спросил: "О посланник Аллаха, я помогу ему, если он окажется притесняемым, но скажи мне, как я могу помочь ему, если это притеснитель?" (Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Ты можешь удержать его (или:...помешать ему от притеснения, и, поистине, это станет для него помощью» [647] В особой мере это касается тех случаев, когда причиной притеснений, которым он подвергается со стороны неверных или нечестивых вероотступников, является его религия и его приверженность исламу. Аллах Всевышний сказал: "А если они попросят вас о помощи в (делах) религии, вам следует оказать помощь." [648] Оказание помощи мусульманину обязательно в любых обстоятельствах независимо от того, какого рода притеснениям он подвергается - материальным или моральным, и касается ли это его тела, его чести или его имущества. è б - Освобождение его из плена. Если мусульманин попадает в плен к врагам, другим мусульманам следует поспешить освободить его из их грешных рук, которые приложат все силы, чтобы отвратить его от его религии. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Кормите голодного, навешайте больного и освобождайте пленника». [649] è в - Предоставление ему займа, если он нуждается в деньгах. Мусульманин может оказаться в затруднительном материальном положении и испытывать нужду в деньгах для удовлетворения своих основных потребностей в питании, жилище, лечении и так далее. В подобных обстоятельствах мусульмане должны поспешить ему на помощь и по меньшей мере дать ему в долг денег, как это полагается делать, а не использовать его нужду для приумножения своих собственных богатств, как это делается в том обществе, где практикуются ростовщичество и эксплуатация человека человеком. Аллах Всевышний сказал: "...совершайте молитву, и выплачивайте закят и давайте взаймы Аллаху добрую ссуду." Благодаря этому мусульмане могут создать совершенное общество и получить награду Всемогущего и Великого Аллаха, ведь Аллах Всевышний сказал: "Кто даст Аллаху добрую ссуду, которую Он увеличит для него многократно?" [650] Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Тот, кто дважды одолжит мусульманину по дирхему, получит такую же награду, как если бы он подал один из них в качестве милостыни». [651] Более того, награда за то, что даётся в долг, может даже превысить награду за милостыню, определяется же это положением того, кому дают в долг, и положением того, кому подают милостыню. 3. Печали Дня воскресения и избавление от них Сколь много скорбей придётся претерпеть людям в День воскресения, как тяжелы и страшны будут его ужасы и сколь сильно в этот День будет нуждаться мусульманин в каком-нибудь праведном деле, которое избавит его от этого хотя бы частично, даст ему возможность прийти к спасению и осветит ему путь достижения находящегося перед ним рая! Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "В День Воскресения Аллах соберёт первых и последних на одной возвышенности так, что глашатай сможет обратиться ко всем им, и всех их можно будет охватить взором. И солнце приблизится (к ним) и охватит их такая печаль и скорбь, что у них не хватит ни сил, ни терпения (переносить это), и тогда люди станут говорить (друг другу): "Разве вы не видите, в каком вы положении? Разве вы не видите, до чего вы дошли? Не поискать ли вам того, кто заступится за вас перед вашим Господом?" [652] Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Я слышала, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «В День воскресения люди будут собраны босыми, нагими и необрезанными». Я спросила: "О посланник Аллаха, (неужели) женщины и мужчины (окажутся) вместе и будут смотреть друг на друга?" (В ответ) он сказал: "О Аиша, им будет слишком тяжко, чтобы они смотрели друг на друга!»" [653] В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «...им будет слишком тяжко, чтобы подобное занимало их». Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что о словах Всевышнего: "(того) Дня, когда предстану люди пред Господом миров..." [654] - посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «И некоторые из них погрузятся в собственный пот до середины своих ушей» [655] И среди всех этих ужасов верующий ощутит на себе проявление справедливости Всемогущего и Великого Аллаха, который вознаградит человека за его дела в мире этом, если при жизни он стремился избавлять верующих от их печалей, так как Он сделал для такого человека во много раз больше, чем тот сделал для других людей, а пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения...» 4. Облегчение положения испытывающего затруднения Мы уже знаем о том, что в большинстве случаев испытывающим затруднения является человек, обременённый долгами и не имеющий возможности расплатиться с ними в срок. Его положение может усугубляться тем, что ему всё время необходимо делать новые расходы, но он не имеет такой возможности. В любом случае от мусульман требуется облегчить положение испытывающего подобные затруднения, чего можно добиться двумя способами: Ø 1 - Заимодавец может предоставить должнику отсрочку до тех пор, пока тот не сумеет раздобыть достаточную сумму для уплаты долга и стать состоятельным. Подобное облегчение является обязательным в силу того, что Всевышний сказал: "Если (должник) находится в затруднительном положении, (дайте ему) отсрочку, пока (не придёт) облегчение." [656] Ø 2 - Заимодавец может простить должнику его долг полностью или частично или же другой человек может дать ему то, что облегчит его затруднения, связанные с необходимостью уплаты долгов или расходования средств на самое необходимое. Подобный метод облегчения рекомендуется шариатом и высоко оценивается Всемогущим и Великим Аллахом, который сказал: "И если (должник) находится в затруднительном положении, (дайте ему) отсрочку, пока (не придёт) облегчение. А дать милостыню лучше для вас, если бы вы только знали." [657] А пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Того, кто даст отсрочку несостоятельному должнику или простит ему (долг), Аллах укроет в Своей тени». [658] Сообщается также, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Пусть тот, кого порадует то, что Аллах спасёт его от печалей Дня воскресения, облегчит положение несостоятельного должника или простит ему (долг)». [659] 5. Аллах Всевышний имеет наибольшее право на то, чтобы облегчать положение людей Человек неизбежно предстанет перед Всемогущим и Великим Аллахом в тот День, когда не принесут пользы ни богатства, ни сыновья. Аллах Всевышний сказал: "...в тот День истинная власть будет принадлежать Милостивому, а для неверных станет он днём тяжким!" "Различение" 26. Аллах Всевышний также сказал: "Когда же протрубят в трубу, День тот будет тяжким для неверных, а не лёгким." [660] Нет сомнения в том, что этот День окажется трудным для тех, кто не веровал в милости Всемогущего и Великого Аллаха, не поклонялся Ему, не благодарил Его и не оказывал помощи или благодеяний другим созданиям Аллаха. Что же касается веровавших в Аллаха Всевышнего, поклонявшихся Ему должным образом, благодаривших Его за благодеяния и милости и облегчавших положение людей в знак признания того, что Аллах Всевышний, слава Ему, оказал им Свою милость, то Он, конечно же, воздаст таким людям за их благодеяния, и простит им их дурные дела и сделает этот День для них лёгким. Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Жил (прежде) один человек, который ссужал деньги людям и говорил своему слуге: "Когда придёшь к несостоятельному должнику, прости ему, может быть, и Аллах простит нам ", - и когда он встретил Аллаха, Он (действительно) простил его». [661] А в той версии этого хадиса, которую Муслим приводит со слов Абу Мас'уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Когда с одним из тех, кто жил до вас, производили расчёт (после смерти), оказалось, что не делал он ничего благого, если не считать того, что, будучи человеком богатым, он не чуждался людей и всегда приказывал своим слугам прощать (долги) тем, кто испытывал затруднения». (Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Мы ведь обладаем большим правом на это, чем он, простите же его!"» 6. Исключительные примеры повиновения и подчинения Подобные примеры среди живших до нас прежде всего являли своими делами сподвижники посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), усвоившие смысл аята, ниспосланного Всемогущим и Великим Аллахом, который сказал: "Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: "Мы слышали и повинуемся!" [662] Во многом благодаря этим прекрасным примерам мы и ныне стараемся облегчить положение несостоятельного должника, что явилось плодом стремления воспринять нравственные качества пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и результатом этого повиновения и подчинения. è а -Так, сообщается, что в своё время Ка'б бин Малик, да будет доволен им Аллах, требовал в мечети уплаты того, что задолжал ему Ибн Абу Хадрад, да будет доволен им Аллах, и oни стали кричать так громко, что их голоса услышал посланик Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), находившийся у себя дома. И он вышел к ним так (быстро), что занавеска его комнаты опустилась, сказав, «O Ка'б!» Он откликнулся: "Я перед тобой, о посланник Аллаха". (Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Прости ему из своего долга столько», - показав ему знаком, что следует простить половину. (Kа'б) сказал: "Я уже сделал это, о посланник Аллаха", - (после чего пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), велел (Ибн Абу Хадраду): «А ты встань и уплати». [663] è б -А вот что говорит Аиша, да будет доволен ею Аллах: "(Однажды) посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), услышал громкие голоса (людей) споривших у его дверей, и оказалось, что один из споривших просит другого простить ему часть долга и проявить доброту, другой же гов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|