Транспортные системы России
Современный транспорт России – это сложная в техническом отношении и гигантская в организационно–управленческом плане система. Транспортный комплекс страны образуют различные виды транспорта. Различие в физической природе движения каждого вида транспорта обусловливает его существование. В настоящие время в нашей стране для решения хозяйственных и пассажирских перевозок широко используются следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный. Если исходить из таких параметров, как техническая вооруженность, количество трудовых ресурсов, объем производимой продукции и т.д., то каждый вид транспорта можно рассматривать как самостоятельную и развитую производственную систему. Поэтому все виды транспортов называют отраслевыми транспортными системами. Принадлежность транспортных отраслей к разным сферам материального производства обусловливает существование множества транспортных систем, которые выполняют большой объем (т, чел.) и грузооборот (ткм., пасс.–км) по перемещению грузов, а также по перемещению пассажиров. Динамика и распределение перевозок грузов и пассажиров между различными видами транспорта в различные периоды времени характеризуют значимость отдельных транспортных систем в удовлетворении потребностей материального производства и населения в перевозках. Последние определяют темпы развития различных видов транспорта, их взаимодействие и создают условия для конкурентной борьбы транспортных систем в функционировании хозяйственной деятельности государства в интересах общества. Анализ динамики и распределения перевозок по видам транспорта в течение нескольких десятков лет (табл. 9.1, 9.2) позволяют с учетом роста объемов перевозок, грузооборота и пассажирооборота определить спрос на перевозки тем или иным видом транспорта и тем самым определить необходимые темпы развития транспортных систем.
Следует отметить, что говорить о приоритетном развитии того или иного вида транспорта вряд ли целесообразно, так как его использование определяется не приоритетом, а достаточной необходимостью перемещения грузов и пассажиров в условиях различных климатических зон и географического пространства с целью обеспечения физического существования человека. В этом аспекте совершенствование и разработка новых двигателей, а следовательно, новых видов транспорта является задачей первостепенной важности общества, так как эти решения способствуют необходимым перемещениям грузов и пассажиров в масштабах географического пространства, региона и государства. Следовательно, на транспорте целесообразно определить не приоритеты, а достаточность транспортных средств и темпы развития транспортных систем в комплексе необходимых для развития потенциалов отдельных регионов и требований хозяйственной деятельности государства в интересах общества. Принятие решений по рассматриваемым вопросам должно базироваться на анализе динамики и распределения перевозок между видами транспорта в различные периоды времени, что позволит установить роль каждого вида транспорта. Однако достоверность результатов анализа зависит от выбора временного интервала, каждый период обоснованного времени характеризует развитие или уже сложившуюся деятельность того или иного вида транспорта в обществе и государстве. Объективность выводов о роли вида транспорта может быть достигнута только при сравнительном анализе сопоставимых показателей, оценивающих деятельность каждого вида транспорта в рассматриваемый период времени.
Например, воздушный транспорт за 10 лет с 1960 по 1970 гг. увеличил объем пассажирских перевозок в 4,5 раза, тогда как за последующие десятилетия в 1,5 раза. Автомобильный транспорт соответственно в 2,0, 1,5 и 1,2 раза. В те же самые периоды времени объемы пассажирских перевозок на морском и речном транспортах незначительно снижались. Период с 1960–1970 гг. для воздушного и автомобильного транспортов следует считать периодом развития перевозок на этих видах транспорта, а также периодом их серьезного влияния на перераспределение пассажиропотоков между различными видами транспортов. Аналогичная картина изменения соотношений темпов роста и грузовых перевозок в рассматриваемые периоды времени имеет место и для грузовых перевозок. В настоящее время в нашей стране сложился транспортный комплекс, который включает в себя все традиционные виды транспорта, эксплуатируемые во всех развитых странах мира. К 1970 г. практически стабилизировалась роль каждой отрасли в транспортном комплексе, о чем утверждают удельные показатели в процентах о распределении объемов, грузооборота и пассажирооборота между транспортами в сравнении с последующими годами. Анализ деятельности различных транспортных отраслей с 1970 г. по настоящее время должен осуществляться на высоком методическом уровне, т.е. с учетом факторов, влияющих на объем, грузооборот и пассажирооборот каждого транспорта и в целом на деятельность транспортного комплекса. Например, на современном этапе при анализе деятельности транспортных отраслей нельзя не учитывать роли урбанизации городов и ее влияние на перераспределение объемов перевозок между различными транспортами, так как в общем объеме пассажирских перевозок всеми видами транспорта объем городских пассажирских перевозок автобусами в 1985 г. составил 63,7 %, а в 1988 г. – 67,2 %. В то же самое время общий объем пассажирских перевозок увеличился на 7 %, а городских – на 12 %. Потребность анализа на различных уровнях, т.е. предприятий, регионов и государства, диктуется новыми условиями формирования рыночных отношений в нашей стране, а, следовательно, планы на всех уровнях будут формироваться самостоятельно с учетом спроса на перевозки.
Решать эти задачи возможно только при достаточном информационном обеспечении на каждом уровне и высокой квалификации кадров соответствующих служб. Однако ранее при централизованном плановом распределении объемов перевозок эти вопросы решались государственными органами. В настоящее время эти вопросы должны решаться каждым предприятием, которое должно создавать собственный рынок клиентов на конкурсной основе с другими транспортными предприятиями. Чтобы решать эти вопросы квалифицированно на всех уровнях, необходимо вести систематический анализ по основным направлениям деятельности транспорта с учетом удовлетворения потребностей в перевозках каждого хозяйственного звена государства и населения. Первым направлением – удовлетворить потребности в готовой продукции человека и общества является перевозка массы объема этой продукции к месту ее реализации на предмет потребления. Этот комплексный производственный процесс осуществляется в интересах человека и общества и завершает его транспорт. Однако не все виды транспорта могут реализовать процесс доставки груза или пассажира до места назначения, тогда в транспортном процессе участвует несколько видов транспорта и такие технологические процессы реализуются с перегрузками, пересадками и называются смешанными сообщениями. Перевозки выполняемые одним видом транспорта от пункта отправления до назначения, называются прямыми сообщениями. Смешанное сообщение является сложным технологическим процессом перевозок, но его применение неизбежно в силу физической природы движения каждого вида транспорта и базируется на решении задач по взаимодействию различных видов транспорта в интересах человека, общества и государства. Анализ объемов грузовых и пассажирских перевозок позволяет сделать следующие выводы: Ø железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный транспорты перевозят грузы и пассажиров и являются дискретными универсальными видами транспорта;
Ø трубопроводный (нефте- и нефтепродуктоводы и газопроводы) транспорт пока является специальным непрерывным транспортом. Рассматривая удельную значимость объемов перевозок по отдельным видам транспорта в общем объеме перевозок транспортного комплекса, можно установить, что наибольший объем перевозок грузов и пассажиров выполняет автомобильный транспорт. Так, от общего объема грузовых перевозок он перевозит 80...83 %, железнодорожный транспорт соответственно – 11...12 %, морской – 0,6 % и внутренний водный – 2 %. Пассажирские перевозки соответственно составляют: 50...60 %, 7,00 %, 0,03 %, 0,20 % и воздушный – 0,20 %. Также по темпам роста грузовых и пассажирских объемов перевозок с 1970 г. автомобильный транспорт занимает ведущие положение. Сложившаяся ситуация приоритета автомобильного транспорта по объему грузовых и пассажирских перевозок определяется следующими причинами: Ø мобильностью, универсальностью и индивидуальностью обслуживания физических и юридических лиц; Ø подвозом и вывозом грузов и пассажиров для различных видов транспорта транспортного комплекса; Ø возможностью осуществлять перевозки по естественным дорогам; Ø ростом грузовых и пассажирских перевозок в городских условиях, так в городах перевозки пассажиров автобусами составили 53 % от общего объема пассажирских городских перевозок; Ø повторностью перевозок, т.е. станция – склад – потребитель. Если проанализировать роль каждого универсального вида транспорта по грузо– и пассажирообороту в деятельности транспортного комплекса, то можно отметить, что железнодорожный транспорт по грузообороту от общего объема грузооборота транспортного комплекса выполняет 53,0 %, морской – 12,0 %, речной – 4,40 %, автомобильный – 6,5 % и воздушный – 0,05 %. Для этих же видов транспорта пассажирооборот соответственно составляет 37,1 %, 0,08 %, 0,6 %, 34,00 % и 20,0 %. Следовательно, по грузообороту железнодорожный транспорт занимает лидирующее положение в транспортном комплексе страны. Автомобильный транспорт по данному показателю в 8 раз уступает железнодорожному транспорту, в 2 раза – морскому и превосходит в 2 раза речной транспорт. Однако объем грузовых перевозок на автомобильном транспорте в 7,2 раза больше объема перевозок железнодорожным транспортом, в 132,0 раза – морским и в 40 раз – речным транспортом. Приоритеты транспортов по рассматриваемым показателям оценки их деятельности не совпадают, и колебания этих показателей достигают от 2 до 100 и более раз. Однако для объективной оценки деятельности различных транспортов по перевозкам грузов в данной ситуации необходимо проанализировать среднюю дальность перемещения 1 т груза, результаты которого представлены в табл.
Таблица Средняя дальность перевозки 1т груза, км по видам транспорта общего пользования
Из приведенных данных табл. по дальности перемещения 1 т груза автомобильный транспорт имеет минимальные значения по расстоянию, которое составляет для общественного и ведомственного автомобильного транспорта 20 км, а для междугородных перевозок 80...200 км. Расстояние перевозок 1 т груза на автомобильном транспорте по сравнению с другими универсальными видами транспорта в десятки и сотни раз меньше. Так, железнодорожный транспорт осуществляет перевозку одной тонны груза на расстояние, которое больше чем на автомобильном транспорте в 6,0 и 60,0 раз, морской транспорт в 22,0 и 230,0 раза, внутренний водный транспорт в 2,0 и 19,0 раз и воздушный транспорт в 36,0 и 160,0 раз. Приведенные данные по объему, грузообороту и дальности перемещения грузов позволяют констатировать, что значимость вида транспорта в обществе и государстве определяется соответствующим их сочетанием для перевозимых объемов при соответствующих дальностях перевозок в масштабах государства, т. е. массой продукции, изготавливаемой или завозимой извне, и распределение ее по территории страны. В этом аспекте удовлетворение потребностей в перевозках населения и государства является одновременно удовлетворением потребностей человека в предметах труда, т.е. в продукции необходимой для физического существования и трудовой деятельности. В нашей стране с большой территорией фактор распределения предметов труда по потребителям имеет серьезное влияние на дальность перевозок, которая, как видно из приведенных данных, в значительной степени определяет грузооборот перевозок и структуру затрат, т.е. транспортные издержки. В современных условиях распределительные функций перевозок по видам транспорта будут определяться механизмом рынка, влияние которого на результативность будет зависеть от транспортного законодательства и уровня достаточности информационного обеспечения производителя, потребителя и транспортника. Абсолютный уровень средней дальности перевозок определяет и преимущественную сферу деятельности каждого вида транспорта. Поэтому транспорт, работающий на плече с большой дальностью перевозок, называют магистральным транспортом. Однако этот термин не имеет однозначного толкования и чаще всего обозначает транспорт общего пользования. Следует отметить, что средние величины дальности не отражают всего спектра перевозок, которые фактически выполняет тот или иной вид транспорта, и иногда могут ввести в заблуждение принадлежности его к определенной категории, если классификация проводится без учета конкретной географии перевозок. Задача транспортной науки состоит в том, чтобы выяснить закономерности формирования грузопотоков и пассажиропотоков и разработать достоверные методы расчета, позволяющие найти оптимальное решение по организации перевозок с учетом возможностей видов транспорта и в целом транспортного комплекса. Все виды транспорта обслуживают сферу обращения, некоторые из них входят в состав средств производства других отраслей. Поэтому на транспорте в настоящее время наиболее распространена классификация: Ø транспорт обслуживает сферу обращения; Ø универсальный и специальный транспорт; Ø транспорт общего пользования и ведомственный; Ø промышленный транспорт; Ø городской; Ø транспорт магистральный и местного значения. Выбирая различные сочетания классификационных признаков, можно прийти к новым образованиям, которые также будут представлять транспортные системы (грузовой транспорт сферы обращения, промышленный транспорт, магистральный пассажирский транспорт).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|