ПРИМЕЧАНИЯ. 173 в этой эпиграмме против Пусткухена Маркс, очевидно, опирается на стихотворение Гёте «Гёте и Пусткухен»
ПРИМЕЧАНИЯ 170 в ряде эпиграмм Маркс дал сатирическую картину литературной и культурной жизни своего времени. Так в V и VI эпиграммах он защищает Шиллера и Гёте как представителей гуманизма и прогресса от ханжеских и филистерских нападок консервативных писателей и пиетистов, которые поносили великих немецких поэтов. — 487. 171 В VIII эпиграмме Маркс энергично защищает Гёте от тех нападок, которым тот подвергался со стороны консервативных писателей и критиков, особенно в 20-х—30-х годах; эти нападки поощрялись церковными кругами, видевшими в Гёте отступника от религии, язычника, проповедника аморальности, либерализма и т. д. Главным выразителем антигётовских настроений был лютеранский пастор Иоганн Фридрих Вильгельм Пусткухен-Гланцов, против которого и направлены эпиграммы Маркса «Пусткухен (ложные «Годы странствий»)» п «Заключительная эпиграмма па мастера суесловия». В связи с созданием Гёте романа «Годы странствий Вильгельма Мейстера» Пусткухен в 20-х годах XIX в. опубликовал несколько пародий на этот роман, некоторые под тем же названием. Гёте высмеял Пусткухена в ряде Ксений. Особенное возмущение нападки Пусткухена вызвали в берлинских прогрессивных литературных кругах. Маркс, приехавший в 1836 г. в столицу Пруссии в связи с переходом из Боннского в Берлинский университет, ознакомился с книгами Пусткухена и написал упомянутые эпиграммы. — 488. 172 «Исповедь прекрасной души» — название шестой книги романа Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера». Маркс в этой эпиграмме пародирует нападки Пусткухена на эту книгу. — 490. 173 в этой эпиграмме против Пусткухена Маркс, очевидно, опирается на стихотворение Гёте «Гёте и Пусткухен». — 490.
174 В альбоме Софи имеется 26 стихотворений Маркса, которые не содержатся в его собственноручных четырех тетрадях. Кроме того, в альбоме имеется целый ряд стихотворений, которые Маркс позднее включил в тетради, посвященные Женни фон Вестфален и отцу. Это: «Два неба», «Мысль», «Человеческая гордость», «Последняя песнь певца», «Лю-цинда», «Любовь певца», «Истерзанная», «Бледная девушка», «Чувства», «Пусткухен (ложные «Годы странствий»)», «Договор о найме», «Немецкий вкус» (повторение IV, V и VI эпиграмм из цикла «Эпиграммы», содержащегося в тетради отцу), «Гармония», «Заключительные сонеты. К Женни». — 541. 175 Стихотворение «Слепая» повторяется также в записной книжке СофИ| «И с грохотом крыша вниз слетает, Обломки тело ее засыпают». — 554. 176 «Ганс Гейлинг» — опера немецкого композитора Генриха Маргдне-ра. — 581. 177 «Бронзовый конъъ — опера французского композитора Даниэля Франсуа Эспри Обера. — 582. ПРИМЕЧАНИЯ 178 Записная книжка сестры Маркса Софи наряду со стихотворениями Маркса содержит ряд стихотворений других авторов, а также личные записи самой Софи и ее друзей и знакомых, адресованные ей. Кроме стихотворений Маркса «Человеческая жизнь» и «Карл Великий», которые не встречаются ни в тетрадях Маркса, ни в альбоме Софи, в записной книжке Софи имеется 9 стихотворений, которые содержатся в ее альбоме. Два из них — «Два неба» и «Истерзанная» содержатся также в первой части «Книги любви», причем баллада «Истерзанная» включена Марксом и в тетрадь отцу. Остальные 7 стихотворений — это: «Богиня Рейна», «Слепая», «Ко дню рождения отца», «Заключительное стихотворение» (в альбоме Софи оно называется «По завершении этих стихов»), «Шиллер. 2 сонета», «Гете. 2 сонета», «Дочь». Записная книжка Софи даст некоторое представление о поэтической деятельности Маркса еще в гимназические годы. Стихотворение «Карл Великий» в ней датировано 1833 годом. Возможно, Маркс и ранее писал стихи, но до нас эти его поэтические опыты не дошли. — 583.
17! » Образ Карла Великого в этом стихотворении нарисован Марксом, без сомнения, под влиянием директора Трирской гимназии Иоганна Гуго Виттенбаха, преподававшего в классе Маркса историю. Вит-тенбах написал ряд исторических исследований, в которых подчеркивал заслуги Карла Великого в области развития образования и пробуждения интереса к античной культуре (так называемое «каролингское возрождение»). — 556. I8'1 Возраст отца Маркса в документе указан неточно. Согласно последним исследованиям, Генрих Маркс родился не в 1782, а в 1777 году. - 589. №1 О гимназических экзаменационных работах Маркса см. примечание 1. Данное сочинение было оценено преподавателем Кюппером 17 августа 1835 г. следующим образом: «Богатое мыслями, блестящее и сильное изложение, заслуживающее похвалы, хотя сущность единения, о котором идет речь, не определена, причина его затронута только с одной стороны, а необходимость его доказана недостаточно полно». — 590. 182 Рукопись латинского сочинения подчеркнута во многих местах экза-. менатором. На нолях сделан ряд замечаний на латинском языке, среди них несколько замечании, кдсающихся содержания работы. При публикации сочинения в данном томе эти подчеркивания и замечания не воспроизводятся. В конце сочинения дана следующая общая его оценка, подписанная директором гимназии Виттенбахом и преподавателем латинского и греческого языков Лёрсом: «Кроме указанных мест, вызвавших наши замечания, и нескольких ошибок, особенно в конце, сочинение неплохое, как по содержанию, так и по обнаруженным в нем знаниям истории и латинского языка. Но какой скверный почерк!!! », — 594. I»3 Пунические войны (264—241, 218—201 и 149—146 гг. до н. э. ) — войны, которые вели между собой два крупнейших рабовладельческих государства древности — Рим и Карфаген — за установление господства ПРИМЕЧАНИЯ в Западном Средиземноморье, за захват новых территорий и приобретение рабов. Войны закончились разгромом Карфагена. — 594. 184 В первоначальном варианте аттестата, сохранившегося в архиве Трирской гимназии, дана более развернутая характеристика знаний аттестуемого по греческому языку, а именно: «Его знания и умение понимать классиков почти такие же, как и в латинском; меньшими обладает он в переводе читаемых в гимназии классиков, вследствие недостаточной твердости в грамматике и меньшей уверенности, чем в латинском, хотя ему часто удается правильно объяснять даже более трудные места; в общем он переводит довольно бегло». — 598.
185 Часть писем Генриха Маркса сыну дошла до нас в плохом состоянии. Места, не поддающиеся расшифровке, отмечены в тексте квадратными скобками с многоточиями внутри. В квадратных же скобках приводится в некоторых случаях предположительное толкование неразборчивых мест. Из ответных писем Карла Маркса отцу не сохранилось ни одного, относящегося ко времени его пребывания в Боннском университете (октябрь 1835 — август 1836). Из переписки с отцом, которую в последующий период Маркс вел из Берлина (он переехал туда во второй половине октября 1836 г. из Трира, где провел осенние каникулы, во время которых состоялась его помолвка с /Кении фон Вестфален), до нас дошло лишь одно письмо Карла Маркса от 10—11 ноября 1837 года (см. настоящий том, стр. 8—18). Отрывки из ряда писем Генриха Маркса сыну были опубликованы в книге Е. Ильиной «Неутомимый путник», Москва, 1964, а также в № 11 журнала «Юность» за 1958 г. (в подборке Е. Ильиной). В настоящем томе в концовках к письмам Генриха Маркса наличие таких отрывков не оговаривается. — 599. 186 Около 13 октября 1835 г. Карл Маркс переехал из Трира в Бонн, чтобы поступить на юридический факультет Боннского университета. 15 октября он был принят в университет. — 599. 187 По окончании Трирской гимназии Маркс демонстративно не нанес прощального визита преподавателю Лёрсу, который был известен своими реакционными взглядами и которому было поручено следить за благонадежностью учителей и учеников гимназии. 17 ноября 1835 г. Лёрс был назначен вторым директором Трирской гимназии. — 601.
188 Генрих Маркс имеет в виду § 60 работы И. Канта «Anthropologie in pragmatischer Hinsicht». Kö nigsberg, 1798 («Антропология с прагматической точки зрения», Кенигсберг, 1798). — 602. 189 В Бонне Маркс вступил в кружок молодых поэтов. Один из основателей этого кружка, Иоганн Михаэль Бирман, воспитанник Трирской гимназии, был обвинен в сочинении революционных песен. Этот кружок, в который входили Эмануэль Гейбель и Карл Грюн, поддерживал контакт с геттингенским кружком поэтов, главными членами которого были Теодор Крейценах, Мориц Каррьер и К. Л. Бернайс. Оба кружка намеревались совместно издавать Альманах муз. — 604. 69â
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|