Который научил (человека писать) с (помощью) пера,
научил человека тому, чего он не знал." [680]
18. Место знания в исламе Поскольку знание является путём к раю, в исламе ему отводится высокое место и придаётся большое значение, а положение знающих пред Всеблагим и Всевышним Аллахом близко к положению пророков. Аллах Всевышний сказал: "Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание." [681] Пророк же, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Поистине, пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхемов: они оставляли после себя только знание». [682] 19. Суждение о поисках знания в исламе Поиски знания в исламе являются обязанностью, и в этом смысле по степени обязательности они подразделяются на две категории: è а - Всеобщая обязанность /фард 'айн/. Поиски знания являются обязанностью каждого мусульманина. Под обязательным знанием подразумевается то, что каждому мусульманину необходимо знать, чтобы воззрения его были верными, а поклонение - правильным, и чтобы его взаимоотношения с людьми соответствовали установлениям шариата Всемогущего и Великого Аллаха. В этом и состоит суть веления Аллаха Всевышнего, который сказал: "Tак знай же, что нет бога, кроме Аллаха." [683] И это же имел в виду посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказавший: "Поиски знания являются обязанностью каждого мусульманина". [684] Это значит: каждого независимо от того, мужчина это или женщина. è б - Обязанность по способности /фард кифайа/. Имеется в виду то, что вменяется в обязанность всем мусульманам в целом, но не является обязательным для одних в том случае, когда этим занимаются другие, тогда как если этим не занимается никто, это значит, что бремя греха за это ляжет на всех. Речь идёт о стремлении к расширению своих познаний в сфере шариатских наук путём изучения, запоминания и исследования, а также о специализации в каждой из тех областей знания, в которых нуждается исламское общество ради сохранения своего существования и создания основ такого государства истины и справедливости, которое было бы сильным и пользовалось уважением и на которое не посягали бы враги и не осмеливались поднимать руку вероотступники или нечестивцы.
К этому нас призвал Коран, в котором говорится: "И не следует всем верующим выступать (в поход. Лучше,) если бы выступала часть (людей) из каждой их группы (, а оставшиеся) стремились к постижению религии и увещевали людей, когда те вернутся к ним, чтобы они остерегались (дурного). [685] И с постижением религии сравниваются те виды светских наук, в которых нуждается общество и о которых мы упоминали ранее. К достижению такого понимания и специализации рекомендуется стремиться каждому мусульманину во исполнение сказанного в Коране :"...и говори: "Господь мой, прибавь мне знания!" [686] - а также сказанного пророком, (салляллаху ‘алейхи уа саллям): "Того, кому Аллах желает блага, Он наставляет в религии". [687] 20. Знание является светом, а знающие - маяками правильного пути Мы уже знаем о том, что единственным путём к познанию Aллаха Всевышнего, снисканию Его благоволения и достижению близости к Нему в День воскресения является знание. Это - свет, с которым Аллах Всевышний направлял к людям Своих посланников и с которым Он ниспосылал Свои Писания, и с помощью этого света можно ориентироваться во мраке невежества и освобождаться от всего сомнительного и неверных представлений. Аллах Всевышний сказал: "Явились к вам от Аллаха свет и ясное Писание, которым Аллах ведёт путями мира следующих тому, что угодно Ему, выводя их из мрака к свету с позволения Своего и направляя к прямому пути." [688]
Аллах Всевышний также сказал: "А те, кто веровал в него, почитал его, помогал ему и последовал за тем светом, который был ниспослан вместе с ним, - они и являются преуспевшими." [689] Наследуют же пророческое знание только искренние улемы, применяющие его на практике, а пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Поистине, пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхемов: они оставляли после себя только знание". [690] Они являются вехами истины и маяками правильного пути, благодаря которым эта община выходит на правильный путь в своей жизни, с которых берёт пример и за которыми следует в периоды всевозможных бедствий и кризисов, и они же прокладывают этой общине путь к счастью и успеху и разъясняют её членам то, что может привести их общину к славе, уважению и главенству. Таким образом, до тех пор, пока знание из общины не исчезнет, люди не перестанут придерживаться правильного пути и дела их будут в порядке, они будут пользоваться плодами культуры и прогресса и придерживаться прямоты и справедливости. Однако знание сохраняется только до тех пор, пока живы его обладатели, иначе говоря, улемы, если же улемы исчезнут и их среди людей не будет, то все дела придут в расстройство, община отклонится от правильного пути, впадёт в заблуждения, скатится в пропасть порока и нечестия и сама ввергнет себя в пучину разрушения и гибели, и правду сказал посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «Поистине, Аллах не забирает знание, (просто) лишая его (Своих) рабов, но Он забирает знание, забирая (из мира) знающих, а когда Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избираться (для себя) невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение (других)!» [691]
21."... и говори: "Господь мой, прибавь мне знания!" [692] Мусульманину не следует останавливаться, достигнув определённой степени совершенства, наоборот, он должен продолжать стремиться достигать всё новых и новых высот достойно. И если полезное знание является символом всего достойного, это значит, что мусульманин не в состоянии насытиться им, да и как может быть иначе, когда примером для них служит посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), подчинившийся велению своего Господа, который велел ему: "...И говори: "Господь мой, прибавь мне знания!" [693]
Сладость знания побуждает знающего стремиться узнавать ещё больше, что является истиной и о чём нам поведал пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), которого прекрасно обучал и воспитывал его Господь и который сказал: «Не насытиться двоим ненасытным: стремящемуся к знанию и стремящемуся к мирскому». [694] Однако возможность увеличения знания зависит от содействия Алаха Всевышнего: если цель ищущего знание является правильной, а намерение - искренним, и человек стремится к приобретению знания для того, чтобы снискать благоволение Всемоueщего и Великого Аллаха, сохранить Его религию и принести пользу Его созданиям, то Всемогущий и Великий Аллах облегчит ему возможность приобретения такого знания и создаст для этого необходимые условия. И если в процессе поисков такой человек займётся какой-нибудь одной темой, то перед ним откроются и другие, а если приобретёт опыт в одном виде знания, то перед ним будут открыты горизонты и других его видов. Аллах Всевышний сказал: "...Мы сделали Коран лёгким для запоминания, но найдётся ли усвоивший (его наставления)?" [695] 22. Поступающему в соответствии, со своим знанием Аллах дарует знание того, чего он не знал Забота и содействие Господа достигают своих высших проявлений в тех случаях, когда знание сочетается с действием, а слова не расходятся с делом. Аллах Всевышний сказал: "...и бойтесь Аллаха, (ведь) Аллах учит вас и Аллаху всё ведомо". [696] Каждый раз когда мусульманин, узнавший что-нибудь, поступает в соответствии с этим, он делает новый шаг на пути к раю и приближается к Всеблагому и Всевышнему Аллаху, приближение к Нему приводит к увеличению содействия в поисках дополнительного знания и увеличению этого знания, а увеличение знания в сочетании с действием способствует увеличению правильного руководства и благочестия. И таким образом улемы, применяющие своё знание на практике, продолжают подниматься по ступеням достоинства и знания до тех пор, пока это руководство не становится всесторонним, а сами они не достигают степени правдивых пред Всемогущим Владыкой.
Аллах Всевышний сказал: "И Аллах добавит руководства тем, кто встал на правильный путь, а праведные дела (, плоды которых) вечны, лучше пред Господом твоим по награде и лучше по исходу." [697] Аллах Всевышний также сказал: "А тем, которые встали на прямой путь, Он добавил (Своих) наставлений и даровал им их благочестие." [698] 23. Предостережение от отказа от действий после приобретения знания Мы уже знаем о том, что улемы являются для общины маяками правильного пути, если же их не будет, то община от этого пути уклонится. Однако ещё хуже отсутствия улемов является их отклонение от того пути, следовать которым им велели Аллах Всевышний и Его посланник, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда они прекращают применять знания, унаследованные ими от пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), а их дела расходятся с их же словами, в результате чего они подают общине дурной пример, предаваясь ослушанию Всемогущего и Великого Аллаха и выходя из повиновения Ему, а также совершая порицаемое и отказываясь от совершения одобряемого шариатом. Шариат Всемогущего и Великого Аллаха предостережет от подобных действий, выражает этому самое резкое порицание и разъясняет какие опасные последствия ожидают тех, кто вступает на этот путь. Аллах Всевышний сказал: "O те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делаете? Великую ненависть вызывает у Аллаха то, что говорите вы то, чего не делаете!" [699] Аллах Всевышний также сказал: "Неужели побуждаете вы людей к благочестию, а о себе забываете, ведь вы читаете Писание? Неужели вы не уразумеете". [700] Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "В День воскресения приведут человека, и ввергнут его в огонь, и вывалятся наружу кишки его, и станет он крутиться в них подобно ослу, врашаюшему (жернова) мельницы, и соберутся около него оказавшиеся в аду, которые станут говорить: "Что с тобой, о такой-то? Не побуждал ли ты (нас) к одобряемому и не удерживал ли от порицаемого?!" (На это) он скажет: - "Да, я побуждал (вас) к одобряемому, но сам одобряемого не совершал, и я удерживал (вас) от порицаемого, а сам делал это!»" [701]
И посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), также сказал: «В ночь вознесения я увидел мужчин, губы которых резали ножницами из огня. Я спросил: "О Джибрил, кто эти (люди)?" Он сказал: "Это проповедники твоей обшины, которые велят людям придерживаться благочестия, забывая о себе, и которые читают Коран. Неужели они не образумятся?"» [702] А в другой версии этого хадиса сообщается, что Джибрил сказал: «...которые читают Книгу Аллаха, но не делают того (, о чём в ней говорится)" [703] Кроме того, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Раб не сдвинется с места до тех пор, пока не будет спрошен о его жизни: на что он её потратил?, и о его знании: как он применял его?, и о его богатстве: откуда он взял его и на что потратил? и о его теле: как он его использовал?» [704] 24. Распространение знания Ислам побуждает людей к приобретению знания и передаче его другим. Аллах Всевышний сказал: "(Лучше,) если бы выступала часть (людей) из каждой их группы (, а оставшиеся) стремились к постижению религии и увещевали людей, когда те вернутся к ним, чтобы они остерегались (дурного)". [705] Пророк же, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Да украсит Аллах человека, услышавшего от нас что-либо и передавшего это (другому) так, как он это услышал, ибо может oказаться так, что тот, кому передадут (что-нибудь), усвоит (это) лучше слышавшего (своими ушами)". [706] Лучшим делом, которым может заняться мусульманин и благодаря которому его награда у его Господа будет продолжать увеличиваться даже после его смерти, является передача людям того знания, которым Аллах Всевышний почтил его самого и приобретение которого было милостью Аллаха, оказанной ему самому. Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Когда человек умирает, награда за (все) дела его, кроме трёх, прекращается: (он продолжает получать её) только за непрерывную садаку /садака джарийа/, или за знание, которое приносит пользу людям, или за праведного сына, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него». [707]
Хадис 36. 25. Искренность в поисках знания и отказ от похвальбы и соперничества в том, что касается знания Как ищущий знание, так и обладающий им, должны проявлять искренность по отношению к Аллаху Всевышнему, стремясь к знанию или уже обладая им, и не преследовать при этом никаких иных целей, а желать только сохранить религию Аллаха, научить религии людей и тем самым принести им пользу. Кроме того, цель приобретения и передачи знания другим не должна состоять в достижении высокого положения и приобретении богатства, славы или влияния, или того, чтобы люди называли человека знающим, или того, чтобы благодаря знанию возвыситься над другими созданиями Всемогущего и Великого Аллаха и спорить с другими обладателями знания благодаря своему знанию. Всё это достойно порицания, делает дела человека тщетными и навлекает на него гнев Всеблагого и Всевышнего Аллаха. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Стремившийся к познанию того, что (необходимо стараться) узнать ради Аллаха, преследуя исключительно мирские цели, не ощутит благоухания рая в День воскресения» [708] Сообщается, что Ка'б бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Стремящегося к знанию для того, чтобы с его помошыо соперничать со знающими, или для того, чтобы вести споры с неразумными и обращать на себя внимание влиятельных людей, Aллах ввергнет в огонь». [709] В одном из хадисов, где говорится о Дне Воскресения, сообщается, что среди прочего посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «...Затем приведут человека, который приобретал знание, передавал его другим и читал Коран, и (Аллах) напомнит ему о Cвоих благодеяниях, и он признает их, а потом (Аллах) спросит: "И что же ты сделал в благодарность за них?" Он ответит:"Я приобретал знание, и передавал его другим и читал Коран ради Тебя." (Аллах) скажет: "Ты лжёшь, ибо ты стремился к приобретению знания (только} ради того, чтобы (люли) говорили: "Знающий!", - и читал Коран, чтобы (они) говорили: "Чтец!", - и они говорили (так)!", - после чего относительно этого человека) будет отдано (соответствующее) повеление, и его увлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад». 26. Слова "Не знаю" составляют собой половину знания К числу признаков искренности в поисках знания и передаче его другим относится то, что человек, стремящийся к знанию, не считает для себя зазорным сказать: "Не знаю", - о том, что ему неизвестно. Известно много случаев, когда кому-нибудь из улемов задавали много вопросов и на часть из них они отвечали в соответствии с тем, что знали, а на большинство из них ответом служили слова: "Не знаю", - и в конце концов люди даже стали говорить: "Не знаю"- половина знания", - поскольку эти слова являются признаком того, что произносящий их твердо знает о том, что говорит. Так, например, когда посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), спрашивали о некоторых вещах, он, несмотря на всю высоту своего положения, отвечал: "Тoт-, кого спрашивают, знает не больше задающего вопрос". [710] И в этом нет ничего зазорного, ведь Аллах Всевышний сказал: "..а Вам даровано знания лишь немного." [711] 27. О том, чего должен придерживаться ищущий знание Ему следует стремиться к обладателям знания, искать их и не разлучаться с ними независимо от того, в пути они находятся или остаются на одном месте, чтобы служить им, воспринимать от них знание и обучаться у них правилам приличия. Передавая рассказ о Мусе и аль-Хадире, мир им обоим, Аллах Всевышний поведал, что Муса сказал: "Не последовать ли мне за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?" [712] 28. Поминание /зикр/ Всемогущего и Великого Аллаха Поминание Всемогущего и Великого Аллаха относится к числу важнейших видов поклонения. Аллах Всевышний сказал: "Читай то, что было ниспослано тебе из Писания как откровение, и совершай молитву: поистине, молитва удерживает от мерзких поступков и предосудительного (, ведь) поминание Аллаха самое главное, а Аллах знает о том, что вы творите." [713] Причиной является то, что поминание Аллаха Всевышнего побуждает человека неуклонно придерживаться установлений шариата во всех его делах и заставляет его ощущать, что Всемогущий и Великий Аллах наблюдает за ним, а это приводит к тому, что и сам он начинает следить за собой, в результате чего его поведение и его отношения с Аллахом Всевышним и людьми становятся правильными. Именно поэтому мусульманину и велено поминать Всеблагого и Всевышнего Аллаха всегда и везде. Аллах Всевышний сказал: "O те, кто уверовал, поминайте Аллаха часто и прославляйте Его утром и вечером." [714] Имеется в виду, что поминать Аллаха следует постоянно. Аллах Всевышний также сказал: "А когда завершите молитву, поминайте Аллаха стоя, сидя и (лежа) на боках своих". [715] То есть: в любом положении.
29. Лучшим поминанием является чтение Книги Аллаха Всевышнего Лучшим поминанием Всемогущего и Великого Аллаха является повторение Его слов, ниспосланных избранному пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), поскольку помимо того, что слова эти сами по себе являются поминанием, они ещё и содержат в себе объяснение шариата Аллаха Всевышнего и того, чему мусульманин обязан следовать неуклонно и чего он обязан избегать. И мусульманин черпает из Корана то, что становится для него основой его поведения и приводит его к успеху и счастью. Аллах Всевышний сказал: "...а тебе Мы ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им, а они одумались бы". [716] Аллах Всевышний также сказал: "Поистине, является он не чем иным как поминанием и ясным Кораном." [717] Аллах Всевышний также сказал: "Это - наставление, и, поистине, богобоязненным (уготовано) прекрасное место возвращения.." [718] Аллах Всевышний также сказал: "Мы сделали Коран лёгким для запоминания, но найдётся ли усвоивший (его наставления)?" [719] 30. Заполнение мечетей Для поминания Всемогущего и Великого Аллаха, чтения Корана и приобретения знания не найти мест лучше мечетей, являющихся домами Аллаха Всевышнего, слава Ему, которые заполняют собой на Его земле верующие, и заполняются они в истинном смысле слова знанием и поминанием, а также поклонением наподобие молитвы, неотлучного пребывания в мечети в течение определённого времени /и'тикяф/ и другими видами поклонения Аллаху. Аллах Всевышний сказал: "...в домах, которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Его имя. Славят Его в них по утрам и вечерам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|