Подвижной состав и основные фонды водного транспорта
Речной и морской флот состоит из судов различных типов, размеров и назначений. В зависимости от назначения различают суда транспортного, технического и вспомогательного флота. Транспортный флот – главный элемент материально–технической базы морского и речного транспорта. Другие элементы материально–технической базы призваны обеспечить эффективность работы транспортного флота. Вид перевозок определяет деление судов на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. В зависимости от рода перевозимых грузов суда речного флота подразделяют на сухогрузные, нефтеналивные и рефрижераторные. Эти суда по способу движения делят на самоходные и несамоходные. По условиям плавания речные суда классифицируются на речные, озерные и смешанного (река–море) плавания; морской флот на океанские (с неограниченным районом плавания), морские (ограниченного морского плавания) - малотоннажные суда, предназначенные, как правило, для перевозки грузов в пределах одного моря нашей страны; суда прибрежного, предназначенные, как правило, для перевозки грузов в пределах одного местного и рейдового плавания; суда смешанного морского–речного плавания; ледового плавания. Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях. Водоизмещение определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном. Грузоподъемность судна – его перевозочная способность, выраженная в тоннах. Дедвейт (или полная грузоподъемность) – количество тонн груза которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку.
Дедвейт (Дв) определяют по формуле , () где Вп – водоизмещение судна с полным грузом, т; Во – водоизмещение судна без груза, т. Различают полную и чистую грузоподъемность судна. Полная грузоподъемность Д – это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза. Чистая грузоподъемность Дч равна массе перевозимого груза , () где С – масса всех судовых запасов, т. Грузовместимость – это способность судна вместить груз определенного объема. Различают грузовместимость одинарную, когда объем всех грузовых помещений используется одновременно, и составную или двойную, когда грузовые помещения используются разновременно, по очереди. В зависимости от рода перевозимых грузов определяют грузовместимость для грузов тарно–упаковочных, штучных и сыпучих. Одним из показателей, характеризующих эксплуатационные качества судна, является удельная грузовместимость Uуд, м3/т, которая определяется по формуле , () где Uсуд – грузовместимость судна, м3; Дч – чистая грузоподъемность, т. Этот показатель дает представление о том, сколько кубических метров вместимости судна приходится на 1 т чистой грузоподъемности. В судовом мерительном свидетельстве указывается регистровая вместимость, т.е. вместимость судна в регистровых тоннах (1рег. т = 2,83 м3). Различают валовую и чистую регистровую вместимость. Валовая или полная вместимость включает объем помещений, расположенных под верхней палубой, и постоянных крытых надстроек над ней (без учета балластных цистерн в двойном дне люковых пространств и некоторых служебных помещений). Чистая регистровая вместимость равна объему эксплуатационных коммерческих помещений судна. Этот показатель используется для начисления судовых сборов в морских портах. Для выполнения операций по погрузке и выгрузке, приему и выдаче грузов, организации перевозок и обслуживанию флота на транспорте имеются морские и речные порты и пристани.
Портом называют прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы для судов, связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и безрельсовым транспортом и оснащенный соответствующими сооружениями, устройствами и оборудованием, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку судов, вагонов и автотранспорта, навигационное обслуживание судов, культурно–бытовое обслуживание экипажей и экипировку судов. Пристань – прибрежный пункт, производящий прием и выдачу груза, посадку и высадку пассажиров и имеющий для этого устройства. По виду выполняемых перевозок речные порты подразделяются на грузовые, пассажирские и объединенные. Основными производственными подразделениями речного флота являются грузовые районы (участки), которые могут быть общего пользования и специализированные по родам массовых грузов (лесные, наливные, угольные и др.) или на определенных операциях (выгрузка, погрузка, перевалка и т.д.). В составе грузового района (участка) имеется один или несколько причалов. Грузовой участок (район) выполняет грузовые и коммерческие операции: прием грузов, оформление транспортной документации, погрузку и выгрузку, хранение грузов и выдачу их получателям. Транспортные и другие документы при выполнении указанных операций оформляют в грузовых конторах. Морские порты бывают общего пользования, осуществляющие перевалку всех предъявляемых к перевозке грузов, специализированные по видам груза (уголь, руда, контейнеры и т.д.) и комбинированные. В зависимости от экономического значения порты подразделяются на внекатегорийные и 1...3 категории. Важнейшим производственным подразделением является грузовой район. Он выполняет такие же грузовые и коммерческие операции, как и на речном транспорте. Однако следует отметить, что на морском и речном транспорте расстояния измеряются милями (1 миля = 1,852 км), скорость в узлах (миль/ч) и мощность энергетических установок в лошадиных силах (л.с.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|