Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определите цели государственного кредита




Экономическая теория определяет следующие цели государственного кредита:

- фискальную цель;

- цель экономической стабилизации;

- аллокативную цель (оптимальное распределение ресурсов).

Цель проведения фискальной долговой политики государства заключается в заимствовании средств, а также в создании рынка долговых государственных обязательств, что позволяет в долгосрочной перспективе в меру необходимости занимать финансовые средства для реализации своих потребностей. Основной задачей Министерства финансов, Центрального банка является, с одной стороны, управление прибыльностью, а с другой – структурирование сроков обращения и объемов долговых обязательств. Так, например, в период стремительного экономического роста, когда процентные ставки достаточно высокие, государство должно стремиться эмитировать краткосрочные обязательства и избегать долгосрочных. Наоборот, в фазе экономического спада с достаточно низкими процентными ставками целесообразной является эмиссия долгосрочных ценных бумаг с умеренными процентами.

Стабилизация экономики и стимулирование её роста за счет государственного кредита находятся в центре дискуссии о целях и влиянии дефицитного финансирования. Государственные органы с помощью мер, финансируемых на кредитной основе, пытаются активно влиять на конъюнктурно важные величины: безработицу, уровень цен, внешнеэкономический баланс и др. Кроме того, государственный кредит, будучи мощным генератором увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Однако значительный рост бюджетных дефицитов и государственной задолженности в последние десятилетия вызвал сильную критику в адрес правительств, пытающегося за счет дефицитов стимулировать экономическое развитие. При этом критические размеры внутренней и внешней задолженности и, как следствие, рост процентных платежей во многих странах привели к ограничению возможностей управления государственным долгом или даже к дестабилизирующим влияниям на экономику в целом.

Аллокативная цель (т.е. оптимальное распределение ресурсов) является одной из важнейших целей государственной деятельности. Государство старается с помощью кредитного финансирования увеличить производство товаров и услуг в государственном секторе (другими словами, повысить долю государственных расходов в валовом национальном продукте), и одновременно создать необходимые условия для увеличения объемов производства в частном секторе.

С помощью государственной задолженности правительство финансирует свои расходы в том случае, если они не покрываются доходной частью бюджета. Использование государственного кредита в качестве инструмента аллокативного влияния на экономику объясняется, прежде всего, возможностью отсрочки во времени выплат по государственным обязательствам. В этом случае государственный долг является формой перераспределения богатства будущего поколения плательщиков налогов (которое будет вынуждено уплачивать повышенные налоги) в пользу нынешнего поколения (которое платит меньшие налоги). Государственные заимствования, таким образом, помогают правительству привлекать средства будущих поколений для финансирования государственных проектов, необходимых как для нынешнего, так и для будущих поколений. Такое «перекладывание финансовой тяжести» на будущие поколения не может быть оценено только позитивно, необходимо также исследовать негативные эффекты возрастающей долговой нагрузки для будущих поколений, не забывая, что мобилизованные с помощью государственного кредита средства являются антиципированными, т.е. наперёд взятыми налогами.

Без сомнения, государственный кредит является стимулятором инвестиционно-инновационного развития государства.

Все инвестиционные проекты, реализуемые с помощью государственного кредита, по своему целевому назначению можно разделить на 3 группы:

1) коммерческие: инвестиционные проекты, которые генерируют прямые внешние доходы (например, платежи за коммунальные услуги, плата за транспортные перевозки, арендные платежи), которых (даже с учетом дисконтирования факторов риска, неопределённости и времени) будет достаточно для обслуживания расходов и капитальных расходов на реализацию проекта. Данные проекты предусматривают обязательное привлечение третьих заинтересованных сторон (коммерческих структур). Объем коммерческой составляющей определяется исходя из объемов бюджетного финансирования. Даже дотационные организации можно сделать полностью коммерческими, если услуги будут приобретаться правительством (чтобы обеспечить бесплатные услуги конечному потребителю) или частично коммерческими в случае установления правительством размеров частичной компенсации (для обеспечения реализации льгот). Однако такие проекты требуют значительной кредитоспособности правительства (чтобы инвестор мог быть уверен в получении своей доли денежных потоков). Одним из примеров компромисса между инвестором и государством может стать организация проекта в форме государственно-частного партнерства, которое предполагало бы признание коммерческих интересов частных инвесторов, а также социальных интересов государства путем заключения контракта;

2) экономические: проекты генерируют непрямые (опосредованные) доходы или обеспечивают внутренние сбережения (например, улучшение инфраструктуры и развитие промышленности содействуют расширению налоговой базы), что позволяет покрыть все или часть капитальных расходов на проект с учетом дисконтирования по рисковым и временным факторам). Реализация данных проектов требует обоснованной оценки органами государственного управления потенциальных инвестиционных проектов, чтобы избежать неоправданных расходов заемных средств;

3) социальные: результаты проекта измеряются только социальными преимуществами для населения определенной административной единицы или страны в целом в виде роста эффективности функционирования системы образования, охраны здоровья, транспортных магистралей. Данные проекты могут вообще не предполагать прямых или опосредованных доходов или генерировать их в значительно меньшем размере, чем необходимо для обслуживания и погашения кредита. Использование государственного кредита для финансирования социальных проектов определяется, прежде всего, временным фактором. Социальные активы (основные средства), например, школы или больницы, функционируют на протяжении многих лет, в то время как строительство происходит в течение относительно короткого начального периода. Пользователями школ и больниц будут граждане (они же и плательщики налогов) в течение всего срока эксплуатации, а не только в период строительства. Использование государственного кредита для строительства означает, что его стоимость будет выплачиваться будущими плательщиками налогов в меру погашения долга. Без привлечения заемных ресурсов стоимость строительства будут компенсировать настоящие плательщики налогов, которые в будущем будут достаточно редко пользоваться новым социальным активом.

Принимая решения об объемах и целесообразности государственного кредитования инвестиционных проектов, правительство должно рассчитывать окупаемость конкретных проектов, ведь функционирование государственного кредита базируется на общеизвестных принципах кредитования. Среди них стоит обратить внимание на платность и целевое использование кредитных ресурсов.

Одной из основных проблем, которая возникает при составлении реестра приоритетных бюджетных проектов, является поиск «компромисса» между разными категориями инвестиций. Иногда бывает достаточно трудно в условиях ограниченных бюджетных ресурсов сделать выбор между инвестиционными проектами, которые генерируют достаточный объем денежных доходов, уменьшая при этом нагрузку на бюджет, и социальными проектами, которые предусматривают значительные социальные или гуманитарные преимущества, но без финансовой окупаемости для бюджета.

На практике почти все проекты оказываются «смешанными», то есть могут создавать некоторые денежные доходы (недостаточные для окупаемости всего проекта), иметь определенный экономический компонент и определенные социальные преимущества, которые отвечают принципам государственной политики.

Формальное определение процентного соотношения между видами инвестиций поможет обеспечить чёткое уяснение объема потребностей в социальных инвестициях и прозрачность распределения финансовых средств даже при условии их дефицита. За счет укрепления бюджетов и роста инвестиционных возможностей бюджета можно будет увеличить объем средств, направляемых на социальные инвестиции, и разработать методы контроля по стоимости проектов.

Инвестиционная стратегия, которая предусматривает распределение на коммерческие, экономические и социальные категории, позволяет также разработать основные правила и утвердить приоритеты той или другой сферы бюджетной деятельности (например, охраны здоровья, образования или жилищно-коммунального хозяйства). Это дает возможность составить реестр инвестиционных проектов в порядке их приоритетности и переходить к выполнению каждого последующего инвестиционного проекта по мере поступления необходимых финансовых ресурсов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...