Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Координация поведения и её механизмы




 

Название этого подраздела расшифровывается как взаимное согласование поведения особей в биосоциальной системе - от бактериальной колонии до стаи рыб или группы зеленых мартышек – необходимое для ее выживания и успешной адаптации к меняющимся условиям. Исследования последних десятилетий показывают наличие общих для всего живого закономерностей и механизмов координации поведения (от лат. co - совместно, ordinare - упорядочить). Изучение координации поведения представляет важную биополитическую проблему в теоретическом (выяснение эволюционно-биологических корней политических структур) и практическом плане (применение в социальных технологиях).

В классическом труде А.Эспинаса (1898) "Социальная жизнь животных" координация поведения. понималась как ситуация, когда одни и те же влияния производят на аналогичные существа тождественные действия. Это определение, однако, не полное: далеко не всегда координация поведения означает, что все входящие в биосоциальную систему особи осуществляют одни и те же действия. Часто под "координированным поведением" понимается дифференцированное поведение особей в соответствии с их социальными ролями и функциями. Например, феромоны матки и личинок в муравьиной семье повышают социальную активность всех рабочих особей, но каждый выполняет свою особую функцию: внутригнездовые рабочие ухаживают за расплодом и поддерживают чистоту в гнезде, фуражиры обеспечивают снабжение семьи пищей, солдаты охраняют гнездо и др. Если индивиды в популяции различаются по функциям (например, фуражиры, разведчики, солдаты среди термитов и муравьев), то имеются координационные механизмы, регулирующие соотношение численности различных "специалистов". А.А.Захаров (1991) экспериментально показал, что, если убрать из муравьиного гнезда, например, всех фуражиров, то часть оставшихся особей быстро "переквалифицируются", тем самым восстанавливая оптимальное соотношение численности фуражиров по сравнению с представителями других "профессий".

Биосоциальная система координирует не только поведение входящих в нее индивидов, но и физиологическое состояние, репродуктивный статус, развитие, даже структуру тела. Известным фактом является популяционный контроль за размножением особей у мышей и крыс: повышение плотности популяции вызывает "стресс перенаселения", подавляющий размножение и даже вызывающий выкидыши у беременных самок.

Координация активности индивидов – предпосылка для создания конструкций надорганизменного уровня, единых для всей биосоциальной системы. Так, муравьи строят муравейник, микробная колония или группа клеток одной ткани (органа) в многоклеточном организме формирует биополимерный матрикс (Ботвинко, 1985; Sutherland, 2001). Что касается высших приматов и особенно главного объекта биополитики – человеческого социума, то здесь единые структуры надорганизменного уровня могут соответствовать как материальным (пещеры, дома, дворцы и многое другое), так и идеальным, ментальным конструкциям (культурные традиции, религиозные верования, идеологии, системы ценностей и др.), которые объединяют, консолидируют людей подобно тому, как связывает микробные клетки биополимерный матрикс.

Существенное значение для биополитики имеет выяснение механизмов координации социального поведения на разных уровнях биологической эволюции. Данные последних десятилетий позволяют говорить о следующих механизмах (Захаров, 1991; Олескин, 2001):

· Координация поведения посредством групповой иерархии (см. ниже 4.16) и массового подражания большинства индивидов лидерам (см.). Данный вариант. весьма характерен для высших позвоночных, в том числе для приматов, однако, он не является единственно возможным;

· Координация путем локального контакта между соседствующими индивидами, по типу взаимовлияния. Этот вариант координации поведения наблюдается, например, у муравьев при сооружении и ремонте гнезда, у львов при совместной охоте на крупную добычу, а также, вероятно, у некоторых микроорганизмов, у которых между контактирующими клетками имеются цитоплазматические мостики, предположительно передающие информацию. У людей (и вообще высших приматов) этот механизм координации поведения соответствует обиходному явлению взаимной имитации поведения ("обезьянничания"); известен английский принцип - Keеp up with the Joneses next door! (идите в ногу со Джонсами, живущими за соседней дверью!);

· Координация путем делокализованной (охватывающей всю популяцию или ее значительную часть) передачи управляющей информации от особи к особи по эстафете. Стаи некоторых рыб и морских беспозвоночных не имеют лидеров, групповой иерархии, однако, они способны согласованно перемещаться, совершая сложные маневры, защищаться от хищников, преследовать добычу, окружать ее или прижимать к границе вода-воздух. Информация передается, вероятно, по эстафете от особи к особи. Она распространяется на всю стаю с быстрой перестройкой ее пространственной структуры, если возбуждающий фактор (опасность, пища и др.) был непосредственно распознан примерно 1/3 всех особей (Герасимов, Даров, 1984).

· Координация за счет заполняющих всю биосоциальную систему диффузных стимуляторов (химических соединений, физических полей). Координирующий стимул может вырабатываться особями данной биосоциальной системы или поступать извне.

Тот или иной механизм координации преобладает в зависимости от ситуации. Так, муравьи формируют при обороне гнезда иерархию с лидером (активатором), а при передаче пищи от особи к особи (трофолаксис) преобладает координация поведения на основе локального взаимодействия особей. Успешное функционирование биосоциальной системы определяется сбалансированным взаимодействием всех названных факторов координации поведения.

Координация через локальные взаимодействия, эстафетную передачу сигналов и поле диффузных стимулирующих факторов имеет значение для биополитики в том аспекте, что будучи эволюционно-древними, эти координирующие факторы вовлекают подсознательный уровень восприятия и реагирования у людей. Действительно, некоторые из примеров взаимной стимуляции поведения людей касаются реакций, слабо контролируемых сознательно. Так, засыпание пассажира в вагоне пригородного поезда или метро оказывает снотворное действие на соседей; чихание, кашель, зевание распространяются в зрительном зале по эстафете. Известен заразительный характер смеха. Р.Мастерс (Masters, 1989) обращает внимание на характерный для групп животных феномен «передачи настроения» от особи к особи и рассматривает в сходных терминах влияние людей друг на друга, например, в составе толпы.

Иерархии доминирования

 

Биосоциальные системы могут быть, теоретически, построены по принципам эгалитаризма – равенства всех особей в плане распределения ресурсов и управления биосоциальной системой. Однако подавляющее большинство биосоциальных систем включает ту или иную степень неравенства особей, так что входящие в систему индивиды различаются по (био)социальным рангам. Совокупность этих рангов обозначается как иерархия.

 

4.16.1. Доминирование. На вершине иерархий находятся индивиды, которые являются доминантами, или доминируют над остальными особями – приобретают право действовать не считаясь с действиями партнера, имея преимущественный доступ к ресурсам(Maslow, 1954). В этологической литературе доминирование определяют также как «право на первоочередное проявление реакции приближения в одних случаях и реакции избегания в других для одной особи по сравнению с другой… К реакциям первого типа относятся приближение к пище, подходящему участку или партнеру для спаривания, а также агрессия, а к реакциям второго типа – избегание неблагоприятных условий, угроз, нападений и наказаний» (Дьюсбери, 1981. С.110—111).

Преимущество при приобретении ресурсов означает для доминанта лучшие репродуктивные условия для передачи своих генов следующим поколениям. Во-первых, любые пищевые, территориальные и др. ресурсы, особенно дефицитные, труднодоступные, служат средством привлечения особей противоположного пола – как в мире животных, так и в человеческом социуме («У меня Порше в гараже» – говорит подруге молодой русский «нового поколения», полагая, что это сильный аргумент в данной ситуации). Во-вторых, сами особи противоположного пола служат ресурсами, которыми у многих видов животных монопольно владеет доминант как хозяин гарема. Поскольку политика как сфера деятельности связана с отношениями доминирования-подчинения, она связана своми корнями с репродуктивными интересами тех, кто вовлечён в политическую деятельность (Low, 2000).

Домини­рование может быть ограничено отношениями между двумя особями: А доминирует над В, соответственно В подчиняется А. Доминирование в целой биосоциальной системе – ситуация, когда все особи в ней подчиняются одному и тому же индивиду (доминанту, часто называемому также «вожаком» или a-самцом, если индивид мужского пола). Это характерно, например, для низших приматов типа мартышек, лангуров, макаков, бабуинов, где отмечается деспотическое доминирование одного из самцов над остальными особями в группе.

Как из обиходной жизни, так и из этологических исследований мы знаем, что доминирование предполагает подчинительное поведение (подчинение ) со стороны другого (других). В последние десятилетия получены данные об активной роли не только доминанта, но и подчиненных индивидов в формировании и поддержании иерархических отношений. Причем, «некоторые обезьяны своей навязчиво демонстрируемой покорностью обеспечивают себе прекрасную жизнь»: благорасположение и покровительство доминанта, защиту от хищников и от сильных особей второго-третьего ранга (субдоминантов), удобство добывания корма и другие преимущества жизни в коллективе (Дерягина, Бутовская, 2004. С.137). Исторические примеры альянса доминанта (особенно тиранического) и индивидов низких рангов («подонков») варьируют от ситуации в тюрьме, где есть «пахан» и подпевающие ему «шестерки», до тоталитарного государства, лидер которого окружает себя полностью зависящими от него «выдвиженцами» (Дольник, 2003).


И доминирование, и подчинение предполагают соответствующие сигналы, свидетельствующие о статусе особи (см. рис. 20):

· Доминант преувеличивает свои размеры, подчиненный индивид стремиться преуменьшить их. В сообществах обезьян вожак стремиться занять возвышенное положение, в буквальном смысле «унизить» подчиненных особей, которые сами преуменьшают свой рост, принимают сгорбленнную позу, подставляются доминанту.

· «Взрослое» поведение доминанта контрастирует с инфантильным поведением подчиненных особей. Волк низкого ранга может в присутствии доминанта лечь на спину, даже помочиться – этот элемент щенячьего поведения гасит агрессию и вызывает лояльное поведение у доминанта (который может начать вылизывать великовозрастного «щенка»).

· Подчиненная особь также подставляет доминанту уязвимые места (спину, живот и др.), а доминант может нанести легкий ритуальный укус в эти места (словно говоря «Я вам покажу, кто здсь босс», как подчеркивает Ф. де Ваал в приложении к группе шимпанзе, возглавлявшейся самцом-доминантом по имени Спиклс, de Waal, 1996)

· Подчиненная особь занимает позу, аналогичную позе подставки для копуляции, однако, это происходит в общении представителей одного и того же пола и сама поза приобретает иной смысл – демонстрирует подчинение, «унижение» одного самца перед лицом другого. Не возникло ли в человеческом обществе табу на публичную демонстрацию интимных сторон жизни отчасти из-за того, что интимные позы, будучи предъявленной посторонним глазам, приобретают тот же оттенок унижения, подчинения, «опускания»? (Дольник, 2003).

Имеются и специфичные для тех или иных биологических видов (включая, конечно, Homo sapiens) сигналы доминирования и подчинения. Так. у волков подчиненные особи вылизывают углы рта у доминанта, у мартышек резус – подставляют доминанту ягодицы, а у шимпанзе отвешивают поклоны доминанту (что напоминает человеческое поведение в аналогичной ситуации, de Waal, 1996).

Как уже отмечено, подчинительное поведение входит в состав эффективных буферов агрессии между приматами У ряда животных, в особенности у высших приматов (включая, очевидно, Homo sapiens), подчинение может быть составной частью обманного (или манипулятивного) поведения, свидетельствующего о способности особей осознавать и использовать с пользой для себя свой социальный статус и отношения с другими членами социума («маккиавелевский интеллект», упомянутый в главе второй выше). Так, низкоранговый самец шимпанзе, максимально демонстрируя свое подчинение самцу более высокого ранга в плане преимущественного доступа последнего к самкам, фактически ждет его ухода или засыпания, после чего копулирует с самками гарема этого самца.

 

4.16.2. Типы иерархий. В общем виде можно выделить несколько типов социальных структур:

· Строго линейная иерархия.Все особи в биосоциальной системе ранжированы по статусу – их социальные ранги обозначают латинскими буквами[52]: А (доминант), В (второй по рангу, субдоминант), С, D, Е и т.д. Хрестоматийный пример представляет порядок клевания (pecking order) у кур. Курица ранга А клюет пищу первой, ранга В - второй и т.д., причем нарушения порядка клевания (например, попытка курицы ранга С клюнуть зерна раньше курицы ранга В) пресекаются клевком в голову или туловище нарушителя иерархии. Есть сведения, что в человеческом обществе близкие к линейной иерархии структуры спонтанно формируются в группах маленьких детей (1,5—3 года, Barner-Barry, 1977, 1983; Ploog, 1998).

· Абсолютное доминирование. Двухуровневая иерархия: доминант – и все остальные (с относительно равными рангами). Часто наблюдается при скученном расположении животных (самцов рыбы колюшки или самцов домовых мышей) на ограниченной территории (Резникова, 2001, 2005). В тюрьмах, особенно при жестком режиме содержания узников, также наблюдаются случаи «абсолютного доминирования» пахана, тиранящего всех сокамерников (его порой поддерживают в этом тюремщики). Подобная тактика практиковалась в советских школах-интернатах в рамках «метода Макаренко» и иногда в воинских частях, находящихся в казармах.

·
Сложная социальная структура, в которой вертикальные (иерархические) связи между индивидами дополнены горизонтальными (неиерархическими) связями). Горизонтальные связи в сообществах высших животных (особенно приматов) включают в себя уже знакомый нам (по предыдущей лекции) взаимный альтруизм – они носят взаимовыгодный характер. В подобных случаях в иерархической пирамиде биосоциальной системы формируются горизонтальные «ступеньки» – коалициииз близких по рангу особей. Например, это связанные горизонтальными, лояльными взаимоотношениями группировки самцов, особенно молодых («межсамцовые альянсы» по Плюснину, 1990).

· Нетранзитивная (циклическая) иерархия. Индивид А доминирует над индивидом В, индивид В доминирует над индивидом С, но, вопреки ожидаемому, С доминирует над А. Если отношения доминирования обозначить стрелками, обращенными острием в сторону подчиненного индивида, то получается циклическая модель иерархической структуры (рис. 21). Применительно к человеческому социуму подобная циклическая иерархия представляется контритуитивной. Нам нелегко представить себе, например, армию, в которой полковник командует лейтенантом, лейтенант распоряжается сержантом, но сержант командует полковником. Однако биополитика предоставляет нам немало ситуаций, когда контринтуитивные идеи оказываются адекватными для описания с новых позиций тех или иных явлений в социуме (в данном примере – неуставных отношений в армии) и для разработки социальных технологий, одну из которых мы рассмотрим в дальнейшем тексте.

·

 
 

Расщепленные иерархии. Достаточно распространенные в мире животных и возможные в человеческом социуме структуры, которые характеризуются сосуществованием нескольких доминантов в одной биосоциальной системе. Разные доминанты соответствуют различному времени суток (у кошек одна особь доминирует на тропе утром, другая вечером), разным ситуациям и видам деятельности (Гольцман, 1984). Так, у поилки с водой доминирует не та крыса, которая доминирует в плане доступа к особям противоположного пола. Иерархии получаются в этом случае расщепленными, многомерными, меняющимися от ситуации к ситуации. М.Вебер констатировал наличие многомерных иерархий и в человеческом обществе. Имеется, в частности, иерархии по богатству (противопоставление богатый-бедный), по власти, авторитету (противопоставление начальник-подчиненный), наконец по престижу, общественному признанию заслуг (оппозиция заслуженный/почетный - без почетных званий). Эти иерархии близки к совпадению лишь в тоталитарных государствах.

В иерархических структурах высших животных (особенно человекообразных обезьян) власть доминанта может быть ограничена фактором, который по аналогии с человеческим социумом обозначают как “общественное мнение”. Речь идет о наличии в биосоциальной системе определенных норм и запретов, нарушать которые не дозволено даже доминанту. Если же такое нарушение имеет место, биосоциальная система реагирует как единое целое, пресекая “противоправное” поведение доминанта. Подобные поведенческие регулятивы у приматов заслуживают названия “протомораль”, и именно в ней ряд биополитиков (например, Р. Мастерс) и близких к ним по духу приматологов (М.Т. МакГвайер, Ф. де Ваал) видят эволюционные истоки человеческой морали, этики, нравственности.

Приведем пример по поводу роли “общественного мнения” в социальной жизни шимпанзе. Самец Джимо, доминировавший в одной из групп шимпанзе, обнаружил, что более молодой самец Сокко тайно занимается любовью с принадлежащей Джимо самкой. Вместо того, чтобы просто прогнать дерзкого Сокко как можно дальше (как обычно делают доминанты в подобных случаях), Джимо в ярости начал преследовать Сокко. Сокко кричал и испражнялся от страха, но Джимо не прекращал погони. Тогда несколько самок в группе издали лающие звуки особой тональности, которые передаются комбинацией латинских букв “woaow” и обозначают протест против агрессии. Затем к лающим самкам присоединились другие особи, включая самку самого высокого ранга. Это был оглушающий хор голосов. Вскоре Джимо прекратил свое агрессивное поведение, на его лице появилась нервозная улыбка (de Waal, 1996. P.91—92).

 

4.16.3. Лидерство и доминирование. Выше (в главе третьей, говоря о првобытной социальной организации) мы фактически ввели в употребление, кроме термина «доминант», еще и термин «лидер».Каково соотношение этих терминов? Обратимся к определению термина «лидер», данному немецким этологом Ю. Лампрехтом.

Лидер руководит передвижением (лидерство в наиболее буквальном смысле, от англ. lead – вести) и другими формами поведения членов биосоциальной системы (Lamprecht, 1996).

Управление передвиже­нием группы может быть связано с «движениями намерения», совершаемыми лидером (например, лидер птичьей стаи хлопает крыльями, собираясь взлететь). Эти движения воспринимаются остальными индивидами в биосоциальной системе и направляют их собственное поведение; лидер выступает как «водитель ритма» биосоциальной системы (Плюснин, 1990).

В человеческом социуме лидерство представляет собой не только биосоциальное, но во многом социокультурное явление. Однако и в этом случае «понятие «лидер»… означает ведущий, управляющий другими людьми… Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности – от небольших групп людей до сообществ государственного уровня» (Политология, 1996. С.74). Архаичные, эволюционно-консервативные аспекты лидерства наиболее рельефно выступают в случае неформального (не предписанного никакими должностными инструкциями) лидерства в небольших группах людей, напоминающих по численности первобытные общины или группы шимпанзе и бонобо (в обоих случаях – не более нескольких десятков членов группы). И «обезьянье», и «первобытное», и «неформальное» лидерство вполне покрываются социально-психологическим опрелелением Д. Майерса:

Лидерство – «процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу» (Майерс, 2000. С.676).

По единодушному мнению социальных психологов и гуманитариев, роль социокультурных, специфичных для человеческого социума факторов резко возрастает по сравнению с ролью биополитических факторов по мере перехода от лидеров малых групп к лидерам больших и формально организованных общностей людей, включая предприятия, комиссии, политические партии и тем более гигансткие людские коллективы типа современных государств (об этом – в разделе 5.5). Тем не менее, наше эволюционное наследие заставляет нас считаться с собой и в этих случаях, тем более что бывают и ситуации, когда роль лидера большой людской общности занимает человек, приспособленный к руководству малыми группами (противоречие между стилем лидерства и социальной ролью).

Итак, учитывая сказанное выше о доминировании, мы констатируем, что вершина иерархии той или иной биосоциальной системы имеет два аспекта:

· Доминантный тот, кто наверху, присваивает себе ресурсы, подавляет использование их другими

· Лидерский находящаяся на вершине особь руководит другими

Каково соотношение этих двух ролей «того, кто наверху»? Как подчеркивает И. Айбль-Айбесфельдт (Eibl-Eibesfeldt, 1998), эти две функции a-индивида («вожака», «вождя») соответствуют двум краям одного континуума:

 
 

Рис. 22
Как показано на схеме (рис. 22), Айбль-Айбесфельдт выделяет не менее трех основных градаций:

· Репрессивное доминирование. В поведении доминанта преобладает присвоение ресурсов, эксплуатация остальных членов стаи, ущемление их прав

· Заботливое доминирование. Равновесие между доминантной и лидерской функциями, что предполагает не только подавление, но и руководство подчиненными

· Заботливое лидерство. Доминирование оттесняется на задний план заботой о членах биосоциальной системы.

В работах приматологов приводятся доводы о том, что вожаки групп человекообразных обезьян, часто выступают в роли заботливых лидеров. Такой лидер организует раздачу пищи, и другие члены группы могут без опаски сами подходить к нему и требовать свою порцию мяса.

В некоторых биосоциальных системах роль доминанта и роль лидера не совмещаются одним индивидом, а выполняются разными особями (например, у копытных, у птиц). На водопое или при распределении пищи доминирует не та особь, которая ведет группу в пути как лидер. Доминант может идти в середине или даже последним в движущемся стаде. В таких случаях континуум доминирование–лидерство рвется, и получается расщепленная иерархическая структура с двумя дискретными вершинами – пример "разделения власти", небезынтересный в политическом плане. Мы уже подчеркивали, что в ряде биосоциальных систем единого доминанта или лидера нет, ибо в отношении разных видов ресурсов доминируют (а в разных видах деятельности лидируют) разные особи.

 

4.16.4. Пути формирования иерархий. Соотношение доминантного и лидерского компонентов в поведении конкретного вожака в значительной мере зависит от того, каким путем он добрался до вершины иерархии. Как у животных, так и у людей существует два основных пути, ведущие к доминированию (лидерству):

· Агонистическая иерархия.Доминант добивается своего статуса в результате серии агонистических взаимодействий, которые могут включать в себя прямую агрессию или, чаще, ограничиваться угрожающими демонстрациями. И. Айбль-Айбесфельдт пишет, что в молодости на него произвели большое впечатление угрозы, которыми обменивались между собой ящерицы игуаны, делившие между собой береговую отмель. Это был единственный доступный рептилиям вид социального поведения.
Дошкольники раннего возраста (1,5 – 3 года) склонны формировать достаточно жесткие линейные иерархии по физической силе и агрессивности, которые можно выявить, заставляя детей раскладывать фото товарищей по садику по принципу «кто сильнее?», а также протоколируя случаи вербальных/физических угроз, ссор, игнорирования одним ребенком другого (Barner-Barry, 1977, 1983).
В мире животных и в человеческом обществе подлинная демонстрация силы, агрессивности, напористости нередко подменяется предъявлением соответствующих символов (большой гребень у петуха, накаченные бицепсы у молодого человека и др.). Построенная на принципах “кто сильнее, тот и прав” иерархия способствует репрессивному доминированию со стороны того, кто оказывается на вершине (в человеческом обществе это характерно для спонтанных иерархий в тюрьмах, казармах, а, по некоторым данным, также в детских садах и психиатрических клиниках). Это и понятно: сложившаяся иерархия есть доминирование победителя над побежденным, признавшим свое поражение. Как подчеркивает И. Айбль-Айбесфельдт, репрессивное доминирование характерно в человеческом обществе и для межэтнических отношений. Оно наблюдается в тех случаях, когда один этнос (племя, нация) покоряет другой. В подобных случаях вероятно, что победители-доминанты стремятся не к заботливому лидерству, а к эксплуатации, присвоению ресурсов, иногда физическому уничтожению побежденных (геноциду). В дальнейшем, впрочем, стиль доминирования может меняться, и длительное взаимодействие покорителей и покоренных может приводить к более мягким формам их взаимоотношений.

· Гедонистическая иерархия. В этом случае на вершине иерархии находится наиболее интересный, способный, одаренный индивид, которому вся группа уделяет наибольшее внимание (Chance, 1967). Даже самые слабые особи могут оказаться в центре внимания и тем самым на вершине гедонистической иерархии, если они вызывают особый интерес у товарищей по группе, обладают ценной для них информацией и др. (Barner-Barry, 1977, 1983). Как и в человеческом обществе, у обезьян доминирование и лидерство во многих случаях обеспечиваются не силой, а социальным опытом, способностью устанавливать дружеские связи и устойчивые коалиции с другими членами группы. Так, у шимпанзе самец может занять высокий социальный ранг именно благодаря поддержке других членов группы. Этолог Итон (цит. по: Гольцман, 1984) говорит о "престиже" в приложении к самцу Эрроухед, который сохранял свой высокий ранг в группе макак, хотя у него не было клыков, одного глаза, и он был одним из самых маленьких самцов в группе.
Иерархия доминирования у зеленых мартышек (верветок) носит в основном гедонистический, а не агонистический характер, как следует из данных М.Т. МакГвайра с сотрудниками (Raleigh, McGuire, 1994). Доминант отличается пониженной агрессивностью в отношениях с другими членами биосоциальной системы (группы), но он успешнее других формирует дружеские связи (альянсы) с товарищами по группе, чаще решает конфликты мирным путем, а агрессию активно проявляет только в ситуации обороны всей группы от внешнего врага.
Исследования Р. Мастерса по президентским выборам в США свидетельствуют о том, что успеха добивается кандидат, чья мимика и жесты отражают отсутствие агрессивности, желание поддержать и ободрить людей, т.е. механизм доминирования в данной ситуации также в основном гедонистический. У 3—5 летних детей, по контрасту с детьми более раннего возраста, устанавливаются в основном гедонистические иерархии. Уже к 3 годам доля агонистического доминирования в группах детей снижается за счет усиления афилиации, приводящей к гедонистическим иерархиям на основе структуры внимания: подчиненные индивиды в группе детей уделяют больше внимания доминантам, чем последние – подчиненным детям.
В противоположность агонистическому, гедонистическое доминирование по самому механизму своего формирования способствует заботливому лидерству. Отметим, что в первобытном обществе от лидера ожидали способности улаживать мирным путем конфликты между соплеменниками, дара быстрого принятия верного решения в сложных ситуациях.

Помимо двух указанных механизмов формирования иерархий, возможны и промежуточные ситуации (смешанный путь), когда физическое превосходство дополняется преимущественным вниманием к данному индивиду. Такой смешанный вариант, вероятно, наблюдается у некоторых низших приматов (например, зеленых мартышек-верветок), что приводит к срединному стилю доминирования – заботливому доминированиюна приведенной выше схеме. В этом случае доминант безусловно требует себе лучшие ресурсы (пищу, самок, укрытие), но он в то же время осуществляет и некоторые лидерские функции: патрулирует территорию, разнимает дерущихся, может организовывать коллективную оборону территории.

Мы уже говорили выше о возможности (и даже распространенности в мире животных и в человеческом обществе) расщепленнных иерархий, когда в разных ситуациях на вершине иерархии оказываются разные индивиды. Один из вариантов такого расщепления как раз и реализуется, если в одной и той же социальной группе параллельно работают оба механизма создания иерархий, и в результате иерархия имеет две вершины. У шимпанзе возможно сосуществование в одной группе 1) «формального» доминанта, который достигает этого статуса агонистическим путем (и которому адресованы подчинительные сигналы других особей) и 2) другой высокоранговой особи, которая вступает в коалицию с недоминирующими, но все же влиятельными самцами, завовевывает внимание других, обладает способностью манипулировать другими индивидами (Low, 2000).

Два механизма социального доминирования представляются разными гранями одного целого в рамках предложенного М.Е. Гольцманом (1984) принципа взаимной стимуляции/блокировки поведения. Представим себе двух животных одного вида, одно из которых осуществляет какую-либо деятельность. Другое, наблюдающее, животное получает стимул к воспроизведению этой деятельности -- к имитации (которая рассмотрена нами выше как механизм локальной координации поведения). Стимуляция поведения носит взаимный конкурентный характер. Например, две обезьяны (или два мальчика в детском саду) стремятся перекричать друг друга[53]. Рано или поздно обнаруживается, что один из соревнующихся индивидов более не способен выдерживать конкуренции более сильного (выносливого, агрессивного и др.) партнера. Победитель в соревновании теперь блокирует соответствующую активность у других особей. Если подобное ингибирование активности происходит в масштабах всей биосоциальной системы, то особь становится доминантом -- но только в рамках данной деятельности. Поэтому и возможно несовпадение доминирующих особей в различных сферах деятельности.

Исключение представляет конкуренция, основанная на агонистическом поведении. Например, животные соревнуются в способности повалить соперника наземь; выдержать демонстрацию угрозы со стороны партнера и др. Понятно, что победитель в таком соревновании способен подавлять конкурентов и в других сферах деятельности (известно, что победитель турнира у оленей получает преимущественный доступ к самкам). Так складывается агонистическое доминирование и соответствующая иерархия в социуме.

Однако путь к вершине иерархии в биосоциальной системе может лежать и через победу в конкуренции в неагонистических видах поведения, если они играют ключевую роль в данном социуме – обеспечивают жизненно важные ресурсы (конкуренция за успехи в охоте или собирании плодов), вызывает особое внимание к победителю. Подростки добиваются социального статуса не только через победы в драках (подростковая агрессия). Они также пытаются всячески "эпатировать публику", создав тем самым структуру внимания, в которой им была бы обеспечена центральная роль. Так может сложиться гедонистическаяиерархия. Конечно, она будет достаточно изменчивой и более того, имеет тенденцию к расщеплению.

 

4.16.5. Об иерархиях в человеческом обществе и политической власти. Распространенность и эволюционно-консервативный характер феномена иерархии ставит под серьезное сомнение все те утопические проекты реорганизации человеческого общества, где люди предстают полностью уравненными по социальному рангу. В социологии и политологии хорошо известен "железный закон олигархии" Р.Михельса (Michels, 1949), гласящий, что даже партии и другие политические движения, стремящиеся к эгалитарным (раннехристианским, социалистическим, коммунистическим) целям и идеалам, формируют все более жесткие бюрократизирующиеся иерархии в процессе собственного развития и формирования стремящихся к замкнутости политических элит.

Явление доминирования в человеческом социуме не ограничивается только "личными" отношениями между людьми и их группами. В человеческом социуме происходит институционализацияотношений доминирования-подчинения -- их закрепление как политической власти.Проблема власти -- одна из стержневых проблем политологии. Р. Мастерс характеризует всю политику как сферу отношений доминирования, которые стремятся к созданию, поддержанию или изменению социальных правил. Власть базируется на отношениях доминирования-подчинения.

Понятие «власть» означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других.

Как мы отмечали в начале этого раздела, доминирование предполагает подчинительное поведение со стороны других. Подобно этому, власть в политологии интерпретируется как отношение между 1) активным субъектом, который побуждает к действию и 2) пассивным субъектом, выполняющим предписанное активным субъектом действие. Функции власти в политологическом смысле включают как доминирование (репрессивная функция, функция присвоения ресурсов и распоряжения ими), так и лидерство (функция управления, функция распределения ресурсов между другими). Понятно, что в каждой конкретной ситуации облеченное властью лицо любого калибра, будь то директор свечного завода или египетский фараон, вольно выбирать любую точку в континууме «репрессивное доминирование – заботливое доминирование – заботливое лидерство».

Здесь уместно вновь напомнить о неизбежных ограничениях биополитического подхода к социально-политической проблематике. Власть в человеческом обществе имеет не только биосоциальные предпосылки, она в весьма существенной мере детерминирована социокультурными факторами, отвечающими за уникальность человеческого общества по сравнению с биосоциальными системами других биологических видов. Только в человеческом социуме – в его политической системе – власть подвергается институционализации. Это означает, что власть реализуется посредством специфических организационных структур, социальных институтов (правительство, парламент, монарх, президент и т.д., Политология, Энциклопедический словарь. 1993. С.40—42). В человеческом социуме появляются новые специфические ресурсы политического доминирования, из числа которых в нашу эпоху все более существенная роль отводится обладанию информацией. Впрочем,и в сообществах обезьян информация нередко служит важной предпосылкой по крайней мере временного ситуационного лидерства. Так, шимпанзе следуют за особью, знающей, где расположены кормушки с вкусными листьями (de Waal, 1996).

Культурно детерминированы характерные для человеческого общества символические атрибуты власти – от маршальского жезла до расположения кресел в зале заседания парламента или Политбюро советских времен. Зарубежные эксперты легко выясняли политическую иерархию в СССР по тому, как политические деятели располагалис

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...