Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечания. Часть вторая. 228 различие между натурфилос. Демокрита и натурфилос. Эпикура




ПРИМЕЧАНИЯ.   ЧАСТЬ ВТОРАЯ


" 227


" Диоген Лаэрций, X, 85: «Итак, обдумай» (обращение к Пифоклу) «хорошенько эти мои рассуждения и, стараясь хранить их в памяти, время от времени внимательно пробегай их вместе с прочими учениями, которые я изложил в «Малом извлечении» в письме к Геродоту».

101 Диоген Лаэрций, X, 85: «Итак, прежде всего следует принять, что от познания небесных явлений, будут ли они рассматриваться в [бо­лее широкой] связи или сами по себе, не должно ожидать никакого иного результата, кроме атараксии и твердой уверенности, что является конеч­ной целью и остального знания».

Диоген Лаэрций, X, 82: «Атараксия же есть результат освобождения от всего этого и неустанное памятование о вселенной в целом и о самых основных принципах».

111 Диоген Лаэрций, X, 87: «Ведь наша жизнь нуждается не в мудр­ствовании п пустых гипотезах, а в том, чтобы мы жили безмятежно».

Диоген Лаэрций, X, 78: «Также следует считать, что задачей науки о природе является исследование причин главнейших явлений и что блаженство, испытываемое при изучении небесных явлений, имеет в этом свой источник».

Диоген Лаэрций, X, 79: «Что же касается изучения заката и восхода, положения и затмения светил и тому подобных явлений, то оно нисколько не способствует блаженству, получаемому от познания. Напротив, те, которые изучают эти явления, не зная ни природы того, что происходит, ни главных причин этого, находятся во власти страха. А если бы они научились предвидеть такие явления, они, может быть, испытали бы еще больший страх».

> Диоген Лаэрций, X, 86: «И не должно насильственно добиваться невозможного и ко всему применять метод исследования, подобный тому, который применяется в вопросах о нормах жизни или в установлении правил для разрешения остальных физических проблем, каковы, напри­мер, положения о том, что вселенная состоит из тел и неосязаемой при­роды или что имеются неделимые элементы и тому подобное, чтб допускает только одно объяснение, согласное с видимыми явлениями. Что же ка­сается небесных тел, то к ним это не применимо».

131 Диоген Лаэрций, там же, 86: «Напротив, эти по крайней мере яв­ления допускают множество различных объяснений — как причины своего возникновения, так и своей сущности, — объяснений, находящихся в согласии с чувственным восприятием. Ведь не на основе всеобщих аксиом и произвольно устанавливаемых законов надлежит производить иссле­дования природы, а всякий раз так, как это подсказывают сами ее яв­ления».

141 Диоген Лаэрций, X, 92.

151 Диоген Лаэрций, X, 94.

> Диоген Лаэрций, X, 95 и 96.

171 Диоген Лаэрций, X, 98.

18) Диоген Лаэрций, X, 104: «Он» (т. е. Эпикур) «допускает, что воз­можны и многие другие способы для объяснения явлений раскатов грома, лишь бы только не прибегать к мифу. А мифа не будет, если мы надлежа­щим образом будем наблюдать видимые явления и из них брать указания для объяснения невидимых».


228 РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ НАТУРФИЛОС. ДЕМОКРИТА И НАТУРФИЛОС. ЭПИКУРА

191 Диоген Лаэрций, X, 80: «Таким образом, должно, обращая внима­ние на то, сколь часто у нас на земле возникает сходное явление, искать по аналогии с этим причины небесных явлений и [вообще] всего скрытого от нас».

Диоген Лаэрций, X, 82: «... атараксия же — есть результат полного освобождения от всего этого... Поэтому должно обращать внимание на существующее и на чувственные восприятия: на общее в отношении к об­щему и на частное в отнотении к частному и на всякую существующую очевидность в отношении каждого отдельного критерия. Ведь в самом деле, если мы на все это обратим внимание, то мы правильно определим источник, откуда возникают смятение и страх, и избавим себя от них, объясняя причины как небесных явлений, так и всех прочих вечно над­вигающихся явлений и всего того, что наводит такой ужас на всех осталь­ных людей».

Диоген Лаэрций, X, 87: «Известные указания на то, что действительно совершается в небесных сферах, мы получаем от тех или других окружаю­щих нас земных явлений, открытых наблюдению или непосредственно данных, так же как от явлений самих небесных сфер. Ибо эти явления могут возникать многими различными способами».

[88]: «Однако должно подвергать наблюдению каждое [небесное] явление в том виде, как оно нам представляется, и объяснять все, что связано с ним. Этому не будет противоречить многообразие происходя­щих [на земле] явлений».

201 Диоген Лаэрций, X, 78: «Здесь имеется бытио различными спосо­бами, бытие по возможности или бытие по какому-нибудь другому спо­собу».

Там же, 86: «Эти явления допускают множество различных объясне­ний причин своего возникновения».

Там же, 87: «Все, стало быть, неуклонно совершается во всех явле­ниях небесных сфер, хотя и способом, допускающим различные объясне­ния.., если оставить в силе все, что о них утверждается с достаточной убедите л ьност ью».

211 Там же, 98: «А те, которые принимают только одно-единственное объяснение, вступают в конфликт с чувственно воспринимаемыми явле­ниями и обнаруживают несостоятельность в вопросе о том, что собственно возможно человеку постичь умом».

Там же, 113: «Объяснять эти явления исключительно одной причи­ной, в то время как видимые явления требуют, чтобы признавалась воз­можность многих различных причин, было бы сумасбродством, неумест­ным действием ревнителей суетной астрологии, которые наугад приписы­вают причины тем или иным явлениям, не освобождая божественную природу от тяжелых обязанностей».

Там же, 97: «Далее: закономерность кругового пути светил должно понимать по аналогии с происходящими и у нас на земле некоторыми явлениями, но божественную природу отнюдь не следует приводить с ними в связь; она должна пребывать в полной свободе от дел, в состоянии полнейшего блаженства. Ведь если это не будет выполнено, то всякое истолкование небесных явлений превратится в празднословие, как это уже случалось с некоторыми, не усвоившими допускающего различные возможности способа объяснения явлений и потому впавшими в бесплод­ное объяснительство, думая, будто явления допускают только одно объ­яснение, а все остальные допустимые объяснения отвергаются. Таким образом они уносятся в область бессмыслия и обнаруживают неспособность


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...